Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 4

 

 

 

 

 

 

Электровозы постоянного тока

/

 

Электровозы переменного тока

 

Элементы

характеристики

 

ВЛ23 |

ВЛ8

в л ю |

ЧС2 |

ВЛ60 П

В Л 6 0 К

В Л 8 0 К

ЧС4

ВЛ82

 

 

 

 

 

В Л 2 2 М

Напряжение

в контактной

3000

3000

3000

3000

3 000

25000

25 000

25 000

25 000

3 000/25 000

сети, в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Год

начала

 

выпуска

 

1947

1956

1953

1961

1960

1962

1965

1963

1965

1966

 

 

 

 

 

 

 

—1957

—1968

Пассажи ккий

Грузово?

 

Пасса­

Грузовой

Род

службы

 

 

 

Гру зовой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жирский

 

Осевая характеристика

Зо + Зд

Зо + 30

2(2о+20 )

2(20 -20 )

Зо—-Зс

Зо—Зо

Зо—Зо

2 ( 2 с - 2 0 )

Зо—Зо

2(2 0 - 2 0 )

Нагрузка от оси на рельс, Т

22

23

23

23

21

23

23

23

20,5

23

Мощность

часового

режима,

3 260

4 280

5 710

7 070

5 710

5 630

5 380

8 870

6 940

7 620

л.

с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сила тяги

часового

режима,

23 900

26 400

35 260

39 500

17 000

22 800

31 860

47 100

17 900

39 200

кГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скорость

часового

режима,

36,1

42,6

42,6

47,3

88

65,5

52

51,6

108

51

км 1ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конструкционная

скорость,

75

100

100

100

160

100

100

ПО

160

НО

КМ

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сцепной вес, т

 

132

138

184

184

126

138

138

184

123

184

 

 

 

 

 

 

ъ

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.

106.

Размещение оборудования на электровозе ВЛ23:

 

 

 

 

 

 

1 — штурвал ручного тормоза;

2

—- розетка

межэлектровозного

соединения;

3

контрол­

лер

машиниста;

4,

24

— панели

 

измерительных

приборов;

5

скоростемер;

6

панель

с кнопками;

7

огнетушитель;

8

электрическая

плитка;

9 — компрессор;

10

акку­

муляторная

батарея;

11 — переключатель

вентиляторов;

12

групповой

переключатель;

13 — отключатель

двигателей;

14

реверсор;

15

— электропневматические

контакторы

ослабления

поля;

16 — счетчик;

17 —

быстродействующий

выключатель;

18

сопротивле­

ние ослабления поля; 19 — дешифратор АЛС; 20 — мотор-вентилятор с генератором

уп­

равления;

21

воздухораспределитель;

22

электрическая

печь;

23

кнопочный

вы­

ключатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тележка опирается на колесные пары (рис 107) с тяговыми дви­ гателями и зубчатой передачей. На электровозах установлена ав­ тосцепка, она же служит и межсекционным соединением у восьмиосных двухсекционных электровозов.

 

Токоприемник

электровоза

предназначен

для съема

тока

с

контактного провода. Шарнирное соединение рам токоприемни­

ка

(рис.

108) обеспечивает

требуемое

нажатие

полоза

на

кон­

тактный

провод

при всех положениях

контактной сети-

 

 


ся на электровозах с конструкционной скоростью до 120 км/ч. При больших скоростях применяется опорно-рамное подвешивание тя­ говых двигателей.

В последнее время на некоторых электровозах стали

приме­

няться «мономоторные» схемы электрической передачи.

При та­

кой конструкции на тележку

устанавливается

один

тяговый

двигатель требуемой мощности

(рис. ПО). В этом

случае

значи­

тельно усложняется редуктор передачи вращающего момента от вала двигателя к колесу, однако при этом увеличивается сила сцепления колеса с рельсом (повышается коэффициент сцепления).

Тяговые двигатели электровозов постоянного тока имеют на­ пряжение на коллекторе 1500 в, а на электровозах переменного тока 750—1000 е.

На двигателях мощностью от 650 кет и выше электровозо­ строительные заводы ставят компенсационную обмотку, которая повышает надежность работы двигателя.

В качестве вспомогательных машин на электровозе постоян­ ного тока установлены: мотор-вентиляторы, мотор-компрессоры, генераторы тока управления и мотор-генераторы- Все эти машины приводятся в действие постоянным током от контактной сети.

Мотор-вентиляторы

служат

для подачи воздуха

в систему ох­

лаждения

тяговых

двигателей,

мотор-комлрессоры

обеспечивают

сжатым

воздухом

тормозную

систему

и пневматические цепи

электровоза; генератор

тока управления

заряжает

аккумулятор­

ную батарею, питает цепи управления и осветительную сеть. Мо­

тор-генератор

служит для независимого питания обмоток

тяго­

вых двигателей электровоза при режиме рекуперации.

 

 

 

В кабине

машиниста (рис. 111) установлен контроллер для ди­

станционного

пуска и управления работой тяговых

двигателей.

На

электровозах с электрическим торможением контроллер

име­

ет четыре рукоятки: главную — для регулирования

скорости, ре­

версивную — для изменения направления движения,

тормозную —

для

переключения

двигателей с тягового режима на тормозной и

для

регулирования

тока возбуждения и селективную

рукоятку, ко­

торая служит для переключения различных соединений тяговых двигателей при рекуперативном торможении-

Обмотки возбуждения тяговых двигателей переключаются ре­ версором, который имеет три рабочих положения: «Вперед», «Нулевое» и «Назад».

Скорость движения электровоза машинист изменяет при помо­ щи штурвала контроллера, который позволяет изменять схему соединения тяговых электродвигателей (рис. 112). При последо­ вательном соединении двигателей шестиосного локомотива (как

указано на схеме) напряжение контактной

сети

3000 в

будет по­

ровну

разделено между всеми двигателями и

составит

3000:6=

500 в.

При последовательно-параллельном

соединении

двигатели

соединяются в две параллельные цепи по три двигателя в каж­ дой. В этом случае к каждому двигателю будет подводиться на­ пряжение 3000:3=1000 8.

189



Параллельное

соединение

осуществляется таким

образом, что

в трех

параллельных

цепях

расположено по два

тяговых

двига­

теля. Это значит, что каждый

двигатель

будет иметь

напряжение

3000:2=1500 в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поскольку скорость вращения тягового дзигателя, а следова­

тельно, и скорость локомотива зависят от величины

напряжения

на коллекторе двигателя, то, следовательно, наименьшая

скорость

локомотива будет при последовательном,

а наибольшая при парал­

лельном соединении тяговых двигателей.

 

 

 

 

 

Высоковольтные шины

и

кабели

электровоза

предназначены

для подвода тока

от токоприемника

к соответствующим

машинам

и аппаратам. Они так же

обеспечивают

электрическое

соедине­

ние секций электровоза при

работе по системе многих единиц.

По

низковольтным

цепям

подводится

ток к аппаратам

управ­

ления

силовыми

цепями

тяговых двигателей,

вспомогательных

машин, отопления, а также к измерительным приборам, установ­ ленным в цепях низкого напряженияНа электровозах постоян­ ного и переменного тока напряжение низковольтных цепей 50 в.

Аккумуляторная батарея электровоза служит резервным ис­ точником питания низковольтных цепей приборов управления, а также осветительных и сигнальных устройств. Напряжение бата­ реи 50 в.

Пневматическое оборудование электровоза состоит из воздуш­ ной магистрали тормоза, воздухопроводов вспомогательных цепей и пескоподачи. Питание сжатым воздухом пневматического обо­ рудования каждого электровоза обеспечивается двумя воздушны­ ми компрессорами. Электровозы постоянного тока оборудуются компрессорами типа Э500 (рис. 113), а переменного КТб-Эл. Два компрессора на электровозе обеспечивают надежную работу автоматических тормозов и системы управления электровоза.

74. Электровозы переменного тока

На электровозе переменного тока установлен тяговый транс­ форматор (рис. 114), который понижает напряжение на тяговых двигателях до номинального значения. Поскольку на электрово­

зах переменного тока

установлены тяговые двигатели

постоянно­

го тока, переменный ток, пониженный

в трансформаторе, выпрям­

ляется в кремниевых

выпрямителях.

Физическая

сущность

вы­

прямления тока заключается в использовании свойства

кристаллов

сверхчистого кремния

пропускать электрический

ток только

в од­

ном направлении. Основой выпрямительного элемента или венти­ ля служит тонкая пластинка монокристалла кремния. Электрода­ ми выпрямительного элемента кремния обычно являются нике­ лированные вольфрамовые диски, припаиваемые с двух сторон к кремниевой пластинке.

Выпрямительные элементы припаиваются к массивному мед­ ному основанию в виде короткого болта с резьбой для ввинчива-

191