Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 4
|
|
|
|
|
26- |
П 25 |
|
|
|
|
|
2b |
23 |
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Рис. |
121. Расположение оборудования на тепловозе с |
электрической |
передачей переменно-постоянного |
тока: |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
1 |
— |
выпрямительный |
-блок; 2 — стартер-генератор; |
3 — д и з е л ь |
2Д70; |
4 — турбонагнетатель; |
5 — |
бак водяной; |
6 |
— |
вентилятор |
холодильника; |
||||||||||||||
7 |
— |
подвозбудитель; |
8 — топливный |
бак; |
9 |
— главный резервуар; |
10 |
— синхронный |
генератор; |
И |
— |
вспомогательный |
генератор; |
12, |
||||||||||||
2} |
~ |
вентиляторы о х л а ж д е н и я тяговых |
двигателей |
передней |
и з а д н е й |
тележек; |
13 |
— |
возбудитель; |
14 |
— |
вентиляторы |
о х л а ж д е н и я |
главно |
||||||||||||
го генератора; /5 — аккумуляторная батарея; 16 — редуктор; |
17 —- |
компрессор; |
18 |
— |
маслопрокачивающий агрегат; 19 — |
фильтр |
тонкой |
|||||||||||||||||||
очистки; 20 |
—- секции |
о х л а ж д е н и я воды; 21 |
— |
межсекционное |
соединение; |
23 |
— санузел; |
24 — |
воздухоочиститель |
д и з е л я ; |
25 |
— |
топливоподо - |
|||||||||||||
греватель; 26 |
— топливоподкачивающий |
агрегат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
1 2 3 |
б) Первый такт |
Второй такт |
|
|
|
" |
\ - . |
J ( ' |
Первый такт |
Второй такт |
|
|
Третий такт |
|
|
Четбёртый такт |
|||
Рис. 122. Схема работы дизелей:, |
|
|
||||||
а |
— |
четырехтактный |
типа |
Д49: |
|
|
||
/ |
- |
впускной клапан; |
2 |
- |
форсунка; |
3 - |
выпускной клапан; 4 - поршень; 5 - кула |
|
распределительного |
вала; |
6 |
— шатун |
|
|
|||
б |
— |
двухтактный |
типа |
ДШО: |
|
|
||
1 — |
верхний поршень; |
2 — |
форсунка; |
3 — |
нижний поршень |
щий |
механизм |
дизеля состоит из коленчатого вала (или двух ва |
|
лов |
как на дизелях |
типа Д100), шатунов с вкладышами, порш |
|
ней |
и пальцев. |
Он |
преобразовывает поступательное движение |
поршня во вращательное движение коленчатого вала.
Механизм газораспределения, состоящий из валов, шестерен, клапанов, штанг, приводимых от коленчатого вала, управляет процессами впуска воздуха и выпуском отработавших газов.
Топливоподающая система обеспечивает подачу в цилиндры
установленного |
количества топлива. К |
этой |
системе |
относятся |
||||||||
форсунки, |
топливные |
насосы, |
фильтры |
очистки |
топлива |
и др. |
||||||
Воздух к |
дизелю |
подают |
турбонагнетатели |
и |
воздуходувки |
|||||||
через коллекторы и воздухопроводы. Система |
воздухоснабжения |
|||||||||||
обеспечивает |
наддув (продувку) |
дизеля, |
а система |
выпуска га |
||||||||
зов или выпускная система включает в себя выпускные |
коллекто |
|||||||||||
ры, газовую турбину и выпускную |
трубу. |
|
|
|
|
|
|
|||||
Масло |
для |
смазки |
трущихся |
частей |
дизеля |
и |
охлаждения |
|||||
поршней |
поступает от |
масляной |
системы. В нее |
входят: |
масля |
ный насос, фильтры, маслопроводы и контрольные приборы. Сис тема охлаждения состоит из комплекса устройств (водяного и мас ляного контуров), в которых охлаждается вода и масло, а они в свою очередь охлаждают цилиндры и поршни дизеля. Тепло, отводимое от дизеля в масло и в воду, составляет от 30 до 40% от тепла, выделяемого сгоревшим топливом дизеля.
Вода и масло циркулируют на тепловозе по раздельным |
замк |
||
нутым контурам. Масло |
охлаждается в теплообменниках, а |
вода |
|
в водяных радиаторах. |
На тепловозах ТЭЗ и первых |
выпусках |
|
2ТЭ10Л масло охлаждалось также в масляных радиаторах |
(сек |
||
циях). Вода й масло в радиаторах и теплообменниках |
охлаждает |
ся наружным воздухом, который нагнетается специальными ло пастными вентиляторами.
У двухтактного дизеля типа Д100 имеется еще один сущест венный узел — это так называемая вертикальная передача. Она жестко связывает верхний и нижний коленчатые валы дизеля,
снимая |
мощность с верхнего вала и передавая |
ее на нижний вал, |
||||
так как |
суммарная выходная |
мощность дизеля Д100 |
передается |
|||
на генератор с нижнего коленчатого вала. |
|
|
|
|
||
В послевоенные годы на дорогах Союза |
основным |
тепловоз |
||||
ным двигателем был дизель типа Д50, который |
устанавливался на |
|||||
тепловозах ТЭ1 и ТЭ2. Затем |
на магистральные тепловозы стали |
|||||
устанавливать дизели типа Д100, при этом |
дизель 2Д100 |
на теп |
||||
ловозы ТЭЗ, а дизель 10Д100 |
(рис. 123) на |
тепловозы |
2ТЭ10Л. |
|||
Почти все двухтактные и четырехтактные |
дизели |
выпускают |
ся с газотурбинным наддувом, повышающим мощность дизеля на 30—50% при одновременном снижении расхода топлива.
Отечественной дизелестроительной |
промышленностью |
с 1971 г. |
||
внедряются |
в серийное |
производство |
новые высокоэкономичные |
|
четырехтактные тепловозные дизели типов Д70 и Д49 |
(рис. 124). |
|||
В семейство |
этих |
дизелей входит мощностной |
ряд от |
|
1200 до 6000 л. с. |
|
|
|
202
ройства и амортизаторы, а также > устройства автоматического тормоза. Пневматическое оборудование тепловоза состоит из ком прессора, воздушных резервуаров, воздухопроводов тормозной магистрали и воздушной системы, которая обслуживает аппараты управления, блокировки высоковольтной камеры, песочницу, сви сток и тифоны.
На тепловозах новейшей конструкции (ТЭ109, ТЭ116) в ка честве приводов компрессоров, вентиляторов и холодильников применяются асинхронные электродвигатели.
80.Особенности устройства тепловозов
сэлектрической, гидравлической
и механической передачами .
Электрическая |
передача |
тепловоза |
наиболее распространен |
||||||||
ный вид передачи |
|
как |
на магистральных, так и на маневровых |
||||||||
тепловозах. Применяются |
два типа |
электрической |
передачи: по |
||||||||
стоянного и переменно-постоянного тока. На тепловозах |
мощно |
||||||||||
стью от 3000 л. с. и |
выше |
обычно |
применяют |
передачу |
перемен |
||||||
но-постоянного тока. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Передача |
постоянного |
тока |
состоит |
из тягового |
генератора, |
||||||
вспомогательных |
электрических |
машин-возбудителя и вспомо |
|||||||||
гательного |
генератора |
|
(двухмашинного |
агрегата), |
акку |
||||||
муляторной |
батареи, |
тяговых |
двигателей, электрической |
аппара |
туры; контроллера машиниста, реверсора, контакторов, электро
пневматических вентилей, |
реле |
и др., из силовых и вспомога |
||||
тельных цепей, а также из цепей управления. |
|
|||||
Г л а в н ы й г е н е р а т о р |
соединен |
с дизелем |
муфтой. Он пре |
|||
образовывает |
механическую |
энергию дизеля в электрическую, ко |
||||
торая |
затем |
направляется |
к тяговым двигателям. В станине или |
|||
остове |
генератора постоянного |
тока |
(рис. 126) |
вращается якорь |
с коллектором. Щеточный аппарат генератора имеет щеткодер жатель, в котором закреплены графитовые щетки.
Генератор имеет независимое возбуждение. Тепловозные ге нераторы мощностью до 2000 л. с, как правило, выполняются с естественным охлаждением, а генераторы большей мощности имеют принудительное воздушное охлаждение. Коэффициент по лезного действия тягового генератора 98%•
В о з б у д и т е л ь |
служит |
для возбуждения |
магнитной |
системы |
||
тягового генератора. Он представляет собой |
машину постоянного |
|||||
тока, мощностью от 1 до |
2% от мощности |
возбуждаемого |
им |
|||
генератора. |
|
|
|
|
|
|
В с п о м о г а т е л ь н ы й |
г е н е р а т о р |
предназначен |
для |
заря |
||
да аккумуляторной |
батареи, возбуждения |
возбудителя и для пи |
тания электроэнергией цепей низкого напряжения. На отечест
венных тепловозах |
напряжение вспомогательного |
генератора рав |
||
но 75 в. Однако в |
последнее время на |
тепловозах можно |
встре |
|
тить напряжение |
вспомогательных |
цепей, |
равное |
ПО в. |
205
пиковых щитах. Двигатели выпол няются, как правило, четырехполюсными. В отличие от электрово зов двигатели тепловоза имеют срав нительно низкое напряжение на коллекторе (275—350 б), но гораз-
. до больший ток (800—2000 а).
К электрической аппаратуре те пловоза относится — контроллер машиниста, реверсор, контакторы, реле, электропневматические венти ли и др. Контроллер машиниста (рис. 128) предназначен для управ ления тепловозом. Переводя руко ятку контроллера на различные по зиции, машинист включает и выключает в необходимой последо вательности контакторы, реле и вен тили управления, изменяя тем са мым скорость движения поезда.
Контроллеры тепловозов первых выпусков (ТЭ1, ТЭ2), а также ма невровых тепловозов имеют 6—8 ходовых позиций, а на современные магистральные тепловозы устанав ливаются 15—16-позиционные конт роллеры. Контроллер имеет глав ную и реверсивную рукоятки, при чем если снять.реверсивную рукоят ку, то нельзя привести тепловоз в движение. Контроллер установлен в кабине управления тепловозом.
|
Разрабатываются |
|
электронные |
||||||
системы |
управления |
локомотивами |
|||||||
и электропоездами |
в |
виде |
приста |
||||||
вок |
к контроллеру |
машиниста. |
Та |
||||||
кое |
устройство называется |
«авто |
|||||||
машинистом». |
По |
заданной |
|
прог |
|||||
рамме, |
составленной |
на основании |
|||||||
тяговых |
расчетов, |
|
автомашинист |
||||||
без |
вмешательства |
машиниста |
осу |
||||||
ществляет пуск, разгон, |
ведение и |
||||||||
остановку |
поезда. Машинист |
только |
|||||||
контролирует |
действие |
«автомаши |
|||||||
ниста» |
и |
в |
случае |
необходимости |
|||||
берет |
управление «на себя». |
|
|
Рис. 128. Контроллер машиниста:
1— |
реверсивная |
рукоятка; |
2 — главная |
|||||
рукоятка; 3 — крышка; 4 |
— |
пружина |
||||||
рычага; |
5 — храповик; 6 — вал; 7 — уш |
|||||||
ко; |
8 — кулачковая |
шайба; |
9 — под |
|||||
вижной |
контакт; |
10 — панель; |
|
— ука |
||||
затель |
позиций; |
12 |
— |
панель |
непод |
|||
вижных |
контактов; |
13 |
— |
тяга |
ревер |
|||
сивного |
барабана; 14 |
— |
вал |
реверсора |
Электрическая передача переменно-постоянного тока. В каче стве тягового генератора используется синхронная двенадцатиполюсная машина с двумя трехфазными обмотками на статоре,
207