Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 4
электровозов переменного тока. Создаются магистральные грузо вые тепловозы мощностью 4000 л. с. и пассажирские мощностью 6000 л. с. в одной секции.
Новые более мощные электровозы и тепловозы будут иметь нагрузку от колеса на рельс 25—27 Т вместо 22—23 Т на сущест вующих локомотивах. Это даст возможность значительно повысить веса поездов.
Общим направлением в современном тепловозостроении являет ся применение на магистральных тепловозах высокоэкономич ных четырехтактных дизелей, передач переменно-постоянного тока.
В связи с повышением мощностей будут расти также и конст рукционные скорости локомотивов. Особенно это относится к пас сажирским электровозам. Научно-исследовательские и конструк торские работы, направленгпле на повышение надежности локомотивов, развертываются главным образом по созданию бес контактных систем управления и регулирования, а также приме нению износоустойчивых сталей и полимерных материалов. Наря ду с этим разрабатываются и системы непрерывного контроля наиболее ответственных узлов локомотива с целью предупрежде ния отказов или поломок.
Г Л А В А 18. |
Л О К О М О Т И В Н О Е Х О З Я Й С Т В О |
86. Организация управления локомотивным хозяйством и его основные сооружения
Локомотивное хозяйство — важная отрасль железнодорожного транспорта, призванная обеспечивать на должном техническом уровне эксплуатацию, содержание и ремонт локомотивов. Глав ное управление локомотивного хозяйства Министерства путей со общения проводит мероприятия по реконструкции тяги, разработ ке и осуществлению совместно с управлениями дорог работ по развитию локомотивного хозяйства и совершенствованию содер жания локомотивного парка, направленные на обеспечение выпол нения установленного плана перевозок и безопасности движения поездов.
На дорогах имеются службы локомотивного хозяйства. В ве дении этой службы находятся локомотивные отделы отделений до роги. В хозяйства отделений дорог входят электровозные, тепло возные, моторвагонные и паровозные депо, экипировочные устрой ства и пункты технического осмотра локомотивов.
Размещение и техническое оснащение локомотивных депо, пунктов технического осмотра локомотивов, мастерских, экипиро вочных устройств и других сооружений и устройств локомотивно го хозяйства должны обеспечивать установленные размеры дви жения поездов, наилучшее использование локомотивов, высокое
217
На территории депо расположены устройства для поворота ло комотивов. Для отдыха локомотивных бригад в пунктах оборота локомотивов, а иногда и пунктах смены бригад в ведении депо имеются дома отдыха бригад.
87. Водоснабжение
Железнодорожный транспорт имеет собственные устройства водоснабжения и водообработки, которые обеспечивают беспере бойное снабжение водой надлежащего качества и в необходимом количестве локомотивов, поездов, станций, а также удовлетворя ют другие хозяйственные, противопожарные и питьевые потребно сти (ПТЭ, §49) .
Техническое водоснабжение обслуживает технологические нуж ды предприятий. К ним относятся снабжение паровозов, промы- вочно-пропарочных станций, котельных, цехов депо, мастерских, складов и др. Питьевое водоснабжение обеспечивает водой пот ребности населения и соответствующих учреждений бытового об
служивания (школы, детские учреждения, |
столовые и т. д.). |
|||
Устройства водоснабжения |
состоят |
из: |
источников |
(река, |
пруд, артезианские скважины), |
водозаборных |
и фильтровальных |
||
устройств (заборные и береговые приемные |
колодцы), |
насосной |
станции, водоочистных устройств, напорной сети, водоемного зда ния и разводящей сети.
В железнодорожных узлах, расположенных в пределах горо дов и населенных пунктов, где имеется городское (коммунальное) водоснабжение необходимой мощности, напорная сеть железно дорожного водоснабжения подключается к промышленным и го родским водопроводам. В районах, где вода имеет повышенную жесткость, т. е. содержит большое количество солей кальция и магния, производится умягчение воды в специальных стационар ных водоумягчителях. В последнее время железнодорожные на сосные станции оборудуются электрическим приводом и автомати
зируются. В связи с необходимостью экономии воды |
принимаются |
|||
меры к ее повторному |
использованию в техническом |
водоснабже |
||
нии после соответствующей очистки. |
|
|
||
Г Л А ВА 19. |
В А Г О Н Ы |
|
|
|
|
88. Общие требования к вагонам |
|
|
|
Вагоны должны обеспечивать безопасное и плавное |
следова |
|||
ние пассажирских и грузовых поездов с наибольшими |
скоростями, |
|||
установленными МПС. |
Для вагонов, обращающихся |
в пассажир |
||
ских и |
рефрижераторных поездах со скоростью более |
120 км/ч |
||
или в остальных грузовых со скоростью более 80 км/ч, |
дополни |
|||
тельно |
к требованиям |
ПТЭ Министерство путей сообщения издает |
220
специальные |
указания |
по содержанию |
и эксплуатации (ПТЭ, |
||
§ 135). |
|
|
|
|
|
Порядок |
утверждения основных характеристик, |
чертежей |
и |
||
технических |
условий на |
вновь строящиеся |
вагоны, их |
поставка |
и |
приемка такие же, как для локомотивов. Вагоны проектируются и
строятся |
по |
техническим |
требованиям |
Главного |
управления |
||||||
вагонного |
хозяйства. |
Все |
вагоны должны иметь |
четкие знаки и |
|||||||
надписи установленной формы и размера |
(ПТЭ, § |
141). |
|
||||||||
Грузовые вагоны обращаются по всей сети железных дорог и |
|||||||||||
имеют нумерацию, построенную по специальной системе. |
Номер |
||||||||||
каждого |
грузового вагона состоит из семи цифр. Первая |
цифра |
|||||||||
обозначает род |
вагона |
(2 — крытый, 4 — платформа, |
6 — полува |
||||||||
гон, 7 — |
цистерна, 8 — |
изотермический, |
9 •— прочий). В качестве |
||||||||
первой |
цифры |
не используются |
1, 3, 5 (резервные). Вторая |
цифра |
|||||||
указывает |
число осей |
у вагона |
(0 или |
1 — две |
оси; |
2, 3, |
4, 5, 6 |
||||
или 7 — четыре |
оси, 8 — шесть |
осей, 9 — восемь |
и |
более |
осей). |
||||||
Вторая |
и |
третья |
цифры характеризуют |
некоторые |
технические |
данные вагона: длину рамы, тип кузова полувагона, наличие раз грузочных люков, специализацию цистерн, систему охлаждения изотермического вагона и т. д.
Четвертая, пятая, шестая и седьмая цифры вместе с тремя первыми образуют, номер грузового вагона. Одновременно с этим седьмая цифра указывает на наличие или отсутствие у вагона ручного тормоза.
Пользуясь изданными МПС таблицами, по номеру вагона мож но определить его техническую характеристику. Например, если
вагон имеет |
номер 268—1632, значит |
это |
крытый |
четырехосный |
||||||
вагон с самоуплотняющимися дверями, объемом |
кузова |
120 |
м3 |
и |
||||||
со сквозной тормозной площадкой. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
На каждый пассажирский |
и грузовой |
вагон |
|
составляется |
и |
|||||
во время всего срока службы его заполняется |
технический |
пас |
||||||||
порт, в котором содержится полная техническая |
|
характеристика |
||||||||
вагона, даты выполнения |
плановых видов |
ремонта, |
модернизации |
|||||||
и указывается состояние |
оборудования |
вагона. |
Эти |
документы |
||||||
хранятся в отделах учета железных дорог |
и в Управлении стати |
|||||||||
стического учета и отчетности |
МПС. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Правилами технической эксплуатации предъявляются особые |
||||||||||
требования |
к содержанию |
вагонов в постоянной |
исправности. Ли |
|||||||
ца, отвечающие за ремонт и содержание вагонов, |
обязаны |
обес |
||||||||
печить длительный срок работы вагонов |
(ПТЭ, § 135). |
|
|
|
89. Основные типы вагонов
Вагонный парк дорог СССР состоит из двух основных групп вагонов — пассажирских и грузовых.
Грузовые вагоны различаются по количеству осей, гру зоподъемности и приспособленности для перевозок определенных
видов грузов. На железных дорогах СССР обращаются четырех-, .
221
7 |
8 |
9 |
11
задвижные цельноме таллические двери с обеих сторон и по два
люка |
на |
|
каждой |
про |
|||
дольной |
стене. |
|
|
||||
Каркас кузова цель |
|||||||
нометаллического |
пас |
||||||
сажирского |
|
вагона |
|||||
(рис. |
|
151) |
представля |
||||
ет собой |
единую свар |
||||||
ную металлическую |
не |
||||||
сущую |
|
конструкцию, |
|||||
состоящую |
из |
попереч |
|||||
ных |
и |
продольных |
ба |
||||
лок |
и |
стоек, |
|
а также |
|||
дуг |
крыши. |
Наружная |
|||||
обшивка |
и крыша |
вы |
|||||
полнены |
|
из |
стальных |
||||
гофрированных |
листов, |
||||||
привариваемых |
к |
кар |
|||||
касу. |
Такой |
кузов |
об- |
Рис. 151. Каркас кузова пассажирского цельно- |
л а д а е т |
б о л ь ш о й |
п р о ч - |
|||||||||||
металлического вагона: |
|
|
|
листы |
ностью |
и |
меньшим |
ве |
||||||
1, 3. 5, 6, 9 — продольные балки; 2 — стальные |
сом, приходящимся |
на |
||||||||||||
стен; |
4 — |
вертикальные |
стойки; |
7 — |
дуги |
крыши; |
||||||||
10 — |
поперечная |
балка; / / |
— хребтовая |
балка |
|
одно |
пассажирское |
ме |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
регородки, |
а также |
внутренняя |
|
|
сто. |
Внутренние |
пе- |
|||||||
обшивка стен выполнена из дере |
||||||||||||||
ва, древеоно-волокнистых плит |
и полимерных |
материалов. |
|
|||||||||||
|
Основание |
кузова — рама |
воспринимает |
продольные ударно- |
||||||||||
тяговые |
силы, действующие на |
вагон, и вес груза. Хребтовая бал |
||||||||||||
ка |
рамы |
(рис. |
152) |
современных грузовых |
|
вагонов |
состоит |
из |
||||||
двух мощных |
стальных |
прокатных |
швеллерных |
|
или |
Z-образных |
балок, расположенных одна от другой на расстоянии, обеспечи вающем размещение устройств автосцепки. Обе балки скрепле ны между собой стальными листами и образуют единую мощную
конструкцию. К хребтовой балке прикреплены концевые |
(буфер |
|||
ные), |
поперечные и шкворневые балки, |
скрепленные |
боковыми |
|
продольными балками. Конструкция рамы полувагона |
или цис |
|||
терны позволяет закрепить разгрузочные люки или котел. |
|
|||
Кузов вагона опирается на |
ходовые |
части, которые |
передают |
|
на рельсы вес вагона с грузом. |
|
|
|
|
К |
ходовым частям вагона |
относятся |
колесные пары, буксы с |
подшипниками, рессорное подвешивание. В четырехосных и мно гоосных вагонах все эти элементы объединяются в тележки, кото рые и обеспечивают более легкое прохождение вагонов на кривых участках пути и более плавный ход.
Основной тип тележки грузовых вагонов — |
двухосная |
тележ |
ка ЦНИИ-ХЗ-0 с одинарным рессорным подвешиванием |
(рис. |
|
153). Она состоит из двух литых боковин, в |
которых |
имеется |
228