Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 4
При трогании с места локомотива с механической передачей часто происходит проскальзывание главной соединительной фрик ционной муфты, что может вызывать поломку зубьев шестерен передачи, а в процессе переключения скоростей происходят «про валы» силы тяги, что может привести к обрыву поезда.
81. Обслуживание тепловозов |
|
В процессе эксплуатации тепловозы, так же |
как и электрово |
зы, обслуживаются сменными локомотивными |
бригадами. Как |
правило, магистральные пассажирские и грузовые тепловозы об служиваются бригадой из двух человек в составе машиниста и его помощника. Они должны хорошо знать конструкцию тепловоза, чтобы вовремя определить возможные перебои в работе дизеля, передачи, вспомогательных механизмов, а если необходимо лик видировать появившиеся неисправности. Локомотивная бригада должна знать правила и инструкции по .технике безопасности ра бот, связанных с высоковольтным оборудованием электрической передачи.
На маневровых тепловозах применяется обслуживание одним машинистом. Для этого маневровые тепловозы оборудуются спе циальным устройством, которое дублирует работу контроллера машиниста при управлении с любой стороны.
82. Дизельные поезда, автомотрисы, мотовозы
Дизель-поезд предназначен для перевозки пассажиров в при городном, межобластном и местном сообщении. Обычная кон струкция дизельных поездов выполняется из двух моторных (го ловных) вагонов и двух или четырех прицепных (П), находящих ся в середине поезда (рис. 132).
В моторном (М) вагоне поезда обычно за кабиной машиниста
расположена силовая установка в виде |
дизель-генератора |
(когда |
||
вагон |
имеет электрическую передачу) |
или дизеля |
и гидравличе |
|
ской |
(механической) передачи. |
|
|
|
На наших дорогах эксплуатируются дизельные поезда ДР1 и |
||||
Д1 с мощностью силовых установок от |
1500 до 2000 л. с. |
|
||
Конструкционная скорость 120 км/ч; |
мест для |
сидения |
от 400 |
|
до 630. |
|
|
|
Автомотриса состоит из одного или двух вагонов, один из ко
торых моторный. В качестве силовой установки |
на |
автомотрисах |
применяются дизельные или карбюраторные |
двигатели мощно |
|
стью от 120 до 800 л. с. |
|
|
Автомотрисы предназначены для обслуживания |
пригородных |
перевозок с малыми пассажиропотоками, а также для межстанци-
210
83. Газотурбовозы
На газотурбовозе установлен газотурбинный двигатель (ГТД). Рабочим телом двигателя турбинного типа является газ, получен
ный от сожженного |
в камере сгорания жидкого топлива. |
Газотур |
||||
бинный двигатель имеет камеру сгорания, турбину и осевой |
ком |
|||||
прессор. |
|
|
|
|
|
|
В |
1955 |
г. на |
Коломенском тепловозостроительном |
заводе |
||
им. Куйбышева был построен одновальный ГТД, который |
применя |
|||||
ется |
на |
опытных |
газотурбовозах (рис. 133). |
Атмосферный |
||
воздух |
засасывается |
компрессором, где сжимается |
до 5—6 |
кГ/см2 |
и поступает в камеру сгорания, куда подается также жидкое топ ливо (нефть, дизельное топливо, керосин).' В камере образуются
продукты сгорания (газы) с температурой |
порядка |
700—750°С. |
|||||||||
Газы поступают на лопатки |
рабочей турбины, |
где энергия |
газов |
||||||||
преобразуется в механическую работу. На одном валу |
с |
турби |
|||||||||
ной расположен ротор компрессора и раздаточный |
редуктор, от |
||||||||||
которого отбирается мощность на тяговый генератор |
и далее к тя |
||||||||||
говым двигателям |
газотурбовоза. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
По |
конструкции |
газотурбовоз отличается от тепловоза не толь |
|||||||||
ко первичным двигателем. На газотурбовозе |
|
отсутствуют |
холо |
||||||||
дильники воды и масла и соответственно вспомогательные |
меха |
||||||||||
низмы. Схемы электрической |
передачи |
постоянного |
и переменно- |
||||||||
постоянного тока на тепловозе и газотурбовозе |
одинаковы. |
|
|||||||||
Для собственных нужд и пуска ГТД |
на |
газотурбовозе |
уста |
||||||||
новлен |
вспомогательный дизель-генератор |
|
мощностью |
200— |
|||||||
400 л. с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вспомогательный генератор может приводить в движение га |
|||||||||||
зотурбовоз при езде резервом. Удельный строительный |
вес, т. е. |
||||||||||
вес на одну лошадиную силу, |
газотурбовоза |
меньше, чем у теп |
|||||||||
ловозов. Если у современных |
магистральных |
тепловозов |
он ра |
||||||||
вен 30—35 кг/л. с, |
то |
газотурбовоз |
такой |
же |
мощности |
будет |
|||||
иметь удельный строительный вес порядка 20—25 кг/л. с. |
|
|
|||||||||
Кроме того, ГТД имеет несравненно |
более |
высокую |
мощность |
||||||||
в сравнении, с дизелем |
при том же весе. Однако |
в |
связи |
с низ- |
Рис. 133. Схема одновального газотурбинного двигателя:
с г о 7 а н и " П Г - ° т ' у р б и ^ а Т О П Л И В Н а Я ф о р с у н к а ; 3 ~ с в е ч а зажигания топлива; 4 - камера
212
Выпуск пара |
Впуск пара |
Щ
Рис. 137. Схема работы паровой машины:
1 — кривошип; 2 — контркривошип; 3 — эксцентриковая |
тяга; 4 — шатун; 5 — |
тяга к |
|||||||
реверсу; |
6 — переводной |
вал; 7 — |
двуплечий |
рычаг; 8 — |
подвеска; 9 — золотниковая тя |
||||
га; |
10 — |
камень |
кулисы; |
И — кулиса; 12 — |
ползун; |
13 — маятник; |
14 — |
золотник; |
|
15 |
— поршень; А |
— точка |
подвеса |
кулисы |
|
|
|
|
Правилами |
технической |
эксплуатации |
(§ 159) |
предусмотрено |
пломбирование |
манометров и предохранительных клапанов кот |
|||
ла, а также постановка |
специального |
клейма на |
контрольных |
пробках. Паровозные котлы должны проходить освидетельство вания в сроки, установленные специальной инструкцией.
Для создания устойчивого горения топлива в передней части котла паровоза размещена дымовая коробка, в которой установ лены: выпускной конус, пароперегреватель, паропровод и искрогасительные устройства. Через конус выбрасывается в атмосферу отработанный в паровой машине пар, что создает разрежение в дымовой коробке, а следовательно, и тягу газов из. топки.
В пароперегревателе насыщенный пар из котла превращается в перегретый и направляется в паровую машину. Правилами тех
нической эксплуатации |
(§ |
162) установлено, что на |
каждом па |
|
ровозе, работающем на |
твердом |
топливе, должны |
быть исправ |
|
ные искроуловительные или искрогасительные приборы. |
||||
Паропроизводительность |
котла, |
от которой' зависит мощность |
паровоза, определяется форсировкой, т. е. количеством килограм мов пара, получаемого с квадратного метра испаряющей поверх ности в час.
Впуск пара (рис. 137) в цилиндр регулируется золотником 14, который передвигается тягой 9, соединенной с камнем 10 ку лисы. Кулиса через тягу 9 качается на своей оси, расположенной
в точке А. Если камень |
кулисы поставить в нижнюю часть кули |
сы от ее оси, то паровоз |
будет идти «вперед» и «назад», когда ка |
мень будет поставлен вверх от точки А. На схеме зафиксирован момент трогания паровоза с места. Видно, что чем дальше камень кулисы будет находиться от точки А, тем больше пара будет по ступать в цилиндр.
215
Рис. 138. паровоза:
1 — ось;
Как правило, паровоз обычно имеет две паровые машины (двух цилиндровая конструкция), распо ложенные симметрично в передней части рамы. Движущий механизм паровоза состоит из ползунов, порш невых дышел (шатунов) и сцепных дышел. Совместно с ведущими ко лесами движущий механизм пре образует поступательное движение поршней во вращательное движе ние колес паровоза.
Ведущая колесная |
пара |
К экипажу |
паровоза |
относятся: |
||
рама, |
рессорное |
подвешивание, ко |
||||
2 — колесный центр; |
3 — |
лесные |
пары |
с |
буксами, |
направля- |
нТвошипа! 5 Г 0 С б 7 д П Т - Д Л б а н д а ж Ц а Ю ^ |
( б в Г у Н К О В Ы е ) И П О Д Д е р Ж И В З - |
ющие |
тележки. |
Рама — это остов паровоза, на котором крепятся все е г о узлы и детали. Рессорное подвешивание выполняет ту же роль, что и на других локомотивах — смягчает удары и толчки, возникающие при движении паровоза от неровностей пути и от прохождения по стыкам рельсов.
Колесная пара паровоза (рис. 138) существенно отличается от
применяемых |
на электровозах и тепловозах. Она |
состоит |
из |
оси |
||||||
с насаженными на ее концы центрами, которые |
имеют |
|
противо |
|||||||
весы и пальцы кривошипов. Шейки паровозных |
осей |
расположе |
||||||||
ны во |
внутрь |
от |
колесных |
центров. |
Противовесы |
служат |
для |
|||
уравновешивания |
сил инерции, возникающих при вращении |
ко |
||||||||
леса от веса пальцев кривошипа, ведущих и сцепных дышел. |
|
|||||||||
Тележки помогают паровозу плавно вписываться |
в |
к р и в ы е и |
||||||||
берут |
на себя часть веса сцепных |
(движущих) |
осей |
в |
случаях, |
|||||
если |
нагрузка |
на |
них ограничена по условиям |
прочности пути. |
||||||
|
85. Перспективы локомотивостроения |
|
|
|
|
|||||
Основной тенденцией в |
развитии |
локомотивостроения |
являет |
ся увеличение секционной мощности электровозов и тепловозов, повышение конструкционной скорости и увеличение эксплуатаци онной надежности локомотивов. Развитие электроники, как уже от мечалось выше, дало возможность внедрить на электровозах одно фазного тока кремниевые выпрямители вместо игнитронов, а так же создать на электровозах и электропоездах системы импульсного регулирования.
Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану раз вития народного хозяйства СССР на 1971 —1975 гг. предусмотрено в девятой пятилетке оснащение железнодорожного транспорта но вейшими, мощными локомотивами.
Строятся опытные образцы мощных магистральных грузовых
216