Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

опирается на надбуксовые цилиндрические рессоры с фрикцион­ ными гасителями колебаний и через них на опоры роликовых букс колесных пар. Тележка имеет центральное рессорное подвешива­ ние, состоящее из четырех трехрядных пружин, двух люлечных ба­ лок, четырех люлечных подвесок и боковых гидравлических гаси­ телей колебаний.

Тележка цельнометаллических пассажирских вагонов преж­ них выпусков имеет центральное люлечное подвешивание, снаб­ женное эллиптическими рессорами без гидравлических гасителей колебаний. Вагоны с такими тележками могут быть использованы для скоростей движения до 120 км/ч.

К. основным характеристикам грузовых вагонов относятся: грузоподъемность — максимальный вес груза в тоннах, который можно перевозить в вагоне данного типа; длина вагона, тара — вес порожнего вагона; коэффициент тары — отношение веса по­ рожнего вагона к грузоподъемности. Чем ниже коэффициент та­ ры, тем экономичнее вагон.

Допустимые нагрузки от оси вагона

на рельсы (осевая),

а так­

же от вагона на погонный метр пути (погонная)

определяют

мак­

симально возможный вес загруженного

вагона

(брутто).

 

Объем кузова и площадь пола определяют вместимость

ваго­

на. У открытого подвижного состава

(платформ, полувагонов)

важное значение имеет высота бортов

или стен.

При проектиро-

 

н

 

 

и

 

 

щ «2

 

 

3- <и

 

Тип вагона

S U

«"

с; О

 

° о

си

• ь-

| S - о и л

П>> I"Ч fU- 1-С §

 

 

Т а б л и ц а

1

1

 

 

Длина

 

S

Полезный

Удельный

 

вагона

по

 

объем

объем

осям сцеп ­

01 « Q,

кузова, м3

кузова, м3

ления,

м

О ! ?

 

 

 

 

Крытый

вагон

 

4

22,6

63

0,36

120

 

1,94

14

730

Полувагон

 

 

4

21,9

63

0,35

72,5

 

1,15

13

920

»

 

 

 

6

31,5

94

0,34

104

 

1,12

16

400

»

 

 

 

8

43,7

125

0,34

137,5

 

1,10

20

240

Платформа

 

 

4

20,8

63

0,33

36,8*

14 620

Цистерна

 

 

4

21,7

60

0,36

71,1

 

1,18

12

020

* Указана

площадь пола,

м2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество

Вес, приходя­

 

 

 

Тип вагона

 

 

 

Тара, т

 

мест

щийся на

одно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

место,

г

Мягкий

с

четырехместным

купе

 

 

56,5

 

39

1,8

,

Жесткий

с

четырёхместным

купе

 

 

52

 

38

1,4

 

Жесткий

открытого типа

 

 

 

 

50

 

54

0,93

 

Межобластного

сообщения

 

 

 

 

47

 

68

0,7

 

231


вании вагонов учитывается соотношение вместимости кузова и грузоподъемности. Вместимость крытого вагона характеризуется удельным объемом кузова, или отношением объема кузова ваго­ на к его грузоподъемности, а вместимость платформы — удель­ ной площадью пола, или отношением площади пола к грузоподъ­ емности.

Для пассажирских вагонов основной конструкционной харак­ теристикой является отношение тары к числу мест для пассажи­ ров. Чем меньше вес тары, приходящийся на каждое место, тем экономичнее вагон. Характеристики основных типов вагонов гру­ зового парка приведены в табл. 7, пассажирского парка в табл. 8.

91. Основные типы контейнеров

Контейнеры предназначены в основном для перевозки тарноупаковочных и штучных грузов без тары. Парк универсальных контейнеров МПС в основном состоит из контейнеров весом брутто 5 г, 3 г и 1,25 т. Часть парка состоит из деревянных контейнеров, изготовление которых прекращено.

Контейнеры весом брутто 1,25 т изготовляются металли­ ческими со сварным кузовом, который укреплен на раме с коле­ сами. Передние колеса смонтированы на общей оси и поворачива­

ются при помощи водила. Для торможения

контейнера водило

переводят в вертикальное положение,

при котором колеса зажи­

маются тормозными колодками.

На

широкой

стороне

контейнера

расположена

двустворчатая

дверь с

замком.

Тара

контейнера

193 кг, объем кузова 1,125 ж3 .

 

 

 

 

 

Контейнеры

весом

брутто

3

т цельнометаллической

конструк­

ции имеют на

кузове

пять замкнутых

шпангоутов корытообразно­

го сечения, размером 60X50X3 мм. Шпангоуты с внутренней сто­

роны закрыты гладким металлическим листом

толщиной

1,5 мм.

На крыше в нишах расположены

рамы для

строповки. Передняя

стена выполнена в виде двустворчатой двери,

на правой

створке

смонтирован замок. Для предупреждения попадания

влаги

внутрь контейнера створки двери

оборудованы

дополнительным

желобом. Угловые опоры (ножки) высотой 100 мм позволяют при­ менять вилочный автопогрузчик. Тара контейнера 585 кг, грузоподъемность 2415 кГ, объем кузова 5,12 м3.

Контейнеры весом брутто 5 т с металлическим кузовом (рис.

155)снабжены четырьмя замкнутыми несущими шпангоутами.

Дверные створки •— левая и правая навешены на петли. На

пра­

вой створке расположен замок. Крыша и наружная обшивка

вы­

полнены из стального листа толщиной 1,5 мм. Рымы для подъема контейнера размещены в нишах. Ножки позволяют перемещать контейнер вилочным автопогрузчиком. Тара контейнера 1100 кг, объем кузова 10,2 м3, грузоподъемность 3900 кГ.

Строятся цельнометаллические контейнеры весом брутто 10 т (рис.156) и 20 т, проектируются весом 30 т.

232


Внутренние стены всех контейнеров делают гладкими, чтобы исключить повреждение грузов. Цельнометаллические контейнеры достаточно прочные, что позволяет перевозить их ярусами. Все новые цельнометаллические контейнеры снабжены рымами (зах­ ватами), с помощью которых можно обеспечить автоматическую строповку при погрузке и разгрузке кранами.

Поскольку контейнеры перевозятся всеми видами транспорта, размеры их и грузоподъемность строго соответствуют требовани­ ям Государственных стандартов.

3150

1500

3

ТУ

Рис. ' 156. Контейнер весом брутто 10 т, тара 1900 кг, объем 15,3 м3

233

4'

Г Л А ВА 20. КОЛЕСНЫ Е ПАР Ы И УДАРНО - ТЯГОВЫЕ УСТРОЙСТВА

92.Колесные пары и буксы

Кколесным парам Правила технической эксплуатации желез­

ных дорог Союза

ССР предъявляют

особые

требования

(§§ 146,

147).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Колесная

пара

вагона

(рис. 157)

состоит из оси и двух на­

прессованных на нее колес*' Колеса

могут

быть

цельнокатаные и

бандажные

(вновь не изготовляются).

 

 

 

 

 

 

Каждая

колесная пара

должна

 

удовлетворять

требованиям

соответствующей

инструкции

по осмотру,

освидетельствованию,

ремонту и формированию

колесных

пар,

утвержденной

МПС.

На оси наносятся

четко поставленные знаки о времени

и

месте

формирования и

полного

освидетельствования

колесной

 

пары, а

также клейма о приемке ее при формировании

(ПТЭ, § 146). Зна­

ки и клейма

ставят в местах, предусмотренных

правилами

марки­

ровки (рис. 158).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Колесные пары осматривают иод вагонами:

в момент

 

прибы­

тия, после прибытия поездов

на станции расформирования и пос­

ле формирования

составов

перед

отправлением, в

пунктах тех­

нического осмотра и пунктах подготовки вагонов к перевозкам, а

также при текущем ремонте вагонов. Колесные пары

осматривают

под

вагонами также во всех

случаях

после

аварий

и схода с

рельсов.

 

 

 

 

 

 

 

Обыкновенное освидетельствование

колесных

пар

производит­

ся

при каждой

подкатке их

под вагон, если

непосредственно

 

Вариант

с дандожным

 

Вариант

с цельнока-

 

 

колесом

 

таным

колесом

 

Рис. 157. Колесная пара:

1 — ось; 2 — колесный центр; 3 — предохранительное кольцо; 4 — б а н д а ж ; 5 — цельно­ катаное колесо; Д — диаметр колеса по кругу катания

234


Рис.

158. Знаки и клейма

на колесной паре:

 

 

 

 

 

 

 

а — на торце обработанной

оси для

подшипников

скольжения;

 

 

 

 

б

на

торце оси для

подшипников

качения; I

>словный

номер

завода-изготовителя

оси;

2

д а т а изготовления

оси; 3 — номер оси;

4

условный

номер

пункта,

перенесшего

знаки маркировки колесной пары; 5 — знаки формирования;

6

— условный

номер

пункта

формирования; 7 — д а т а формирования; 8 — приемочное клеймо; 9 —

контрольная

окруж ­

ность; 10

— клеймо инспектора ОТК или колесного

мастера;

 

 

 

 

 

в

на н а р у ж н о й

грани

о б о д а цельнокатаного

колеса; 1

месяц

и год

изготовления;

2 — марка стали; 3 — номер плавки; 4 — клеймо приемщика; 5 — условный номер завода - изготовителя; 6 — заводской номер колеса

Рис. 159. Ось вагонной колесной пары:

а— для подшипников качения; 6 — для подшипников скольжения: в — центровые

отверстия:

 

 

,

,

 

/ — центровое отверстие; 2 —

хвостовик с

резьбой; 3 — шейка;

4 — предподступичная

часть; 5

подступичиая часть;

6 — средняя

часть

оси

 

235