Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 4
вие тормоза с сохранением его автоматичности, что особенно необ ходимо в длинносоставных грузовых поездах.
Общий вес груженого вагона может вчетверо превышать вес вагона в порожнем состоянии. Правила технической эксплуатации (§ 149) требуют, чтобы автоматические тормоза грузового типа обеспечивали возможность применения различных режимов тор можения в зависимости от загрузки вагона. В воздухораспредели телях грузового типа имеется устройство, позволяющее переклю чать их на порожний, средний или груженый режим и создавать
силу торможения в зависимости |
от величины веса вагона. |
|||
Вновь строящиеся |
грузовые |
вагоны |
оборудуются |
автоматиче |
ским переключателем |
грузового |
режима |
(авторежимом), который |
|
исключает применение |
ручного |
труда и |
обеспечивает |
стабильную |
тормозную эффективность. Кроме того, воздухораспределители грузового типа имеют переключатель для работы тормозов на рав нинном или горном профиле пути.
Во всех пассажирских вагонах и моторвагонном подвижном составе имеются в тамбурах и в салонах запломбированные кра ны экстренного торможения. В грузовых вагонах такие краны ус танавливаются при наличии тормозной площадки.
Правила технической эксплуатации (§ 150) устанавливают, что локомотивы, моторвагонный подвижной состав, пассажирские вагоны и часть грузовых вагонов должны быть оборудованы руч ными тормозами. Это необходимо на случаи неисправности авто
матических тормозов, а также для закрепления |
составов, групп |
|
или отдельных вагонов на станционных путях. |
Привод |
ручного |
тормоза присоединяется к рычажной тормозной |
передаче |
автома |
тического тормоза. |
|
|
96. Электропневматические
и электрические тормоза
Широкое применение на пассажирском подвижном составе по лучили электропневматические тормоза. Этими тормозами обору дован весь моторвагонный подвижной состав, заканчивается обо рудование всех пассажирских локомотивов и вагонов.
Помимо пневматического оборудования в систему электропнев матического тормоза (рис. 166) входят приборы, управляемые электрическим током.
На локомотиве имеется источник электрического тока — блок управления. К нему подключается контроллер крана машиниста, от которого по всему составу идут линейные провода. Все элек тровоздухораспределители подключаются к линейным проводам. Принципиальная электрическая схема электропневматического тормоза показана на рис. 167.
При зарядке воздух из главного резервуара поступает через воздухораспределитель в запасные резервуары так же, как в пневматическом тормозе. При поездном положении ручки крана
245
Рис. 166. Схема электропневматического тормоза:
1 — источник электрического тока; 2 — контроллер ручки крана машиниста; 3 — |
блок уп |
|||
равления; 4 — электромагнитный привод клапана перекрыши; 5 |
— |
то |
ж е , клапана тормо |
|
жения; б — запасный резервуар; 7 — воздухораспределитель; |
3 |
— |
тормозной |
цилиндр; |
9 •— тормозная магистраль; 10 — переключательный клапан |
|
|
|
|
Рис. 167. Принципиальная электрическая схема электропневматического |
тор |
|||||||||||||||||||
моза пассажирского поезда с локомотивной тягой: |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
ГУ — источник постоянного тока |
д л я |
управления |
электропневматическими |
|
тормозами; |
|||||||||||||||
ГК |
— источник |
переменного |
тока для контроля |
целостности |
электрической |
цепи электро |
||||||||||||||
пневматического |
тормоза; |
ГВ1, |
ГВ2 |
— |
главный |
выключатель; |
ЛРи |
ПРг |
— предохранитель; |
|||||||||||
КМ |
— контакты |
контроллера |
крана |
машиниста; |
# i , |
/? . , R-,, Rt |
— р е з и с т о р ы ; |
Сш |
— |
индук |
||||||||||
тирующий |
конденсатор; |
С3 |
— |
конденсатор з а д е р ж к и ; TP |
— |
тормозное реле; |
ОР |
— |
от |
|||||||||||
пускное реле; |
КР |
— |
контрольное реле; |
К — сильноточное реле; TPi, |
ТР2, ТР3, |
TPi. |
TPs |
— |
||||||||||||
контакты |
тормозного |
реле; |
ОР\, |
ОР2, |
ОР3, |
OPt, |
ОРь |
— |
контакты |
отпускного |
реле; |
|||||||||
КРи |
КРз, |
КР3 |
— |
контакты контрольного |
реле; Ki — контакт сильноточного реле; |
РП |
— |
ра |
||||||||||||
бочий привод; |
КП — контрольный |
привод; МС — |
межвагонное |
электрическое |
соединение; |
|||||||||||||||
КЗ — концевая заделка контакта; |
ПЭ |
—. электромагнит |
перекрыши; |
ТЭ —< |
электромагнит |
|||||||||||||||
тормозной |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
246
машиниста ток к катушкам электромагнитных вентилей электро воздухораспределителей не поступает. При переводе ручки крана в тормозное положение контроллер переключает цепи и тогда электрический ток по проводам поступает к катушкам электро магнитов и возбуждает их, благодаря чему якори-клапаны при тягиваются к сердечникам. Клапан тормозного вентиля открывает доступ воздуха из запасного резервуара в тормозной цилиндр, а клапан отпускного вентиля разобщает в это время тормозной ци линдр с атмосферой, что приводит к торможению поезда. При разъ единении магистрали поезда или при отсутствии тока тормоз ра ботает как пневматический, для чего предусмотрен переключатель ный клапан.
Электропневматические тормоза действуют одновременно по всей длине поезда, обеспечивают плавность торможения без толч ков и обладают хорошей управляемостью и высокой эффективно стью за счет сокращения времени подготовки тормоза к действию.
Электрическое торможение основано на переводе тяговых дви гателей локомотивов в режим электрических генераторов, которые кинетическую энергию движущегося поезда превращают в элек
трическую и этим создают торможение |
локомотивов в составе. |
|||||
В зависимости от способа поглощения этой |
энергии |
различают |
||||
три вида торможения: |
|
|
|
|
|
|
р е к у п е р а т и в н о е |
— электрическая |
энергия возвращается |
||||
обратно в тяговую сеть |
(применяется при |
электрической |
тяге); |
|||
р е о с т а т н о е — электрическая |
энергия |
поглощается |
реоста |
|||
тами и превращается в тепловую. |
Применяется на |
тепловозах и |
на отдельных типах электровозов и моторвагонного подвижного состава;
р е к у п е р а т и в н о-р е о с т а т н о е — когда |
при |
высоких |
ско |
ростях движения используется рекуперативное |
торможение, а |
||
при более низких — реостатное. Такая система |
применена на |
но |
|
вых электропоездах серии ЭР22. |
|
|
|
Электрическое торможение можно применять только до опре деленной минимальной скорости движения, так как при малых скоростях электрические двигатели, переведенные на режим гене раторов, не могут вырабатывать электроэнергию, а следователь но, не проиеводится и торможение. Поэтому в дополнение к элек трическому торможению производится пневматическое фрикцион ное до полной остановки поезда.
97. Требования к тормозному оборудованию подвижного состава
Механическая часть тормозного оборудования — рычажная пе редача — является одним из ответственных узлов автоматическо го тормоза. Она непосредственно взаимодействует с ходовыми частями подвижного состава, поэтому во время движения поезда подвергается динамическим воздействиям как в процессе тормо-
247
жения, так и при отпущенном тормозе. Все части рычажной тор мозной передачи, которые при разъединении или изломе могут выйти из габарита или упасть на путь, должны иметь предохрани тельные устройства (ПТЭ, § 151).
Эффективность тормоза определяется в конечном итоге вели
чиной пути, пройденного поездом от момента |
поворота ручки |
крана машиниста в тормозное положение до |
полной остановки. |
Этот путь принято называть тормозным. Для остановки поезда в намеченном месте или для снижения скорости применяется слу жебное торможение и полное служебное торможение. Экстрен ное торможение применяется в случаях, когда необходимо оста новить поезд перед внезапно возникшим препятствием. При экст ренном торможении тормозной путь получается самым коротким.
98. Перспективы вагоностроения
Структура вагонного и контейнерного парков, а также пара метры новых вагонов и контейнеров на перспективу определяются объемом предстоящих перевозок по важнейшим родам грузов, объемом и дальностью пассажирских сообщений, необходимостью повышения провозной и пропускной способности железных дорог за счет повышения веса и скорости движения поездов, внедрения большегрузных восьмиосных вагонов и мощных локомотивов, дальнейшего усиления верхнего строения пути и др.
Максимальная скорость движения поездов на перспективу оп
ределена |
для |
грузовых поездов 100 км/ч, контейнерных и |
рефри |
||||
жераторных |
поездов — до |
140 км/ч, |
пассажирских |
поездов — до |
|||
160 км/ч, |
а для высокоскоростных поездов — до 200 |
км/ч и |
более. |
||||
Вес грузовых поездов, достигающий |
5—6 тыс. т, в перспективе по |
||||||
высится до 10—12 тыс. т, а на отдельных линиях и более. |
|
||||||
Поэтому |
дальнейшее |
совершенствование |
конструкций |
грузо |
|||
вых вагонов |
предусматривает: увеличение их |
грузоподъемности и |
вместимости с постепенным переходом в будущем на уширенный габарит Т в целях достижения большей нагрузки на погонный метр пути, возможность широкого применения средств механиза ции и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, полное обе спечение сохранности грузов; повышение прочности и эксплуатаци онной надежности вагонов с переходом к цельнометаллическим конструкциям при одновременном снижении веса тары за счет при менения более рациональных профилей, низколегированных сталей и специальных сплавов; сокращение расходов на ремонт и содер жание.
Предусматривается полный перевод парка вагонов на роли ковые подшипники, применение более эффективных тормозных и
мощных автосцепных |
устройств. |
Широкое |
применение получат |
||
специализированные |
вагоны для |
перевозки |
скоропортящихся и |
||
хлебных грузов, |
минеральных удобрений, |
цемента, |
автомобилей, |
||
контейнеров и т. |
п. Изотермические вагоны-ледники |
будут пол- |
248
ностыо заменены рефрижераторными поездами, секциями и авто номными вагонами с машинным охлаждением.
Транспортное обслуживание населения улучшится благодаря пополнению парка пассажирских вагонов более совершенными по конструкции комфортабельными цельнометаллическими вагонами с меньшим весом, оборудованными установками для кондициони рования воздуха, электрическим отоплением и т. п.
В эксплуатируемом вагонном парке будут проведены необхо
димые работы |
по усилению отдельных |
элементов и узлов |
вагонов. |
|||||
Г Л А ВА 22. |
В А Г О Н Н О Е |
Х О З Я Й С Т В О |
|
|
|
|
|
|
|
99. О р г а н и з а ц и я у п р а в л е н и я |
|
|
|
|
|||
|
в а г о н н ы м х о з я й с т в о м |
|
|
|
|
|
||
Руководство вагонным хозяйством |
осуществляет |
Главное |
уп |
|||||
равление |
вагонного хозяйства Министерства |
путей |
сообщения, |
|||||
призванное обеспечить |
исправное состояние |
парка |
грузовых и |
|||||
пассажирских |
вагонов |
и контейнеров, |
всех |
сооружений |
и |
уст |
ройств вагонного хозяйства, а также надлежащую подготовку ва
гонов под погрузку и перевозку |
пассажиров. |
|
|||
Главное управление проводит меры по совершенствованию, ре |
|||||
конструкции и модернизации |
вагонного |
парка и |
контейнеров и |
||
развитию |
вагонного хозяйства, |
направленные |
на улучшение |
||
ремонта |
вагонов и содержание их |
в |
технически |
исправном со |
|
стоянии. |
|
|
|
|
|
Оно осуществляет оперативное и техническое руководство ра ботой служб вагонного хозяйства на дорогах, отделов вагонного хозяйства отделений железных дорог, вагонных депо и админи стративно-хозяйственное руководство производственной и финан совой деятельностью линейных предприятий.
На железной дороге вагонным хозяйством руководит служба
вагонного |
хозяйства |
управления дороги, которая обеспечивает со |
держание |
и ремонт вагонов и контейнеров в пределах дороги, за |
|
нимается |
вопросами |
реконструкции и рационализации вагонного |
хозяйства, |
планирует |
работу своих |
производственных предприя |
||
тий. Оперативно-хозяйственное руководство и |
контроль |
за дея |
|||
тельностью |
линейных |
предприятий |
вагонного |
хозяйства |
дороги |
осуществляют отделы вагонного хозяйства отделений дорог.
100. О с н о в н ы е с о о р у ж е н и я в а г о н н о г о х о з я й с т в а
Основными линейными подразделениями вагонного хозяйства являются вагонные депо, в которые входят пункты подготовки вагонов к перевозкам и пункты технического осмотра вагонов, про-
249