Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г Л А ВА 25.

О Р Г А Н И З А Ц И Я Р Е М О Н Т А С О О Р У Ж Е Н И Й

 

И УСТРОЙСТВ

106. Организация ремонта

Правильная организация ремонта пути, устройств СЦБ, связи, контактной сети и других железнодорожных сооружений и уст­ ройств, особенно на главных и приемо-отправочных путях, имеет большое значение для нормальной эксплуатационной работы же­ лезных дорог, обеспечения безопасности движения поездов.

Правилами технической эксплуатации установлено, что «Ре­ монт сооружений и устройств должен производиться при обеспе­ чении безопасности движения и, как правило, без нарушения гра­ фика движения поездов» (§ 127).

Поэтому работы по ремонту пути, устройств СЦБ, связи, кон­ тактной сети и других сооружений и устройств проводятся, как правило, без нарушения графика движения поездов, т. е. без за­ крытия перегона, в периоды наименее интенсивного движения. Ес­ ли же ремонт проводится на загруженных участках, то даже срав­

нительно

небольшие

работы, но

связанные с нарушением рельсо­

вой колеи, снятием

напряжения

в контактной сети и др.,

могут

вызвать

необходимость перерыва

движения. В этом случае

рабо­

ты ведут при закрытом перегоне в периоды менее интенсивного

движения; точный срок их начала и окончания

предварительно

согласовывается

начальником

дистанции

пути,

сигнализации и

связи, участка

энергоснабжения и др. с

начальником отделения

дороги.

 

 

 

 

 

 

При значительных по объему и сложных работах, чтобы обес­

печить эффективную организацию этих работ,

безопасность дви­

жения, личную

безопасность

работников

и недопустить

наруше­

ний ритмичной эксплуатационной работы участка

(и даже

направ­

л е н и я ) ^ графике движения поездов при

его

разработке

преду­

сматриваются свободные от поездов промежутки времени, так на­ зываемые «окна».

К работам, выполняемым в «окно», относятся — капитальный и средний ремонты пути и контактной сети, сплошная смена рельсов, подъемочный ремонт пути, выполняемый с применением тяжелых типов машин, некоторые работы при строительстве вторых путей, ремонте мостов и тоннелей, лечении земляного полотна, работы по электрификации железных дорог с выездом на перегон установоч­

ных и монтажных поездов.

 

 

 

 

«Окна»

предоставляются, как

правило,

в светлое

время

суток

(с 6 до 15

ч местного времени),

с учетом

оставления

2—3

ч свет­

лого времени после окончания «окна» для приведения в порядок пути и других сооружений. На участках с особо интенсивным дви­ жением поездов, прежде всего пригородных участках, «окна» мо­ гут предоставляться и в темное время суток. Для того чтобы мак­ симально загрузить машины, увеличить объем работ, выполняе-

264


мых за час, и сократить общее время закрытия перегонов, целе­ сообразно предоставлять «окна» продолжительностью до 4—5 ч.

Для выполнения работ по текущему содержанию пути, контактной сети и устройств СЦБ, "где не предусматриваются «окна» для ремонтных и строительных работ, в светлое время суток предоставляется регламентированное время продолжи­ тельностью не менее 1 ч с сохранением необходимых размеров движения.

Перегон на однопутном участке или один из путей на двухпут­ ном или многопутном участке может быть закрыт с разрешения начальника дороги. Закрытие перегона может разрешить и на­ чальник отделения дороги, если оно не влечет нарушения расписа­ ния движения на соседних отделениях.

Начальник отделения дороги сообщает о предстоящем закры­ тии перегона соответствующим руководителям не позже чем за сутки до начала работ. Закрытие и открытие перегона (пути) про­ изводится приказом дежурного поездного диспетчера перед нача­ лом, и по окончании работ (ПТЭ, § 131, 132 и 134).

На железнодорожном транспорте на основе многолетнего опы­ та создана система текущего технического содержания и плановопредупредительных ремонтов основных сооружений, устройств, зданий, оборудования, машин и др., взаимоувязанная между ос­ новными отраслями хозяйства и обеспечивающая периодическое их оздоровление, устранение износов, ремонт изношенных частей и деталей и замену их новыми.

Классификация и сроки периодических ремонтов, а также нор­ мы содержания основных сооружений и устройств устанавливают­ ся МПС (т. е. разрабатываются главками и утверждаются руко­ водством министерства), а технические указания и. типовые тех­ нологические процессы по ремонту и содержанию сооружений и устройств утверждаются соответствующими главными управле­ ниями (ПТЭ, § 13).

На участках, где обращаются пассажирские и рефрижератор­ ные поезда со скоростью более 120 км/ч или остальные грузовые более 80 км/ч, для содержания в эксплуатации сооружений и устройств устанавливаются дополнительные требования, изложен­ ные в ПТЭ (§ 13, 30, 64) и в отдельных указаниях и инструкци­ ях МПС.

107. Классификация планово-предупредительных ремонтов

Вхозяйствах пути, сигнализации и связи, электрификации установлена следующая классификация планово-предупредитель­ ных периодических ремонтов.

Вхозяйстве пути (кроме текущего содержания):

подъемочный ремонт, назначаемый на главных и станцион­ ных путях, требующих выправки, для обеспечения равноупругости

265


основания путевой решетки и восстановления

дренирующих

свойств балластной призмы;

 

 

— средний ремонт — на главных и станционных

путях, требу­

ющих оздоровления или усиления балластного слоя

и

шпального

хозяйства; с одновременным усилением пути в кривых,

ремонтом

переездов, стрелочных переводов и др.;

 

 

капитальный ремонт — на главных путях, где необходимо заменить рельсы на новые и одновременно провести оздоровление или усиление балластного слоя, шпального хозяйства и земляного полотна;

сплошная замена рельсов новыми на главных путях, где необходимо оздоровить или усилить в основном рельсовое хозяй­ ство (сопровождается работами в объеме подъемочного ремонта);

сплошная замена рельсов старогодными на малодеятельных

главных и станционных путях

(сопровождается работами в объе­

ме подъемочного или среднего

ремонта пути).

В хозяйстве сигнализации и связи:

а) по СЦБ (кроме текущего содержания);

средний ремонт высоковольтных и сигнальных линий авто­ блокировки для приведения в нормальное состояние элементов ли­ нейных устройств с заменой тех, которые не могут служить до очередного капитального ремонта;

капитальный ремонт для восстановления изношенных уст­ ройств СЦБ или их частей с доведением устройств до прочности (механической и электрической), отвечающей техническим усло­ виям;

б)

по избирательной

телефонной

связи

(поездная диспетчер­

ская,

постанционная, линейно-путевая, энергодиспетчерская, до-

рожно-распорядительная,

служебная

для

электромехаников):

текущее содержание (ремонт) —для постоянного поддер­ жания эксплуатируемых устройств в нормальном состоянии с за­ меной износившихся частей, деталей и узлов;

капитальный ремонт, при котором производится сплошная проверка и очистка устройств с заменой изношенного оборудова­ ния, его узлов и деталей (капитальный ремонт аппаратов и при­

боров

производится

на

заводах или в мастерских);

в)

по радиосвязи

и

громкоговорящему оповещению:

текущее содержание (ремонт) — для обеспечения устойчи­ вой работы устройств в процессе эксплуатации на весь период между сроками капитального ремонта;

капитальный ремонт — к нему относятся все работы по вос­

становлению

и замене

изношенных

элементов

узлов

или

отдель­

ных частей,

доведение

параметров

(конструктивных

и

электриче­

ских) до технических условий и характеристик.

 

 

 

 

В хозяйстве электрификации:

 

 

 

 

 

а) по контактной сети, линиям

электропередач

 

и

воздуш­

ным линиям

(кроме текущего содержания);

 

 

 

 

— текущий ремонт — предусматривает тщательный

осмотр со­

стояния оборудования

с проверкой

креплений,

регулированием,

266


чисткой и смазкой, а также с заменой отдельных изношенных де­ талей и узлов;

— капитальный ремонт — полное восстановление первоначаль­ ной технической характеристики устройств с учетом необходимой модернизации для повышения надежности работы и др. работы;

6Т) по оборудованию тяговых подстанций и постов секциониро­

вания предусматриваются — текущий ремонт, капитальный

ремонт

и профилактические испытания по установленному порядку в за­

висимости от вида оборудования (распорядительные устройства,

преобразовательные агрегаты, трансформаторы, устройства

авто­

матики и телемеханики, силовые линии и т. д.).

Порядок и периодичность осмотров, испытаний и проверок, нормы и технические указания по содержанию и эксплуатации важнейших сооружений и устройств различных отраслей хозяйст­ ва установлены следующими инструкциями и положениями: Инст­ рукция по текущему содержанию железнодорожного пути; Инст­ рукция по устройству и обслуживанию переездов; Инструкция по техническому содержанию устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ); Инструкция по техническому содержанию поездной радиосвязи; Инструкция по эксплуатации поездной ра­ диосвязи; Инструкция по техническому содержанию и эксплуата­ ции маневровой радиосвязи и устройств громкоговорящего опове­ щения; Правила содержания контактной сети электрифицирован­ ных железных дорог; Инструкция по техническому содержанию устройств проводной связи; Положение о планово-предупредитель­ ном ремонте оборудования и транспортных средств на железнодо­ рожном транспорте (для устройств СЦБ и связи); Правила содер­ жания тяговых подстанций и постов секционирования электрифи­ цированных железных дорог; Инструкция о порядке предоставле­ ния и использования «окон» в графике движения поездов для ре­ монтных и строительных работ на железных дорогах.

ГЛАВА 26. П О Р Я Д О К В Ы П О Л Н Е Н И Я РЕМОНТНЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ

ИДРУГИХ РАБОТ Н А ПЕРЕГОНАХ И С Т А Н Ц И Я Х

108.Основные условия обеспечения безопасности движения при работах

Организация ремонтных, строительных и других работ на пе­ регонах и станциях железных дорог и, прежде всего, путевых з условиях непрерывного следования поездов и маневровых перед­ вижений — сложная и ответственная задача.

Чтобы обеспечить

безопасность движения,

детально разрабо­

тан четкий порядок

выполнения таких работ,

обязательный для

работников всех отраслей хозяйства, связанных с движением поез­ дов, а также для строительных организаций. При этом установ-

267


лено основное требование — места путевых работ с нарушением целости и устойчивости пути и сооружений (расшивка и разболчивание рельсовых стыков, смена рельсов, накладок, отдельных

частей стрелочных переводов, мостовых брусьев, замена

элемен­

тов опор мостов и др.), а также препятствия

на пути и около него

в пределах габарита приближения строений

(ремонтные

вышки

на электрифицированных участках, путевые вагончики и другие съемные подвижные единицы, машины, работающие на смежном

пути двухпутного перегона и т. п.)

ограждаются переносными

сигналами с выдачей в необходимых

случаях предупреждений на

поезда. От лиц, выполняющих работы,

и руководителей передвиж­

ных железнодорожных транспортных средств, а также локомотив­ ных бригад требуется в этих случаях проявление особой внима­ тельности.

В Правилах технической

эксплуатации

 

железных

 

дорог

Сою­

за ССР (§ 128) указано:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Всякое препятствие

для

движения

(место, требующее

останов­

ки)

на перегоне и

станции,

а также

место

 

производства

работ,

опасное для движения, требующее остановки

или уменьшения ско­

рости, должно ограждаться

сигналами с обеих сторон независимо

от

того, ожидается

поезд

(маневровый состав) или

нет.

 

 

 

Запрещается:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а)

приступать

к работам

до

ограждения

сигналами

препятст­

вия

или места производства

работ, опасного

для

движения;

 

б) снимать сигналы, ограждающие препятствие или место про­

изводства работ,

до

устранения

препятствия, полного окончания

работ, проверки состояния пути,

контактной

сети

и

соблюдения

габарита».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

109. Порядок ограждения мест работ

 

 

 

 

 

 

 

 

на перегонах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

зависимости

от

вида

работ

различаются

следующие

два

способа ограждения мест, опасных для следования поездов:

 

 

а) требующие остановки поездов перед ними и поэтому при­

менения переносных

сигналов остановки — красных

 

щитов,

фла­

гов

и огней

(рис. 172),

 

петард,

а

также

 

переносных

сигналов

уменьшения

скорости — желтых

щитов, флагов и

огней;

 

 

 

б)

требующие при

 

проследовании

мест

работ

только

сокраще­

ния скорости следования

до

установленной

и поэтому применения

постоянных

или переносных

сигналов

уменьшения

скорости—жел­

тых

дисков,

щитов, флагов

и огней

(рис.

 

173, а).

Обратная сто­

рона

квадратного

щита

(зеленого

цвета)

 

и

зеленый

огонь

фона­

ря ночью (рис. 173, б)

указывают

на то,

что поезд

 

проследовал

опасное место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Места работ на перегонах, требующие

остановки, так

же

как и

места препятствий для движения, ограждаются порядком, приве­ денным на рисунках 174, 175, 176. Петарды и переносные желтые

268