Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

О Р Г А Н И З А Ц И Я

 

 

 

 

Ж Е Л Е З Н О Д О Р О Ж Н Ы Х

П Е Р Е В О З О К

Г Л А ВА 27.

З А Д А Ч И Ж Е Л Е З Н Ы Х Д О Р О Г

П О

П Е Р Е В О З К А М И

Т А Р И Ф Ы

 

111. Общие задачи железных дорог

 

 

по перевозкам

 

 

 

Совет Министров СССР в Уставе

железных дорог

Союза ССР

установил, что главными задачами железных дорог являются — полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и насе­ ления в перевозках, выполнение планов перевозок грузов и пас­

сажиров,

обеспечение сохранности

перевозимых

грузов и

свое­

временной

доставки их в пункты назначения.

Действующий

Устав

железных

дорог Союза ССР введен

с 1 октября

1964 г.

 

Устав

железных дорог требует,

чтобы при

перевозках

грузов

по железным дорогам строго соблюдались интересы социалисти­ ческого государства и обеспечивалось полное и ритмичное выпол­ нение плана перевозок грузов как в целом, так и по каждому роду груза, по каждой железной дороге, отделению дороги и станции; обеспечивались рациональное использование подвижного состава, безопасность движения и максимальная экономия транспортных расходов в народном хозяйстве. При выполнении пассажирских перевозок — обеспечивались безопасность пассажиров, необходи­ мые удобства для них, культурное обслуживание на вокзалах и в поездах, своевременная перевозка и сохранность багажа. Устав требует также, чтобы пассажирские вагоны, вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, со­ держались в образцовом техническом состоянии и чистоте.

Вместе с тем в Уставе железных дорог Союза ССР указывает­ ся, что пассажиры обязаны соблюдать общественный порядок, правила пользования пассажирскими вагонами и вокзальными помещениями и бережно относиться к имуществу железнодорож­ ного транспорта.

В Правилах технической эксплуатации железных дорог Союза ССР записано, что основной обязанностью работников железно­ дорожного транспорта является выполнение плана перевозок пас­ сажиров и грузов (§ 1). Работники железнодорожного транспорта должны обеспечивать полную безопасность пассажиров, создавать им необходимые удобства и культурно обслуживать их на вокза­ лах и в поездах, быть вежливыми и предупредительными в обра­ щении со всеми лицами, пользующимися железнодорожным тран­ спортом, но одновременно требовать от них точного выполнения ус­ тановленных МПС правил (ПТЭ, § 4).

277


Обязанности,

права и ответственность железных дорог, а так­

же предприятий,

организаций, учреждений и граждан, пользую­

щихся железнодорожным транспортом, также определяются Уста­ вом железных дорог Союза ССР. В Уставе регламентируются по­ рядок составления и выполнения плана железнодорожных перево­ зок, основные условия перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты, основные положения по эксплуатации железнодорожных подъездных путей, а также взаимоотношения железных дорог с другими видами транспорта.

Устав железных дорог Союза ССР содержит только общие нормы и принципиальные положения о порядке выполнения пере­ возок. В связи с этим Министерство путей сообщения на основе его требований разрабатывает и утверждает конкретные условия

перевозок, так называемые Правила перевозок грузов,

Техниче­

ские условия погрузки и крепления грузов, Правила

перевозок

экспортных и импортных грузов и Правила перевозок пассажиров

ибагажа.

Вэтих Правилах излагаются требования к подготовке отдель­ ных видов грузов к перевозке, подготовке подвижного состава, способам погрузки и крепления, обслуживанию пути, использо­ ванию грузоподъемности вагона и т. д., излагается также порядок выполнения коммерческих операций на станциях и железнодо­ рожных подъездных путях, общие и особые условия перевозки пассажиров и багажа по железным дорогам.

Все эти Правила и Технические условия публикуются в Сбор­ никах правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта

СССР. Перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты по строя­ щимся железным дорогам производятся на основе других правил, а перевозки грузов в сообщениях с другими странами — на основе особых соглашений.

Ш . Тарифы

Государственные плановые цены на перевозку грузов, пасса­ жиров, багажа и почты, по которым, транспорт реализует свою продукцию, называются тарифами. Уровень тарифов устанавли­ вается исходя из необходимости возмещения всех эксплуатацион­ ных расходов транспорта на перевозки и обеспечения определен­ ных плановых накоплений — прибыли для расширения социали­ стического воспроизводства основных средств транспорта (на ка­ питальные вложения для развития и реконструкции хозяйства, поставку нового подвижного состава и Др.). Поскольку единицей транспортной продукции при перевозке грузов считается тоннокилометр (при перевозке пассажиров — пассажиро-километр), то тарифные ставки устанавливаются на эти измерители.

Грузовые тарифы играют значительную роль в системе плано­ вых оптовых цен в народном хозяйстве, так как транспортные за­ траты, являясь издержками производства и обращения, оказыва-

278


ют серьезное влияние на конечную цену товаров, особенно сырья, топлива и материалов, удельный вес в цене которых достигает иногда 40—50%- В то же время тарифы на грузовые перевозки влияют на правильное размещение производительных сил в стра­ не, рациональное распределение перевозок по видам транспорта.

Грузовые железнодорожные тарифы в зависимости от своего назначения делятся по видам перевозок и родам отправок. По ви­

дам перевозок грузовые тарифы подразделяются на

о б щ и е

(ос­

новной вид

тарифа), и с к л ю ч и т е л ь н ы е

(пониженные или

по­

вышенные),

 

л ь г о т н ы е

и м е с т н ы е .

 

 

 

 

 

По родам

отправок эти

тарифы

делятся

 

на:

 

п о в а г о н н ы е

(за

вагон соответствующей

грузоподъемности,

независимо от

дей­

ствительного

веса

груза), п о т о и н ы е (за грузы,

перевозимые

на­

ливом в цистернах и бункерных полувагонах

за

действительный

вес

груза)),

д л я м е л к и х

о т п р а в о к (при

перевозках в сбор

ных

вагонах

и малотоннажных контейнерах

грузоподъемностью

брутто 1,25

Т и менее за действительный вес

груза)

и для грузов,

п е р е в о з и м ы х

в к о н т е й н е р а х

большей

грузоподъемности.

Тарифы

и сборы на перевозки грузов, пассажиров и багажа по

линиям, входящим в общую сеть железных дорог, принятых в по­ стоянную эксплуатацию, утверждаются Государственным комите­ том цен Совета Министров СССР, кроме тарифов и сборов, ко­ торые в соответствии с Уставом железных дорог Союза ССР под­

лежат утверждению

МПС и

начальниками дорог.

Министерство

путей

сообщения имеет право

по согласованию

с Государствен­

ным

комитетом цен

Совета

Министров СССР устанавливать и

включать в тариф сборы за операции, связанные с перевозкой гру­ зов (хранение груза, взвешивание его на весах железной дороги,

подача вагонов на подъездные пути локомотивом железной

доро­

ги, погрузочно-разгрузочные работы и др.). Министерство

путей

сообщения утверждает размеры комиссионных сборов и сборов

за

не обязательные для

железных

дорог операции,

например

за

эк­

спедиционные операции и некоторые другие.

 

 

 

 

 

Местные

тарифы,

например

за перевозку грузов

на ветвях,

не

включенных

в

общую

сеть, ставки сборов с грузополучателей

за

очистку, промывку и

дезинфекцию вагонов

средствами

железных

дорог и другие, утверждает начальник железной дороги.

 

 

 

Тарифные

ставки

устанавливаются в зависимости от расстоя­

ния и себестоимости

перевозки. Грузовые

тарифы

различаются

также и в зависимости от скорости перевозки

груза — грузовая,

большая

(для

перевозки скоропортящихся

грузов,

живых

живот­

ных и птиц)

и

пассажирская

(для грузов,

перевозимых

с

пасса­

жирскими

поездами).

 

 

 

 

 

 

 

 

Пассажирские тарифы делятся на общие, применяемые во всех поездах дальнего и местного сообщения, и пригородные для про­

езда в поездах пригородного

сообщения.

 

 

Общие

пассажирские

тарифы

устанавливаются в зависимости

от расстояния

поездки

(причем

ставки с

пассажиро-километра

снижаются

с

увеличением

расстояния),

категории

поезда

279



(пассажирский, скорый) и типа вагона. В пассажирских тарифах предусмотрен льготный проезд туристов, студентов и школьников

(старше 10 лет)

в определенные периоды года. Проезд детей в воз­

расте от 5 до 10 лет

оплачивается в размере 25%

стоимости

проез­

да взрослого, если

ребенок

не занимает

отдельного

спального

места.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пригородные тарифы подразделяются

на: з о н н ы е

(применя­

емые в крупнейших

городах), покилометровые (на отдельных уча­

стках), общие

(применяемые

во всех остальных

городах,

где не

установлен зонный

или

покилометровый тариф)

и льготные

а б о-

ц е м е н т н ы е .

Уровень

зонного и покилометрового тарифов оди­

наков и примерно в два раза ниже общего тарифа стоимости про­ езда в пассажирских поездах дальнего сообщения. Стоимость про­ езда по льготному абонементному тарифу значительно ниже стои­ мости проезда по пригородному общему тарифу.

Тарифы на перевозку багажа и грузобагажа также изменяют­ ся в зависимости от дальности. Стоимость перевозки грузобагажа значительно (на 30—80%) выше, чем багажа. Тарифы на перевоз­

ку и сборы, штрафы, а также правила

их исчисления

публикуются

в Сборниках правил

перевозок и тарифов железнодорожного тран­

спорта

СССР и

в специальных

Тарифных

руководствах

(№ 1, 4

и 5).

 

 

 

Г Л А ВА 28. ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

113. Планирование грузовых перевозок

План перевозок грузов в стране по всем видам транспорта яв­ ляется составной частью общегосударственного плана народного хозяйства. Перевозки грузов планируются на основе планов про­ мышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства, заготовок сельскохозяйственных продуктов, мате­ риально-технического снабжения и товарооборота. План грузовых перевозок составляется с учетом наиболее рационального распре­ деления перевозочной работы между железнодорожным, автомо­ бильным, водным, трубопроводным и воздушным транспортом, со­ кращения дальности перевозок и максимального уменьшения их неравномерности.

При планировании железнодорожных перевозок большое вни­ мание уделяется наиболее полному использованию грузоподъем­ ности и вместимости вагонов, сокращению порожнего пробега ва­ гонов, наилучшему использованию локомотивов. Особенно повы­ силась роль плана перевозок с внедрением в народном хозяйстве новой прогрессивной системы хозяйствования на основе совер­ шенствования планирования и экономического стимулирования. Железные дороги теперь несут повышенную материальную ответ-

280