Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 4
|
О Р Г А Н И З А Ц И Я |
|
|
|
|
Ж Е Л Е З Н О Д О Р О Ж Н Ы Х |
П Е Р Е В О З О К |
||
Г Л А ВА 27. |
З А Д А Ч И Ж Е Л Е З Н Ы Х Д О Р О Г |
П О |
П Е Р Е В О З К А М И |
Т А Р И Ф Ы |
|
111. Общие задачи железных дорог |
|
||
|
по перевозкам |
|
|
|
Совет Министров СССР в Уставе |
железных дорог |
Союза ССР |
установил, что главными задачами железных дорог являются — полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и насе ления в перевозках, выполнение планов перевозок грузов и пас
сажиров, |
обеспечение сохранности |
перевозимых |
грузов и |
свое |
|
временной |
доставки их в пункты назначения. |
Действующий |
Устав |
||
железных |
дорог Союза ССР введен |
с 1 октября |
1964 г. |
|
|
Устав |
железных дорог требует, |
чтобы при |
перевозках |
грузов |
по железным дорогам строго соблюдались интересы социалисти ческого государства и обеспечивалось полное и ритмичное выпол нение плана перевозок грузов как в целом, так и по каждому роду груза, по каждой железной дороге, отделению дороги и станции; обеспечивались рациональное использование подвижного состава, безопасность движения и максимальная экономия транспортных расходов в народном хозяйстве. При выполнении пассажирских перевозок — обеспечивались безопасность пассажиров, необходи мые удобства для них, культурное обслуживание на вокзалах и в поездах, своевременная перевозка и сохранность багажа. Устав требует также, чтобы пассажирские вагоны, вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, со держались в образцовом техническом состоянии и чистоте.
Вместе с тем в Уставе железных дорог Союза ССР указывает ся, что пассажиры обязаны соблюдать общественный порядок, правила пользования пассажирскими вагонами и вокзальными помещениями и бережно относиться к имуществу железнодорож ного транспорта.
В Правилах технической эксплуатации железных дорог Союза ССР записано, что основной обязанностью работников железно дорожного транспорта является выполнение плана перевозок пас сажиров и грузов (§ 1). Работники железнодорожного транспорта должны обеспечивать полную безопасность пассажиров, создавать им необходимые удобства и культурно обслуживать их на вокза лах и в поездах, быть вежливыми и предупредительными в обра щении со всеми лицами, пользующимися железнодорожным тран спортом, но одновременно требовать от них точного выполнения ус тановленных МПС правил (ПТЭ, § 4).
277
Обязанности, |
права и ответственность железных дорог, а так |
же предприятий, |
организаций, учреждений и граждан, пользую |
щихся железнодорожным транспортом, также определяются Уста вом железных дорог Союза ССР. В Уставе регламентируются по рядок составления и выполнения плана железнодорожных перево зок, основные условия перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты, основные положения по эксплуатации железнодорожных подъездных путей, а также взаимоотношения железных дорог с другими видами транспорта.
Устав железных дорог Союза ССР содержит только общие нормы и принципиальные положения о порядке выполнения пере возок. В связи с этим Министерство путей сообщения на основе его требований разрабатывает и утверждает конкретные условия
перевозок, так называемые Правила перевозок грузов, |
Техниче |
ские условия погрузки и крепления грузов, Правила |
перевозок |
экспортных и импортных грузов и Правила перевозок пассажиров
ибагажа.
Вэтих Правилах излагаются требования к подготовке отдель ных видов грузов к перевозке, подготовке подвижного состава, способам погрузки и крепления, обслуживанию пути, использо ванию грузоподъемности вагона и т. д., излагается также порядок выполнения коммерческих операций на станциях и железнодо рожных подъездных путях, общие и особые условия перевозки пассажиров и багажа по железным дорогам.
Все эти Правила и Технические условия публикуются в Сбор никах правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта
СССР. Перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты по строя щимся железным дорогам производятся на основе других правил, а перевозки грузов в сообщениях с другими странами — на основе особых соглашений.
Ш . Тарифы
Государственные плановые цены на перевозку грузов, пасса жиров, багажа и почты, по которым, транспорт реализует свою продукцию, называются тарифами. Уровень тарифов устанавли вается исходя из необходимости возмещения всех эксплуатацион ных расходов транспорта на перевозки и обеспечения определен ных плановых накоплений — прибыли для расширения социали стического воспроизводства основных средств транспорта (на ка питальные вложения для развития и реконструкции хозяйства, поставку нового подвижного состава и Др.). Поскольку единицей транспортной продукции при перевозке грузов считается тоннокилометр (при перевозке пассажиров — пассажиро-километр), то тарифные ставки устанавливаются на эти измерители.
Грузовые тарифы играют значительную роль в системе плано вых оптовых цен в народном хозяйстве, так как транспортные за траты, являясь издержками производства и обращения, оказыва-
278
ют серьезное влияние на конечную цену товаров, особенно сырья, топлива и материалов, удельный вес в цене которых достигает иногда 40—50%- В то же время тарифы на грузовые перевозки влияют на правильное размещение производительных сил в стра не, рациональное распределение перевозок по видам транспорта.
Грузовые железнодорожные тарифы в зависимости от своего назначения делятся по видам перевозок и родам отправок. По ви
дам перевозок грузовые тарифы подразделяются на |
о б щ и е |
(ос |
|||||||||
новной вид |
тарифа), и с к л ю ч и т е л ь н ы е |
(пониженные или |
по |
||||||||
вышенные), |
|
л ь г о т н ы е |
и м е с т н ы е . |
|
|
|
|
|
|||
По родам |
отправок эти |
тарифы |
делятся |
|
на: |
|
п о в а г о н н ы е |
||||
(за |
вагон соответствующей |
грузоподъемности, |
независимо от |
дей |
|||||||
ствительного |
веса |
груза), п о т о и н ы е (за грузы, |
перевозимые |
на |
|||||||
ливом в цистернах и бункерных полувагонах |
за |
действительный |
|||||||||
вес |
груза)), |
д л я м е л к и х |
о т п р а в о к (при |
перевозках в сбор |
|||||||
ных |
вагонах |
и малотоннажных контейнерах |
грузоподъемностью |
||||||||
брутто 1,25 |
Т и менее за действительный вес |
груза) |
и для грузов, |
||||||||
п е р е в о з и м ы х |
в к о н т е й н е р а х |
большей |
грузоподъемности. |
||||||||
Тарифы |
и сборы на перевозки грузов, пассажиров и багажа по |
линиям, входящим в общую сеть железных дорог, принятых в по стоянную эксплуатацию, утверждаются Государственным комите том цен Совета Министров СССР, кроме тарифов и сборов, ко торые в соответствии с Уставом железных дорог Союза ССР под
лежат утверждению |
МПС и |
начальниками дорог. |
Министерство |
|
путей |
сообщения имеет право |
по согласованию |
с Государствен |
|
ным |
комитетом цен |
Совета |
Министров СССР устанавливать и |
включать в тариф сборы за операции, связанные с перевозкой гру зов (хранение груза, взвешивание его на весах железной дороги,
подача вагонов на подъездные пути локомотивом железной |
доро |
||||||||||
ги, погрузочно-разгрузочные работы и др.). Министерство |
путей |
||||||||||
сообщения утверждает размеры комиссионных сборов и сборов |
за |
||||||||||
не обязательные для |
железных |
дорог операции, |
например |
за |
эк |
||||||
спедиционные операции и некоторые другие. |
|
|
|
|
|
||||||
Местные |
тарифы, |
например |
за перевозку грузов |
на ветвях, |
не |
||||||
включенных |
в |
общую |
сеть, ставки сборов с грузополучателей |
за |
|||||||
очистку, промывку и |
дезинфекцию вагонов |
средствами |
железных |
||||||||
дорог и другие, утверждает начальник железной дороги. |
|
|
|
||||||||
Тарифные |
ставки |
устанавливаются в зависимости от расстоя |
|||||||||
ния и себестоимости |
перевозки. Грузовые |
тарифы |
различаются |
||||||||
также и в зависимости от скорости перевозки |
груза — грузовая, |
||||||||||
большая |
(для |
перевозки скоропортящихся |
грузов, |
живых |
живот |
||||||
ных и птиц) |
и |
пассажирская |
(для грузов, |
перевозимых |
с |
пасса |
|||||
жирскими |
поездами). |
|
|
|
|
|
|
|
|
Пассажирские тарифы делятся на общие, применяемые во всех поездах дальнего и местного сообщения, и пригородные для про
езда в поездах пригородного |
сообщения. |
|
|
||||
Общие |
пассажирские |
тарифы |
устанавливаются в зависимости |
||||
от расстояния |
поездки |
(причем |
ставки с |
пассажиро-километра |
|||
снижаются |
с |
увеличением |
расстояния), |
категории |
поезда |
279
(пассажирский, скорый) и типа вагона. В пассажирских тарифах предусмотрен льготный проезд туристов, студентов и школьников
(старше 10 лет) |
в определенные периоды года. Проезд детей в воз |
|||||||
расте от 5 до 10 лет |
оплачивается в размере 25% |
стоимости |
проез |
|||||
да взрослого, если |
ребенок |
не занимает |
отдельного |
спального |
||||
места. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Пригородные тарифы подразделяются |
на: з о н н ы е |
(применя |
||||||
емые в крупнейших |
городах), покилометровые (на отдельных уча |
|||||||
стках), общие |
(применяемые |
во всех остальных |
городах, |
где не |
||||
установлен зонный |
или |
покилометровый тариф) |
и льготные |
а б о- |
||||
ц е м е н т н ы е . |
Уровень |
зонного и покилометрового тарифов оди |
наков и примерно в два раза ниже общего тарифа стоимости про езда в пассажирских поездах дальнего сообщения. Стоимость про езда по льготному абонементному тарифу значительно ниже стои мости проезда по пригородному общему тарифу.
Тарифы на перевозку багажа и грузобагажа также изменяют ся в зависимости от дальности. Стоимость перевозки грузобагажа значительно (на 30—80%) выше, чем багажа. Тарифы на перевоз
ку и сборы, штрафы, а также правила |
их исчисления |
публикуются |
||
в Сборниках правил |
перевозок и тарифов железнодорожного тран |
|||
спорта |
СССР и |
в специальных |
Тарифных |
руководствах |
(№ 1, 4 |
и 5). |
|
|
|
Г Л А ВА 28. ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
113. Планирование грузовых перевозок
План перевозок грузов в стране по всем видам транспорта яв ляется составной частью общегосударственного плана народного хозяйства. Перевозки грузов планируются на основе планов про мышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства, заготовок сельскохозяйственных продуктов, мате риально-технического снабжения и товарооборота. План грузовых перевозок составляется с учетом наиболее рационального распре деления перевозочной работы между железнодорожным, автомо бильным, водным, трубопроводным и воздушным транспортом, со кращения дальности перевозок и максимального уменьшения их неравномерности.
При планировании железнодорожных перевозок большое вни мание уделяется наиболее полному использованию грузоподъем ности и вместимости вагонов, сокращению порожнего пробега ва гонов, наилучшему использованию локомотивов. Особенно повы силась роль плана перевозок с внедрением в народном хозяйстве новой прогрессивной системы хозяйствования на основе совер шенствования планирования и экономического стимулирования. Железные дороги теперь несут повышенную материальную ответ-
280