Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 4
Отрезки прямых Т между вершиной угла и точками примы кания кривой к прямым участкам называются линиями тангенсов или просто тангенсами. Отрезок Б соединяет вершину угла с сере диной кривой, делит угол МОИ пополам и называется биссект рисой.
Длина кривой К — это расстояние между точками М и Н по кривой. Прямолинейные участки рельсового пути с круговыми кри выми соединяют переходными кривыми. На всей длине переход
ной |
кривой |
от начала |
и до конца ее кривизна плавно возрастает, |
т. е. |
радиус |
кривизны |
уменьшается от бесконечно большого до |
равного радиусу круговой кривой. Для разбивки переходных кри вых, т. е. определения их положения на местности, имеются спе циальные таблицы, которые дают величины ординат переходной кривой через каждые 5 м.
Переход элемента профиля одной крутизны к элементу другой крутизны называется п е р е л о м о м п р о ф и л я . При резком пере ломе профиля увеличивается давление на путь от проходящих по нему поездов или создается опасная разгрузка отдельных колес подвижного состава. Необходимая плавность при переходе под вижного состава с одного элемента продольного профиля на дру гой элемент достигается путем устройства на участке перелома сопрягающих кривых.
Сопрягающие кривые выполняют по окружности, радиус кото
рой для |
линии |
I и I I |
категорий |
10 000 м, |
для |
линий I I I |
категории |
|||
5 000 м. |
При |
алгебраической |
разности |
уклонов |
смежных |
эле |
||||
ментов |
профиля в 3%о и |
менее |
сопрягающие |
кривые |
не устраи |
|||||
вают. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверка плана и профиля пути. План и профиль пути перио |
||||||||||
дически |
проверяются |
в |
сроки, |
устанавливаемые |
Министерством |
|||||
путей сообщения. Участки, на которых реконструируется путь |
или |
выполняются другие работы, вызывающие изменение плана и про филя, проверяются по окончании работ. Продольные профили сор тировочных горок, полугорок, подгорочных путей и вытяжных пу тей на сортировочных, участковых и крупных грузовых станциях проверяются не реже одного раза в три года с приведением их к
проектному; профиль |
пути на |
остальном протяжении проверяется |
не реже одного раза |
в 10 лет |
(ПТЭ, § 22). Даже небольшое иска |
жение профиля подгорочных путей может создать затруднения в
скатывании |
вагонов |
и в |
маневровой работе, |
а также ухудшить |
|
безопасность |
движения. |
|
|
|
|
Для проверки профиля |
устанавливаются |
постоянные |
реперы |
||
(геодезические знаки |
для |
нивелирования) на |
каменных |
цоколях |
зданий и других сооружениях, в местах перелома профиля горок, вытяжных и сортировочных путей.
Начальники станций и дорожные мастера имеют чертежи пла на и профиля пути сортировочных горок, подгорочных и вытяж ных путей. После проверки профиля пути при помощи нивелира намечается план работ по устранению обнаруженных искажений профиля.
31
Г Л А В А 5. З Е М Л Я Н О Е П О Л О Т Н О
9. Назначение земляного полотна.
Поперечные профили
Сооружения |
из грунта, |
возводимые |
при строительстве |
желез |
ной дороги, называются з е м л я н ы м |
п о л о т н о м . Земляное по |
|||
лотно должно |
иметь такую |
форму и |
размеры, которые |
могут |
надежно выдерживать нагрузки от проходящего подвижного сос
тава, |
а также обеспечивать |
долговечность при воздействии |
атмос |
|||
ферных явлений. Земляное |
полотно образует |
н и ж н е е |
с т р о е |
|||
н и е |
п у т и . П о п е р е ч н ы м |
п р о ф и л е м |
земляного |
полотна |
||
называется поперечный разрез |
его вертикальной плоскостью, |
пер |
||||
пендикулярной оси земляного полотна. Поперечный профиль |
опре |
деляет ширину земляного полотна поверху, крутизну откосов и дру
гие основные его элементы, расположение водоотводных |
устройств |
|||||
и др. |
|
|
|
|
|
|
Если |
при устройстве земляного полотна грунт срезался, обра |
|||||
зуется выемка (рис. 13, а), если насыпался, то насыпь |
(рис. 13, б). |
|||||
Верхняя часть земляного полотна, на которой |
укладывается верх |
|||||
нее строение пути (шпалы, рельсы, балласт), |
называется |
о с н о в |
||||
н о й п л о щ а д к о й . |
|
|
|
|
||
Очертание основной площадки земляного полотна должно ис |
||||||
ключать |
застой на ней воды и обеспечивать возможность |
укладки |
||||
верхнего |
строения пути без повреждения земляного |
полотна. |
||||
Площадь |
грунта, |
на которую опирается насыпь, |
образует ее |
|||
о с н о в а н и е . Линия, |
сопрягающая основную |
площадку с откосом, |
||||
называется |
б р о в к о й , а сопряжение откоса |
с основанием — по |
||||
д о ш в о й |
о т к о с а . |
|
|
|
|
|
На однопутных линиях основная площадка имеет форму тра |
||||||
пеции, где средний элемент шириной в 2,3 м поднят |
над уровнем |
бровки земляного полотна на 0,15 м. На двухпутных линиях основ ная площадка имеет форму треугольника, вершина которого на 0,2 м выше уровня бровок. Части основной площадки, не закры
тые верхним |
строением пути, |
называются о б о ч и н а м и . |
||||
Высотой |
насыпи считается |
расстояние от уровня бровок до ее |
||||
основания, а глубиной выемки расстояние от уровня |
бровок ос |
|||||
новной площадки до точки пересечения |
оси земляного |
полотна с |
||||
линией, |
соединяющей |
бровки |
откосов |
выемки. Горизонтальная |
||
проекция |
линии откоса |
называется его з а л о ж е н и е м , |
а отноше |
ние высоты откоса к заложению — крутизной откоса. Обычно кру
тизну |
откоса принимают 1:1; 1:1,5; 1:1,75, а в некоторых |
слу |
чаях |
1:2. |
|
При прохождении железнодорожной линии по косогорам |
в по |
перечном разрезе может получиться полунасыпь, полувыемка или
полунасыпь-полувыемка. |
Места, где грунт |
при возведении земля |
|
ного полотна |
не срезался |
и не досыпался, |
кроме планировки (вы |
равнивания), |
называются |
н у л е в ы м и м е с т а м и . |
09
s)
m
\
Рис. 13. Поперечный разрез земляного полотна:
а — выемки; б — насыпи
Вдоль насыпи, для осушения ее основания, на болотистых ме стах и в равнинной местности строятся продольные водоотводные
канавы с |
обеих сторон полотна, а |
на косогорных участках только |
||||
с верхней |
стороны. |
|
|
|
|
|
Если насыпь возводилась из местного грунта, взятого рядом с |
||||||
насыпью, то для отвода воды от полотна |
используются |
образую |
||||
щиеся при этом спланированные |
углубления, |
называемые р е- |
||||
з е р в а м и. |
|
|
|
|
|
|
Вынутый при сооружении выемки грунт, не используемый для |
||||||
возведения насыпи, укладывается |
за откосом |
выемки в |
правиль |
|||
ные призмы, называемые |
к а в а л ь е р а м и |
(см. рис. 13, |
а). |
|||
В выемках с каждой |
стороны |
основной |
площадки |
земляного |
полотна делаются продольные канавы для отвода воды, называе мые к ю в е т а м и . Кроме того, для перехвата и отвода притекаю щих к выемке поверхностных вод, на верховой стороне, вдоль от
коса выемки |
за кавальерами, делаются н а г о р н ы е |
к а н а в ы . |
На полосе |
между кавальерами и бровкой откоса выемки отсы- |
2—2940 |
33 |
пается |
б а н к е т , с уклоном в сторону |
от откоса для отвода воды |
|||
в з а б а н к е т н у ю |
к а н а в у , |
расположенную вдоль |
линии (см. |
||
рис. 13, |
а). |
|
|
|
|
При |
строительстве |
железных |
дорог |
применяются |
нормальные |
типовые поперечные |
профили |
земляного полотна и специальные. |
По нормальным поперечным профилям строится земляное полотно
из наиболее часто встречающихся |
грунтов |
удовлетворительного |
||
качества, |
проверенных многолетним |
опытом |
и не требующих |
спе |
циальных |
расчетов. |
|
|
|
Ширина земляного полотна по верху на прямых участках одно |
||||
путных линий должна быть не менее 5,5 м, |
двухпутных 9,6 м, а я |
|||
скальных |
и дренирующих грунтах |
не менее на однопутных |
ли |
|
ниях — 5,0 |
м и двухпутных — 9,1 м |
(ПТЭ, § |
23). |
|
На вновь строящихся дорогах ширина основной площадки на |
||||
прямых участках принимается для |
двухпутных ланий I категории |
при всех грунтах, кроме скальных, щебеночных, крупно- и среднезернистых песчаных, — 11,1 м, а при скальных, щебеночных и пес чаных — .10,1 м. На однопутных линиях соответственно — 7,0 и 6,0 м.
На кривых участках пути земляное полотно уширяется с внеш
ней стороны кривой на 0,1 — 0,5 м в зависимости |
от величины ра |
|
диуса и категории |
линии. |
|
На двухпутных |
участках основная площадка |
земляного полот |
на в пределах кривых, кроме того, уширяется еще в связи с уве личением междупутья.
Переход от увеличенной ширины основной площадки к нор мальной делается постепенно.
На станциях, где кроме главных располагаются и другие стан ционные пути, основную площадку земляного полотна дел.ают значительно шире в зависимости от путевого развития станции, условий работы на ней, необходимости установки в междупутьях различных устройств (столбов связи, опор контактной сети, стре лочных постов и др.). Поверхности земляного полотна на станциях придают односторонний или двусторонний уклон, обеспечивающий сток воды.
При возведении насыпей выше 12 ж и выемок глубже 12 м зем ляное полотно строится по специальным поперечным профилям. По таким поперечным профилям строятся также и насыпи высотой
менее 12 м, если они расположены |
на крутых |
неустойчивых |
косо |
||||
горах и на основаниях из слабых |
грунтов |
и на |
болотах, а |
также |
|||
насыпей, |
сооружаемых |
отсыпкой |
грунта |
в воду, подтапливаемых |
|||
или подверженных размыву; сооружаемых |
с помощью гидромеха |
||||||
низации, а также во всех случаях, |
когда земляное |
полотно |
возво |
||||
дится в |
неблагоприятных |
инженерно-геологических |
условиях и в |
||||
районах |
вечной мерзлоты. |
|
|
|
|
|
Поперечные профили для таких мест устанавливаются в каж дом отдельном случае на основе инженерно-геологических обсле дований.
34
10. Водоотводные сооружения и укрепление
откосов
В выемках земляного полотна предусмотрено устройство кю ветов, нагорных и других канав, земляному полотну придана фор ма, обеспечивающая беспрепятственный сток воды с него к водо отводам.
Однако во многих случаях для обеспечения устойчивости зем
ляного полотна |
приходится принимать |
дополнительные |
меры по |
регулированию |
поверхностного стока, |
понижению и |
перехвату |
грунтовых и поверхностных вод, укреплению земляного |
полотна |
||
от размывов. |
|
|
|
Работы по регулированию стока поверхностных вод заключа- > ются в основном в планировке поверхности, исключающей возмож ность застоя воды, и в устройстве сети водосборных и водоотвод ных канав.
'Расположение канав определяется по |
плану на карте местно |
сти в горизонталях и по дополнительным |
съемкам. |
Продольный уклон канав соответствует крутизне склонов ме стности и может быть в пределах 2—8%о, а при укреплении дна и откосов канав против размывов уклон делают от 10 до 15°/оо. Раз меры канав устанавливаются гидравлическим расчетом с тем, что бы они пропускали максимальный расчетный расход воды. При крутом падении местности канаву устраивают участками с поло гими уклонами, исключающими размыв откосов и дна, а на стыке
этих участков |
делают специальные сооружения: |
п е р е п а д ы , |
|
в о д о б о й н ы е |
к о л о д ц ы или |
б ы с т р о т о к и . |
|
Грунтовые |
воды оказывают |
большое влияние на |
устойчивость |
земляного полотна, так как грунт во влажном состоянии имеет меньшее сопротивление сдвигу, чем в сухом, и несущая способ ность его уменьшается. Для понижения уровня грунтовых вод, а также для полного перехвата и отвода их от земляного полотна применяют различные устройства: дренажи горизонтальные, вер тикальные, комбинированные — открытого типа, к которым отно сятся канавы и лотки, и закрытого типа, к которым относятся дренажи траншейного типа и штольни.
Наиболее распространены на железнодорожном транспорте го ризонтальные дренажи, из которых простейшим видом является дренажная канава. К другим простым дренажным устройствам относятся лотки железобетонные, бетонные, каменные и как иск лючение в лесных районах — деревянные.
Из закрытых |
дренажей наибольшее распространение |
получили |
||||
п о д к ю в е т н ы е |
д р е н а ж и |
(рис. 14), роль которых |
заключает |
|||
ся в понижении уровня грунтовых вод под |
основной |
площадкой |
||||
земляного полотна. |
|
|
|
|
|
|
При глубине залегания грунтовых вод 6 м и более дренажи де |
||||||
лают в виде г а л е р е й (рис. |
15). Если дно траншеи |
необходимо |
||||
опустить до глубины более Юм, |
то строят |
дренажную |
ш т о л ь |
|||
ню, закладываемую тоннельным |
способом. |
Поверхности |
откосов |
2* 35