Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— п л а т ф о р м ы и п о л у в а г о н ы , з а г р у ж е н н ы е с на­ р у ш е н и е м т е х н и ч е с к и х у с л о в и й п о г р у з к и и к р е п л е ­ н и я г р у з о в на о т к р ы т о м п о д в и ж н о м с о с т а в е .

При погрузке на открытый подвижной состав грузоотправи­ тель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы полностью обеспечивалась безопасность движения и сохранность груза в процессе транспортировки в полном соответствии с требо­ ваниями Технических условий. Эти условия разработаны для раз­ личных грузов на основе расчетов с учетом сил, возникающих от соударения вагонов при движении поезда, во время маневров, рос­ пуска с сортировочных горок и т. п. Невыполнение требований Технических условий может привести к опасным последствиям —

смещению груза, выходу его за габарит

и

даже

падению

на

путь;

 

 

 

 

 

 

 

 

— п л а т ф о р м ы и п о л у в а г о н ы с

н е г а б а р и т н ы м и

г р у з а м и , е с л и о с л е д о в а н и и

 

т а к и х

в а г о н о в

не

б у д е т д а н о

о с о б ы х у к а з а н и й .

О порядке

и условиях пе­

ревозки негабаритных грузов см. гл. 3;

 

 

 

 

 

— п л а т ф о р м ы с н е з а к р ы т ы м и б о р т а м и , з а

ис­

к л ю ч е н и е м

с л у ч а е в ,

п р е д у с м о т р е н н ы х

с п е ­

ц и а л ь н ы м и и н с т р у к ц и я м и М П С ;

 

 

 

— п о л у в а г о н ы

с о т к р ы т ы м и л ю к а м и и л и л ю ­

к а м и , з а к р ы т ы м и

на о д н у

з а к и д к у

з а п о р н о г о

механизма. Борта платформ, люки и двери полувагонов должны

быть закрыты и заперты на

запоры. При погрузке грузов, которые

не могут быть размещены

в пределах пола платформ (например,

негабаритные грузы) или полувагонов, торцовые борта платформ могут быть откинуты на кронштейны, а торцовые двери полуваго­ нов — открыты и закреплены. В этих случаях открытые секции бо­

ковых платформ должны

быть

закреплены

(или сняты).

Правильность размещения

и

крепления

массовых навалочных

грузов (угля, балласта,

руды

и

т. п.) проверяет приемосдатчик

груза дороги, а остальных грузов, способы размещения и крепле­

ния которых предусмотрены Техническими

условиями, — старший

приемосдатчик груза, а в

пунктах, где его

нет, — начальник стан­

ции или его заместитель.

В вагонном

листе

должна быть сделана

отметка: «Груз погружен

и укреплен

правильно», поставлена под­

пись и указана должность проверявшего погрузку.

117.Сроки доставки, выгрузка, хранение

ивыдача грузов

Железные дороги обязаны доставлять принятые к перевозке грузы в установленные сроки, зависящие от способа и вида пере­ возок и категорий груза (маршрут, повагонная или мелкая от­ правка, скоропортящийся груз, живность и др.), а также от ско­ рости (грузовая или большая). За нарушение сроков доставки по вине дорог они уплачивают грузополучателю штраф.

28§


 

В некоторых случаях операции с грузом приходится выполнять

и в

пути следования, что, конечно, нарушает

перевозочный

 

про­

цесс, особенно когда меняется маршрут следования груза.

Устав

железных дорог Союза ССР разрешает грузоотправителю в

слу­

чае

необходимости изменять получателя груза

(указанного

в

на­

кладной), но без права изменения станции назначения. Однако в исключительных случаях по заявлению грузоотправителя, грузо­ получателя, министерства или ведомства, в систему которого вхо­ дит грузополучатель, допускается изменять и станцию назначения груза, т. е. переадресовать груз. При этом составляются новые пе­ ревозочные документы, берется соответствующий штраф. В пути следования при переходе груза с одной дороги на другую на обо­ роте дорожной ведомости проставляются календарные штемпеля станций перехода.

Для своевременной подготовки грузополучателя к разгрузке и вывозу прибывающего груза начальник станции обязан уведо­ мить получателя, как правило, в день прибытия груза, и во всяком случае, не позднее 12 ч следующего дня. Как только груз прибыл на дорожной ведомости и вагонном листе ставят календарный штемпель о времени прибытия, а затем накладную и дорожную ведомость пересылают в товарную контору, а вагонный лист на грузовой двор. Технология выполнения операций по выдаче грузов зависит от места, где они производятся, — на местах общего или необщего пользования (т. е. находящихся в ведении станции или клиентуры).

Прибывшие грузы хранятся на станции в течение суток бес­ платно. Этот срок исчисляется с 24 ч дня выгрузки груза или по­ дачи вагона под выгрузку. По истечении этого срока взыскивается установленный тарифом сбор. Предельные сроки хранения и вы­ воза грузов со станций устанавливаются ' Правилами перевозок грузов.

Груз выдается на станции назначения грузополучателю после окончательных расчетов по перевозке и расписки в дорожной ве­ домости в получении груза. На накладной ставится календарный штемпель о времени выдачи груза. После производства расчетов накладная вручается грузополучателю. Грузополучатель обязан полностью очистить вагоны и контейнеры после выгрузки (как с внутренней, так и с внешней стороны). В тех случаях, когда вы­ гружает сама дорога, то она и очищает вагоны и контейнеры.

118. Организация грузовых перевозок маршрутами

Маршрутизацией перевозок называется организация перевозок грузов в маршрутных поездах, которые проходят несколько уча­ стковых и сортировочных станций без переработки составов. Маршрутизация перевозок весьма эффективна, так как обеспечи­ вает быстрейшее продвижение грузов из пунктов производства в пункты потребления, сокращает работу участковых и сортировоч-

287


ных станций по переформированию составов, ускоряет оборот ва­ гонов и снижает себестоимость перевозок.

Основным способом организации маршрутов является отпра­ вительская маршрутизация перевозок. Поэтому в Уставе железных

дорог

Союза

ССР указывается,

что

грузоотправители

обязаны

предъявлять

к перевозке массовые грузы — каменный уголь, кокс,

руду,

нефть,

зерновые хлебные

грузы,

лес, минеральные

строи­

тельные материалы и другие массовые грузы, как правило, от­ правительскими маршрутами.

Организация перевозок маршрутами с мест погрузки основы­ вается на концентрации грузопотоков, заадресовке грузов разных назначений в определенные дни по календарному плану, рацио­ нальном использовании технических средств грузоотправителей, грузополучателей и железных дорог. Порядок перевозок грузов маршрутами устанавливается Правилами, утвержденными МПС.

Перевозка грузов маршрутами предусматривается в

месячных

планах перевозок.

 

О т п р а в и т е л ь с к и е м а р ш р у т ы с мест погрузки

(состава­

ми установленного веса или длины) могут быть сформированы:

из вагонов, погруженных одним грузоотправителем на одной станции;

с т у п е н ч а т ы е — из вагонов, погруженных разными грузо­ отправителями на одной станции или нескольких станциях одного

или двух участков; из вагонов,

находящихся

на заадресовочных

маршрутных базах, создаваемых

на выходах из районов массовой

погрузки грузов.

 

 

Отправительские маршруты по назначению делятся на маршру­

ты, следующие на одну станцию

или на один участок выгрузки и

на маршруты, идущие в пункты

распыления

(где производится

заадресовка вагонов по станциям

выгрузки).

 

119.Перевозка грузов в смешанных

имеждународных сообщениях

ВСоветском Союзе все виды транспорта — железнодорожный,

речной, морской, автомобильный, трубопроводный, воздушный и промышленный работают в тесном взаимодействии. При опреде­ лении экономичности перевозок по тому или иному виду транспор­ та учитывается ряд факторов: себестоимость, качество перевозок,

скорость

доставки, сохранность

грузов,

предоставляемые удобства

и др.

 

 

 

 

В системе перевозок

все большее народнохозяйственное зна­

чение, по

мере развития

других

видов

транспорта, приобретают

прямые.смешанные перевозки грузов, пассажиров и багажа в же- лезнодорожно-водных, железнодорожно-автомобильных, железно- дорожно-водно-автомобильных, а в необходимых случаях и желез- нодорожно-воздушных и других сообщениях. Такие перевозки во многих случаях обеспечивают снижение транспортных издержек

288


по сравнению с железнодорожным сообщением. Особенно выгодно использовать прямое железнодорожно-водное сообщение при пе­ ревозке массовых грузов на дальние расстояния, а прямое желез- нодорожно-автомобильное сообщение для перевозок грузов по же­

лезной

дороге, а

затем на короткие расстояния от станции до

склада

получателя

и наоборот, а также для дальнейшей доставки

груза в районы, где нет железнодорожных линий и водного тран­ спорта.

Прямые смешанные

сообщения осуществляются

по

единому

транспортному

документу,

составляемому

на

весь

путь

следова­

ния, причем груз или багаж с одного транспорта на другой

пере­

дается без участия отправителей и получателей.

 

 

 

 

 

Сроки доставки грузов в прямых

смешанных

сообщениях

оп­

ределяются по совокупности

сроков

доставки

их

железнодорож­

ным и другими видами транспорта в соответствии

с действующими

Правилами перевозок.

Кроме того,

добавляется

время

на

пере­

валку

грузов

с одного вида

транспорта на

другой. Поэтому

повы­

шение

эффективности

прямых смешанных

сообщений в

большой

степени зависит от рациональной организации работы перевалоч­ ных пунктов, а также от соответствующего их развития и оснаще­ ния.

Непрерывно увеличиваются также прямые перевозки в между­

народных

сообщениях, особенно

с социалистическими

странами.

Перевозки

грузов и пассажиров между

социалистическими

страна­

ми производятся на основе Соглашения

 

о международном

грузо­

вом сообщении (СМГС). Перевозочные

грузовые

документы

для

прямых международных

сообщений между

странами,

участвую­

щими в этом

Соглашении,

являются

едиными и

состоят из

на­

кладной, дубликата накладной, дорожной

ведомости

и

корешка

дорожной

ведомости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

120. Организация перевозок грузов мелкими

 

 

 

отправками. Контейнерные и пакетные перевозки

 

Вес мелкой

отправки

должен

быть

не менее 20

кг

и при

от­

правлении

со складов станций не более

5 т

(в отдельных случаях

до 10 г)

при

условии,

что

груз

не занимает более

одной

трети

вместимости четырехосного крытого вагона и полувагона или од­ ной трети площади четырехосной платформы. При отгрузке мел­ ких отправок грузов с мест необщего пользования и подъездных путей в прямые сборные вагоны на одну станцию назначения вес отдельных отправок не ограничивается.

Резкое увеличение производства товаров народного потребле­ ния, рост сельского хозяйства и товарооборота обусловили зна­ чительное увеличение мелких отправок, которыми перевозятся пре­ имущественно тарноупаковочные, т. е. наиболее ценные грузы (ткань, обувь, кожевенные изделия, парфюмерия и другие грузы широкого потребления).

'/210-2940

289