Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ственность за несвоевременный вывоз с

предприятий продукции,

а также

задержку

в ее

доставке

грузополучателям.

 

 

В соответствии

с требованиями

Устава

железных

дорог

Союза

ССР для

рационального

использования

различных

видов

тран­

спорта, а также сокращения транспортных затрат в народном хо­

зяйстве

составляются специальные

схемы

нормальных

направле­

ний

грузопотоков

обязательные как

для

транспортных

организа­

ций,

в

том числе

железных дорог, так и

грузоотправителей. На

железнодорожном транспорте составляются планы перевозок гру­ зов: генеральные перспективные (на 10—15 лет и более), перспек­ тивные— пятилетние, годовые, квартальные и месячные (опера­ тивные) .

Пятилетний план с распределением важнейших заданий по го­ дам — основная форма государственного перспективного планиро­ вания народного хозяйства. В пятилетнем плане железнодорожно­ му транспорту (так же как и другим видам транспорта) устанав­ ливают общий объем перевозок грузов, т. е. грузооборот (в тоннокилометрах) .

Годовой план перевозок грузов — грузооборот (в тонно-кило­ метрах) по всем видам транспорта, в том числе и по железнодо­ рожному, утверждает Совет Министров СССР в годовом плане развития народного хозяйства СССР. После этого Министерство путей сообщения утверждает по согласованию с Госпланом СССР

годовой (с распределением по кварталам) план перевозок грузов железнодорожным транспортом по общему объему (в тоннах) с выделением перевозок важнейших грузов.

Квартальные планы перевозок разрабатываются на основе го­ довых, а месячные оперативные планы — на основе квартальных. Месячные планы перевозок грузов в тоннах и вагонах в целом по железнодорожному транспорту и по отдельным дорогам отправ­ ления утверждаются Министерством путей сообщения. Начальни­

ки железных дорог на основании их

утверждают

планы

перево­

зок грузов по каждому отделению

дороги,

а начальники

отделе­

ний по каждой станции и объявляют

его

начальникам

станций.

На основании согласованных квартальных планов с распределе­

нием по месяцам объемов перевозок

грузов грузоотправители обя­

заны не позднее чем за 14 дней до начала

каждого

планируемого

месяца представить в управления железных дорог на' утверждение объемы перевозок, развернутые планы перевозок. Одновременно представляются планы перевозок грузов маршрутами.

Начальник станции за сутки до наступления декады уведомля­ ет каждого грузоотправителя о размерах подачи вагонов по дням декады, родам грузов и железным дорогам назначения.

Планы перевозок должны строго выполняться не только по общему объему перевозок и по родам грузов, но и по направлени­ ям перевозки, чтобы не возникло перегрузки одних линий и недо­

грузки других.

 

На основе месячного оперативного плана перевозок

грузов

Министерство путей сообщения разрабатывает для сети

железных

281


дорог в целом и для каждой железной дороги технические норма­ тивы эксплуатационной работы: качественные показатели исполь­ зования подвижного состава, размещение вагонных парков, при­ ем и передачу вагонов по стыковым пунктам, регулировочные за­ дания по передаче порожних вагонов и другие задания.

Сложная и трудоемкая задача рационального планирования огромных грузовых перевозок, осуществляемых в стране, может быть в значительной мере облегчена применением математических методов с использованием современных электронно-вычислитель­ ных машин (ЭВМ); использование ЭВМ позволит не только во много раз ускорить этот процесс, но и разрабатывать высокоэф­ фективные планы, значительно сокращающие расходы на перевоз­ ки в народном хозяйстве.

114. Коммерческая и грузовая работа

Коммерческая и грузовая работа — это. отдельная отрасль же­ лезнодорожного транспорта. В область деятельности этой отрасли

входят следующие основные работы

и операции:

к о м м е р ч е с к и е — оперативное

планирование перевозок гру­

зов, подготовка грузов к перевозке, прием их от грузоотправите­ лей, оформление перевозочных документов, определение перево­ зочных плат и сборов, расчеты за перевозки, разработка правил и условий перевозок грузов, обслуживание в- пути, хранение гру­ зов на станциях, выдача грузов получателям, организация тран- спортно-экспедициояного обслуживания, арендного, договорного и актово-претензионного дела, разработка условий на эксплуата­ цию подъездных путей промышленных предприятий, заключение

договоров и контроль за их выполнением, организация

связи меж­

ду различными

видами транспорта;

 

• г р у з о в ы е

— организация грузового хозяйства

станций, эк­

сплуатация и содержание сооружений и устройств грузовых дво­

ров, складского, весового

и

холодильного

хозяйств,

организация

погрузочно-разгрузоч'Ной

работы

на

грузовых дворах

станций,

комплексная

механизация

и

автоматизация

погрузочно-разгрузоч-

ных работ,

эксплуатация

и

содержание

подъемно-транспортных

машин, механизмов и устройств.

 

 

 

 

 

Перевозки грузов

подразделяются

по сообщениям

 

на м е с т ­

н ы е — совершаемые

в пределах

одной дороги, п р я м ы е — в пре­

делах двух

и более

дорог, п р я м ы е

с м е ш а н н ы е

совершае­

мые на разных видах транспорта по одному перевозочному доку­

менту, п р я м ы е

м е ж д у н а р о д н ы е — с

участием

железных

до­

рог двух и более государств.

 

 

 

 

 

 

В зависимости от количества

грузы

перевозятся:

м а р ш р у т ­

н ы м и о т п р а в к а м и ,

когда партия груза предъявляется в

ко­

личестве,

соответствующем норме

состава поезда

(по

весу

или

длине),

установленной

МПС для

маршрутов;

п о в а г о н н ы м и

о т п р а в к а м и ,

когда

предъявленная партия

груза

требует

пре-

282


доставления отдельного вагона; г р у п п о в ы м и о т п р а в к а м и , если при предъявлении груза требуется более одного вагона и ме­

нее маршрута;

м а л о т о н н а ж н ы м и

о т п р а в к а м и —

при перевозке в четырехосном вагоне

партии

груза

весом

свы­

ше 10 и до 20 т и вместимостью не более половины объема

четы­

рехосного

вагона

и м е л к и м и

о т п р а в к а м и ,

когда

для

перевозки

партии

груза не требуется

предоставления

отдельного

вагона.

 

 

 

 

 

 

 

 

О т п р а в к о й

называется

партия

груза,

принятая

к

перевоз­

ке по одному перевозочному

документу — накладной. При

перевоз­

ке массовых грузов в постоянных направлениях может допускать­ ся составление одной накладной на целый маршрут или группу вагонов (или на комплект контейнеров).

Грузы подразделяются на тарноупаковочные или штучные, на­ валочные, насыпные и наливные.

115. Прием грузов к перевозке

Грузоотправитель, прежде чем предъявить груз к перевозке, обязан подготовить его в соответствии с требованиями Устава железных дорог Союза ССР, например, грузы, нуждающиеся в та­ ре, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, обеспе­ чивающей их полную сохранность. Грузоотправитель должен пред­ ставить станции отправления на каждую отправку груза подпи­ санную накладную, которая является основным перевозочным до­

кументом, в котором излагается

содержание

д о г о в о р а

н а

ж е л е з н о д о р о ж н у ю п е р е в о з к у .

Накладная

сопровождает

груз на всем пути его следования,

а на

станции

назначения

вы­

дается грузополучателю вместе с грузом.

 

 

 

 

В накладной указывается — скорость

перевозки

(грузовая

или

большая), станция и дорога назначения, наименование отправи­

теля и получателя, знаки и-марки отправителя и другие отличи­

тельные надписи, нанесенные на тарных местах, число мест, род

упаковки, полное и точное наименование груза с указанием его

особых

свойств, вес

груза (если по Уставу железных дорог Сою­

за ССР

он должен

определяться отправителем). Если погрузка

осуществляется средствами отправителя, то должен быть

указан

род и номер вагона, грузоподъемность, количество осей,

тип ци­

стерны и техническая норма загрузки вагона.

 

К накладной прикладываются в случаях, предусмотренныхПравилами перевозок грузов, утвержденных МПС: ветеринарное свидетельство — при перевозке животных (птиц), мяса, мясопро­ дуктов, яиц, молочных продуктов, животного сырья и т. д., серти­ фикаты Государственной хлебной инспекции или удостоверения о качестве груза при перевозке хлебных и скоропортящихся гру­ зов, карантинные сертификаты при перевозке живых растений, посевного и посадочного материала (из зон, объявленных под ка­ рантином) и т. п.

283


На каждую грузовую отправку станция составляет на основа­ нии накладной д о р о ж н у ю в е д о м о с т ь , которая является бланком строгой отчетности и также следует с грузом до станции назначения, а после выполнения перевозки служит для проверки управлением дороги правильности расчетов и выполнения дорога­ ми следования сроков доставки груза.

Груз принимается к перевозке следующим порядком. Товарный кассир проверяет,имеется ли в плане предъявленный к перевозке груз (за исключением случаев, когда перевозка разрешена вне плана), сверяет данные накладной с планом перевозок (особое внимание обращают на точность указания станции и дороги на­ значения). Разрешение на право ввоза груза на станцию (или на погрузку груза со своего склада или подъездного пути) дается в товарной конторе станции при предъявлении накладной и назы­ вается визированием накладной.

В срок, указанный в накладной, отправитель ввозит груз на станцию. Приемосдатчик груза склада по накладной проверяет наличие разрешения на перевозку, принимает груз, проверяя исправность упаковки и правильность отправительской марки­ ровки, взвешивает груз, наносит на него железнодорожную мар­ кировку, проставляет номер маркировки в накладной и записы­ вает все основные сведения о грузе в «Книгу приема груза к от­ правлению». Затем подписывает накладную и пересылает ее з товарную контору для дальнейшего оформления перевозки.

В товарной конторе проверяется правильность заполнения накладной приемосдатчиком груза, рассчитывается провозная плата, сумма которой вносится в накладную. После этого состав­ ляется дорожная ведомость и с отправителя взыскивается плата за перевозку и установленные сборы, а отправителю в удостове­ рение о приеме груза к перевозке станция выдает грузовую кви­ танцию. Время приема к перевозке удостоверяется календарным штемпелем станции на накладной.

Типовой порядок приемки может меняться в деталях в зави­ симости от того, принимается ли груз на местах общего или не­ общего пользования, объема грузовой работы на данной стан­ ции и т. д.

116. Погрузка в вагоны

Чтобы обеспечить полную сохранность грузов, вагоны (кон-' тейнеры), подаваемые под погрузку, должны быть исправны, год­ ны для перевозки данного груза, очищены от остатков груза и мусора, а в установленных случаях — промыты и продезинфици­ рованы. Поэтому все вагоны перед погрузкой должны быть ос­ мотрены не только в техническом, но и в коммерческом отноше­ нии. Вагоны под погрузку подготавливают работники вагонной службы на специальных пунктах подготовки вагонов к перевоз­ кам, промывочно-пропарочных станциях, пунктах технического осмотра вагонов.

284


Комм£рческий осмотр вагонов выполняет

перед

погрузкой

приемосдатчик груза железной

дороги.

 

 

 

Грузоотправитель

загружает вагоны и

контейнеры до полной

их грузоподъемности

и вместимости. Это

требование

одно из

важнейших условий

полного

использования

грузовых

вагонов.

Министерство путей сообщения устанавливает технические нормы загрузки вагонов для каждого груза, разрабатываемые на основе

прогрессивных методов загрузки

(уплотнение

груза

в зависимости

от его свойств и качества, прессовки, тары и т. д.),

а также

разме­

щения груза в вагоне. Открытый

подвижной

состав

должен

загру­

жаться до полного использования габарита погрузки (но не выше грузоподъемности подвижного состава), за исключением случаев погрузки негабаритных грузов, которые перевозятся на основании особых правил.

После погрузки крытые и изотермические вагоны, цистерны и контейнеры пломбируют. Перечень грузов, допускаемых к перевоз­

ке в вагонах без пломб, а также

порядок пломбирования вагонов

и контейнеров устанавливаются Правилами перевозок грузов.

На каждый

принимаемый к

перевозке груз

(контейнер) уста­

навливаются

сроки погрузки

и

выгрузки

зависимости

от

свойств груза,

способов погрузки

 

и выгрузки

и типа вагона).

Пос­

ле окончания погрузки и пломбирования приемосдатчик груза со­ ставляет на каждый вагон в а г о н н ы й л и с т , в котором указы­ ваются необходимые сведения о вагоне. Вагонный лист подписы­

вается

приемосдатчиком груза,

пересылается в

товарную

контору

и следует вместе с другими документами

на загруженный

вагон —

накладной, дорожной ведомостью и т. д.

в техническую контору и

далее с поездами до станции назначения

груза.

 

 

Правила технической эксплуатации

железных дорог

(§ 203,

пункты б, в, ж, з, и) запрещают

ставить в поезда:

 

 

— в а г о н ы , з а г р у ж е н н ы е с в е р х их

г р у з о п о д ъ е м ­

н о с т и

и д о п у с к а е м о г о

М П С

п е р е г р у з а .

 

По

действующим положениям и ГОСТам статическая

нагрузка

на рельсы от оси колесной пары допускается 21 Т, а для полува­ гонов, имеющих литые боковые рамы тележек и диаметр подступичной части оси не менее 182 мм, при следовании по установлен­

ным МПС

направлениям

(где лежат

рельсы типа

Р50

и тяже­

л е е ) — 2 2

Т. Из этих нормативов и определяются

указанные в

Сборнике правил перевозок и тарифов, допускаемые

номиналь­

ные загрузки грузов для

различных

типов вагонов

и

разрешен­

ный перегруз, т. е. разрешенный излишек груза в вагоне против

установленной

нормы грузоподъемности.

Например,

полувагон с

приведенными

выше тележками и размерами оси при

следовании

в установленнБ1х направлениях должен загружаться до 64 г.

Об­

щий вес при разрешенном перегрузе в таком вагоне

одна

тонна

и таре 22 г составит 87 т или 87:4 = 21,8

т на ось.

 

 

Этими нормами должен руководствоваться приемосдатчик гру­ за железной дороги при проверке правильности загрузки; грузо­ подъемность указана на каждом вагоне (ПТЭ, § 141);

285