Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 4
Мелкими отправками принимаются к перевозке и домашние вещи. Перевозки мелкими отправками (по количеству отправок) составляют более 30% общего числа отправок на железных доро гах, а по весу примерно 1,2%. Организация и перевозка большого и все возрастающего числа мелких отправок представляет доволь но сложную задачу.
Мелкие отправки от грузоотправителей через склады станций принимаются по календарным расписаниям погрузки (по направ лениям). Домашние вещи принимаются к перевозке в день предъ явления.
Перевозятся мелкие отправки преимущественно в контейнерах, а также в сборных крытых вагонах. Домашние вещи все в более широких размерах перевозятся в багажных вагонах и в почтовобагажных поездах. Сборные вагоны с мелкими отправками назы ваются: прямыми, если отправки следуют на одну станцию назна чения; прямыми участковыми, загружаемые отправками на раз ные станции одного сортировочного участка; перегрузочными, если отправки следуют в одном направлении на разные станции наз
начения нескольких сортировочных |
участков (эти вагоны |
следуют |
на грузосортировочные платформы |
для сортировки), и |
сборно- |
раздаточными, когда отправки адресованы на разные станции од ного участка. В этом случае вагон сопровождает приемосдатчик груза.
Чтобы ускорить доставку грузов, перевозимых мелкими от правками, на сети железных дорог организованы сетевые и мест ные грузосортировочные платформы со специальными устройст вами, на которых сортируются сборные вагоны и контейнеры. На этих платформах мелкие отправки рассортировываются, а затем группируются по станциям назначения с учетом формирования максимального числа прямых сборных вагонов. Участок, ограни ченный двумя грузосортировочными станциями, называется сорти ровочным.
Наиболее целесообразна и чрезвычайно эффективна перевозка всех мелких отправок и большей части повагонных штучных гру зов, а также ряда грузов, требующих специальных условий, в кон тейнерах. Этот прогрессивный способ перевозки дает большой эко номический эффект в народном хозяйстве, поскольку грузы в кон тейнерах перевозятся без тары, в первичной упаковке или в облегченной таре, создается возможность полной механизации по- грузочно-разгрузочных и перегрузочных работ, улучшается исполь зование грузоподъемности подвижного состава.
Перевозки мелких отправок в универсальных контейнерах зна чительно ниже себестоимости перевозки их в сборных крытых ва гонах. Экономия средств на таре, упаковке и погрузочно-разгру- зочных работах составляет в среднем 27 руб. на один оборот кон тейнера.
В зависимости от назначения и способов эксплуатации, контей неры делятся на универсальные и специальные. Универсальные контейнеры принадлежат железным дорогам.
290
В универсальных контейнерах перевозятся продовольственные и промышленные товары народного потребления, предметы мате риально-технического снабжения промышленных и других пред приятий и домашние вещи отдельных граждан. В этих контейне рах могут также перевозиться некоторые скоропортящиеся и опас ные грузы порядком, предусмотренным особыми правилами. Вес отдельных грузовых мест, предъявляемых к перевозке в контейне рах, не должен превышать 120 кг, за исключением домашних ве щей, которые принимаются без ограничения веса отдельных мест.
Специальные контейнеры принадлежат грузоотправителям и грузополучателям и применяются в основном для определенных отдельных видов грузов, требуюших соблюдения особых условий при транспортировке (цемент, кислоты, масла, листовое стекло, удобрения, рудные и другие концентраты и т. п.) и имеют разно образное устройство.
Основные типы универсальных контейнеров приведены в гла ве 19. В качестве примера на рис. 185 показан специальный изо термический контейнер.
Погрузка, выгрузка и сортировка контейнеров на железных дорогах выполняются на специальных контейнерных пунктах (рис. 186) с площадками, путевым развитием, автомобильными подъез дами, погрузочно-разгрузочными машинами и механизмами, уст ройствами диспетчерского управления работами на пункте, ма стерскими, служебно-техническими зданиями.
Максимальное внедрение комплексной |
механизации погрузоч- |
|
но-разгрузочных и складских |
работ на всем пути перевозки от |
|
склада отправителя до склада |
получателя |
для большого числа |
тарноупаковочных грузов, леса, лесоматериалов и других, требует широкого распространения в девятом пятилетии так называемых пакетных перевозок с применением поддонов и других форм пакетов.
Пакетирование является наиболее простым и универсальным способом укрупнения мелкоштучных грузов.
Внедрение такого вида перевозок особенно эффективно при перевозках тарных грузов в крытых вагонах; при этом сокращают ся простои вагонов и автотранспорта, лучше используется и ем кость складов, улучшаются условия для сохранности грузов, по вышается производительность труда, снижается себестоимость пе реработки.
Под пакетом понимается укрупненное грузовое место, сформи
рованное из нескольких мелких мест, путем укладки их на |
под |
|||
доны или увязки в |
пакеты с соответствующим |
скреплением — |
||
стальной, тканевой |
или |
пластмассовой лентой, |
проволокой, |
сет |
кой, склеиванием и |
др. |
средствами в зависимости от рода |
груза |
и условий перевозки. Каждый пакет должен быть сформирован из грузов, следующих на одну станцию назначения и обеспечивать возможность механизации погрузочно-разгрузочных операций, сохранность пакета и груза на всем пути следования. Формирова-
'/«Ю* 291
121. Перевозка грузов на особых условиях.
Транспортно-экспедиционное обслуживание
Большая категория грузов, в том |
числе |
и некоторые массовые, |
||
требует |
при перевозке особых условий, |
которые зависят |
от |
|
свойств |
грузов, их ценности, условий |
обеспечения сохранности |
(ка |
чества). К таким категориям грузов относятся: смерзающиеся гру
зы, хлебные насыпные, |
жидкие, |
перевозимые наливом, |
опасные |
грузы, скоропортящиеся, перевозка животных и птиц. |
балласт, |
||
К с м е р з а ю щ и м с я |
г р у з а м |
относятся: агломерат, |
бокситы, глина, кокс, влажные руды всех видов, рудные концен
траты, торф, |
удобрения, флюсы и др. |
Выгрузка |
смерзшихся |
гру |
зов требует |
большой затраты времени |
и труда. |
Для борьбы |
со |
смерзаемостью, а также облегчения разгрузочных операций при меняются профилактические меры. Так, предварительно до погруз ки груз обезвоживают или промораживают, добавляют к грузу химические вещества, предохраняющие его от смерзания (нега шеная известь, поваренная соль и др.), или применяют специаль ные прокладки (древесными опилками, сухим углем и т. п.), а перед выгрузкой применяют разогрев груза в обычных тепляках, прогревание инфракрасными лучами и т. п. и, наконец, механиче ское рыхление различными установками.
Х л е б н ы е н а с ы п н ы е г р у з ы (зерновые, бобовые, семена и т. п.) обладают большой текучестью и поэтому перевозятся с при менением съемных плотных дверных заграждений (щитов), пре доставляемых дорогой. Часть четырехосных крытых вагонов обо
рудована |
несъемными |
щитами |
или |
самоуплотняющимися |
||
дверями. |
Вагоны, подаваемые |
под |
погрузку зерна, |
тщательно |
||
очищаются, а в необходимых |
случаях и |
промываются. |
Хлебные |
грузы принимаются к перевозке только при предъявлении грузо
отправителем |
сертификатов Государственной хлебной |
инспекции |
|
о качестве зерна (степени влажности, содержании |
посторонних |
||
примесей, зараженности |
вредителями). |
|
|
Ж и д к и е |
г р у з ы , |
п е р е в о з и м ы е н а л и в о м , |
транспорти |
руются в специально подготовляемых под каждый род груза ци
стернах— под |
темные |
(сырая |
нефть, |
мазуты, |
моторное |
топливо и |
||
др.) |
и светлые |
(бензин, бензол, |
газолин, |
керосин, дизельное топли |
||||
во |
и др.) нефтепродукты, химические |
грузы |
(кислоты, |
щелочи, |
||||
красители и т. п.), пищевые грузы |
(растительные масла, спирты, |
|||||||
патока и т. п.) |
и др. |
и в бункерных |
полувагонах— для |
перевозки |
битумов. Подготовка под налив (очистка, промывка, пропарка)
цистерн и бункерных полувагонов |
общего парка |
МПС |
произво |
|||||
дится средствами железной |
дороги |
на специальных |
промывочно- |
|||||
пропарочных станциях (пунктах). |
|
|
|
|
|
|
|
|
Для перевозки некоторых жидких грузов с повышенной вяз |
||||||||
костью и застывающих грузов (например, дизельное |
топливо, |
ма |
||||||
зут, глицерин, масла, битум и др.) |
применяются |
профилактичес |
||||||
кие меры — путем добавки |
некоторых |
веществ |
при |
наливе, а |
в |
|||
основном при сливе путем |
разогрева |
цистерн |
в тепляках |
или |
па- |
294
ром, пропускаемым через паровые рубашки, имеющиеся на ниж них частях котлов цистерн.
К о п а с н ы м |
г р у з а м |
относятся: сжатые |
и сжиженные газы, |
||
самовозгорающиеся, легковоспламеняющиеся, |
едкие, |
ядовитые, |
|||
радиоактивные вещества, |
сильнодействующие |
ядовитые |
(ЯВ) |
и |
|
взрывчатые (ВВ) |
вещества, а также легкогорючие вещества. |
При |
перевозке этих грузов необходимо специальное оформление доку
ментов, |
применение особой |
тары, снабжение поездов |
дополни |
||
тельным |
оборудованием |
(огнетушителями, противогазами и т. п.). |
|||
Как правило, опасные грузы |
перевозятся в крытых вагонах обще |
||||
го парка. На вагонах наносят специальные трафареты. |
|||||
Вагоны |
с опасными |
грузами отдельных категорий, |
требующи |
||
ми особой |
осторожности |
(по |
перечню, установленному МПС), при |
постановке в поезд и маневрах для обеспечения безопасности дви жения и жизни людей прикрывают вагонами с неопасными и нелегкогорючими грузами или порожними (в случаях и порядком, установленным МПС) . Вагоны с некоторыми опасными грузами ставятся на специально выделенные пути станции. Перечисленные выше требования установлены Правилами технической эксплуата
ции |
железных дорог |
Союза ССР |
(§ 180, 184, 196, |
198, 204, |
210, |
211, |
219). Конкретный |
порядок и |
требования при |
перевозке |
каж |
дой категории грузов указаны в Правилах перевозок опасных гру зов. Перевозка боеприпасов и наиболее опасных грузов ВВ и ЯВ
(так называемых разрядных) производится по |
особым |
правилам. |
|
С к о р о п о р т я щ и е с я |
г р у з ы перевозятся |
в специальном |
|
изотермическом подвижном |
составе — вагонах-ледниках |
с льдосо- |
ляным охлаждением и в наиболее технически совершенном, эко номичном и обеспечивающем высокое качество перевозимой про дукции рефрижераторном подвижном составе (поездах, секциях и отдельных вагонах с индивидуальным машинным охлаждением я электрическим отоплением). Род подвижного состава, способ об
служивания (охлаждение, вентиляция |
и отопление |
вагонов), сро |
ки возможного нахождения в пути |
установлены |
для каждого |
груза и определенного периода года в Правилах перевозки скоро портящихся грузов. При перевозке этих грузов грузоотправитель должен предъявить удостоверение о качестве, а в необходимых случаях и ветеринарное свидетельство.
Для обслуживания скоропортящихся грузов, перевозимых в вагонах-ледниках, на железных дорогах имеются льдопункты, предназначенные для подготовки вагонов-ледников под погрузку, снабжения их льдом и солью. Льдопункты имеют необходимое пу тевое развитие, льдохранилища и солехранилища, оборудуются эстакадами с соответствующими машинами и механизмами, уст ройствами для выколки и транспортирования льда, загрузки его в вагоны и устройствами для солеснабжения. Лед готовится намо раживанием или возкой из водоемов, а также вырабатывается на льдозаводах (естественный и искусственный).
Кроме универсальных изотермических вагонов отдельные ско ропортящиеся грузы перевозятся в специальных изотермических
295
цистернах (для молока, вина) и в вагонах для живой рыбы. Все скоропортящиеся грузы перевозятся только в специальных уско ренных поездах, формируемых по особому плану. В необходимых случаях вагоны с отдельными видами грузов прицепляются к пас сажирским поездам.
Ж и в о т н ы х |
и п т и ц |
перевозят в специальных вагонах |
(скот |
|
ских, для перевозки птицы и др.), а при недостатке |
таких |
ваго |
||
нов — в обычных |
крытых |
вагонах с установкой в них |
дополнитель |
ного оборудования (решетки и т. п.). При перевозке живности и птицы грузоотправитель обязан предъявить ветеринарное свиде тельство. Животных и птиц в пути сопровождают проводники от правителя. По пути следования на определенных станциях имеют ся водопойные пункты и пункты снабжения фуражом. После пере возки вагоны проходят обработку: очистку и дезинфекцию.
Конкретные условия (подготовка грузов к перевозке и подвиж ного состава, способы погрузки, обслуживание в пути и т. д.), а также порядок выполнения коммерческих операций для отдельной категории грузов изложены в Правилах перевозок грузов.
Операции в начальном и конечном пунктах, связанные с до ставкой груза от склада отправителя до станции железной дороги или от станции до склада получателя, связанные с погрузкой и выгрузкой (на вагоны и автомобили), комплектованием мелких отправок, оплатой тарифов и сборов, оформлением приема грузов к перевозке и выдаче груза, информацией получателей об отправ лении и проследовании груза и др., называются транспортно-экспе- диционными. Выполнение этих операций не является обязанностью железной дороги и производится или самими отправителями, или получателями, или же по их поручению (на основе договора) спе циальной транспортной организацией.
Устав железных дорог Союза ССР разрешает железным доро гам такое транспортно-экспедициоиное обслуживание, создавая для этих целей специальные организации за счет платежей, посту пающих за выполненные операции. Разрешается такие операции выполнять и другим транспортным предприятиям.
122. Основные сооружения и устройства для грузовых операций на станциях
Операции, связанные с перевозками грузов на железных до рогах, выполняются на станциях. Станции могут быть открыты для всех или только части грузовых и коммерческих операций. Для коммерческих операций — оформления перевозочных документов, взимания провозных плат, информации отправителей и получате лей о подходе грузов, ведения коммерческой и финансовой отчет ности и других операций на станциях, в зависимости от объема ра боты, организуются товарные конторы (или кассы).
Для осуществления перевозок грузов и выполнения грузовых
операцийна станциях имеются следующие основные сооружения
296