Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мелкими отправками принимаются к перевозке и домашние вещи. Перевозки мелкими отправками (по количеству отправок) составляют более 30% общего числа отправок на железных доро­ гах, а по весу примерно 1,2%. Организация и перевозка большого и все возрастающего числа мелких отправок представляет доволь­ но сложную задачу.

Мелкие отправки от грузоотправителей через склады станций принимаются по календарным расписаниям погрузки (по направ­ лениям). Домашние вещи принимаются к перевозке в день предъ­ явления.

Перевозятся мелкие отправки преимущественно в контейнерах, а также в сборных крытых вагонах. Домашние вещи все в более широких размерах перевозятся в багажных вагонах и в почтовобагажных поездах. Сборные вагоны с мелкими отправками назы­ ваются: прямыми, если отправки следуют на одну станцию назна­ чения; прямыми участковыми, загружаемые отправками на раз­ ные станции одного сортировочного участка; перегрузочными, если отправки следуют в одном направлении на разные станции наз­

начения нескольких сортировочных

участков (эти вагоны

следуют

на грузосортировочные платформы

для сортировки), и

сборно-

раздаточными, когда отправки адресованы на разные станции од­ ного участка. В этом случае вагон сопровождает приемосдатчик груза.

Чтобы ускорить доставку грузов, перевозимых мелкими от­ правками, на сети железных дорог организованы сетевые и мест­ ные грузосортировочные платформы со специальными устройст­ вами, на которых сортируются сборные вагоны и контейнеры. На этих платформах мелкие отправки рассортировываются, а затем группируются по станциям назначения с учетом формирования максимального числа прямых сборных вагонов. Участок, ограни­ ченный двумя грузосортировочными станциями, называется сорти­ ровочным.

Наиболее целесообразна и чрезвычайно эффективна перевозка всех мелких отправок и большей части повагонных штучных гру­ зов, а также ряда грузов, требующих специальных условий, в кон­ тейнерах. Этот прогрессивный способ перевозки дает большой эко­ номический эффект в народном хозяйстве, поскольку грузы в кон­ тейнерах перевозятся без тары, в первичной упаковке или в облегченной таре, создается возможность полной механизации по- грузочно-разгрузочных и перегрузочных работ, улучшается исполь­ зование грузоподъемности подвижного состава.

Перевозки мелких отправок в универсальных контейнерах зна­ чительно ниже себестоимости перевозки их в сборных крытых ва­ гонах. Экономия средств на таре, упаковке и погрузочно-разгру- зочных работах составляет в среднем 27 руб. на один оборот кон­ тейнера.

В зависимости от назначения и способов эксплуатации, контей­ неры делятся на универсальные и специальные. Универсальные контейнеры принадлежат железным дорогам.

290


В универсальных контейнерах перевозятся продовольственные и промышленные товары народного потребления, предметы мате­ риально-технического снабжения промышленных и других пред­ приятий и домашние вещи отдельных граждан. В этих контейне­ рах могут также перевозиться некоторые скоропортящиеся и опас­ ные грузы порядком, предусмотренным особыми правилами. Вес отдельных грузовых мест, предъявляемых к перевозке в контейне­ рах, не должен превышать 120 кг, за исключением домашних ве­ щей, которые принимаются без ограничения веса отдельных мест.

Специальные контейнеры принадлежат грузоотправителям и грузополучателям и применяются в основном для определенных отдельных видов грузов, требуюших соблюдения особых условий при транспортировке (цемент, кислоты, масла, листовое стекло, удобрения, рудные и другие концентраты и т. п.) и имеют разно­ образное устройство.

Основные типы универсальных контейнеров приведены в гла­ ве 19. В качестве примера на рис. 185 показан специальный изо­ термический контейнер.

Погрузка, выгрузка и сортировка контейнеров на железных дорогах выполняются на специальных контейнерных пунктах (рис. 186) с площадками, путевым развитием, автомобильными подъез­ дами, погрузочно-разгрузочными машинами и механизмами, уст­ ройствами диспетчерского управления работами на пункте, ма­ стерскими, служебно-техническими зданиями.

Максимальное внедрение комплексной

механизации погрузоч-

но-разгрузочных и складских

работ на всем пути перевозки от

склада отправителя до склада

получателя

для большого числа

тарноупаковочных грузов, леса, лесоматериалов и других, требует широкого распространения в девятом пятилетии так называемых пакетных перевозок с применением поддонов и других форм пакетов.

Пакетирование является наиболее простым и универсальным способом укрупнения мелкоштучных грузов.

Внедрение такого вида перевозок особенно эффективно при перевозках тарных грузов в крытых вагонах; при этом сокращают­ ся простои вагонов и автотранспорта, лучше используется и ем­ кость складов, улучшаются условия для сохранности грузов, по­ вышается производительность труда, снижается себестоимость пе­ реработки.

Под пакетом понимается укрупненное грузовое место, сформи­

рованное из нескольких мелких мест, путем укладки их на

под­

доны или увязки в

пакеты с соответствующим

скреплением —

стальной, тканевой

или

пластмассовой лентой,

проволокой,

сет­

кой, склеиванием и

др.

средствами в зависимости от рода

груза

и условий перевозки. Каждый пакет должен быть сформирован из грузов, следующих на одну станцию назначения и обеспечивать возможность механизации погрузочно-разгрузочных операций, сохранность пакета и груза на всем пути следования. Формирова-

'/«Ю* 291


121. Перевозка грузов на особых условиях.

Транспортно-экспедиционное обслуживание

Большая категория грузов, в том

числе

и некоторые массовые,

требует

при перевозке особых условий,

которые зависят

от

свойств

грузов, их ценности, условий

обеспечения сохранности

(ка­

чества). К таким категориям грузов относятся: смерзающиеся гру­

зы, хлебные насыпные,

жидкие,

перевозимые наливом,

опасные

грузы, скоропортящиеся, перевозка животных и птиц.

балласт,

К с м е р з а ю щ и м с я

г р у з а м

относятся: агломерат,

бокситы, глина, кокс, влажные руды всех видов, рудные концен­

траты, торф,

удобрения, флюсы и др.

Выгрузка

смерзшихся

гру­

зов требует

большой затраты времени

и труда.

Для борьбы

со

смерзаемостью, а также облегчения разгрузочных операций при­ меняются профилактические меры. Так, предварительно до погруз­ ки груз обезвоживают или промораживают, добавляют к грузу химические вещества, предохраняющие его от смерзания (нега­ шеная известь, поваренная соль и др.), или применяют специаль­ ные прокладки (древесными опилками, сухим углем и т. п.), а перед выгрузкой применяют разогрев груза в обычных тепляках, прогревание инфракрасными лучами и т. п. и, наконец, механиче­ ское рыхление различными установками.

Х л е б н ы е н а с ы п н ы е г р у з ы (зерновые, бобовые, семена и т. п.) обладают большой текучестью и поэтому перевозятся с при­ менением съемных плотных дверных заграждений (щитов), пре­ доставляемых дорогой. Часть четырехосных крытых вагонов обо­

рудована

несъемными

щитами

или

самоуплотняющимися

дверями.

Вагоны, подаваемые

под

погрузку зерна,

тщательно

очищаются, а в необходимых

случаях и

промываются.

Хлебные

грузы принимаются к перевозке только при предъявлении грузо­

отправителем

сертификатов Государственной хлебной

инспекции

о качестве зерна (степени влажности, содержании

посторонних

примесей, зараженности

вредителями).

 

Ж и д к и е

г р у з ы ,

п е р е в о з и м ы е н а л и в о м ,

транспорти­

руются в специально подготовляемых под каждый род груза ци­

стернах— под

темные

(сырая

нефть,

мазуты,

моторное

топливо и

др.)

и светлые

(бензин, бензол,

газолин,

керосин, дизельное топли­

во

и др.) нефтепродукты, химические

грузы

(кислоты,

щелочи,

красители и т. п.), пищевые грузы

(растительные масла, спирты,

патока и т. п.)

и др.

и в бункерных

полувагонах— для

перевозки

битумов. Подготовка под налив (очистка, промывка, пропарка)

цистерн и бункерных полувагонов

общего парка

МПС

произво­

дится средствами железной

дороги

на специальных

промывочно-

пропарочных станциях (пунктах).

 

 

 

 

 

 

 

Для перевозки некоторых жидких грузов с повышенной вяз­

костью и застывающих грузов (например, дизельное

топливо,

ма­

зут, глицерин, масла, битум и др.)

применяются

профилактичес­

кие меры — путем добавки

некоторых

веществ

при

наливе, а

в

основном при сливе путем

разогрева

цистерн

в тепляках

или

па-

294


ром, пропускаемым через паровые рубашки, имеющиеся на ниж­ них частях котлов цистерн.

К о п а с н ы м

г р у з а м

относятся: сжатые

и сжиженные газы,

самовозгорающиеся, легковоспламеняющиеся,

едкие,

ядовитые,

радиоактивные вещества,

сильнодействующие

ядовитые

(ЯВ)

и

взрывчатые (ВВ)

вещества, а также легкогорючие вещества.

При

перевозке этих грузов необходимо специальное оформление доку­

ментов,

применение особой

тары, снабжение поездов

дополни­

тельным

оборудованием

(огнетушителями, противогазами и т. п.).

Как правило, опасные грузы

перевозятся в крытых вагонах обще­

го парка. На вагонах наносят специальные трафареты.

Вагоны

с опасными

грузами отдельных категорий,

требующи­

ми особой

осторожности

(по

перечню, установленному МПС), при

постановке в поезд и маневрах для обеспечения безопасности дви­ жения и жизни людей прикрывают вагонами с неопасными и нелегкогорючими грузами или порожними (в случаях и порядком, установленным МПС) . Вагоны с некоторыми опасными грузами ставятся на специально выделенные пути станции. Перечисленные выше требования установлены Правилами технической эксплуата­

ции

железных дорог

Союза ССР

(§ 180, 184, 196,

198, 204,

210,

211,

219). Конкретный

порядок и

требования при

перевозке

каж­

дой категории грузов указаны в Правилах перевозок опасных гру­ зов. Перевозка боеприпасов и наиболее опасных грузов ВВ и ЯВ

(так называемых разрядных) производится по

особым

правилам.

С к о р о п о р т я щ и е с я

г р у з ы перевозятся

в специальном

изотермическом подвижном

составе — вагонах-ледниках

с льдосо-

ляным охлаждением и в наиболее технически совершенном, эко­ номичном и обеспечивающем высокое качество перевозимой про­ дукции рефрижераторном подвижном составе (поездах, секциях и отдельных вагонах с индивидуальным машинным охлаждением я электрическим отоплением). Род подвижного состава, способ об­

служивания (охлаждение, вентиляция

и отопление

вагонов), сро­

ки возможного нахождения в пути

установлены

для каждого

груза и определенного периода года в Правилах перевозки скоро­ портящихся грузов. При перевозке этих грузов грузоотправитель должен предъявить удостоверение о качестве, а в необходимых случаях и ветеринарное свидетельство.

Для обслуживания скоропортящихся грузов, перевозимых в вагонах-ледниках, на железных дорогах имеются льдопункты, предназначенные для подготовки вагонов-ледников под погрузку, снабжения их льдом и солью. Льдопункты имеют необходимое пу­ тевое развитие, льдохранилища и солехранилища, оборудуются эстакадами с соответствующими машинами и механизмами, уст­ ройствами для выколки и транспортирования льда, загрузки его в вагоны и устройствами для солеснабжения. Лед готовится намо­ раживанием или возкой из водоемов, а также вырабатывается на льдозаводах (естественный и искусственный).

Кроме универсальных изотермических вагонов отдельные ско­ ропортящиеся грузы перевозятся в специальных изотермических

295


цистернах (для молока, вина) и в вагонах для живой рыбы. Все скоропортящиеся грузы перевозятся только в специальных уско­ ренных поездах, формируемых по особому плану. В необходимых случаях вагоны с отдельными видами грузов прицепляются к пас­ сажирским поездам.

Ж и в о т н ы х

и п т и ц

перевозят в специальных вагонах

(скот­

ских, для перевозки птицы и др.), а при недостатке

таких

ваго­

нов — в обычных

крытых

вагонах с установкой в них

дополнитель­

ного оборудования (решетки и т. п.). При перевозке живности и птицы грузоотправитель обязан предъявить ветеринарное свиде­ тельство. Животных и птиц в пути сопровождают проводники от­ правителя. По пути следования на определенных станциях имеют­ ся водопойные пункты и пункты снабжения фуражом. После пере­ возки вагоны проходят обработку: очистку и дезинфекцию.

Конкретные условия (подготовка грузов к перевозке и подвиж­ ного состава, способы погрузки, обслуживание в пути и т. д.), а также порядок выполнения коммерческих операций для отдельной категории грузов изложены в Правилах перевозок грузов.

Операции в начальном и конечном пунктах, связанные с до­ ставкой груза от склада отправителя до станции железной дороги или от станции до склада получателя, связанные с погрузкой и выгрузкой (на вагоны и автомобили), комплектованием мелких отправок, оплатой тарифов и сборов, оформлением приема грузов к перевозке и выдаче груза, информацией получателей об отправ­ лении и проследовании груза и др., называются транспортно-экспе- диционными. Выполнение этих операций не является обязанностью железной дороги и производится или самими отправителями, или получателями, или же по их поручению (на основе договора) спе­ циальной транспортной организацией.

Устав железных дорог Союза ССР разрешает железным доро­ гам такое транспортно-экспедициоиное обслуживание, создавая для этих целей специальные организации за счет платежей, посту­ пающих за выполненные операции. Разрешается такие операции выполнять и другим транспортным предприятиям.

122. Основные сооружения и устройства для грузовых операций на станциях

Операции, связанные с перевозками грузов на железных до­ рогах, выполняются на станциях. Станции могут быть открыты для всех или только части грузовых и коммерческих операций. Для коммерческих операций — оформления перевозочных документов, взимания провозных плат, информации отправителей и получате­ лей о подходе грузов, ведения коммерческой и финансовой отчет­ ности и других операций на станциях, в зависимости от объема ра­ боты, организуются товарные конторы (или кассы).

Для осуществления перевозок грузов и выполнения грузовых

операцийна станциях имеются следующие основные сооружения

296