Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ручная кладь принимается от пассажира в камеру

хранения

на железнодорожных вокзалах, независимо от наличия

проездных

документов.

 

Багаж должен быть отправлен в том же поезде, в котором едет

пассажир, а если в этом поезде нет багажного

вагона (отделения),

то с первым же поездом соответствующего

назначения, где он

имеется, или в почтово-багажном поезде. По заявлению пассажи­ ра багаж может быть отправлен и в другом поезде. Вес каждого

места багажа допускается не более 80 кг.

О принятии багажа

к

перевозке пассажиру выдается б а г а ж н а я

к в и т а н ц и я .

Багаж

можно сдать не позднее чем за 20 мин

до

отправления поезда, с

которым багаж должен быть отправлен.

Срок

доставки

багажа

определяется временем следования

до

станции

назначения

поезда,

с которым

был' отправлен

багаж.

Документами на

перевозку

ба­

гажа являются также

б а г а ж н а я

д о р о ж н а я

в е д о м о с т ь ,

следующая

с багажом

на

всем пути следования, и к о р е ш о к

ба ­

г а ж н о й

в е д о м о с т и ,

остающийся

на

станции

отправления и

представляемый в управление дороги

при

отчете.

Все три доку­

мента имеют одинаковый номер.

Г р у з о б а г а ж — это груз, принимаемый для срочной доставки (и только если в вагонах имеется свободное место после погрузки багажа пассажиров) и без предъявления пассажирского билета. Вес одного места грузобагажа не должен превышать 80 кг. К пе­ ревозке грузобагажом в первую очередь принимаются газеты, журналы, книги, кинофильмы^ баллоны с кислородом и порожние, домашние вещи, радиоактивные вещества и т. п.

Почтовые перевозки осуществляются в специальных почтовых вагонах Министерства связи СССР, а также в вагонах железной дороги.

128.Основные пассажирские сооружения

иустройства

На станциях имеются пассажирские здания

(вокзалы), а

у

каждого пути приема и отправления

пассажирских

поездов — пас­

сажирские платформы. Для прохода

на пассажирские платформы

в необходимых случаях сооружаются пешеходные тоннели

или

мосты. Посадочные платформы (с

навесами или

павильонами и

билетными кассами, тоннелями или мостами) в необходимых слу­ чаях сооружаются и на пассажирских остановочных пунктах.

Правила

технической эксплуатации железных дорог Союза ССР

(§§ 52

и 53)

требуют,

чтобы пассажирские здания, платформы и

другие

сооружения

и

устройства для обслуживания пассажиров

обеспечивали

быстрое,

удобное и безопасное выполнение опера­

ций, связанных с перевозками пассажиров.

Пассажирские здания должны иметь билетные кассы, а в за­

висимости

от размеров

перевозок помещения для приема и выда­

чи багажа,

камеры

хранения ручной клади, залы ожидания, ком-

308


наты отдыха транзитных пассажиров, залы для пассажиров с детьми, комнаты матери и ребенка, рестораны и буфеты, справоч­ ные бюро, помещения для почты, телеграфа и телефона и т. д., а также служебные помещения для лиц, непосредственно связан­ ных с обслуживанием пассажиров и с движением поездов. На крупных железнодорожных узлах имеются специальные помеще­

ния для почтовых перевозок, а также особые

сооружения — тупи­

ки, тоннели,

сортировочные

площадки и платформы и т. п. с соот­

ветствующей

механизацией

и автоматизацией

погрузочно-разгру­

зочных и сортировочных операций.

Привокзальные площади должны быть благоустроены, а для удобного и безопасного передвижения пассажиров и городского транспорта установлено правильное разделение потоков по при­ бытию и отправлению (отдельно для пассажиров дальнего и при­ городного сообщения).

Ширина высоких и низких пассажирских платформ и перехо­ дов устраивается в зависимости от интенсивности пассажиропото­ ков и с учетом количества и расположения выходов с платформы и размеров устройств, которые должны быть размещены на плат­

форме (лестницы, павильоны

и т. д.).

Ширина

основной

боко­

вой платформы

должна быть

не менее

С л и лишь в особо

огово­

ренных случаях

— 4 м и даже 3 м. Ширина промежуточной

плат­

формы делается

не менее 4

ж, а при небольшом числе пассажиров

и в других исключительных

случаях—3 м. Длина

платформ

долж­

на соответствовать длине обращающихся пассажирских составов.

Пассажирские платформы бывают высокие и низкие. Пол вы­ соких платформ должен находиться на высоте 1100 мм от уровня

верха

головки рельса

(ПТЭ, § 54.).

При такой

высоте пол пасса­

жирского вагона находится почти в

одном уровне

с

платформой,

а пол

моторвагонного

подвижного состава — на

20

см

выше плат­

формы. Поэтому для создания больших удобств пассажирам при посадке и высадке из вагонов в случаях, предусмотренных ПТЭ и Указаниями МПС по применению габаритов приближения строе­ ний допускается с разрешения Министерства путей сообщения строить платформы и выше чем 1100 мм, но не более 1300 мм.

Высота пола низких пассажирских платформ должна быть не выше 200 мм и не ниже 150 мм (ПТЭ, § 54) в соответствии с тре­ бованием габарита С. Ширина пешеходных тоннелей определяет­ ся в зависимости от величины пассажирских потоков, но должна быть не менее 3 м, а пешеходных мостов — не менее 2,25 м, пере­ ходов в уровне рельсов — не менее 3 м.

129. Организация обслуживания пассажиров

на вокзалах и в поездах

Современный крупный вокзал представляет собою большое и разнообразное хозяйство, работающее по утвержденному техно­ логическому процессу (на станциях внеклассных, I , I I и^Ш класса).

309



/' Метрополитен

Рис. 199. Привокзальная площадь

Правильно разработанный технологический процесс, ос­ нованный на широком при­ менении передовых методов труда и максимальной меха­ низации и автоматизации основных операций, обеспе­

\чивает наилучшее обслужи­ вание пассажиров с сокра­ щением до минимума време­ ни, затрачиваемого ими на вокзале. Технологический процесс должен предусмат­ ривать прежде всего наибо­ лее рациональную организа­

цию потоков пассажиров, посадки и высадки их, четкую организа­ цию информационно-справочного дела, прогрессивную технологию работы билетных касс (на крупных и средних вокзалах с диспет­ черским руководством), камер хранения и багажных отделений, а

также своевременную и высококачественную уборку

вокзаль­

ных помещений, посадочных

платформ и привокзальных

площадей,

отличное культурно-бытовое

обслуживание пассажиров.

 

В крупных городах большое значение имеет правильное рас­ положение привокзальных площадей и размещение городского транспорта с отделением сквозного движения от обслуживающего вокзал (рис. 199). На схеме показано движение различных видов транспорта с остановками — автобусов и троллейбусов (7, 2, 3, 4,

8,

9), легковых автомобилей (5 и 6), стоянки такси

(7).

 

Организация поточности основных операций по

отправлению

и

прибытию пассажиров зависит, прежде всего, от

правильного

расположения вокзальных помещений. Пассажирам должно быть обеспечено движение примерно, по следующей схеме: городской транспорт—справочное бюро—камера хранения багажа — билетные кассы—зал ожидания—посадочная платформа—вагон, а по прибы­ тию —• вагон—платформа—справочное бюро—камера хранения или багажное отделение—городской транспорт (рис. 200). Встречные потоки пассажиров, а также пересечения потоков по возможности исключаются. Изолируются также пути следования пассажиров и транспортировки багажа. На крупных вокзалах кроме разделе­ ния потоков, прибывающих и отправляющихся пассажиров, разде­ ляются и пассажиропотоки дальнего и пригородного сообщений — устройством отдельных проходов, специальных касс, справочных бюро, стоянок городского транспорта и другими мерами. Большое значение для наилучшей организации потоков пассажиров на вок­ залах имеет правильное построение графика движения поездов (по интервалам прибытия и отправления), увязанного с соответствую­ щей специализацией приемо-отправочных путей и платформ.

Составы для посадки пассажиров на станциях

формирования

или оборота подаются заблаговременно, но не

позднее чем за

310


лВысадна.

\-*\Посадна

Ри с. 200. Схема пассажирских потоков на вокзале

40 мин до отправления. О маршрутах прохода пассажиров, мерах их личной безопасности сообщается по радио.

При оборудовании вагонов моторвагонных поездов автомати- • ческими дверями на вокзалах тупиковых станций целесообразно высадку пассажиров из вагонов производить на одну сторону при­ бывшего поезда, а посадку после освобождения состава с другой его стороны.

Для экономии времени пассажиров большое значение имеет хорошо поставленная справочно-информационная служба — спра­ вочное бюро, радиоинформация, световые и другие указатели рас­ положения помещений на вокзале, расписания и табло о прибытии и отправлении поездов, таблицы стоимости билетов и различных

доплат за

предоставляемые услуги, сведения о наличии свобод­

ных мест на поезда и

т. д. На рис. 201 показана

автоматическая

справочная

установка

(АСУ), предназначенная для

получения са­

мими пассажирами необходимых сведений.

В обслуживании пассажиров большое значение имеет правиль­ ная организация продажи билетов на поезда. Широко внедряются такие передовые формы обслуживания населения, как предва­ рительная продажа билетов, в том числе продажа прямых плац­ карт, обратных билетов, прием заказов по телефону, доставка би­ летов на дом и т. д. Расширяются методы оформления транзитных билетов в поездах, на участках перед крупными узловыми стан­ циями, где осуществляется пересадка пассажиров, а также пред­ варительная продажа в районных билетных кассах в городах и в пригородных зонах.

При диспетчерском руководстве работой билетных касс дальне­ го сообщения основным распорядителем мест является диспетчер, а кассиры лишь оформляют билеты и выдают их пассажирам. Широкое распространение получает централизованное руководст-

3.1.1

во

продажей билетов в одном диспетчерском пункте для

всех

станций участков с организацией в этих целях специальных

ли­

ний

связи.

 

Для механизации оформления проездных документов в даль­ нем и местном сообщениях и автоматизации учета и отчетности о продаже пассажирских билетов на крупных и средних вокзалах широко, применяется электронная билетопечатающая машина «Волхов» (рис. 202).

Различные типы билетопечатающих машин и автоматов уста­ новлены для продажи билетов пригородным пассажирам. К ним относятся, например, билетопечатающие машины, предназначен­ ные для продажи пригородных билетов с зонным тарифом, типа КЖ (рис. 203), повышающие производительность труда билетных кассиров, а также различные автоматы, не требующие участия кассиров. Так, например, билетопечатающие автоматы: АБ2 (однозонный), позволяющий продавать билеты «туда» и «обратно» наз­ начением на любую из первых шести зон, с возможностью оплаты четырьмя монетами, АБЗ, продающий билеты на несколько зон, АБ6-56-349 (рис. 204), предназначенный для печатания и выдачи пригородных билетов как полных, так и детских, в пределах пер­ вых 13 тарифных зон.

Широко применяются автоматические камеры для хранения ручной клади, работающие по принципу самообслуживания, обо­ рудованные специальными шифраторами. Передвижные камеры хранения принимают вещи от пассажиров непосредственно на платформах прибытия с последующей сдачей их в камеру хра­ нения.

Все пассажирские поезда дальнего и местного сообщений фор­ мируются из цельнометаллических вагонов (ПТЭ, § 206). Для лучшего обслуживания пассажиров в поездах, все места в спаль­ ных вагонах обеспечиваются постельными принадлежностями, ва­ гоны оборудуются радиотрансляционными узлами; в составах дальнего и местного сообщения имеются вагоны-рестораны (буфе­ ты), у проводников вагонов имеются газеты, журналы, книги, раз­ личные игры, а на крупных станциях в пути следования на вокза­ лах — рестораны, на платформах — павильоны и ларьки.

130. Развитие пассажирских перевозок

Директивы

XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану разви­

тия народного

хозяйства СССР на 1971 —1975 гг. предусматривают

существенное

улучшение транспортного обслуживания населе­

ния, в том числе увеличение перевозок пассажиров на железно­ дорожном транспорте на 24%, ускорение передвижения пассажи­ ров, пополнение пассажирского парка железных дорог новыми, более комфортабельными пассажирскими вагонами, увеличение ско­ рости движения пассажирских поездов. Для улучшения условий

313