Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 4
Ручная кладь принимается от пассажира в камеру |
хранения |
на железнодорожных вокзалах, независимо от наличия |
проездных |
документов. |
|
Багаж должен быть отправлен в том же поезде, в котором едет
пассажир, а если в этом поезде нет багажного |
вагона (отделения), |
то с первым же поездом соответствующего |
назначения, где он |
имеется, или в почтово-багажном поезде. По заявлению пассажи ра багаж может быть отправлен и в другом поезде. Вес каждого
места багажа допускается не более 80 кг. |
О принятии багажа |
к |
||||||||
перевозке пассажиру выдается б а г а ж н а я |
к в и т а н ц и я . |
Багаж |
||||||||
можно сдать не позднее чем за 20 мин |
до |
отправления поезда, с |
||||||||
которым багаж должен быть отправлен. |
Срок |
доставки |
багажа |
|||||||
определяется временем следования |
до |
станции |
назначения |
поезда, |
||||||
с которым |
был' отправлен |
багаж. |
Документами на |
перевозку |
ба |
|||||
гажа являются также |
б а г а ж н а я |
д о р о ж н а я |
в е д о м о с т ь , |
|||||||
следующая |
с багажом |
на |
всем пути следования, и к о р е ш о к |
ба |
||||||
г а ж н о й |
в е д о м о с т и , |
остающийся |
на |
станции |
отправления и |
|||||
представляемый в управление дороги |
при |
отчете. |
Все три доку |
мента имеют одинаковый номер.
Г р у з о б а г а ж — это груз, принимаемый для срочной доставки (и только если в вагонах имеется свободное место после погрузки багажа пассажиров) и без предъявления пассажирского билета. Вес одного места грузобагажа не должен превышать 80 кг. К пе ревозке грузобагажом в первую очередь принимаются газеты, журналы, книги, кинофильмы^ баллоны с кислородом и порожние, домашние вещи, радиоактивные вещества и т. п.
Почтовые перевозки осуществляются в специальных почтовых вагонах Министерства связи СССР, а также в вагонах железной дороги.
128.Основные пассажирские сооружения
иустройства
На станциях имеются пассажирские здания |
(вокзалы), а |
у |
|
каждого пути приема и отправления |
пассажирских |
поездов — пас |
|
сажирские платформы. Для прохода |
на пассажирские платформы |
||
в необходимых случаях сооружаются пешеходные тоннели |
или |
||
мосты. Посадочные платформы (с |
навесами или |
павильонами и |
билетными кассами, тоннелями или мостами) в необходимых слу чаях сооружаются и на пассажирских остановочных пунктах.
Правила |
технической эксплуатации железных дорог Союза ССР |
||||
(§§ 52 |
и 53) |
требуют, |
чтобы пассажирские здания, платформы и |
||
другие |
сооружения |
и |
устройства для обслуживания пассажиров |
||
обеспечивали |
быстрое, |
удобное и безопасное выполнение опера |
|||
ций, связанных с перевозками пассажиров. |
|||||
Пассажирские здания должны иметь билетные кассы, а в за |
|||||
висимости |
от размеров |
перевозок помещения для приема и выда |
|||
чи багажа, |
камеры |
хранения ручной клади, залы ожидания, ком- |
308
наты отдыха транзитных пассажиров, залы для пассажиров с детьми, комнаты матери и ребенка, рестораны и буфеты, справоч ные бюро, помещения для почты, телеграфа и телефона и т. д., а также служебные помещения для лиц, непосредственно связан ных с обслуживанием пассажиров и с движением поездов. На крупных железнодорожных узлах имеются специальные помеще
ния для почтовых перевозок, а также особые |
сооружения — тупи |
||
ки, тоннели, |
сортировочные |
площадки и платформы и т. п. с соот |
|
ветствующей |
механизацией |
и автоматизацией |
погрузочно-разгру |
зочных и сортировочных операций.
Привокзальные площади должны быть благоустроены, а для удобного и безопасного передвижения пассажиров и городского транспорта установлено правильное разделение потоков по при бытию и отправлению (отдельно для пассажиров дальнего и при городного сообщения).
Ширина высоких и низких пассажирских платформ и перехо дов устраивается в зависимости от интенсивности пассажиропото ков и с учетом количества и расположения выходов с платформы и размеров устройств, которые должны быть размещены на плат
форме (лестницы, павильоны |
и т. д.). |
Ширина |
основной |
боко |
||
вой платформы |
должна быть |
не менее |
С л и лишь в особо |
огово |
||
ренных случаях |
— 4 м и даже 3 м. Ширина промежуточной |
плат |
||||
формы делается |
не менее 4 |
ж, а при небольшом числе пассажиров |
||||
и в других исключительных |
случаях—3 м. Длина |
платформ |
долж |
на соответствовать длине обращающихся пассажирских составов.
Пассажирские платформы бывают высокие и низкие. Пол вы соких платформ должен находиться на высоте 1100 мм от уровня
верха |
головки рельса |
(ПТЭ, § 54.). |
При такой |
высоте пол пасса |
||
жирского вагона находится почти в |
одном уровне |
с |
платформой, |
|||
а пол |
моторвагонного |
подвижного состава — на |
20 |
см |
выше плат |
формы. Поэтому для создания больших удобств пассажирам при посадке и высадке из вагонов в случаях, предусмотренных ПТЭ и Указаниями МПС по применению габаритов приближения строе ний допускается с разрешения Министерства путей сообщения строить платформы и выше чем 1100 мм, но не более 1300 мм.
Высота пола низких пассажирских платформ должна быть не выше 200 мм и не ниже 150 мм (ПТЭ, § 54) в соответствии с тре бованием габарита С. Ширина пешеходных тоннелей определяет ся в зависимости от величины пассажирских потоков, но должна быть не менее 3 м, а пешеходных мостов — не менее 2,25 м, пере ходов в уровне рельсов — не менее 3 м.
129. Организация обслуживания пассажиров
на вокзалах и в поездах
Современный крупный вокзал представляет собою большое и разнообразное хозяйство, работающее по утвержденному техно логическому процессу (на станциях внеклассных, I , I I и^Ш класса).
309
/' Метрополитен
Рис. 199. Привокзальная площадь
Правильно разработанный технологический процесс, ос нованный на широком при менении передовых методов труда и максимальной меха низации и автоматизации основных операций, обеспе
\чивает наилучшее обслужи вание пассажиров с сокра щением до минимума време ни, затрачиваемого ими на вокзале. Технологический процесс должен предусмат ривать прежде всего наибо лее рациональную организа
цию потоков пассажиров, посадки и высадки их, четкую организа цию информационно-справочного дела, прогрессивную технологию работы билетных касс (на крупных и средних вокзалах с диспет черским руководством), камер хранения и багажных отделений, а
также своевременную и высококачественную уборку |
вокзаль |
|
ных помещений, посадочных |
платформ и привокзальных |
площадей, |
отличное культурно-бытовое |
обслуживание пассажиров. |
|
В крупных городах большое значение имеет правильное рас положение привокзальных площадей и размещение городского транспорта с отделением сквозного движения от обслуживающего вокзал (рис. 199). На схеме показано движение различных видов транспорта с остановками — автобусов и троллейбусов (7, 2, 3, 4,
8, |
9), легковых автомобилей (5 и 6), стоянки такси |
(7). |
|
Организация поточности основных операций по |
отправлению |
и |
прибытию пассажиров зависит, прежде всего, от |
правильного |
расположения вокзальных помещений. Пассажирам должно быть обеспечено движение примерно, по следующей схеме: городской транспорт—справочное бюро—камера хранения багажа — билетные кассы—зал ожидания—посадочная платформа—вагон, а по прибы тию —• вагон—платформа—справочное бюро—камера хранения или багажное отделение—городской транспорт (рис. 200). Встречные потоки пассажиров, а также пересечения потоков по возможности исключаются. Изолируются также пути следования пассажиров и транспортировки багажа. На крупных вокзалах кроме разделе ния потоков, прибывающих и отправляющихся пассажиров, разде ляются и пассажиропотоки дальнего и пригородного сообщений — устройством отдельных проходов, специальных касс, справочных бюро, стоянок городского транспорта и другими мерами. Большое значение для наилучшей организации потоков пассажиров на вок залах имеет правильное построение графика движения поездов (по интервалам прибытия и отправления), увязанного с соответствую щей специализацией приемо-отправочных путей и платформ.
Составы для посадки пассажиров на станциях |
формирования |
или оборота подаются заблаговременно, но не |
позднее чем за |
310
лВысадна.
\-*\Посадна
Ри с. 200. Схема пассажирских потоков на вокзале
40 мин до отправления. О маршрутах прохода пассажиров, мерах их личной безопасности сообщается по радио.
При оборудовании вагонов моторвагонных поездов автомати- • ческими дверями на вокзалах тупиковых станций целесообразно высадку пассажиров из вагонов производить на одну сторону при бывшего поезда, а посадку после освобождения состава с другой его стороны.
Для экономии времени пассажиров большое значение имеет хорошо поставленная справочно-информационная служба — спра вочное бюро, радиоинформация, световые и другие указатели рас положения помещений на вокзале, расписания и табло о прибытии и отправлении поездов, таблицы стоимости билетов и различных
доплат за |
предоставляемые услуги, сведения о наличии свобод |
||
ных мест на поезда и |
т. д. На рис. 201 показана |
автоматическая |
|
справочная |
установка |
(АСУ), предназначенная для |
получения са |
мими пассажирами необходимых сведений.
В обслуживании пассажиров большое значение имеет правиль ная организация продажи билетов на поезда. Широко внедряются такие передовые формы обслуживания населения, как предва рительная продажа билетов, в том числе продажа прямых плац карт, обратных билетов, прием заказов по телефону, доставка би летов на дом и т. д. Расширяются методы оформления транзитных билетов в поездах, на участках перед крупными узловыми стан циями, где осуществляется пересадка пассажиров, а также пред варительная продажа в районных билетных кассах в городах и в пригородных зонах.
При диспетчерском руководстве работой билетных касс дальне го сообщения основным распорядителем мест является диспетчер, а кассиры лишь оформляют билеты и выдают их пассажирам. Широкое распространение получает централизованное руководст-
3.1.1
во |
продажей билетов в одном диспетчерском пункте для |
всех |
станций участков с организацией в этих целях специальных |
ли |
|
ний |
связи. |
|
Для механизации оформления проездных документов в даль нем и местном сообщениях и автоматизации учета и отчетности о продаже пассажирских билетов на крупных и средних вокзалах широко, применяется электронная билетопечатающая машина «Волхов» (рис. 202).
Различные типы билетопечатающих машин и автоматов уста новлены для продажи билетов пригородным пассажирам. К ним относятся, например, билетопечатающие машины, предназначен ные для продажи пригородных билетов с зонным тарифом, типа КЖ (рис. 203), повышающие производительность труда билетных кассиров, а также различные автоматы, не требующие участия кассиров. Так, например, билетопечатающие автоматы: АБ2 (однозонный), позволяющий продавать билеты «туда» и «обратно» наз начением на любую из первых шести зон, с возможностью оплаты четырьмя монетами, АБЗ, продающий билеты на несколько зон, АБ6-56-349 (рис. 204), предназначенный для печатания и выдачи пригородных билетов как полных, так и детских, в пределах пер вых 13 тарифных зон.
Широко применяются автоматические камеры для хранения ручной клади, работающие по принципу самообслуживания, обо рудованные специальными шифраторами. Передвижные камеры хранения принимают вещи от пассажиров непосредственно на платформах прибытия с последующей сдачей их в камеру хра нения.
Все пассажирские поезда дальнего и местного сообщений фор мируются из цельнометаллических вагонов (ПТЭ, § 206). Для лучшего обслуживания пассажиров в поездах, все места в спаль ных вагонах обеспечиваются постельными принадлежностями, ва гоны оборудуются радиотрансляционными узлами; в составах дальнего и местного сообщения имеются вагоны-рестораны (буфе ты), у проводников вагонов имеются газеты, журналы, книги, раз личные игры, а на крупных станциях в пути следования на вокза лах — рестораны, на платформах — павильоны и ларьки.
130. Развитие пассажирских перевозок
Директивы |
XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану разви |
тия народного |
хозяйства СССР на 1971 —1975 гг. предусматривают |
существенное |
улучшение транспортного обслуживания населе |
ния, в том числе увеличение перевозок пассажиров на железно дорожном транспорте на 24%, ускорение передвижения пассажи ров, пополнение пассажирского парка железных дорог новыми, более комфортабельными пассажирскими вагонами, увеличение ско рости движения пассажирских поездов. Для улучшения условий
313