Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

передвижения населения крупных городов к месту работы и в зо­ ны отдыха предусмотрена электрификация железнодорожных ли­ ний с напряженным пригородным движением, повышение частоты движения пригородных поездов. Значительный рост получат тури- стско-экскурсионные перевозки населения.

Будут повышены средние технические и маршрутные скорости движения всех пассажирских поездов, включая пригородные, а также уровень максимальной скорости. На магистральных направ­ лениях сети — до 140— 160 км/ч, а на некоторых важнейших — до 200 км/ч. Уже в текущем пятилетии на линии Москва—Ленин­ град будет организовано обращение пассажирских поездов с мак­ симальной скоростью 200 км/ч. На отдельных направлениях с мощными потоками пассажиров могут быть построены и специаль­ ные линии для высокоскоростного движения до 250 км/ч и более.

Большое развитие получат беспересадочные сообщения, согла­ сованные с пассажирскими перевозками на других видах транс­ порта. Будут механизированы и автоматизированы основные пас­

сажирские

операции и

прежде всего

по продаже билетов, выдаче

различной

информации

(световой, с программным

управлением),

по приему,

транспортировке и выдаче

ручной клади

и багажа.

На важнейших направлениях с помощью электронной вычис­ лительной техники создается единая автоматизированная система учета наличия и распределения мест на поездах дальнего следо­ вания и организации продажи билетов (система «Экспресс»). На пригородных участках будут повсеместно внедрены машины и автоматы печатающие, продающие и учитывающие разовые и або­ нементные билеты.

О Р Г А Н И З А Ц И Я Д В И Ж Е Н И Я П О Е З Д О В

Г Л А ВА 30.

Г Р А Ф И К Д В И Ж Е Н И Я П О Е З Д О В

131.Требования, предъявляемые к графику,

ипорядок его составления

Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР устанавливают, что «Основой организации движения поездов яв­ ляется график движения, объединяющий работу всех подразделе­

ний железных дорог»

(ПТЭ, § 167).

 

 

 

 

График движения поездов должен обеспечивать:

 

 

а)

выполнение плана перевозок пассажиров и грузов;

б)

безопасность движения поездов;

 

 

 

в)

наивыгоднейшее

использование

подвижного

состава;

г)

согласованность

работы станций

и прилегающих

участков,

а также наилучшее

использование

их пропускной

способности;

д)

соблюдение

установленной

продолжительности

непрерыв­

ной работы локомотивных бригаД

(ПТЭ, § 168).

 

 

На основе графика устанавливаются: объем работы для каж­ дого подразделения, участвующего в движении поездов, техниче­ ские нормы использования локомотивов и вагонов, потребность в рабочей силе и материалах, необходимых для выполнения задан­ ных размеров перевозок. Движение поездов строго по графику обеспечивается правильной организацией и точным выполнением технологического процесса работы станций, депо, тяговых под­ станций, пунктов технического осмотра и других подразделений железных дорог, связанных с движением поездов.

График_движения поездов разрабатывается на железных до­ рогах и утверждается Министерством путей сообщения. Составле­ нию графика предшествует соответствующая подготовительная ра­ бота по определению всех необходимых исходных данных. Преж­ де всего устанавливаются суточные размеры движения в поездах, которые необходимы для выполнения заданного по плану объема перевозок пассажиров и грузов по каждому участку железной дороги.

Размеры движения пассажирских поездов определяются пас­ сажиропотоками, установившимися между различными населен­ ными пунктами страны, с учетом наиболее полного удовлетворе­ ния потребностей всех граждан, пользующихся железнодорожным транспортом для проезда к месту работы и обратно и других слу­ жебных и культурно-бытовых надобностей.

315


Размеры движения грузовых поездов определяются на основе

плана перевозок, в котором указывается

количество

вагонов, за­

гружаемых в сутки по каждому пункту

погрузки,

а

также пунк­

ты назначения

груза

(пункты

выгрузки). Исходя

из

установлен­

ных весовых

норм

грузовых

поездов,

планируется

количество

поездов в сутки, необходимое для освоения заданного объема пе­ ревозок. В размеры движения грузовых поездов входит также и количество поездов, необходимых для перемещения порожних ва-'

гонов

из пунктов выгрузки

в пункты погрузки.

 

Потребное для выполнения заданных размеров движения

коли­

чество

поездов в сутки наносится на сетку графика движения.

Сетка

графика состоит из

взаимно пересекающихся горизонталь­

ных и вертикальных линий

(рис. 205). Горизонтальные линии

обо­

значают раздельные пункты, расположенные на конкретном участке железной дороги, а расстояния между ними в условном масш­ табе пропорциональны протяженности перегонов, ограниченных смежными раздельными пунктами. У каждой горизонтальной ли­ нии на полях сетки графика наносится наименование раздельного пункта.

Вертикальными линиями сетка графика делится на часовые периоды, начиная с 0 до 24 ч, которые в свою очередь разделены линиями, соответствующими десятиминутным интервалам. Движе­ ние поездов по участку графически изображается наклонными ли­ ниями, пересекающими горизонтальные линии сетки в точках, соответствующих времени прибытия, отправления или проследо­ вания поезда по каждому раздельному пункту. В точках пересече­ ния цифрой обозначается количество минут соответствующего де­ сятиминутного интервала. Поезда четного направления наносятся на график обычно линиями, имеющими наклон слева вверх на­

право, а нечетного

направления — слева

вниз направо. На

каждой

Станция

0

Часы

суток

3

«

А

/

2

Рис. 205. Сетка графика движения поездов

316


нитке графика, как принято называть линии, изображающие дви­ жение поездов, ставится номер, присвоенный данному поезду. Поездам одного направления присваиваются четные номера, об­ ратного— нечетные. В зависимости от рода и назначения поезда обозначаются следующими номерами: пассажирские от 1 до 898; почтово-багажные от 901 до 948; грузо-пассажирские и другие людские от 951 до 998; грузовые от 1001 до 3998; подталкиваю­ щие локомотивы от 4001 до 4098; локомотивы без вагонов от 4301 до 4398; автодрезины и мотовозы от 5101 до 5198; хозяйственные поезда от 5201 до 5298; снегоочистители от 7001 до 7098; восста­ новительные от 8001 до 8098.

Движение поездов на железных дорогах происходит по мос­ ковскому поясному времени. Часы, которыми пользуются работни­ ки железных дорог при движении поездов и всей эксплуатацион­ ной работе, должны иметь одинаковые показания времени на всей сети железных дорог. Часами оборудуются поездные электровозы и тепловозы. Часы также должны быть установлены в служебных помещениях, в парках крупных станций, на пассажирских плат­ формах и в помещениях для пассажиров. Ремонт и наблюдение за исправностью часов осуществляются работниками службы сигна­ лизации и связи (ПТЭ, § 172).

132. Элементы графика

Чтобы нанести движение поездов на график, необходимо определить: время хода по перегонам поездов каждой категории, остановки поездов на станциях, необходимые для выполнения различных операций (посадки и высадки пассажиров, смены локо­ мотивов, технического и коммерческого осмотра и т. п.); станци­ онные интервалы.

Время хода по перегонам определяется на основании тяговых расчетов и опытных поездок с учетом достижений передовых ма­ шинистов. К времени хода по перегону при необходимости при­ бавляется время на разгон поезда при отправлении и на замедле­ ние при остановке на раздельном пункте. Количество остановок поездов на станциях и их продолжительность устанавливаются с учетом максимального совмещения операций и применения пере­

довой технологии. С т а н ц и о н н ы е

и н т е р в а л ы — это мини­

мальные промежутки времени, необходимые

для выполнения

опе­

раций по приему, отправлению или пропуску

поездов,

обеспе­

чивающие безопасность

движения

поездов

и

наилучшее

ис­

пользование

пропускной

способности

перегонов

и

стан­

ций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различают

станционные

интервалы:

 

 

 

 

 

 

1.

Попутного

следования (рис. 206, а). Время

от момента

при­

бытия

поезда

на

соседний

раздельный

пункт

до

отправления с

данной станции на освободившийся перегон следующего поезда то­ го же направления.

317


Рис. 206. Интервалы попутного следования (а) и скрещения (б) поездов

2. Скрещения

поездов

(рис. 206,

б).

Время от

момента

просле­

дования или

прибытия

на

станцию поезда до отправления на тот

же перегон другого поезда

встречного направления тс .

 

 

 

3. Попутного

отправления

поездов

при

автоблокировке

(рис. 207, а).

Время от момента

отправления

со станции

(просле­

дования через станцию) одного поезда до момента отправления

с

этой же станции другого поезда попутного направления

/ о т .

 

 

4. Попутного

прибытия

поездов

при

автоблокировке

/ п

р (рис.

207, б). Время от момента

прибытия на

станцию

(проследования

через станцию)

одного

поезда

до

момента

прибытия

на

эту

же

станцию другого

поезда

попутного

направления.

 

 

 

 

5. Неодновременного

 

отправления

и

попутного

прибытия

(рис. 208, а).

Время

от

момента отправления со

станции

поезда

до момента прибытия

на

станцию

поезда попутного направления

Т о п .

6. Неодновременного прибытия поездов противоположных на­ правлений (рис. 208, бив). Время от момента прибытия на стан­ цию поезда одного направления до момента пропуска через эту станцию или момента прибытия на станцию поезда встречного на­ правления тн .

Существуют еще и другие станционные интервалы, определяю­ щие минимальные промежутки времени между поездами в зави­ симости от различных условий и сочетания прибытия, отправления и проследования поездов через раздельные пункты, например: ин­ тервалы неодновременного отправления и встречного прибытия поездов, неодновременного прибытия и попутного отправления и др. Станционные интервалы определяются путем построения тех­ нологических графиков занятости горловин станций выполнением операций по приему, отправлению и проследованию поездов.

от

Рис. 207. Интервалы попутного отправления (о) и прибытия (б) поездов при автоблокировке

318


Рис. 208. Интервал неодновременного отправления и попутного прибытия

поез­

дов и интервал неодновременного прибытия поездов противоположного

на­

правления

 

Следует иметь в виду, что величина станционных интервалов зависит от применяемых при движении поездов средств сигнали­ зации и связи и системы управления стрелочными переводами. Так, при путевой блокировке и централизации стрелок интервалы значительно меньше, а значит пропускная способность участка больше, чем при электрожезловой системе и ручном управлении стрелками.

133.Виды графиков

Взависимости от числа главных путей на перегонах, соотно­ шения количества поездов четного и нечетного направления, ско­ рости движения различных категорий поездов (пассажирские,

грузовые,

ускоренные

и др.)

могут быть графики

о д н о п у т н о г о

и д в у х п у т н о г о участков

(рис. 209

и 210), которые

в свою оче­

редь

делятся

на

п а р н ы е (см.

рис.

209),

н е п а р н ы е

(рис. 211),

графики

п а р а л л е л ь н ы е

(рис.

212)

и н е п а ­

р а л л е л ь н ы е .

 

 

 

 

 

 

 

На

графике

однопутного

участка

нитки

поездов

противопо­

ложных направлений могут пересекаться только на станциях, т. е. там, где есть пути для скрещения поездов. На графике двухпут­ ного участка нитки поездов пересекаются как на перегонах, так и на станциях. На парном графике прокладывается одинаковое чис­ ло поездов как четного, так и нечетного направления, а на не­ парном — в одном из направлений число поездов больше. На параллельном графике все поезда одного и того же направления имеют одинаковые скорости, поэтому нитки поездов параллельны друг другу.

На непараллельном графике поезда различных категорий (пассажирские, грузовые, ускоренные и др.) имеют разные ско­ рости, поэтому нитки поездов наносятся линиями с различным наклоном, т. е. непараллельными.

Практически применяются графики непараллельные, а парал­ лельные графики могут применяться лишь в исключительных случаях.

Для руководства и исполнения графики соответствующих уча­ стков поступают во все подразделения железных дорог, связан-

319