Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 4
Рис. 209. График движения поездов однопутного участка
0 |
i |
2 |
3 |
4 |
Рис. 210. График движения поездов двухпутного участка
ные с движением поездов: службы и отделы управлений и отделе ний железных дорог, станции, локомотивные и вагонные депо, ди станции пути, сигнализации и связи, контактной сети, энергоуча стки и т. д.
134. Расписание движения поездов
На основе графика составляется расписание движения поез дов. Так называемые служебные расписания всех поездов по каж
дому участку |
составляются |
на дорогах по установленному образ |
цу (макету) |
и выдаются |
на руки работникам, непосредственно |
участвующим в движении поездов: машинистам локомотивов, де
журным по станциям, а также другим работникам. |
Для |
отдель |
|||
ных работников делаются выписки из расписания |
(сигналистам, |
||||
стрелочникам, путевым обходчикам, дежурным |
по |
переездам |
и |
||
т. п.). В расписаниях |
помещаются также заложенные в графике |
||||
нормативы по обеспечению поездов тормозами в зависимости |
от |
||||
руководящих спусков |
и допускаемой скорости, |
расчетные |
нормы |
для определения веса и длины поездов, а также другие необходи мые данные и указания по выполнению графика.
135. Организация работы и использование локомотивов
Локомотивный парк на железных дорогах подразделяется на эксплуатируемый, неэксплуатируемый и парк локомотивов, нахо дящихся в аренде и запасе. К эксплуатируемому парку относятся локомотивы, находящиеся в данный момент во всех видах движе
ния и работы (поездной, |
маневровой, |
хозяйственной |
и др.), |
а |
|
также |
под техническими |
операциями |
(экипировка) и |
на техниче |
|
ских |
осмотрах. Сюда же |
входят локомотивы, простаивающие |
в |
ожидании работы как в основных, так и оборотных депо и пунк тах смены локомотивных бригад. В неэксплуатируемый парк пере водятся неисправные локомотивы, находящиеся в ремонте, в ожи
дании |
ремонта, а также |
локомотивы, |
временно отставленные |
из-за |
неравномерности движения и находящиеся в резерве управле |
||
ния дороги. |
|
|
|
Определенная часть локомотивов находится в аренде у различ |
|||
ных ведомств и организаций |
и в запасе |
Министерства путей сооб |
щения, необходимом для регулирования и пополнения парка локо мотивов на дорогах при увеличении размеров движения.
Все локомотивы приписаны к локомотивным депо и обслужи
вают участки, прилегающие к |
депо. |
Распределение локомоти |
|
вов по депо определяется размерами |
работы и протяженностью |
||
участков обслуживания. Участки |
обращения локомотивов |
уста |
|
навливаются в зависимости от типа локомотива, рода тяги |
(элек |
||
трической, тепловозной, паровой) |
и других местных условий. |
|
322
136. Пропускная и провозная способность железных дорог
П р о п у с к н а я |
с п о с о б н о с т ь |
железнодорожного |
участка |
|
определяется наибольшим количеством поездов заданного |
веса, |
|||
которое можно пропустить по нему в течение суток. |
Пропускная |
|||
способность участка |
в целом зависит |
от пропускной |
способности |
отдельных его элементов: перегонов, станций, устройств локомо тивного хозяйства, энергоснабжения (на электрифицированных участках) и водоснабжения (при паровой тяге). Поэтому для того, чтобы определить пропускную способность участка, необходимо проверить ее по каждому элементу и сравнить полученные ре зультаты. Пропускная способность того элемента, где она наи меньшая, и будет являться пропускной способностью всего уча стка.
Пропускную способность перегонов можно повысить, сокращая
время хода поезда путем увеличения технической скорости |
(на |
|
пример, |
при использовании более мощных локомотивов) или |
де |
ления |
ограничивающего перегона, а также сокращая станционные |
интервалы путем внедрения более совершенных средств сигнали зации и связи. На определенном этапе, когда размеры движения достигают некоторых расчетных величин (примерно 30—35 пар при электрожезловой системе и полуавтоматической блокировке), дальнейшее повышение пропускной способности требует перехода на автоблокировку или диспетчерскую централизацию, строитель ства двухпутных вставок или вторых путей.
Для повышения пропускной способности станций необходимо прежде всего использовать имеющиеся резервы за счет сокраще ния стоянок поездов путем применения передовой технологии их обработки, ликвидации межоперационных простоев, максимально го совмещения операций и т. п. Чтобы лучше использовать про пускную способность горловин, необходимо предусматривать в технологическом процессе работы станции лучшее распределение загрузки горловин маневровыми передвижениями, освобождая на иболее загруженные стрелки от лишних операций. Из технических мер, повышающих пропускную способность горловин, следует от метить оборудование стрелок электрической централизацией, изме нение конструкции горловины укладкой дополнительных съездов, позволяющих выполнять некоторые операции параллельно и т. п.
Более полно характеризует возможности освоения |
перевозок |
железной дороги или отдельных участков их п р о в о з н а я |
с п о с о б |
н о с т ь , т. е. количество перевозимых вагонов или тонн |
груза при |
использовании пропускной способности, с учетом наличия локо мотивов, вагонов, топлива, электроэнергии, локомотивных бригад и др. Повышение провозной способности достигается главным об разом за счет увеличения веса поезда и насыщения парка больше грузными вагонами и более мощными локомотивами, а также уд линения станционных путей.
323
Для освоения заданного объема перевозок немаловажное зна
чение имеет наличие |
соответствующей |
п е р е р а б а т ы в а ю щ е й |
|
с п о с о б н о с т и с о р т и р о в о ч н ы х |
с т а н ц и й , |
которая опре |
|
деляется количеством |
вагонов, которое |
может быть |
переработано |
в сутки имеющимися маневровыми средствами на данной сортиро
вочной станции. |
|
|
|
Перерабатывающая |
способность станции может |
быть увеличе |
|
на в основном за счет |
повышения мощности |
сортировочных |
|
устройств, механизации |
и |
автоматизации процессов |
надвига со |
ставов на горку, роспуска вагонов с горки, устройства двух путей
надвига, внедрения на |
станции |
более совершенных средств |
СЦБ |
и др. |
|
|
|
137. Структура службы движения и обязанности |
|
||
линейных работников |
|
||
Эксплуатационной |
работой |
по обеспечению выполнения |
плана |
перевозок, наиболее эффективному использованию вагонов и локо мотивов и организацией движения поездов руководит по всей сети железных дорог Главное управление движения Министерства пу тей сообщения, на железных дорогах — службы движения, а на отделениях дорог — отделы движения. Главное управление дви жения и его подразделения на железных дорогах обеспечивают также повышение технического уровня хозяйства, разрабатывают и осуществляют меры по дальнейшему развитию и усилению про пускной и провозной способности железных дорог, развитию и со вершенствованию работы узлов и станций. Главное управление движения разрабатывает также нормативы эксплуатационной ра боты железных дорог, графиков движения и планов формирования поездов и контролирует их выполнение.
В состав Главного управления движения входят: оперативнораспорядительные отделы, оперативно контролирующие работу дорог; управление регулирования и организации работы вагонных парков, управление по обеспечению породовой погрузки, а также отделы: нормирования и анализа эксплуатационной работы, орга низации работы узлов и станций, технический, капитального строи тельства и пропускной способности и некоторые другие.
Службы движения на железных дорогах занимаются вопроса ми оперативного планирования и регулирования движением поез дов, составлением графиков движения и планов формирования поездов, технологических процессов работы станций. Служба кон тролирует работу станций, решает вопросы, связанные с техни ческим оснащением станций, повышением пропускной способности перегонов и станций. В составе службы имеются отделы: оператив но-распорядительный, технический и др.
Отделы движения отделений дорог непосредственно руководят движением поездов и работой станций. Для оперативного руковод ства движением поездов в службе движения имеется аппарат де-
324
журных сменных работников — помощников начальников распо рядительного отдела, а в отделах движения отделений дорог—ап парат дежурных по отделению и дежурных поездных диспетчеров.
Г Л А ВА 31. |
Ф О Р М И Р О В А Н И Е , С Н А Р Я Ж Е Н И Е И О Б С Л У Ж И В А Н И Е П О Е З Д О В |
|
138. Назначение поездов и порядок |
|
их пропуска на линии |
Сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными ваго нами, имеющий установленные сигналы, называется поездом. Ло комотивы без вагонов, моторные вагоны, автомотрисы и автодре зины несъемного типа, отправляемые на перегон, рассматривают ся как поезд (ПТЭ. Термины). Поезда делятся на две основные категории: пассажирские и грузовые.
Пассажирские в свою очередь подразделяются по видам сооб щения на дальние, местные и пригородные, а грузовые — на уско ренные, сквозные, участковые, сборные, вывозные и передаточные. К сквозным относятся поезда, проходящие одну или несколько участковых или сортировочных станций без изменения состава, т. е. без переработки. Сборные предназначены для развоза по проме жуточным станциям вагонов под выгрузку и погрузку и сбора с этих станций груженых и порожних вагонов. Вывозными поездами вывозятся груженые вагоны с пунктов массовой погрузки на бли жайшие участковые и сортировочные станции. Передаточные поез да обслуживают крупные узлы и предназначены для передачи ва гонов внутри узла и между прилегающими предузловыми станци ями. Ускоренные грузовые поезда назначаются для перевозки кон тейнеров, скоропортящихся и других срочных грузов.
На ряде направлений существует и такая категория поездов, как почтово-багажные, которые состоят преимущественно из поч
товых |
и |
багажных вагонов. В ряде случаев в составе почтово-ба |
||||||||
гажных |
поездов имеется |
несколько пассажирских |
вагонов. |
На |
||||||
малодеятельных участках назначаются грузо-пассажирские |
поез |
|||||||||
да, в |
которых наряду с грузовыми вагонами |
имеется |
несколько |
|||||||
пассажирских для перевозки пассажиров. |
|
|
|
|
|
|||||
При |
массовых |
перемещениях |
людских |
контингентов |
(пересе |
|||||
ленцев, |
рабочих и |
служащих, |
следующих |
на |
промыслы, |
ново |
||||
стройки, на уборку урожая |
и т. п.) могут назначаться |
специальные |
людские поезда. Людским считается такой грузовой поезд, в со
ставе |
которого |
имеется |
20 |
и более вагонов (в |
двухосном |
исчисле |
|
нии), |
занятых |
людьми |
(ПТЭ, Термины). Для |
воинских |
перевозок |
||
назначаются воинские |
поезда. |
|
|
|
|||
Кроме перечисленных |
основных |
категорий |
поездов |
существу |
|||
ют еще поезда, |
предназначенные для |
различных хозяйственных и |
325