Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 209. График движения поездов однопутного участка

0

i

2

3

4

Рис. 210. График движения поездов двухпутного участка

ные с движением поездов: службы и отделы управлений и отделе­ ний железных дорог, станции, локомотивные и вагонные депо, ди­ станции пути, сигнализации и связи, контактной сети, энергоуча­ стки и т. д.

134. Расписание движения поездов

На основе графика составляется расписание движения поез­ дов. Так называемые служебные расписания всех поездов по каж­

дому участку

составляются

на дорогах по установленному образ­

цу (макету)

и выдаются

на руки работникам, непосредственно

участвующим в движении поездов: машинистам локомотивов, де­

журным по станциям, а также другим работникам.

Для

отдель­

ных работников делаются выписки из расписания

(сигналистам,

стрелочникам, путевым обходчикам, дежурным

по

переездам

и

т. п.). В расписаниях

помещаются также заложенные в графике

нормативы по обеспечению поездов тормозами в зависимости

от

руководящих спусков

и допускаемой скорости,

расчетные

нормы

для определения веса и длины поездов, а также другие необходи­ мые данные и указания по выполнению графика.

135. Организация работы и использование локомотивов

Локомотивный парк на железных дорогах подразделяется на эксплуатируемый, неэксплуатируемый и парк локомотивов, нахо­ дящихся в аренде и запасе. К эксплуатируемому парку относятся локомотивы, находящиеся в данный момент во всех видах движе­

ния и работы (поездной,

маневровой,

хозяйственной

и др.),

а

также

под техническими

операциями

(экипировка) и

на техниче­

ских

осмотрах. Сюда же

входят локомотивы, простаивающие

в

ожидании работы как в основных, так и оборотных депо и пунк­ тах смены локомотивных бригад. В неэксплуатируемый парк пере­ водятся неисправные локомотивы, находящиеся в ремонте, в ожи­

дании

ремонта, а также

локомотивы,

временно отставленные

из-за

неравномерности движения и находящиеся в резерве управле­

ния дороги.

 

 

Определенная часть локомотивов находится в аренде у различ­

ных ведомств и организаций

и в запасе

Министерства путей сооб­

щения, необходимом для регулирования и пополнения парка локо­ мотивов на дорогах при увеличении размеров движения.

Все локомотивы приписаны к локомотивным депо и обслужи­

вают участки, прилегающие к

депо.

Распределение локомоти­

вов по депо определяется размерами

работы и протяженностью

участков обслуживания. Участки

обращения локомотивов

уста­

навливаются в зависимости от типа локомотива, рода тяги

(элек­

трической, тепловозной, паровой)

и других местных условий.

 

322


136. Пропускная и провозная способность железных дорог

П р о п у с к н а я

с п о с о б н о с т ь

железнодорожного

участка

определяется наибольшим количеством поездов заданного

веса,

которое можно пропустить по нему в течение суток.

Пропускная

способность участка

в целом зависит

от пропускной

способности

отдельных его элементов: перегонов, станций, устройств локомо­ тивного хозяйства, энергоснабжения (на электрифицированных участках) и водоснабжения (при паровой тяге). Поэтому для того, чтобы определить пропускную способность участка, необходимо проверить ее по каждому элементу и сравнить полученные ре­ зультаты. Пропускная способность того элемента, где она наи­ меньшая, и будет являться пропускной способностью всего уча­ стка.

Пропускную способность перегонов можно повысить, сокращая

время хода поезда путем увеличения технической скорости

(на­

пример,

при использовании более мощных локомотивов) или

де­

ления

ограничивающего перегона, а также сокращая станционные

интервалы путем внедрения более совершенных средств сигнали­ зации и связи. На определенном этапе, когда размеры движения достигают некоторых расчетных величин (примерно 30—35 пар при электрожезловой системе и полуавтоматической блокировке), дальнейшее повышение пропускной способности требует перехода на автоблокировку или диспетчерскую централизацию, строитель­ ства двухпутных вставок или вторых путей.

Для повышения пропускной способности станций необходимо прежде всего использовать имеющиеся резервы за счет сокраще­ ния стоянок поездов путем применения передовой технологии их обработки, ликвидации межоперационных простоев, максимально­ го совмещения операций и т. п. Чтобы лучше использовать про­ пускную способность горловин, необходимо предусматривать в технологическом процессе работы станции лучшее распределение загрузки горловин маневровыми передвижениями, освобождая на­ иболее загруженные стрелки от лишних операций. Из технических мер, повышающих пропускную способность горловин, следует от­ метить оборудование стрелок электрической централизацией, изме­ нение конструкции горловины укладкой дополнительных съездов, позволяющих выполнять некоторые операции параллельно и т. п.

Более полно характеризует возможности освоения

перевозок

железной дороги или отдельных участков их п р о в о з н а я

с п о с о б ­

н о с т ь , т. е. количество перевозимых вагонов или тонн

груза при

использовании пропускной способности, с учетом наличия локо­ мотивов, вагонов, топлива, электроэнергии, локомотивных бригад и др. Повышение провозной способности достигается главным об­ разом за счет увеличения веса поезда и насыщения парка больше­ грузными вагонами и более мощными локомотивами, а также уд­ линения станционных путей.

323


Для освоения заданного объема перевозок немаловажное зна­

чение имеет наличие

соответствующей

п е р е р а б а т ы в а ю щ е й

с п о с о б н о с т и с о р т и р о в о ч н ы х

с т а н ц и й ,

которая опре­

деляется количеством

вагонов, которое

может быть

переработано

в сутки имеющимися маневровыми средствами на данной сортиро­

вочной станции.

 

 

 

Перерабатывающая

способность станции может

быть увеличе­

на в основном за счет

повышения мощности

сортировочных

устройств, механизации

и

автоматизации процессов

надвига со­

ставов на горку, роспуска вагонов с горки, устройства двух путей

надвига, внедрения на

станции

более совершенных средств

СЦБ

и др.

 

 

 

137. Структура службы движения и обязанности

 

линейных работников

 

Эксплуатационной

работой

по обеспечению выполнения

плана

перевозок, наиболее эффективному использованию вагонов и локо­ мотивов и организацией движения поездов руководит по всей сети железных дорог Главное управление движения Министерства пу­ тей сообщения, на железных дорогах — службы движения, а на отделениях дорог — отделы движения. Главное управление дви­ жения и его подразделения на железных дорогах обеспечивают также повышение технического уровня хозяйства, разрабатывают и осуществляют меры по дальнейшему развитию и усилению про­ пускной и провозной способности железных дорог, развитию и со­ вершенствованию работы узлов и станций. Главное управление движения разрабатывает также нормативы эксплуатационной ра­ боты железных дорог, графиков движения и планов формирования поездов и контролирует их выполнение.

В состав Главного управления движения входят: оперативнораспорядительные отделы, оперативно контролирующие работу дорог; управление регулирования и организации работы вагонных парков, управление по обеспечению породовой погрузки, а также отделы: нормирования и анализа эксплуатационной работы, орга­ низации работы узлов и станций, технический, капитального строи­ тельства и пропускной способности и некоторые другие.

Службы движения на железных дорогах занимаются вопроса­ ми оперативного планирования и регулирования движением поез­ дов, составлением графиков движения и планов формирования поездов, технологических процессов работы станций. Служба кон­ тролирует работу станций, решает вопросы, связанные с техни­ ческим оснащением станций, повышением пропускной способности перегонов и станций. В составе службы имеются отделы: оператив­ но-распорядительный, технический и др.

Отделы движения отделений дорог непосредственно руководят движением поездов и работой станций. Для оперативного руковод­ ства движением поездов в службе движения имеется аппарат де-

324


журных сменных работников — помощников начальников распо­ рядительного отдела, а в отделах движения отделений дорог—ап­ парат дежурных по отделению и дежурных поездных диспетчеров.

Г Л А ВА 31.

Ф О Р М И Р О В А Н И Е , С Н А Р Я Ж Е Н И Е И О Б С Л У Ж И В А Н И Е П О Е З Д О В

 

138. Назначение поездов и порядок

 

их пропуска на линии

Сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными ваго­ нами, имеющий установленные сигналы, называется поездом. Ло­ комотивы без вагонов, моторные вагоны, автомотрисы и автодре­ зины несъемного типа, отправляемые на перегон, рассматривают­ ся как поезд (ПТЭ. Термины). Поезда делятся на две основные категории: пассажирские и грузовые.

Пассажирские в свою очередь подразделяются по видам сооб­ щения на дальние, местные и пригородные, а грузовые — на уско­ ренные, сквозные, участковые, сборные, вывозные и передаточные. К сквозным относятся поезда, проходящие одну или несколько участковых или сортировочных станций без изменения состава, т. е. без переработки. Сборные предназначены для развоза по проме­ жуточным станциям вагонов под выгрузку и погрузку и сбора с этих станций груженых и порожних вагонов. Вывозными поездами вывозятся груженые вагоны с пунктов массовой погрузки на бли­ жайшие участковые и сортировочные станции. Передаточные поез­ да обслуживают крупные узлы и предназначены для передачи ва­ гонов внутри узла и между прилегающими предузловыми станци­ ями. Ускоренные грузовые поезда назначаются для перевозки кон­ тейнеров, скоропортящихся и других срочных грузов.

На ряде направлений существует и такая категория поездов, как почтово-багажные, которые состоят преимущественно из поч­

товых

и

багажных вагонов. В ряде случаев в составе почтово-ба­

гажных

поездов имеется

несколько пассажирских

вагонов.

На

малодеятельных участках назначаются грузо-пассажирские

поез­

да, в

которых наряду с грузовыми вагонами

имеется

несколько

пассажирских для перевозки пассажиров.

 

 

 

 

 

При

массовых

перемещениях

людских

контингентов

(пересе­

ленцев,

рабочих и

служащих,

следующих

на

промыслы,

ново­

стройки, на уборку урожая

и т. п.) могут назначаться

специальные

людские поезда. Людским считается такой грузовой поезд, в со­

ставе

которого

имеется

20

и более вагонов (в

двухосном

исчисле­

нии),

занятых

людьми

(ПТЭ, Термины). Для

воинских

перевозок

назначаются воинские

поезда.

 

 

 

Кроме перечисленных

основных

категорий

поездов

существу­

ют еще поезда,

предназначенные для

различных хозяйственных и

325