Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 4
служебно-технического назначения (ПТЭ, § 206). В пассажирские и почтово-багажные поезда грузовые вагоны ставить запрещается.
Однако в исключительных случаях для доставки срочных или
скоропортящихся грузов (молока, живой рыбы, фруктов |
и |
ово |
||||||||
щей) четырехосные |
вагоны с такими |
грузами, |
кроме платформ и |
|||||||
цистерн |
(не молочных), могут |
быть |
поставлены в |
пассажирские |
||||||
поезда (за исключением скорых). |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Конструкция и техническое состояние грузовых вагонов, при |
||||||||||
цепляемых к пассажирским и почтово-багажным поездам, |
долж |
|||||||||
ны обеспечивать следование поезда |
с установленной |
для |
него |
|||||||
скоростью (ПТЭ, § 207). |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Грузовые поезда формируются без подборки вагонов по коли |
||||||||||
честву осей и весу. При размещении |
вагонов |
в грузовых поездах |
||||||||
должно соблюдаться требование обязательного прикрытия |
|
име |
||||||||
ющихся в составе поезда вагонов, |
занятых |
людьми, |
вагонов с |
|||||||
грузами |
отдельных |
категорий, |
требующих особой |
осторожности, |
||||||
т. е. отделения их от локомотива |
и остальных |
вагонов |
поезда |
ва |
||||||
гонами, |
служащими |
прикрытием. |
Последний |
вагон |
должен |
быть |
обязательно с действующим автотормозом.
Перечень вагонов, которые запрещается ставить в поезда, ука зан в § 203, 204 и 210 Правил технической эксплуатации желез ных дорог Союза ССР. Порядок размещения вагонов, требующих прикрытия, устанавливается специальными приказами и инструк циями МПС (ПТЭ, § 211). В сборных поездах для облегчения и
ускорения маневровой работы |
на промежуточных станциях |
ваго |
|||||
ны подбираются группами по станциям назначения. |
|
|
|
||||
142. Порядок включения тормозов в поезда |
|
||||||
Для обеспечения безопасного движения, возможности регули |
|||||||
рования скорости, а в необходимых случаях и остановки, |
каждый |
||||||
поезд должен иметь достаточные тормозные |
средства. |
|
|
|
|||
Количество тормозов в поезде определяется |
из расчета |
тор |
|||||
мозного нажатия на |
каждые 100 т веса поезда, |
необходимого |
для |
||||
остановки его при движении по руководящему |
спуску |
с |
допуска |
||||
емой максимальной |
скоростью. |
|
|
|
|
|
|
В нормативах по |
тормозам |
к графику |
движения |
поездов, ут |
верждаемых МПС, устанавливается единая для всей сети желез
ных дорог |
наименьшая норма тормозного нажатия на каждые |
100 г веса, |
которая должна соблюдаться при формировании любо |
го поезда. Так, например, для грузовых поездов при максималь
ной |
скорости движения 80 км/ч |
тормозное нажатие |
должно |
быть |
||||
не |
менее 33 |
т на 100 |
т веса состава, т. е. без учета |
веса |
локомоти |
|||
ва и его тормозных |
средств. |
|
|
|
|
|
||
|
Общее |
тормозное нажатие |
в поезде складывается |
из |
суммы |
|||
нажатий тормозных колодок на колесные пары всех |
тормозных |
|||||||
вагонов. Чтобы определить общее |
тормозное нажатие для |
данно |
||||||
го |
поезда, |
необходимо количество |
всех тормозных |
осей |
умножить |
330
на величину тормозного нажатия колодок, приходящегося на одну ось.
Нормы тормозного нажатия колодок устанавливаются |
в |
зави |
|
симости от рода вагонов и режима торможения. Так, для |
|
грузо |
|
вых вагонов нормы нажатия установлены при груженом |
режиме |
||
7 г на ось, при порожнем режиме — 3,5 т. Например, |
если в |
соста |
|
ве поезда имеется 20 груженых четырехосных вагонов, |
10 порожних |
четырехосных вагонов и 5 груженых двухосных вагонов, то общее
тормозное нажатие составит |
2 0 X 4 X 7 + 1 0 X 4 X 3 , 5 - f 5 x 2 X 7 = |
770 г |
||
(имея в виду, что все |
вагоны в поезде тормозные). |
|
||
Предположим, |
что |
общий |
вес брутто состава поезда 2000 т, |
|
тогда тормозное |
нажатие на |
каждые 100 г веса поезда будет |
||
Так как полученная величина тормозного нажатия на 100 |
г ве |
са поезда не меньше установленной нормы единого наименьшего
тормозного |
нажатия, то такой поезд имеет достаточное количест |
|
во тормозов. Таким способом проверяется обеспеченность |
автома |
|
тическими тормозами каждого сформированного поезда. |
|
|
Кроме |
автоматических тормозов, в каждом грузовом |
поезде |
должно быть определенное количество вагонов с ручными |
тормо |
зами, которые необходимы для удержания на месте поезда при остановке на перегоне в случае, когда по каким-либо причинам автоматические тормоза выйдут из строя. Нормы обеспечения по езда ручными тормозами указываются в книжках расписания дви жения поездов (ПТЭ, § 214). Недостающее количество ручных тормозов может заменяться ручными тормозными башмаками из расчета, что один башмак заменяет три тормозные оси при уста новке его под груженый вагон и одну ось при установке его под порожний вагон. На каждом локомотиве должно быть не менее че тырех тормозных башмаков (ПТЭ, § 220).
Правилами технической эксплуатации железных дорог Союза ССР (§ 216) установлено, что в пассажирских поездах в автотор мозную сеть должны включаться все вагоны с автотормозами пассажирского типа, а в грузовых поездах — все вагоны с автотор мозами грузового типа. Если в поезде имеются автотормоза и грузо вого, и пассажирского типов, то совместное включение их произво дится порядком, установленным МПС.
|
Все вагоны, как правило, оборудованы автоматическими тор |
||||||||
мозами. Однако некоторые виды специального подвижного |
соста |
||||||||
ва |
не |
имеют |
автотормозов, |
кроме того, |
перевозка |
отдельных |
|||
опасных грузов допускается |
только с выключенными |
|
тормозами. |
||||||
Поэтому Правила технической эксплуатации допускают |
постанов |
||||||||
ку |
в грузовых |
поездах вагонов с пролетными трубками, |
т. е. не |
||||||
оборудованных автотормозами или с выключенными |
автотормоза |
||||||||
ми |
в |
количестве не более |
8 осей в одной группе, |
а |
в |
хвосте |
|||
поезда |
перед |
последним автотормозным |
вагоном |
— |
не |
более |
|||
4 осей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
331
143.Опробование автоматических тормозов
впоезде
Неисправность автотормозов в пути следования |
может приве |
сти к проезду запрещающего сигнала или наезду |
на какое-либо |
препятствие, поэтому большое значение в обеспечении безопасно сти движения имеет тщательная проверка исправности автотормо зов и опробование их действия. Опробование автотормозов выпол няют двумя основными способами: полным и сокращенным.
При полном опробовании |
проверяется |
исправность |
действия |
|
всей тормозной системы в поезде: действие тормозной |
рычажной |
|||
передачи у каждого вагона |
(прижатие тормозных колодок |
к ко |
||
лесам в заторможенном состоянии и отход |
их от колес при |
оттор- |
маживании, регулировке выходов штоков тормозных цилиндров), плотность воздушной магистрали, отсутствие в ней недопустимых утечек воздуха и падения давления в резервуарах.
Опробование выполняется в два приема:
1) после приведения в действие тормозов осмотрщики-авто матчики или осмотрщики вагонов проходят по всему составу по езда и проверяют действие автотормозов каждого тормозного ва гона; 2) после оттормаживания (отпуска) те же работники про веряют отторможенное состояние каждого тормозного вагона.
Плотность воздушной магистрали после зарядки воздушной магистрали воздухом до установленного давления проверяется определением по манометру величины падения давления воздуха
(утечки) в единицу времени (минуту). Падение |
давления |
(утеч |
ка) не должно превышать установленной нормы. |
|
|
Заряжать и проверять тормозную воздушную |
магистраль |
мож |
но либо от стационарной компрессорной установки, либо от поезд ного локомотива.
При сокращенном |
опробовании проверяется только |
целость |
тормозной магистрали по действию тормоза последнего |
(хвосто |
|
вого) вагона. В этом |
случае опробование выполняется |
в такой |
последовательности. Работник, на которого возложено опробова ние тормозов, находясь в хвосте поезда, подает машинисту сигнал произвести торможение. Убедившись после этого в том, что тор мозные колодки хвостового вагона прижались к колесам, этот же
работник дает машинисту сигнал оттормозить |
(отпустить |
тормо |
за) и проверяет, пришли ли в отторможенное |
состояние |
колодки |
хвостового вагона. Если при сокращенном опробовании не срабо
тает тормоз хвостового вагона, работник, |
на которого |
возложено |
||||
опробование, обязан не допустить |
отправления поезда. |
|
|
|||
Опробование автотормозов должно применяться |
в |
следующих |
||||
случаях: |
|
|
|
|
|
|
Полное: |
|
|
|
|
|
|
а) на станциях формирования |
перед |
отправлением |
поезда; |
|||
б) после смены локомотива. Если участок обращения |
локомо |
|||||
тивов более 600 км, полное опробование |
в |
грузовых |
поездах, кро |
|||
ме того, должно производиться на |
одной |
из |
станций, |
где |
происхо- |
332
дит смена локомотивной бригады и имеется пункт технического осмотра вагонов. Такие пункты дополнительной пробы тормозов устанавливаются МПС;
в) перед выдачей моторвагонного поезда из депо; г) на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спус
ками, где поезд останавливается по техническим надобностям. Перед затяжными спусками 0,018 и круче полное опробование производится с десятиминутной выдержкой. Перечень таких стан ций устанавливается начальником дороги.
Сокращенное:
а) после прицепки поездного локомотива к составу, если пред варительно на станции было произведено полное опробование ав
тотормозов от компрессорной установки; |
|
|
|
б) после перемены кабины управления |
моторвагонного |
поезда |
|
и после смены локомотивных бригад, когда |
локомотив |
от |
поезда |
не отцепляется; |
|
|
|
в) после всякого разъединения рукавов |
(воздушной |
магистра |
ли) в составе поезда, соединения рукавов при прицепке подвиж ного состава, а также после перекрытия концевого крана в соста ве (ПТЭ, § 217).
Исправное действие автотормозов, обеспеченность поезда не обходимым тормозным нажатием и ручными тормозами подтвер ждается специальной справкой установленной формы (ВУ-45), которая после полного опробования выдается осмотрщиком-авто матчиком или осмотрщиком вагонов машинисту локомотива. В этой справке должны быть указаны вес и состав поезда, коли чество и род автотормозных вагонов, наличие автотормозного нажатия колодок в поезде и количество имеющихся ручных тормо зов, а также требуемое по расчету автотормозное нажатие и необ ходимое количество ручных тормозов. В справке указываются так
же результаты проверки плотности воздушной |
магистрали. |
Если в пути следования к составу поезда |
будут прицеплены |
или от него отцеплены вагоны, т. е. произойдет |
изменение состава |
поезда, то после сокращенной пробы тормозов об этом делается
отметка |
на |
обратной стороне оправки |
с указанием измененных |
|||
данных |
о составе поезда и тормозном |
нажатии |
(ПТЭ, |
§ |
218). |
|
|
|
144. Снаряжение и обслуживание поездов |
|
|
||
Каждый |
поезд должен иметь установленные |
сигналы |
в |
голове |
и хвосте поезда. Локомотивы снабжаются средствами пожароту шения и подъемки сошедшего подвижного состава на путь, сиг нальными приборами (флагами, фонарями, петардами, факел-све чами), инструментами и другим необходимым инвентарем по установленным нормам (ПТЭ, § 220). Кроме того, отдельные ка тегории поездов снабжаются дополнительным инвентарем.
Так, например, пассажирские, почтово-багажные, грузо-пасса жирские, воинские и людские снабжаются противопожарными
333
средствами, средствами |
для оказания первой медицинской помо |
||
щи (аптечками, |
носилками |
и т. п.) и другим необходимым снаря |
|
жением (ПТЭ, |
§ 219). |
На |
участках, не оборудованных поездной |
радиосвязью или перегонной телефонной связью, на локомотивах,
подаваемых |
под такие |
поезда, должны быть переносные телефоны |
||||||||
для 'установления в необходимых |
случаях |
связи |
с дежурным |
по |
||||||
ездным |
диспетчером |
(ПТЭ, § 220). |
Поезда, имеющие |
вагоны |
с |
|||||
разрядными |
грузами, |
снабжаются |
противопожарными |
средствами |
||||||
и противогазами (ПТЭ, § 219). |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Каждый грузовой поезд обслуживается локомотивной |
брига |
|||||||||
дой. На грузовые поезда, если с ними предусмотрена |
маневровая |
|||||||||
работа |
на промежуточных станциях, |
кроме того, |
могут |
назначать |
||||||
ся главный кондуктор или кондукторская |
бригада. Руководство |
|||||||||
движением |
хозяйственных поездов |
на перегоне |
осуществляется |
|||||||
либо руководителем работ, либо главным |
кондуктором. |
|
|
|
||||||
Пассажирские поезда обслуживаются локомотивными бригада |
||||||||||
ми, проводниками вагонов, а при необходимости и другими |
работ |
|||||||||
никами |
(механиками-бригадирами, |
|
электромонтерами |
и др.). |
Во |
всех случаях каждый поезд должен обслуживаться не менее чем
двумя |
лицами |
(ПТЭ, § |
221). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Г Л А ВА |
32. |
|
Д В И Ж Е Н И Е |
П О Е З Д О В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
145. Прием и отправление поездов |
|
|
|
|
|
|||||||||||
Правила |
технической |
эксплуатации |
железных |
дорог |
Союза |
|||||||||||||||
ССР |
устанавливают |
следующие |
принципиальные |
требования |
к |
|||||||||||||||
организации движения |
поездов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
«Движением |
поездов |
|
на |
участке |
должен |
руководить |
только |
|||||||||||||
один |
работник |
— дежурный |
поездной |
|
диспетчер, |
отвечающий |
за |
|||||||||||||
выполнение |
|
графика |
движения |
поездов |
по |
обслуживаемому |
|
им |
||||||||||||
участку. |
Приказы |
дежурного |
поездного |
диспетчера |
подлежат |
без |
||||||||||||||
оговорочному |
|
выполнению |
|
работниками, |
непосредственно |
связан |
||||||||||||||
ными |
с движением |
поездов |
на данном |
участке. Запрещается |
да |
|||||||||||||||
вать оперативные |
распоряжения |
по движению |
поездов |
на |
участке, |
|||||||||||||||
помимо |
дежурного |
поездного |
диспетчера» |
(ПТЭ, |
§ |
225). |
|
|
||||||||||||
«Каждая |
|
станция |
и |
путевой |
пост |
в |
части руководства |
движе |
||||||||||||
нием поездов |
и каждый |
поезд должны |
|
находиться |
одновременно |
в |
||||||||||||||
распоряжении |
|
только |
одного |
работника: |
станция |
— |
дежурного |
по |
||||||||||||
станции, |
а |
|
на |
участках, |
|
оборудованных |
диспетчерской |
централиза |
||||||||||||
цией, |
— |
дежурного |
поездного |
диспетчера; |
пост •— дежурного |
по |
по |
|||||||||||||
сту, поезд |
— |
машиниста |
ведущего |
локомотива |
|
(моторвагонного |
||||||||||||||
поезда)» |
(ПТЭ, § 226). Крупные |
станции |
могут быть |
разбиты |
на |
|||||||||||||||
несколько |
районов, в которых движением |
поездов |
распоряжается |
свой дежурный по станции, дежурный по посту или парку. Для каждого из них строго определяются границы района управления
334