Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Л—L-

-Дренажи

Рис. 14. Подкювегные дренажи

Гяцйобетон. ОдерноВка

Рис. 15. Дренажная галерея

Рис. 16. Сплошная одерновка

земляного

полотна

укрепляют

посевом

трав,

одерновкой

(рис. 16),

мощением

камнем

(рис. 17),

покрытием

фашина­

ми (рис.

18) и др-

В

каждом

отдельном

случае применяются

наиболее эффективные и в то же время экономичные спо­ собы укрепления.

Для предохранения откосов от разрушения волнами, льди­ нами, а также от выдувания грунтов ветром в степных и пустынных местах откосы ук­ репляют посадкой кустарников с мощной корневой системой, способной образовывать гу­ стые заросли. Лучше всего для этого подходят ивовые по­ роды. В местах, подверженных сильным ударам льда, приме­ няются габионы, представляю­ щие собой проволочные ящи­ ки, загруженные камнем. Их устанавливают плотно один к другому и связывают между собой проволокой.

Для укрепления подмывае­ мой части откоса иногда при­ меняют каменные наброски. Хорошо предохраняют земля­ ное полотно от размыва желе­ зобетонные плиты.

11. Деформации земляного

полотна, их предупреждение и ликвидация

Изменения формы, которая была придана земляному по­ лотну при строительстве или ремонте, называются его де­ формациями.

Если своевременно не ук­ репить неустойчивые места земляного полотна и не лик­ видировать их в самом на­ чале, то возможны деформации

Рис. 17. Мощение камнем Рис. 18. Укрепление поверхности фашинами

земляного полотна; углубления на основной площадке, пучины, оползни и др.

Углубления на основной площадке земляного полотна могут иметь различные формы и соответствующие им названия. Так, например, углубления на основной площадке под шпалами в фор­

ме

корыта называются б а л л а с т н ы м и

к о р ы т а м и (рис. 19', а).

 

Под тяжестью поездов, размокший грунт выдавливается в сто­

роны и размеры

балластных

корыт увеличиваются,

образуя

б а л ­

л а с т н ы е ложа

(рис. 19, б),

м е ш к и (рис. 19, в),

г н е з д а

(рис.

19,

г). Чтобы предупредить образование

балластных корыт насыпи

Рис. 19. Деформации основной площадки земляного полотна:

а — балластные корытд; 1} т- бэлластвое ложе;

балластные метки, гнезда,

карманы

 

.57


отсыпают однородными грунтами с высокой несущей способно­ стью, уплотняют их, не допускают попадания в тело земляного по­ лотна воды, а также обеспечивают нормальные размеры балласт­ ного слоя перед открытием движения.

Балластные корыта, ложа, мешки и др. деформации основной площадки исправляют различными способами в зависимости от их формы и размеров. Для оздоровления основной площадки приме­ няется, например, бортовая вырезка балластных корыт или полная вырезка их с засыпкой дренирующим грунтом и другие спо­ собы.

Пучинами называются местные вспучивания грунта при замер­ зании воды в балластном слое и в теле земляного полотна. Раз­

деляются пучины на балластные и грунтовые. При

первых морозах

появляются балластные пучины величиной, не

превышающей

2,5 см, грунтовые

же пучины появляются позднее в

декабре-ян­

варе и достигают

10—15, а в отдельных случаях 25 см

и более.

Весной при оттаивании грунта пучины садятся. Во избежание перекосов пути со всеми вредными их последствиями, на пучинистых местах зимой и весной приходится делать необходимой плав­ ности отводы неровностей пути укладкой деревянных прокладок различной толщины под рельсовые подкладки.

Балластные пучины лечат заменой загрязненного балласта и осушением балластных корыт и лож путем устройства прорезей.

Грунтовые пучины, возникающие при замерзании грунтовых вод, главным образом в выемках, можно предупредить понижением уровня грунтовых вод ниже глубины промерзания грунта, устрой­ ством подкюветных дренажей, а также отеплением земляного по­ лотна укладкой шлаковых или асбестовых подушек. Толщина по­ душек зависит от климатических условий и колеблется от 40 до

60см.

Оползнями называются такие деформации основания и откосов

земляного полотна, при которых происходит смещение земляных масс. Оползни происходят как в неоднородных грунтах, когда по­ верхность скольжения оползня на косогорах предопределена гео­ логической структурой склона, так и в однородных грунтах, в ре­ зультате потери устойчивости из-за сильного увлажнения грунта.

Явление оползней начинается

с появлением

трещин,

отрывов,

пучений в отдельных местах, а затем происходит

сдвиг всей массы

оползня. Для

предупреждения

оползней

проводят

мероприятия

осушительного

характера

(отвод

поверхностных

 

вод,

 

дренирова­

ние и др.), а также устраивают

сооружения,

поддерживающие

и

разгружающие оползневые массы. К ним относятся

п о д п о р н ы е

с т е н ы ,

к о н т р б а н к е т ы и другие устройства.

 

 

 

 

 

Неустойчивость пути

можно

определить по

появлению проса­

док пути или сдвига его

оси,

повторяющихся

в

одном

и том

же

месте.

В сомнительных

местах,

кроме

обычных

наблюдений

и

осмотров, проводятся инструментальные наблюдения: нивелиров­ ка контрольных точек, визирование выставленных створов и др. Результаты заносятся в паспорт земляного полотна.

3$


Участки железных дорог, пролегающие по подножью горных склонов, могут подвергаться разрушениям селевыми потоками (грязекаменный поток). Борьба с селевыми потоками ведется пу­ тем осушения и укрепления почвы горных склонов, устройства ка­ менных стен, задерживающих наносы. Иногда сооружают спе­ циальные галереи, называемые с е л е п у с к а м и .

Для правильного выбора методов обследования и исправления земляного полотна со всеми его сооружениями и устройствами на дистанциях пути должны быть чертежи и описания всех сооруже­ ний и устройств путевого хозяйства, а также соответствующие стан­ дарты и нормы (ПТЭ, § 22). В чертежи вносятся все изменения, а на поверхности земляного полотна делаются обозначения скрытых сооружений (дренажей, прорезей, колодцев и др.) опознаватель­ ными знаками.

12.Искусственные сооружения

Книжнему строению пути помимо земляного полотна относят­ ся и искусственные сооружения. При пересечении железными до­ рогами препятствий (рек, каналов, ручьев, оврагов и др.) устраи­

ваются м о с т ы , т р у б ы . Если дорога проходит через горные хреб­ ты, то вместо глубоких выемок экономичнее устраивать т о н н е л и , а при пересечении глубоких оврагов и долин, вместо высоких на­ сыпей— в и а д у к и , а в городах э с т а к а д ы , которые меньше, чем насыпь, стесняют улицу. В местах пересечения железных и ав­ томобильных дорог устраиваются п у т е п р о в о д ы (рис. 20). Тру­ бы, проложенные в теле насыпи в суходолах, могут быть исполь­ зованы в необходимых случаях для прогона скота.

Мосты бывают каменные, металлические, бетонные, железобе­ тонные и деревянные. Мост состоит из опор и пролетных строений, покоящихся на опорах. По конструкции пролетного строения раз­

личают

мосты:

б а л о ч н ы е ,

а р о ч н ы е , в и с я ч и е . Береговые

опоры моста

называются

устоями,

а

промежуточные

быками.

Нижняя

часть

устоев, находящаяся

в

земле, называется

фунда­

ментом, а верхняя, на которую устанавливаются пролетные строе­ ния, — шкафной частью. Конец насыпи, отсыпанной вокруг устоев

39



моста, называется конусом и обычно тщательно укрепляется от размыва.

Если мост не имеет промежуточных опор, то он называется однопролетным, а если имеет, то —двух-, трех- и многопролетным. Расстояние в свету между внутренними гранями противоположных устоев однопролетного моста называется отверстием моста. В мно­ гопролетных мостах отверстием будет сумма отверстий между от­ дельными опорами.

Пролетные строения устанавливаются на иодферменных кам­ нях, лежащих на подферменных площадках шкафной части опор моста.

Верхний балансир опорных частей прикрепляется к пролетному строению и через шарнир опирается на нижний балансир, который

закрепляется

на подферменном камне, или опирается

на

катки,

установленные

на плите, связанной с

подферменным

камнем.

Пролетное

строение моста состоит

из главных ферм,

связей

между ними, проезжей части и мостового полотна. Главные фер­ мы, воспринимающие нагрузку подвижного состава и передающие ее на опоры, могут быть со сплошными или сквозными стенками. В фермах различают верхний и нижний пояса. В сквозных пролет­ ных строениях между поясами расположены стойки и раскосы. В сплошных фермах нижний и верхний пояса образованы из угол­ ков и горизонтальных листов стали, скрепленных с основным вер­ тикальным листом из котельной стали, соединяющим оба пояса между собой.

Главные фермы соединены системой верхних и нижних свя­ зей. К одному из поясов главной фермы прикреплены поперечные балки, а к ним продольные балки, образующие проезжую часть моста. Если проезжая часть расположена на уровне верхнего поя­

са, то мост называется с «ездою поверху»

(рис. 21, а),

при рас­

положении проезжей части на уровне нижнего пояса

мост назы­

вается с «ездою по низу» (рис. 21, б), мост

с ездою

посередине

показан на рис. 21, в.

 

 

 

На продольных балках (а в небольших

мостах

со

сплошной

стенкой на главных фермах) укладывается

мостовое

полотно, со­

стоящее из: мостовых и охранных брусьев,

рельсов и скреплений

настила, перил и уравнительных приборов

(на больших

мостах).

Мостовое полотно непосредственно воспринимает нагрузку от под­ вижного состава и передает ее через пролетное строение на опоры моста.

Для пропуска подвижного состава того или иного веса, все мо­ сты железнодорожной сети классифицируются (определяется класс моста) по грузоподъемности на основании действующих рас­ четных норм и инструкций (ПТЭ, § 26). Мост испытывает постоян­ ную и временную нагрузки. Постоянная нагрузка моста — это его собственный вес, давление воды и грунта. Временной нагрузкой считается вес локомотивов и вагонов и их динамическое воздей­ ствие при движении по мосту, а также нагрузка от ветра и давле­ ния льда на опоры. Временная нагрузка может меняться в сторону

40