Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 4
Л—L-
-Дренажи
Рис. 14. Подкювегные дренажи
Гяцйобетон. ОдерноВка
Рис. 15. Дренажная галерея
Рис. 16. Сплошная одерновка
земляного |
полотна |
укрепляют |
|
посевом |
трав, |
одерновкой |
|
(рис. 16), |
мощением |
камнем |
|
(рис. 17), |
покрытием |
фашина |
|
ми (рис. |
18) и др- |
В |
каждом |
отдельном |
случае применяются |
наиболее эффективные и в то же время экономичные спо собы укрепления.
Для предохранения откосов от разрушения волнами, льди нами, а также от выдувания грунтов ветром в степных и пустынных местах откосы ук репляют посадкой кустарников с мощной корневой системой, способной образовывать гу стые заросли. Лучше всего для этого подходят ивовые по роды. В местах, подверженных сильным ударам льда, приме няются габионы, представляю щие собой проволочные ящи ки, загруженные камнем. Их устанавливают плотно один к другому и связывают между собой проволокой.
Для укрепления подмывае мой части откоса иногда при меняют каменные наброски. Хорошо предохраняют земля ное полотно от размыва желе зобетонные плиты.
11. Деформации земляного
полотна, их предупреждение и ликвидация
Изменения формы, которая была придана земляному по лотну при строительстве или ремонте, называются его де формациями.
Если своевременно не ук репить неустойчивые места земляного полотна и не лик видировать их в самом на чале, то возможны деформации
Рис. 17. Мощение камнем Рис. 18. Укрепление поверхности фашинами
земляного полотна; углубления на основной площадке, пучины, оползни и др.
Углубления на основной площадке земляного полотна могут иметь различные формы и соответствующие им названия. Так, например, углубления на основной площадке под шпалами в фор
ме |
корыта называются б а л л а с т н ы м и |
к о р ы т а м и (рис. 19', а). |
||||
|
Под тяжестью поездов, размокший грунт выдавливается в сто |
|||||
роны и размеры |
балластных |
корыт увеличиваются, |
образуя |
б а л |
||
л а с т н ы е ложа |
(рис. 19, б), |
м е ш к и (рис. 19, в), |
г н е з д а |
(рис. |
||
19, |
г). Чтобы предупредить образование |
балластных корыт насыпи |
Рис. 19. Деформации основной площадки земляного полотна:
а — балластные корытд; 1} т- бэлластвое ложе; |
балластные метки, гнезда, |
карманы |
|
.57
отсыпают однородными грунтами с высокой несущей способно стью, уплотняют их, не допускают попадания в тело земляного по лотна воды, а также обеспечивают нормальные размеры балласт ного слоя перед открытием движения.
Балластные корыта, ложа, мешки и др. деформации основной площадки исправляют различными способами в зависимости от их формы и размеров. Для оздоровления основной площадки приме няется, например, бортовая вырезка балластных корыт или полная вырезка их с засыпкой дренирующим грунтом и другие спо собы.
Пучинами называются местные вспучивания грунта при замер зании воды в балластном слое и в теле земляного полотна. Раз
деляются пучины на балластные и грунтовые. При |
первых морозах |
||
появляются балластные пучины величиной, не |
превышающей |
||
2,5 см, грунтовые |
же пучины появляются позднее в |
декабре-ян |
|
варе и достигают |
10—15, а в отдельных случаях 25 см |
и более. |
Весной при оттаивании грунта пучины садятся. Во избежание перекосов пути со всеми вредными их последствиями, на пучинистых местах зимой и весной приходится делать необходимой плав ности отводы неровностей пути укладкой деревянных прокладок различной толщины под рельсовые подкладки.
Балластные пучины лечат заменой загрязненного балласта и осушением балластных корыт и лож путем устройства прорезей.
Грунтовые пучины, возникающие при замерзании грунтовых вод, главным образом в выемках, можно предупредить понижением уровня грунтовых вод ниже глубины промерзания грунта, устрой ством подкюветных дренажей, а также отеплением земляного по лотна укладкой шлаковых или асбестовых подушек. Толщина по душек зависит от климатических условий и колеблется от 40 до
60см.
Оползнями называются такие деформации основания и откосов
земляного полотна, при которых происходит смещение земляных масс. Оползни происходят как в неоднородных грунтах, когда по верхность скольжения оползня на косогорах предопределена гео логической структурой склона, так и в однородных грунтах, в ре зультате потери устойчивости из-за сильного увлажнения грунта.
Явление оползней начинается |
с появлением |
трещин, |
отрывов, |
|||||||||
пучений в отдельных местах, а затем происходит |
сдвиг всей массы |
|||||||||||
оползня. Для |
предупреждения |
оползней |
проводят |
мероприятия |
||||||||
осушительного |
характера |
(отвод |
поверхностных |
|
вод, |
|
дренирова |
|||||
ние и др.), а также устраивают |
сооружения, |
поддерживающие |
и |
|||||||||
разгружающие оползневые массы. К ним относятся |
п о д п о р н ы е |
|||||||||||
с т е н ы , |
к о н т р б а н к е т ы и другие устройства. |
|
|
|
|
|
||||||
Неустойчивость пути |
можно |
определить по |
появлению проса |
|||||||||
док пути или сдвига его |
оси, |
повторяющихся |
в |
одном |
и том |
же |
||||||
месте. |
В сомнительных |
местах, |
кроме |
обычных |
наблюдений |
и |
осмотров, проводятся инструментальные наблюдения: нивелиров ка контрольных точек, визирование выставленных створов и др. Результаты заносятся в паспорт земляного полотна.
3$
Участки железных дорог, пролегающие по подножью горных склонов, могут подвергаться разрушениям селевыми потоками (грязекаменный поток). Борьба с селевыми потоками ведется пу тем осушения и укрепления почвы горных склонов, устройства ка менных стен, задерживающих наносы. Иногда сооружают спе циальные галереи, называемые с е л е п у с к а м и .
Для правильного выбора методов обследования и исправления земляного полотна со всеми его сооружениями и устройствами на дистанциях пути должны быть чертежи и описания всех сооруже ний и устройств путевого хозяйства, а также соответствующие стан дарты и нормы (ПТЭ, § 22). В чертежи вносятся все изменения, а на поверхности земляного полотна делаются обозначения скрытых сооружений (дренажей, прорезей, колодцев и др.) опознаватель ными знаками.
12.Искусственные сооружения
Книжнему строению пути помимо земляного полотна относят ся и искусственные сооружения. При пересечении железными до рогами препятствий (рек, каналов, ручьев, оврагов и др.) устраи
ваются м о с т ы , т р у б ы . Если дорога проходит через горные хреб ты, то вместо глубоких выемок экономичнее устраивать т о н н е л и , а при пересечении глубоких оврагов и долин, вместо высоких на сыпей— в и а д у к и , а в городах э с т а к а д ы , которые меньше, чем насыпь, стесняют улицу. В местах пересечения железных и ав томобильных дорог устраиваются п у т е п р о в о д ы (рис. 20). Тру бы, проложенные в теле насыпи в суходолах, могут быть исполь зованы в необходимых случаях для прогона скота.
Мосты бывают каменные, металлические, бетонные, железобе тонные и деревянные. Мост состоит из опор и пролетных строений, покоящихся на опорах. По конструкции пролетного строения раз
личают |
мосты: |
б а л о ч н ы е , |
а р о ч н ы е , в и с я ч и е . Береговые |
|||
опоры моста |
называются |
устоями, |
а |
промежуточные |
быками. |
|
Нижняя |
часть |
устоев, находящаяся |
в |
земле, называется |
фунда |
ментом, а верхняя, на которую устанавливаются пролетные строе ния, — шкафной частью. Конец насыпи, отсыпанной вокруг устоев
39
моста, называется конусом и обычно тщательно укрепляется от размыва.
Если мост не имеет промежуточных опор, то он называется однопролетным, а если имеет, то —двух-, трех- и многопролетным. Расстояние в свету между внутренними гранями противоположных устоев однопролетного моста называется отверстием моста. В мно гопролетных мостах отверстием будет сумма отверстий между от дельными опорами.
Пролетные строения устанавливаются на иодферменных кам нях, лежащих на подферменных площадках шкафной части опор моста.
Верхний балансир опорных частей прикрепляется к пролетному строению и через шарнир опирается на нижний балансир, который
закрепляется |
на подферменном камне, или опирается |
на |
катки, |
|
установленные |
на плите, связанной с |
подферменным |
камнем. |
|
Пролетное |
строение моста состоит |
из главных ферм, |
связей |
между ними, проезжей части и мостового полотна. Главные фер мы, воспринимающие нагрузку подвижного состава и передающие ее на опоры, могут быть со сплошными или сквозными стенками. В фермах различают верхний и нижний пояса. В сквозных пролет ных строениях между поясами расположены стойки и раскосы. В сплошных фермах нижний и верхний пояса образованы из угол ков и горизонтальных листов стали, скрепленных с основным вер тикальным листом из котельной стали, соединяющим оба пояса между собой.
Главные фермы соединены системой верхних и нижних свя зей. К одному из поясов главной фермы прикреплены поперечные балки, а к ним продольные балки, образующие проезжую часть моста. Если проезжая часть расположена на уровне верхнего поя
са, то мост называется с «ездою поверху» |
(рис. 21, а), |
при рас |
|
положении проезжей части на уровне нижнего пояса |
мост назы |
||
вается с «ездою по низу» (рис. 21, б), мост |
с ездою |
посередине |
|
показан на рис. 21, в. |
|
|
|
На продольных балках (а в небольших |
мостах |
со |
сплошной |
стенкой на главных фермах) укладывается |
мостовое |
полотно, со |
|
стоящее из: мостовых и охранных брусьев, |
рельсов и скреплений |
||
настила, перил и уравнительных приборов |
(на больших |
мостах). |
Мостовое полотно непосредственно воспринимает нагрузку от под вижного состава и передает ее через пролетное строение на опоры моста.
Для пропуска подвижного состава того или иного веса, все мо сты железнодорожной сети классифицируются (определяется класс моста) по грузоподъемности на основании действующих рас четных норм и инструкций (ПТЭ, § 26). Мост испытывает постоян ную и временную нагрузки. Постоянная нагрузка моста — это его собственный вес, давление воды и грунта. Временной нагрузкой считается вес локомотивов и вагонов и их динамическое воздей ствие при движении по мосту, а также нагрузка от ветра и давле ния льда на опоры. Временная нагрузка может меняться в сторону
40