Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и круг обязанностей, связанных с руководством движением поез­ дов.

При нахождении поезда на станции машинист ведущего локо­ мотива и все остальные работники, обслуживающие поезд, подчи­ няются распоряжениям дежурного по станции, а на станциях уча­ стков, оборудованных диспетчерской централизацией, распоряже­ ниям дежурного поездного диспетчера (ПТЭ, § 226).

К числу основных и наиболее ответственных операций, выпол­

няемых станциями, относятся прием

и отправление

поездов.

В Правилах технической эксплуатации

железных дорог

Союза

ССР и Инструкции по движению поездов и маневровой работе на

железных дорогах

Союза ССР особое внимание уделено обеспече­

нию безопасности

движения

при приеме и

отправлении

поездов.

Поезда на станцию должны

приниматься

только

на

свободные

пути и только при открытом

входном сигнале. Для

приема поездов

должны быть выделены специальные пути, указанные в техниче- ско-раепорядительном акте станции. Каждый пассажирский, поч­ тово-багажный, грузо-пассажирский и людской поезд должен при­ ниматься, как правило, на определенный путь, а грузовой — на один из группы путей, выделенных для приема грузовых поездов данного направления. Поезда, не имеющие на станции остановки, как правило, пропускаются по главным путям.

Пути, предназначенные для приема и отправления поездов, нельзя занимать отдельными вагонами или группами вагонов, от­ цепленными от проходящих поездов и предназначенными для по­ дачи под погрузку, выгрузку, ремонт и другие операции. На про­ межуточных станциях приемо-отправочные пути могут временно заниматься отдельными вагонами или группами вагонов только по разрешению дежурного поездного диспетчера.

Прием поездов на пути, не предназначенные для этой цели тех- ническо-распорядительным актом, допускается лишь в исключи­ тельных случаях с соблюдением особых мер предосторожности и с разрешения дежурного поездного диспетчера, а пассажирских, поч­

тово-багажных, грузо-пассажирских и людских

поездов — по

при­

казу дежурного по отделению дороги.

 

 

 

 

 

Все операции, связанные с приемом и отправлением

поездов,

выполняются

либо

непосредственно дежурным

по

станции,

либо

по его

распоряжению и под

его ответственность сигналистами

или

стрелочниками. «Дежурные

по

станциям

обязаны

обеспечить

на­

личие

и готовность

свободных

путей для

своевременного

приема

поездов.

За всякую

невызванную

необходимостью

задержку

поезда

у закрытого

входного

сигнала

дежурный по станции

несет

строгую

ответственность» (ПТЭ, § 228).

 

 

 

 

 

 

При

подготовке

к приему или отправлению

поезда дежурный

по станции должен быть особенно бдительным. Помещение дежур­ ного по станции должно быть изолировано от доступа посторон­ них лиц. Правом входа в помещение дежурного по станции поль­ зуются только начальник станции, лица, непосредственно работа­ ющие совместно с дежурным по станции, и работники, контроли-

335


рующие работу дежурного по станции и исправность действия аппа­ ратов управления и связи.

Дежурный по станции обязан постоянно следить за свободно-

стью или занятостью приемо-отправочных

путей и в зависимости

от подхода поездов заранее планировать

последовательное заня­

тие путей прибывающими поездами в соответствии с их специали­ зацией, установленной техническо-распорядительным актом стан­ ции.

Прием поезда на станцию состоит из следующих последова­ тельных операций: приготовление маршрута приема, открытие входного сигнала, проследование поезда на станцию и установка его в границах пути приема. Приготовление маршрута приема за­ ключается в установке стрелок, ведущих на путь приема, в соот­ ветствующее положение и запирание (замыкание) их. В маршрут приема входят не только стрелки, по которым следует принимае­ мый поезд, но и стрелки, по которым возможен выход с соседних путей на маршрут приема, т. е. охранные стрелки. Приготавливая маршрут приема, дежурный по станции обязан убедиться в сво­ бодное™ пути, на который задан маршрут.

На станциях, оборудованных электрической централизацией стрелок, маршрут приема готовится непосредственно дежурным по станции либо по его указанию дежурными исполнительных по­ стов централизации. При этом в свободности пути и правильности

приготовления маршрута дежурный по станции

убеждается

по

приборам на пульте управления.

 

 

На станциях с механической централизацией

стрелок или

с

ручным управлением стрелками маршрут приема

готовится

по

распоряжению дежурного по станции соответственно сигналистами постов централизации или 'стрелочниками. При этом задание на приготовление маршрута и доклады об исполнении передаются по установленному регламенту, чтобы не допустить ошибочных или неправильных действий при выполнении столь ответственной опе­ рации (Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР1 , § 244).

Перед приемом поезда должны быть заблаговременно прекра­ щены всякие маневровые передвижения с выходом на пути и стрелки приема поезда. Дежурный по станции, прежде чем от­

крыть входной сигнал

или дать распоряжение

об открытии сигна­

ла, должен твердо убедиться в том, что путь

приема

свободен,

маршрут приготовлен

правильно и маневры

прекращены.

На станциях с ручным управлением стрелками прибывающий

поезд встречают на входных стрелках стрелочники, а на

станциях

с механической централизацией сигналисты, следя за безопасным следованием, поезда и исправным его состоянием. Дежурный по станции там, где это вменено ему в обязанность, встречает поезд у

служебного помещения (на оси станции), также убеждаясь

в его

благополучном

прибытии или проследовании. Поезд должен

быть

1 В дальнейшем

(Инструкция по движению поездов, §...).

 

336


установлен в границах пути приема — между выходным сигна­ лом и предельным столбиком пути приема, а там, где нет выход­ ного сигнала, между предельными столбиками. Дежурный по станции должен убедиться в том, что поезд прибыл в полном со­ ставе и установлен в границах пути приема и только после этого сообщить о прибытии поезда дежурному по соседней станции и поездному диспетчеру. Соблюдение этого требования имеет особо важное значение для обеспечения безопасности движения поездов, так как в случае оставления части состава поезда на перегоне и прибытия его на станцию без хвостовой части, дежурный по стан­ ции, не убедившись в этом, может допустить отправление другого поезда на занятый перегон. Точно так же оставление хвоста при­ бывшего поезда на входной стрелке или за предельным столбиком может вызвать столкновение с поездом или маневровым составом, движущимся по смежным путям.

После прибытия поезда стрелки, входящие в маршрут приема, должны быть установлены в нормальное положение, а в случаях занятости путей — по направлению свободного пути. Это необхо­ димо для того, чтобы предотвратить возможность ошибки при при­ готовлении маршрута приема следующему поезду и избежать при­ ема его на занятый путь.

Для отправления поезда прежде всего необходимо, чтобы пере­ гон был свободен. Поэтому дежурный по станции, имея готовый к отправлению поезд, обязан убедиться в свободности перегона, а на однопутных участках, не оборудованных автоблокировкой, кро­

ме того, получить согласие дежурного по соседней станции

(ПТЭ,

§ 238,239).

 

Маршрут отправления готовится в том же порядке, как

и при

приеме. Открывать выходной сигнал или давать другое разреше­ ние на занятие поездом перегона, не убедившись в том, что марш­ рут отправления готов, стрелки заперты, маневры прекращены, дежурному по станции запрещается. На станциях, где с поездом

производились какие-либо

операции (технический

и

коммерческий

осмотр и ремонт вагонов, опробование

автотормозов и др.), дежур­

ный по станции перед отправлением поезда должен

убедиться

б

окончании всех операций

и полной

готовности

поезда (ПТЭ,

§ 241).

 

 

 

 

 

Отправляющийся поезд

провожают

дежурный

по

станции

(ес­

ли это по местным условиям вменено в его обязанности), а также сигналисты и стрелочники выходных постов, проверяя исправное состояние поезда, наличие на нем установленных сигналов и пра­ вильность их показаний (ПТЭ, § 245).

Если поезд отправляется не по открытому выходному сигна­ лу, а по другому разрешению (жезлу или письменному докумен­ ту), то такое разрешение может вручаться машинисту только пос­ ле приготовления маршрута отправления. При этом машинист, по­ лучив разрешение, не должен отправляться до тех пор, пока ему не будет дано указание дежурного по станции по радиосвязи или дан сигнал отправления дежурным по станции или по его указа-

12-2940

337


нию другим уполномоченным на это работником станции. Это вызвано тем, что при отсутствии выходного сигнала в готовности маршрута отправления машинист может убедиться только по сиг­ налу отправления (ПТЭ, § 242).

146. Прием поездов на станцию при запрещающем показании входного сигнала

Как правило, все поезда должны приниматься на станцию при открытом входном сигнале. Однако в ряде случаев в виде исклю­ чения приходится принимать поезд при закрытом входном сигнале.

Например, когда нет возможности открыть входной

сигнал

либо

по неисправности, либо это не позволяют

устройства

СЦБ

из-за

приема поезда на путь, на который нет

маршрута, связанного с

входным сигналом. При закрытом входном сигнале могут прини­ маться также подталкивающие локомотивы на определенные уча­ стки станционных путей, восстановительные, пожарные поезда и вспомогательные локомотивы, снегоочистители, автодрезины, хо­ зяйственные поезда и путевые машины, локомотивы без вагонов, которые в необходимых случаях разрешается принимать на сво­ бодные участки станционных путей.

Прием поезда при закрытом входном сигнале осуществляется с соблюдением особых мер предосторожности, так как в этом слу­ чае правильность приготовления маршрута и замыкания стрелок, входящих в маршрут приема поезда, не контролируется станцион­ ными устройствами, а на станциях с электрической централизаци­ ей стрелок, кроме того, исключается контроль приготовления мар­ шрута на свободный путь.

Поэтому во всех случаях приема поезда при запрещающем по­ казании входного сигнала проверка правильности приготовления маршрута и свободности пути приема, а также замыкания стрелок в маршруте производится особым порядком, который устанавли­ вается в техническо-распорядительном акте станции в зависимости от местных условий.

Дежурный по станции прежде чем дать разрешение на въезд поезда на станцию при закрытом входном сигнале, обязан допол­ нительно убедиться в свободности пути. Во всех случаях, когда поезд принимается при закрытом входном сигнале, скорость следо­ вания его на станцию должна быть не более 20 км/ч, при этом

машинист обязан вести поезд с особой бдительностью и готовно­ стью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения (ПТЭ, § 232).

Разрешением на въезд на станцию при закрытом входном сиг­ нале служит:

а) пригласительный сигнал, установленный на мачте входного светофора и управляемый дежурным по станции. Кнопка пригла­ сительного сигнала на пульте управления запломбирована. Чтобы воспользоваться пригласительным сигналом, дежурный по станции

338


перед срывом пломбы делает соответствующую запись в журнале осмотра и вызывает электромеханика. Если пульт управления обо­ рудован счетчиком пользования пригласительным сигналом, то кнопка не пломбируется и в этом случае дежурным по станции делается соответствующая запись в журнале осмотра с указанием

показания

счетчика.

О приеме

по пригласительному сигналу де­

лается также отметка в настольном журнале движения

поездов.

Кнопка

пригласительного

сигнала нажимается до

тех пор,

пока

локомотив прибывающего поезда не проследует входной сиг­

нал}

 

 

 

 

 

б)

разрешение «Билет-проводник», вручаемое машинисту упол­

номоченным на это

работником станции — проводником.

Билет-

проводник представляет собой пластинку, изготовленную по уста­ новленному образцу из плотного материала и окрашенную в жел­ тый цвет. На билете указываются наименование станции, номер и для каких поездов он предназначен. Проводник встречает поезд у входного сигнала;

в) приказ дежурного по станции, передаваемый машинисту по специальному телефону, установленному у входного сигнала. Ма­ шинист останавливает поезд у закрытого входного сигнала, вызы­ вает по телефону дежурного по станции и получает от него реги­ стрируемый приказ;

г) приказ дежурного по станции или поездного диспетчера (на участках с диспетчерской централизацией), передаваемый маши­ нисту по поездной радиосвязи.

Прием поездов, прибывающих на станцию по неправильному пути в тех случаях, когда для этой цели нет входного сигнала, осу­ ществляется с проводником или по приказам, передаваемым ма­ шинисту тем же порядком, что и при приеме поезда при закрытом входном сигнале по правильному пути. Только в этом случае про­ водник встречает поезд на границе станции у сигнального знака «Проводник».

147. Порядок движения поездов при различных средствах сигнализации и связи

Обеспечение безопасности движения поездов по перегонам с разграничением раздельными пунктами достигается применением различных средств сигнализации и связи (см. раздел. IV).

Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР устанавливают, что основным средством сигнализации и связи при движении поездов является путевая блокировка (автоматическая или полуавтоматическая) — ПТЭ, § 249.

Порядок действий дежурных по станциям, поездных диспетче­ ров, локомотивных бригад и других работников при движении поездов на участках с различными средствами сигнализации и связи (автоблокировка, диспетчерская централизация, полуавто­ матическая блокировка, электрожезловая система, телефонная

12* 339