Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 4
и круг обязанностей, связанных с руководством движением поез дов.
При нахождении поезда на станции машинист ведущего локо мотива и все остальные работники, обслуживающие поезд, подчи няются распоряжениям дежурного по станции, а на станциях уча стков, оборудованных диспетчерской централизацией, распоряже ниям дежурного поездного диспетчера (ПТЭ, § 226).
К числу основных и наиболее ответственных операций, выпол
няемых станциями, относятся прием |
и отправление |
поездов. |
В Правилах технической эксплуатации |
железных дорог |
Союза |
ССР и Инструкции по движению поездов и маневровой работе на
железных дорогах |
Союза ССР особое внимание уделено обеспече |
||||
нию безопасности |
движения |
при приеме и |
отправлении |
поездов. |
|
Поезда на станцию должны |
приниматься |
только |
на |
свободные |
|
пути и только при открытом |
входном сигнале. Для |
приема поездов |
должны быть выделены специальные пути, указанные в техниче- ско-раепорядительном акте станции. Каждый пассажирский, поч тово-багажный, грузо-пассажирский и людской поезд должен при ниматься, как правило, на определенный путь, а грузовой — на один из группы путей, выделенных для приема грузовых поездов данного направления. Поезда, не имеющие на станции остановки, как правило, пропускаются по главным путям.
Пути, предназначенные для приема и отправления поездов, нельзя занимать отдельными вагонами или группами вагонов, от цепленными от проходящих поездов и предназначенными для по дачи под погрузку, выгрузку, ремонт и другие операции. На про межуточных станциях приемо-отправочные пути могут временно заниматься отдельными вагонами или группами вагонов только по разрешению дежурного поездного диспетчера.
Прием поездов на пути, не предназначенные для этой цели тех- ническо-распорядительным актом, допускается лишь в исключи тельных случаях с соблюдением особых мер предосторожности и с разрешения дежурного поездного диспетчера, а пассажирских, поч
тово-багажных, грузо-пассажирских и людских |
поездов — по |
при |
||||||||
казу дежурного по отделению дороги. |
|
|
|
|
|
|||||
Все операции, связанные с приемом и отправлением |
поездов, |
|||||||||
выполняются |
либо |
непосредственно дежурным |
по |
станции, |
либо |
|||||
по его |
распоряжению и под |
его ответственность сигналистами |
или |
|||||||
стрелочниками. «Дежурные |
по |
станциям |
обязаны |
обеспечить |
на |
|||||
личие |
и готовность |
свободных |
путей для |
своевременного |
приема |
|||||
поездов. |
За всякую |
невызванную |
необходимостью |
задержку |
поезда |
|||||
у закрытого |
входного |
сигнала |
дежурный по станции |
несет |
строгую |
|||||
ответственность» (ПТЭ, § 228). |
|
|
|
|
|
|
||||
При |
подготовке |
к приему или отправлению |
поезда дежурный |
по станции должен быть особенно бдительным. Помещение дежур ного по станции должно быть изолировано от доступа посторон них лиц. Правом входа в помещение дежурного по станции поль зуются только начальник станции, лица, непосредственно работа ющие совместно с дежурным по станции, и работники, контроли-
335
рующие работу дежурного по станции и исправность действия аппа ратов управления и связи.
Дежурный по станции обязан постоянно следить за свободно-
стью или занятостью приемо-отправочных |
путей и в зависимости |
от подхода поездов заранее планировать |
последовательное заня |
тие путей прибывающими поездами в соответствии с их специали зацией, установленной техническо-распорядительным актом стан ции.
Прием поезда на станцию состоит из следующих последова тельных операций: приготовление маршрута приема, открытие входного сигнала, проследование поезда на станцию и установка его в границах пути приема. Приготовление маршрута приема за ключается в установке стрелок, ведущих на путь приема, в соот ветствующее положение и запирание (замыкание) их. В маршрут приема входят не только стрелки, по которым следует принимае мый поезд, но и стрелки, по которым возможен выход с соседних путей на маршрут приема, т. е. охранные стрелки. Приготавливая маршрут приема, дежурный по станции обязан убедиться в сво бодное™ пути, на который задан маршрут.
На станциях, оборудованных электрической централизацией стрелок, маршрут приема готовится непосредственно дежурным по станции либо по его указанию дежурными исполнительных по стов централизации. При этом в свободности пути и правильности
приготовления маршрута дежурный по станции |
убеждается |
по |
приборам на пульте управления. |
|
|
На станциях с механической централизацией |
стрелок или |
с |
ручным управлением стрелками маршрут приема |
готовится |
по |
распоряжению дежурного по станции соответственно сигналистами постов централизации или 'стрелочниками. При этом задание на приготовление маршрута и доклады об исполнении передаются по установленному регламенту, чтобы не допустить ошибочных или неправильных действий при выполнении столь ответственной опе рации (Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР1 , § 244).
Перед приемом поезда должны быть заблаговременно прекра щены всякие маневровые передвижения с выходом на пути и стрелки приема поезда. Дежурный по станции, прежде чем от
крыть входной сигнал |
или дать распоряжение |
об открытии сигна |
|
ла, должен твердо убедиться в том, что путь |
приема |
свободен, |
|
маршрут приготовлен |
правильно и маневры |
прекращены. |
|
На станциях с ручным управлением стрелками прибывающий |
|||
поезд встречают на входных стрелках стрелочники, а на |
станциях |
с механической централизацией сигналисты, следя за безопасным следованием, поезда и исправным его состоянием. Дежурный по станции там, где это вменено ему в обязанность, встречает поезд у
служебного помещения (на оси станции), также убеждаясь |
в его |
|
благополучном |
прибытии или проследовании. Поезд должен |
быть |
1 В дальнейшем |
(Инструкция по движению поездов, §...). |
|
336
установлен в границах пути приема — между выходным сигна лом и предельным столбиком пути приема, а там, где нет выход ного сигнала, между предельными столбиками. Дежурный по станции должен убедиться в том, что поезд прибыл в полном со ставе и установлен в границах пути приема и только после этого сообщить о прибытии поезда дежурному по соседней станции и поездному диспетчеру. Соблюдение этого требования имеет особо важное значение для обеспечения безопасности движения поездов, так как в случае оставления части состава поезда на перегоне и прибытия его на станцию без хвостовой части, дежурный по стан ции, не убедившись в этом, может допустить отправление другого поезда на занятый перегон. Точно так же оставление хвоста при бывшего поезда на входной стрелке или за предельным столбиком может вызвать столкновение с поездом или маневровым составом, движущимся по смежным путям.
После прибытия поезда стрелки, входящие в маршрут приема, должны быть установлены в нормальное положение, а в случаях занятости путей — по направлению свободного пути. Это необхо димо для того, чтобы предотвратить возможность ошибки при при готовлении маршрута приема следующему поезду и избежать при ема его на занятый путь.
Для отправления поезда прежде всего необходимо, чтобы пере гон был свободен. Поэтому дежурный по станции, имея готовый к отправлению поезд, обязан убедиться в свободности перегона, а на однопутных участках, не оборудованных автоблокировкой, кро
ме того, получить согласие дежурного по соседней станции |
(ПТЭ, |
§ 238,239). |
|
Маршрут отправления готовится в том же порядке, как |
и при |
приеме. Открывать выходной сигнал или давать другое разреше ние на занятие поездом перегона, не убедившись в том, что марш рут отправления готов, стрелки заперты, маневры прекращены, дежурному по станции запрещается. На станциях, где с поездом
производились какие-либо |
операции (технический |
и |
коммерческий |
||
осмотр и ремонт вагонов, опробование |
автотормозов и др.), дежур |
||||
ный по станции перед отправлением поезда должен |
убедиться |
б |
|||
окончании всех операций |
и полной |
готовности |
поезда (ПТЭ, |
||
§ 241). |
|
|
|
|
|
Отправляющийся поезд |
провожают |
дежурный |
по |
станции |
(ес |
ли это по местным условиям вменено в его обязанности), а также сигналисты и стрелочники выходных постов, проверяя исправное состояние поезда, наличие на нем установленных сигналов и пра вильность их показаний (ПТЭ, § 245).
Если поезд отправляется не по открытому выходному сигна лу, а по другому разрешению (жезлу или письменному докумен ту), то такое разрешение может вручаться машинисту только пос ле приготовления маршрута отправления. При этом машинист, по лучив разрешение, не должен отправляться до тех пор, пока ему не будет дано указание дежурного по станции по радиосвязи или дан сигнал отправления дежурным по станции или по его указа-
12-2940 |
337 |
нию другим уполномоченным на это работником станции. Это вызвано тем, что при отсутствии выходного сигнала в готовности маршрута отправления машинист может убедиться только по сиг налу отправления (ПТЭ, § 242).
146. Прием поездов на станцию при запрещающем показании входного сигнала
Как правило, все поезда должны приниматься на станцию при открытом входном сигнале. Однако в ряде случаев в виде исклю чения приходится принимать поезд при закрытом входном сигнале.
Например, когда нет возможности открыть входной |
сигнал |
либо |
|
по неисправности, либо это не позволяют |
устройства |
СЦБ |
из-за |
приема поезда на путь, на который нет |
маршрута, связанного с |
входным сигналом. При закрытом входном сигнале могут прини маться также подталкивающие локомотивы на определенные уча стки станционных путей, восстановительные, пожарные поезда и вспомогательные локомотивы, снегоочистители, автодрезины, хо зяйственные поезда и путевые машины, локомотивы без вагонов, которые в необходимых случаях разрешается принимать на сво бодные участки станционных путей.
Прием поезда при закрытом входном сигнале осуществляется с соблюдением особых мер предосторожности, так как в этом слу чае правильность приготовления маршрута и замыкания стрелок, входящих в маршрут приема поезда, не контролируется станцион ными устройствами, а на станциях с электрической централизаци ей стрелок, кроме того, исключается контроль приготовления мар шрута на свободный путь.
Поэтому во всех случаях приема поезда при запрещающем по казании входного сигнала проверка правильности приготовления маршрута и свободности пути приема, а также замыкания стрелок в маршруте производится особым порядком, который устанавли вается в техническо-распорядительном акте станции в зависимости от местных условий.
Дежурный по станции прежде чем дать разрешение на въезд поезда на станцию при закрытом входном сигнале, обязан допол нительно убедиться в свободности пути. Во всех случаях, когда поезд принимается при закрытом входном сигнале, скорость следо вания его на станцию должна быть не более 20 км/ч, при этом
машинист обязан вести поезд с особой бдительностью и готовно стью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения (ПТЭ, § 232).
Разрешением на въезд на станцию при закрытом входном сиг нале служит:
а) пригласительный сигнал, установленный на мачте входного светофора и управляемый дежурным по станции. Кнопка пригла сительного сигнала на пульте управления запломбирована. Чтобы воспользоваться пригласительным сигналом, дежурный по станции
338
перед срывом пломбы делает соответствующую запись в журнале осмотра и вызывает электромеханика. Если пульт управления обо рудован счетчиком пользования пригласительным сигналом, то кнопка не пломбируется и в этом случае дежурным по станции делается соответствующая запись в журнале осмотра с указанием
показания |
счетчика. |
О приеме |
по пригласительному сигналу де |
||
лается также отметка в настольном журнале движения |
поездов. |
||||
Кнопка |
пригласительного |
сигнала нажимается до |
тех пор, |
||
пока |
локомотив прибывающего поезда не проследует входной сиг |
||||
нал} |
|
|
|
|
|
б) |
разрешение «Билет-проводник», вручаемое машинисту упол |
||||
номоченным на это |
работником станции — проводником. |
Билет- |
проводник представляет собой пластинку, изготовленную по уста новленному образцу из плотного материала и окрашенную в жел тый цвет. На билете указываются наименование станции, номер и для каких поездов он предназначен. Проводник встречает поезд у входного сигнала;
в) приказ дежурного по станции, передаваемый машинисту по специальному телефону, установленному у входного сигнала. Ма шинист останавливает поезд у закрытого входного сигнала, вызы вает по телефону дежурного по станции и получает от него реги стрируемый приказ;
г) приказ дежурного по станции или поездного диспетчера (на участках с диспетчерской централизацией), передаваемый маши нисту по поездной радиосвязи.
Прием поездов, прибывающих на станцию по неправильному пути в тех случаях, когда для этой цели нет входного сигнала, осу ществляется с проводником или по приказам, передаваемым ма шинисту тем же порядком, что и при приеме поезда при закрытом входном сигнале по правильному пути. Только в этом случае про водник встречает поезд на границе станции у сигнального знака «Проводник».
147. Порядок движения поездов при различных средствах сигнализации и связи
Обеспечение безопасности движения поездов по перегонам с разграничением раздельными пунктами достигается применением различных средств сигнализации и связи (см. раздел. IV).
Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР устанавливают, что основным средством сигнализации и связи при движении поездов является путевая блокировка (автоматическая или полуавтоматическая) — ПТЭ, § 249.
Порядок действий дежурных по станциям, поездных диспетче ров, локомотивных бригад и других работников при движении поездов на участках с различными средствами сигнализации и связи (автоблокировка, диспетчерская централизация, полуавто матическая блокировка, электрожезловая система, телефонная
12* 339