Файл: Гернет М.М. Курс теоретической механики учеб. для вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 283

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Считая скорость лодки относительно воды постоянной и пренебрегая измене­

нием течения воды у берегов, определить

расстояние

АЕ,

скорость течения, ско­

рость

лодки

относительно

воды и скорости

t>i и и3

лодки

относительно

берегов

в обоих рейсах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение.

Возьмем начало

основной

системы координат в точке В,

направив

ось абсцисс перпендикулярно к берегу

по ВА, а

ось ординат — вниз

по течению

реки (для решения

задачи

пользуемся

формулами

103). Скорость

лодки

относи­

тельно

этой

системы

является

абсолютной.

Подвижная система

координат дви­

жется

поступательно

вместе

с

водой

и скорость течения

реки является

переносной

скоростью лодки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тогда,

имея в

виду, что

ЛС==300

ж = ВЛ , для первого

рейса

(рис. 119,6)

 

 

 

 

 

 

Vi

cos 6 = vr,

 

vt

sin 6 =

ve

 

 

 

 

 

 

 

 

и для

второго

рейса

(рис. 119, в)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у2

cos 6' = vr cos б,

у2

sin 6' = ve—vr

sin (

 

 

 

 

 

В

первом

рейсе

лодка

держала

курс

перпендикулярно

берегам

и в

относи­

тельном движении

проплыла

900 м за 5 мин = 300 сек. Следовательно, vr

= 2> м/сек.

 

 

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

YA

 

-

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а)

 

 

 

 

5)

 

 

 

 

В)

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

119

 

 

 

 

 

За то же время ее снесло течением на

300 м, а

потому

ve

= 1

м/сек.

Подставляя эти значения в уравнения, составленные для первого рейса, и деля

второе из этих

уравнений

на

первое,

найдем

 

 

 

 

 

 

 

J

s

 

v e

1

 

откуда

cos б =

У

 

Sin б ==—тг=г

 

 

 

 

 

vr

6

 

 

 

 

 

 

іо

 

У ю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из тех же уравнений найдем скорость лодки относительно

берегов (т. е. абсо­

лютную скорость)

в первом

рейсе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и г = у Т о =

3,16

м/сек.

 

 

 

 

Величина

 

относительной

 

скорости лодки,

определенная

по данным первого

рейса, не изменится и во

втором,

так

как

по условию

задачи скорость лодки

относительно

воды

постоянна. Также

не изменится и переносная скорость лодки —

скорость течения реки. Подставляя найденные

значения в уравнения, составлен­

ные для второго

рейса,

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и2

cos б

= У ю = 2,85,

u 2 s i n 6 '

У ю = 0,05.

 

Из этих уравнений найдем: и2

= 2,85

м/сек

и

sin6' =

0,018.

 

 

 

Умножая

 

АВ = 900 м

на

t g 6 ' , найдем

АЕ.

 

 

 

 

 

О т в е т .

ve=l

 

м/сек;

vr

= 3 м-/сек; і\ = 3,16

м/сек;

 

 

 

уа «=2,85 м/сек;

Л £ = 1 6

м.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Параллелограмм ускорений. В отличие от

_

переносное движение

теоремы

параллелограмма

скоростей,

при-

Если

 

о

 

v

 

Y

 

r

поступательное,

то

вектор

менимои при всяком переносном движении,

абсолютного ускорения точки

аналогичная

теорема

 

параллелограмма

равен сумме векторов ее от-

ускорений

справедлива только

в том слу-

носительного и

переносного

ч а е

е с л

и

переносное

движение

поступа-

 

ускорении

 

 

 

 

 

г

 

 

 

3

 

Д. Z~

->.

 

тельное.

 

 

 

 

 

 

 

а = аге

 

 

Пусть

точка совершает составное

дви­

х'Еу'г'

 

 

 

жение, причем подвижная система отсчета

движется

поступательно

по

отношению

к

основной системе

xOyz.

Пусть

соответствующие

оси обеих координатных систем парал­

лельны друг другу, это упростит доказательство.

 

 

 

Проекции

относительной

скорости

точки нами

уже определены.

Продифференцировав эти равенства по времени, найдем проекции

относительного

ускорения точки:

z .

 

 

arx

~ х , агу — у , arz

Величину

и

направление

полного относительного ускорения

можно определить по формулам (66) и (67).

Продифференцировав

по времени равенства (78), найдем проекции

ускорения точки

в переносном

поступательном движении:

 

 

аех

~ ХЕ' аеу

~ УЕ> a e z =

ZE-

Величину и направление полного переносного ускорения( можно определить по формулам (66) и (67), применимым для всякого уско­ рения точки, независимо от того, является это ускорение абсолют­ ным, относительным или переносным.

Чтобы определить проекции абсолютного ускорения точки (в рас­ сматриваемом случае переносного поступательного движения), надо продифференцировать по времени равенства (103). Получим

ах = х'+хЕ,

ау='у'

+ ув,

ая =

г'+гв,

 

или

 

 

 

 

 

ax = arx + aex,

ay = ary

+ aey,

az--^ аг2

+ ае2.

(104)

Из этих равенств видно, что если переносное движение поступатель­ ное, то проекция абсолютного ускорения точки на ось состоит из суммы проекций на ту же ось относительного и переносного уско­ рений точки. Следовательно, вектор абсолютного ускорения точки в этом случае равен геометрической сумме двух векторов—относи­ тельного и переносного ускорений:

а = а г + ае .

(104')

В этом заключается теорема параллелограмма

ускорений.

Равенства (104) и (104') выражают связь

между абсолютным,

относительным и переносным ускорениями точки в случае, если пе­ реносное движение поступательное, и позволяют определить какоелибо одно из этих ускорений по двум другим.

195

7*


Если относительное и переносное движения заданы ' в естествен­ ной форме, то для определения ускорений приходится сначала опре­ делять их нормальную и касательную составляющие. Так, для опре­ деления относительного ускорения надо определить относительное касательное и относительное нормальное ускорения, а уж потом по формулам (75) и (76) полное относительное ускорение. Аналогично для определения переносного ускорения определяют переносные касательное и нормальное ускорения, а затем полное переносное ускорение. Для получения полного абсолютного ускорения нужно взять геометрическую сумму полного относительного и полного пе­ реносного ускорений, которые составляют между собой, вообще говоря, угол, отличный от прямого.

Приводим

схему

 

разложения

полного

абсолютного

ускорения

точки

для случая

переносного

поступательного движения. При ре­

шении задач на параллелограмм ускорений

бывает полезно написать

эту схему

и заполнять ее справа

налево:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,а.гТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

(105)

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

Часто

определяют

абсолютное

ускорение

по

его

проекциям ах,

ау, аг

на оси

основной

системы

координат и,

получив

проекции

результирующего

вектора

а

как

алгебраические

суммы

проекций

составляющих

arT,

arN,

авТ

 

и aeN,

на те же оси:

 

 

 

 

 

 

 

a x

=

arTxJt~arArxJraeTxJtaeNx>

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

а у

~

arTy

+

arJVy

~Г"аеТу

aeNyi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

(106)

 

 

 

 

a z

arTz

+

arNz

+

aeTz

+

aeNz-

J

 

 

 

Эти равенства являются лишь некоторым видоизменением ра­

венств

(104).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если

переносное

 

движение

не поступательное,

то

абсолютное

ускорение точки состоит из суммы трех векторов: относительного ускорения^ переносного ускорения и ускорения Кориолиса. Доказа­

тельство

теоремы

Кориолиса

дано в § 31.

 

 

 

Задача № 73. Кривошипно-кулисный механизм

приводного молота (рис. 120, а)

состоит из прямолинейной поступательно движущейся кулисы АВ,

в прорези

которой скользит звено С (камень), соединенный

шарнирно с кривошипом ОС

длины г, вращающимся с постоянной угловой скоростью

©. Найти

скорость и

ускорение

кулисы как функции угла поворота

кривошипа.

 

 

Решение.

Будем

рассматривать

движение камня

С как

составное,

состоящее

из относительного движения

по прорези

кулисы

и

переносного движения вместе

с кулисой. Дл я решения воспользуемся формулами

(103) и (104). Примем непо­

движный шарнир О за начало основной системы

координат, направив ось Ох

вправо и

ось Оу вверх (рис. 120, б). Подвижную

систему

координат

неизменно

соединим

с

кулисой,

взяв

начало

в

точке

Е

и

направив ось Ех'

по прорези


вправо, а Еу'— вверх. Движение

подвижной системы координат, как и движение

кулисы,

поступательное. Ось Ех'

передвигается к неподвижной оси Ох, а ось Еу'

скользит

по оси Оу.

 

 

Абсолютное движение камня есть круговое поступательное движение по

отношению к основной системе координат.

Для определения абсолютных скоро­

сти и ускорения

обратим внимание на то, что точка С (шарнир) принадлежит не

только камню, но и кривошипу, а потому

абсолютная скорость точки С равна cor

(см. рис. 120, б),

а ее проекции:

 

 

 

 

vx = cor cos со* и

vy = cor sin cor.

Абсолютное ускорение точки С равно coV, а его проекции (рис. 120, в):

ах = — coV sin со* и ау=coV cos a>t.

Эти равенства можно было бы получить, продифференцировав предыдущие. Относительное движение камня — это возвратно-поступательное движение по

прорези вправо и влево. Такое движение камля мы видели бы, если бы сами двигались вместе с кулисой, не замечая ее движения. Камень движется по гори­ зонтальной оси Ех', а потому

 

 

 

 

vrx=±vr,

vry

= 0.

 

 

 

 

Проекции

относительного ускорения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аГх = ± аг>

агу — 0.

 

 

 

 

Переносное движение камня (движение

подвижной

системы отсчета относи­

тельно

основной) — возвратно-поступательное

движение кулисы вверх и вниз.

Поэтому проекции переносных скорости и

ускорения

на вертикальную ось Оу

равны модулям скорости и ускорения со знаком «+»

или «—», а на горизон­

тальную

ось Ох—равны

нулю. Имеем

 

 

 

 

 

 

 

 

vex

= 0, vey = ± ve и аех

= 0, аеу

ае\

 

Из трех движений камня нас интересует переносное движение (движение ку­

лисы). Определив проекции переносной скорости

 

 

 

 

 

 

 

v e x = vx—vrx,

vey

= vy—vry

 

 

и

подставив

найденные

значения,

получим

переносную

скорость из уравнений

 

 

 

 

0 = cor cos со*—vr ,

ve = (£>r sin cof.

 

 

Таким образом, переносная скорость камня

(скорость

кулисы) определена.

 

Для

определения переносного

ускорения

мы могли бы

продифференцировать

по

времени выражение,

полученное для переносной

скорости

(так как переносное


Рис. 121

движение прямолинейно-поступательное). Но мы применим более общий метод — определим из (104) проекции переносного ускорения:

 

 

 

 

 

а е х = ± а

х —

агх'

 

аеу

ау

 

°ту>

 

 

 

 

 

подставим

в эти уравнения

найденные нами

значения

проекций

переносного и

абсолютного

ускорений

камня:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0 =

—со2 /- sin at—

ar,

ae = a2r

cos (of.

 

 

 

 

Таким

образом,

переносное

ускорение

ае

камня равно

coV cos at.

Оно же

является

ускорением

кулисы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О т в е т .

v =

ar sin at; а = a2r

cos

at.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 31. ТЕОРЕМА СЛОЖЕНИЯ УСКОРЕНИЙ ТОЧКИ

 

 

 

 

 

ПРИ ПЕРЕНОСНОМ ВРАЩАТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ТЕОРЕМА КОРИОЛИСА)

 

 

 

 

 

 

 

Величина

ускорения

Кориолиса.

Теорема

При

составном

движении

параллелограмма

ускорений

 

пригодна

точки

в

случае

непоступа­

только в частном случае, если подвижная

тельного

переносного

движе­

система

отсчета

движется

поступательно.

ния

возникает

добавочное

Если

же

переносное

движение

не посту­

ускорение,

называемое уско­

рением

Кориолиса:

 

пательное,

то

 

у

абсолютного

 

ускорения

 

 

 

 

л

 

 

появляется еще одна

составляющая,

назы­

 

ac =

2u)Vr sin (covr)

 

ваемая

ускорением

Кориолиса,

 

или пово­

 

 

 

 

 

 

 

ротным ускорением1 . Выведем формулы,

позволяющие

определить

абсолютное

ускорение

при всяком состав­

ном

движении

точки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пусть

точка

М (рис.

121)

движется

относительно

подвижной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

системы х'Оу'г'

и это дви­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жение

определяется

каки­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ми-либо уравнениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*' = * ' ( * ) . У' = У ' Ц ) ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г' = г' (t).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пусть подвижная систе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ма

отсчета

вращается вок­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

руг оси Oz основной

систе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мы

согласно

уравнению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф =

ф ( 0 -

 

 

 

 

Сохраним и в этом па­ раграфе расположение осей координат (см. рис. 101, стр. 165), при котором оси Oz' и Oz подвижной и не­

подвижной систем совпадают между собой и с осью вращения, а плоскость х'Оу' находится в плоскости хОу. Тогда координаты точки М в основной системе

1 Теория составного движения точки создана Гаспаром Кориолисом в 1831 г.

198