Файл: Гернет М.М. Курс теоретической механики учеб. для вузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 250
Скачиваний: 2
и предоставили его действию силы тяжести. Опускаясь, диск повернулся |
походу |
||||||
часовой стрелки на |
некоторый угол |
ср, а тело D вместе с цилиндром |
В |
и стрел |
|||
кой F повернулось |
при этом против |
хода часовой стрелки на угол ц>ъ |
отмеченный |
||||
|
|
стрелкой |
F |
прибора. Определить |
момент |
||
|
|
инерции |
J Q тела D относительно оси |
ССЪ |
|||
|
|
если момент |
инерции диска |
равен |
Уд, а |
|
|
|
|
|
|
|
момент |
инерции |
стрелки F с цилиндром В |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
равен J |
д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение. |
Рассмотрим |
движение |
сис |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
темы, состоящей |
из 1) |
диска |
А , 2) |
стрел |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ки F , жестко соединенной с цилиндром В |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
и представляющей с ним одно неразрыв |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ное целое, и 3) испытуемого тела D . Ме |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ханическое |
движение |
диска |
|
|
передается |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
другим |
телам |
системы |
в виде |
механичес |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
кого же движения. Тела совершают вра |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
щения |
вокруг оси и для решения задачи |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
удобно |
воспользоваться |
теоремой |
(192) |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
моментов системы относительно оси. На |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
точки системы |
действуют |
только |
верти |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
кальные |
внешние силы — веса |
тел и реак |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ция в опоре С. Внешнее трение отсут |
|||||||||||||
|
Рис. |
197 |
|
|
|
ствует. |
Трение |
между |
диском |
А |
и ци |
|||||||||
|
|
|
|
линдром |
В , |
возникающее |
при |
движе |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
нии |
диска |
по |
винтовой |
резьбе, |
является |
||||||||
внутренней |
силой |
и |
потому не входит |
в уравнение моментов. Моменты |
внешних |
|||||||||||||||
сил относительно |
оси |
ССХ |
равны |
нулю, и мы можем |
написать |
уравнение |
|
(193) |
||||||||||||
|
|
|
|
|
2 L-kz — Ct. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
k=l |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В начале движения |
моменты |
количества движения всех входящих |
|
в систему |
||||||||||||||||
тел были равны нулю, следовательно, |
С 1 = 0 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Момент количества движения вращающегося тела можно выразить через про |
||||||||||||||||||||
изведение |
момента инерции на угловую скорость |
тела |
и, |
раскрывая |
знак |
суммы, |
||||||||||||||
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где со—угловая скорость диска, а |
G^ —угловая |
скорость |
цилиндра. |
Интегрируем |
||||||||||||||||
уравнение, |
принимая |
во внимание начальные условия: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
JA4>+(JB |
|
+ JD)<(>I |
= |
0. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Для конца движения |
к этому уравнению добавляем |
еще уравнение |
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
Фі — ф = |
л , |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
где п зависит от геометрических параметров |
прибора. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Исключая из |
этих уравнений угол |
ср, получаем |
формулу |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
JD |
+ |
JB |
|
—ФІ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
J |
А |
|
Фі |
|
' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ КОТОРОЙ МОЖНО ОПреДеЛИТЬ МОМеНТ ИНерЦИИ ИСПЫТуеМОГО Тела, ЄСЛИ УГОЛ ф|,
найден при наблюдении за движением стрелки F .
О т в е т . J п = J А П~—— — J R -
ФІ Задача № 142. Для определения момента инерции шатун подвесили на гори
зонтальную призму (рис. 198) (М. М. Гернет. Новый метод определения моментов инерции. Вестник инж. и техн., 1941, № 3). Через ту же призму перекинули тонкую нить, на одном конце которой висел небольшой грузик, а другой натяги вали рукой. Отклонив шатун и грузик из равновесного положения, заставили их
|
|
По |
теореме |
моментов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
Разделяя |
переменные и интегрируя, |
|
найдем |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
J + |
|
|
|
г » ) и = (&У + MTV) |
t + |
Ct. |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
В |
начальное |
мгновение |
|
( = 0 и со = 0, |
следовательно |
Сх—0. |
Выразим |
со как |
||||||||||||||||
•jjj |
и, |
разделив |
переменные, |
|
проинтегрируем |
вторично: |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
J + п г ^ г 2 ) ф = ( ( ? 1 Г + М т р ) |
т + С а ' |
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
Из |
начальных |
данных |
определим |
С 2 |
= 0. |
|
При опускании |
груза |
с высоты h |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
tx |
|
|
|
|
|
h |
|
|
|
|
|
|
маховое колесо |
повернулось |
|
за время |
на угол <Pi = — , а |
потому • |
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
Если |
в этом |
уравнении |
имеются две неизвестные |
величины |
(Л4 т р |
и J), |
то из |
|||||||||||||||||
второго опыта получим второе уравнение: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
Решая |
оба уравнения |
совместно, |
получим |
ответ |
задачи. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
О т в е т . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
М |
|
|
(Gi-G^-IGA-Gttl) |
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л |
л |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
т р — |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
Задача № 144. С какой |
|
|
|
|
|
' 2 |
— h |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
скоростью |
|
следовало бы пустить |
по экватору |
с за |
|||||||||||||||||||
пада |
на восток |
поезд, масса |
которого |
2000 т, для того чтобы |
увеличить |
продол |
||||||||||||||||||||
жительность |
суток на одну |
секунду? При этом |
Землю можно считать |
за однород |
||||||||||||||||||||||
ный |
шар радиуса |
6000 км и массы5 - 10 2 1 /п |
(И. В. М е щ е р с к и й . Сборник задач |
|||||||||||||||||||||||
по |
теоретической |
механике. ГТТИ, 1932, стр. |
135). |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
Решение. |
Земля |
вращалась |
вокруг |
своей оси, имея на поверхности |
(относи |
|||||||||||||||||||
тельно) |
неподвижный |
поезд. Она совершала |
один оборот |
за 86 400 сек. По |
Земле |
|||||||||||||||||||||
с |
запада |
на |
восток пустили |
поезд с искомой |
относительной |
скоростью vr. |
Поезд |
|||||||||||||||||||
двигался |
вперед, |
отталкиваясь |
силой |
трения |
и с |
такой |
же силой |
(по закону |
||||||||||||||||||
равенства |
действия и противодействия) |
отталкивая |
Землю. Механическое |
движе |
||||||||||||||||||||||
ние |
поезда |
передалось |
Земле |
в качестве |
механического |
же движения, |
угловая |
|||||||||||||||||||
скорость |
Земли |
|
уменьшилась, |
и |
Земля |
|
стала |
делать один |
оборот за 86 401 сек. |
|||||||||||||||||
Ввиду |
того что переход |
механического |
движения от одного |
тела к другому связан |
||||||||||||||||||||||
с |
вращением, |
применим |
теорему |
моментов |
для системы, понимая под системой |
|||||||||||||||||||||
Землю и поезд. Примем физическую систему единиц. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
Внешние |
силы системы |
(притяжение |
Солнца, Луны и др.) приложены к центру |
|||||||||||||||||||||
Земли, |
и моменты |
внешних |
сил относительно |
земной |
оси равны нулю. Мы пришли |
|||||||||||||||||||||
к |
интегралу |
моментов |
(193): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определим значения величин, входящих в это равенство. Рассмотрим меха ническую систему до начала движения поезда. Момент количества движения Земли относительно оси вращения равен произведению момента инерции Земли
на ее угловую |
скорость. Землю примем за однородный |
шар. Момент инерции |
шара ./ = 0,4 яг/- 2 . |
Подставляя числовые значения, получим |
^ |
L 1 = 0 , 4 . 5 - 1 0 - . 3 6 . 1 0 e g | ^ = g ^ . l 0 " .
Поезд был неподвижен относительно Земли, но он участвовал в ее движении. Скорость его ve = v>r; количество движения m2ve, момент количества движения
Z.2 = W 2 cor 2 = 2 0 0 0 ^ . 6000 2 = g ^ 6 . 10 9 . Находим постоянную С:
Рассмотрим теперь ту же систему после того, как поезд развил скорость vr и про должительность суток стала 86 401 сек. Момент количества движения Земли умень шился вследствие уменьшения угловой скорости и стал
L ' Ё 2 Л 6
^86 401 Ш '
Момент количества движения поезда увеличился, так как поезд, кроме пере носной скорости (несколько уменьшившейся), получил значительную относитель ную скорость. Мы рассматриваем абсолютное движение точек системы и
|
|
|
і/г |
= т 2 |
(v'e + v r ) r = ^ ^ |
• 109 + 2000 vr-6000. |
|
|
|
|
|
||||||
|
Действие внутренних |
сил не изменило главного |
момента |
количества |
движе |
||||||||||||
ния |
системы, |
и мы приравниваем друг |
другу |
суммы |
моментов |
количеств |
движе |
||||||||||
ния |
системы |
до начала и во время |
движения |
поезда: |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
4 К ° 1fi |
|
|
|
44 9 Ifi |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
1 2 - 1 0 6 у ' + ш ш < 1 0 2 7 + 1 0 |
' ) = ш < 1 0 2 7 + 1 0 9 > - |
|
|
|
|
|||||||||
|
Из этого |
уравнения первой степени определяем vr. Оказывается, |
что для |
||||||||||||||
увеличения |
|
продолжительности |
суток |
на 1 сек поезд |
массой 2000 т нужно |
было |
|||||||||||
бы пустить |
|
со скоростью, |
в |
17 миллионов |
раз превосходящей |
скорость |
света. |
||||||||||
Этот |
поезд |
должен |
был бы совершать |
по экватору 118 миллионов |
кругосветных |
||||||||||||
путешествий |
за каждую |
секунду. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
О т в е т . |
vr = 5,05-1012 |
|
км/сек. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Центр |
удара** |
|
|||
|
Задача |
№ 145**. В плоскости, |
проведенной через |
центр масс |
С и ось враще-' |
||||||||||||
ния |
тела, |
найти такую точку, |
через которую должен проходить |
перпендикулярный |
|||||||||||||
к этой плоскости мгновенный импульс, чтобы |
ось вращения не испытывала |
удара. |
|||||||||||||||
|
Решение. |
Дл я определения |
этой точки, |
называемой центром |
удара, |
рассмот |
|||||||||||
рим |
ударные |
силы, |
действующие |
на тело |
во время удара. Приложенный |
к телу |
ударный импульс S вызывает мгновенные давления на подшипники, в которых укреплена ось вращения тела" а следовательно, соответствующие мгновенные реакции в подшипниках. Опустим из центра масс С (рис. 200) перпендикуляр СО = с на ось вращения тела. Примем направление ОС за ось Ох, а ось Оу на правим перпендикулярно к ней и к оси вращения. Если подшипники расположены
на |
одинаковых |
|
расстояниях |
от точки О, а импульс |
5 приложен в плоскости хОу, |
|||||
то |
реакции в подшипниках |
можно заменить одной |
реакцией, приложенной |
в точ |
||||||
ке |
О, и данную |
задачу свести к плоской. Пренебрегая |
действием за время |
удара |
||||||
конечных |
сил, |
составим дифференциальные |
уравнения |
(197) плоского движения |
||||||
тела под действием |
приложенного импульса |
S и импульса ударной реакции, ко |
||||||||
торый мы разложим |
на Sx |
n'Sy: |
|
|
|
|
||||
|
|
m(vix—vix) |
=sx> т (v2y — Viy) = S—Sy; |
J ((o2 — (u1) = St, |
|
|||||
где m — масса |
тела, |
vx и v2 — скорости центра |
масс |
до и после удара, J — момент |
||||||
инерции |
тела |
относительно |
оси вращения, |
сох и |
со2 — угловая скорость |
тела и |
||||
/—плечо |
импульса 5. |
|
|
|
|
|