Файл: Гернет М.М. Курс теоретической механики учеб. для вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 250

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и предоставили его действию силы тяжести. Опускаясь, диск повернулся

походу

часовой стрелки на

некоторый угол

ср, а тело D вместе с цилиндром

В

и стрел­

кой F повернулось

при этом против

хода часовой стрелки на угол ц>ъ

отмеченный

 

 

стрелкой

F

прибора. Определить

момент

 

 

инерции

J Q тела D относительно оси

ССЪ

 

 

если момент

инерции диска

равен

Уд, а

 

 

 

 

 

 

 

момент

инерции

стрелки F с цилиндром В

 

 

 

 

 

 

 

равен J

д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение.

Рассмотрим

движение

сис­

 

 

 

 

 

 

 

темы, состоящей

из 1)

диска

А , 2)

стрел­

 

 

 

 

 

 

 

ки F , жестко соединенной с цилиндром В

 

 

 

 

 

 

 

и представляющей с ним одно неразрыв­

 

 

 

 

 

 

 

ное целое, и 3) испытуемого тела D . Ме­

 

 

 

 

 

 

 

ханическое

движение

диска

 

 

передается

 

 

 

 

 

 

 

другим

телам

системы

в виде

механичес­

 

 

 

 

 

 

 

кого же движения. Тела совершают вра­

 

 

 

 

 

 

 

щения

вокруг оси и для решения задачи

 

 

 

 

 

 

 

удобно

воспользоваться

теоремой

(192)

 

 

 

 

 

 

 

моментов системы относительно оси. На

 

 

 

 

 

 

 

точки системы

действуют

только

верти­

 

 

 

 

 

 

 

кальные

внешние силы — веса

тел и реак­

 

 

 

 

 

 

 

ция в опоре С. Внешнее трение отсут­

 

Рис.

197

 

 

 

ствует.

Трение

между

диском

А

и ци­

 

 

 

 

линдром

В ,

возникающее

при

движе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нии

диска

по

винтовой

резьбе,

является

внутренней

силой

и

потому не входит

в уравнение моментов. Моменты

внешних

сил относительно

оси

ССХ

равны

нулю, и мы можем

написать

уравнение

 

(193)

 

 

 

 

 

2 L-kz Ct.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

k=l

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В начале движения

моменты

количества движения всех входящих

 

в систему

тел были равны нулю, следовательно,

С 1 = 0 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Момент количества движения вращающегося тела можно выразить через про­

изведение

момента инерции на угловую скорость

тела

и,

раскрывая

знак

суммы,

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где со—угловая скорость диска, а

G^ угловая

скорость

цилиндра.

Интегрируем

уравнение,

принимая

во внимание начальные условия:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JA4>+(JB

 

+ JD)<(>I

=

0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для конца движения

к этому уравнению добавляем

еще уравнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фі — ф =

л ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где п зависит от геометрических параметров

прибора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исключая из

этих уравнений угол

ср, получаем

формулу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JD

+

JB

 

—ФІ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

J

А

 

Фі

 

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИЗ КОТОРОЙ МОЖНО ОПреДеЛИТЬ МОМеНТ ИНерЦИИ ИСПЫТуеМОГО Тела, ЄСЛИ УГОЛ ф|,

найден при наблюдении за движением стрелки F .

О т в е т . J п = J А П~J R -

ФІ Задача № 142. Для определения момента инерции шатун подвесили на гори­

зонтальную призму (рис. 198) (М. М. Гернет. Новый метод определения моментов инерции. Вестник инж. и техн., 1941, № 3). Через ту же призму перекинули тонкую нить, на одном конце которой висел небольшой грузик, а другой натяги­ вали рукой. Отклонив шатун и грузик из равновесного положения, заставили их


свободно качаться в параллельных плоскостях. Изменяя длину нити между приз­

мой

и грузом,

добились того,

что период качания грузика стал

в точности равен

периоду

качания

шатуна.

Определить момент инерции

шатуна

относительно оси

подвеса,

если

масса шатуна

т = 40,0 кг,

расстояние

центра тяжести шатуна от

оси

подвеса С = 75,0 см и длина нити / = 107,9 см.

 

 

 

Решение.

Принимая груз на нити за математический маятник, применим для

решения

формулу

(199) приведенной длины

физического

маятника

или

 

 

 

 

 

У = тс[,

 

 

 

 

 

7 = 40-75-107,9 = 323 700 кг• см2 = 32,37 кг• ж 2 .

 

 

 

 

 

 

 

При этом способе экспериментального определения моментов инерции ампли­

туда

колебаний не ограничена,

так как формула (199) справедлива для колебаний

физического и математического

маятников

с любыми одинаковыми амплитудами.

 

О т в е т .

J =

32,37 кг

•мг.

 

трения Мтр

 

 

 

Задача №

143. Дл я измерения момента

в подшипниках махового

колеса

проделали

следующий

опыт. Маховое колесо обмотали цепью (рис. 199),

оба

конца которой во все время опыта лежали на полу. К цепи в точке А при-

 

Рис.

198

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 199

 

 

 

 

вязали

гирю

весом

G t

и, предоставив ей опускаться с высоты h, измерили

вре­

мя 1г опускания.

Затем

опыт повторили, заменив гирю Gx гирей G2 , которая

опустилась с той же высоты

за

время t2-

Вычислить момент трения

в

подшип­

никах

махового

колеса,

 

считая

его

постоянным

и

не зависящим от

веса

гирь

и цепи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение.

Применим

теорему моментов к системе,

состоящей из махового

ко­

леса, цепи и

груза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешними силами системы являются вес махового колеса, идеальная реакция

подшипников,

трение

в подшипниках,

вес гири и той части цепи,

которая не ле­

жит на полу, так как

лежащие

на полу

концы

цепи уравновешены

 

реакцией

пола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главный

момент

внешних

сил относительно оси колеса при первом

экспери­

менте был

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кинетический

момент

системы

относительно

оси равнялся

алгебраической

сумме

моментов количеств

движения

всех входящих в систему тел:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Z,

=

/ ш + — со/*2—!—— сол2,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

8

 

 

 

 

 

 

где J — момент инерции маховика; Р — вес той части цепи, которая не лежит на полу, со —угловая скорость и г —радиус махового колеса.


 

 

По

теореме

моментов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разделяя

переменные и интегрируя,

 

найдем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

J +

 

 

 

г » ) и = (&У + MTV)

t +

Ct.

 

 

 

 

 

 

 

В

начальное

мгновение

 

( = 0 и со = 0,

следовательно

Сх—0.

Выразим

со как

•jjj

и,

разделив

переменные,

 

проинтегрируем

вторично:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

J + п г ^ г 2 ) ф = ( ( ? 1 Г + М т р )

т + С а '

 

 

 

 

 

 

Из

начальных

данных

определим

С 2

= 0.

 

При опускании

груза

с высоты h

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tx

 

 

 

 

 

h

 

 

 

 

 

 

маховое колесо

повернулось

 

за время

на угол <Pi = — , а

потому •

 

 

 

 

 

Если

в этом

уравнении

имеются две неизвестные

величины

(Л4 т р

и J),

то из

второго опыта получим второе уравнение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решая

оба уравнения

совместно,

получим

ответ

задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

О т в е т .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М

 

 

(Gi-G^-IGA-Gttl)

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т р —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача № 144. С какой

 

 

 

 

 

' 2

h

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

скоростью

 

следовало бы пустить

по экватору

с за­

пада

на восток

поезд, масса

которого

2000 т, для того чтобы

увеличить

продол­

жительность

суток на одну

секунду? При этом

Землю можно считать

за однород­

ный

шар радиуса

6000 км и массы5 - 10 2 1 /п

(И. В. М е щ е р с к и й . Сборник задач

по

теоретической

механике. ГТТИ, 1932, стр.

135).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение.

Земля

вращалась

вокруг

своей оси, имея на поверхности

(относи­

тельно)

неподвижный

поезд. Она совершала

один оборот

за 86 400 сек. По

Земле

с

запада

на

восток пустили

поезд с искомой

относительной

скоростью vr.

Поезд

двигался

вперед,

отталкиваясь

силой

трения

и с

такой

же силой

(по закону

равенства

действия и противодействия)

отталкивая

Землю. Механическое

движе­

ние

поезда

передалось

Земле

в качестве

механического

же движения,

угловая

скорость

Земли

 

уменьшилась,

и

Земля

 

стала

делать один

оборот за 86 401 сек.

Ввиду

того что переход

механического

движения от одного

тела к другому связан

с

вращением,

применим

теорему

моментов

для системы, понимая под системой

Землю и поезд. Примем физическую систему единиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешние

силы системы

(притяжение

Солнца, Луны и др.) приложены к центру

Земли,

и моменты

внешних

сил относительно

земной

оси равны нулю. Мы пришли

к

интегралу

моментов

(193):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определим значения величин, входящих в это равенство. Рассмотрим меха­ ническую систему до начала движения поезда. Момент количества движения Земли относительно оси вращения равен произведению момента инерции Земли


на ее угловую

скорость. Землю примем за однородный

шар. Момент инерции

шара ./ = 0,4 яг/- 2 .

Подставляя числовые значения, получим

^

L 1 = 0 , 4 . 5 - 1 0 - . 3 6 . 1 0 e g | ^ = g ^ . l 0 " .

Поезд был неподвижен относительно Земли, но он участвовал в ее движении. Скорость его ve = v>r; количество движения m2ve, момент количества движения

Z.2 = W 2 cor 2 = 2 0 0 0 ^ . 6000 2 = g ^ 6 . 10 9 . Находим постоянную С:

Рассмотрим теперь ту же систему после того, как поезд развил скорость vr и про­ должительность суток стала 86 401 сек. Момент количества движения Земли умень­ шился вследствие уменьшения угловой скорости и стал

L ' Ё 2 Л 6

^86 401 Ш '

Момент количества движения поезда увеличился, так как поезд, кроме пере­ носной скорости (несколько уменьшившейся), получил значительную относитель­ ную скорость. Мы рассматриваем абсолютное движение точек системы и

 

 

 

і/г

= т 2

(v'e + v r ) r = ^ ^

• 109 + 2000 vr-6000.

 

 

 

 

 

 

Действие внутренних

сил не изменило главного

момента

количества

движе­

ния

системы,

и мы приравниваем друг

другу

суммы

моментов

количеств

движе­

ния

системы

до начала и во время

движения

поезда:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 К ° 1fi

 

 

 

44 9 Ifi

 

 

 

 

 

 

 

 

1 2 - 1 0 6 у ' + ш ш < 1 0 2 7 + 1 0

' ) = ш < 1 0 2 7 + 1 0 9 > -

 

 

 

 

 

Из этого

уравнения первой степени определяем vr. Оказывается,

что для

увеличения

 

продолжительности

суток

на 1 сек поезд

массой 2000 т нужно

было

бы пустить

 

со скоростью,

в

17 миллионов

раз превосходящей

скорость

света.

Этот

поезд

должен

был бы совершать

по экватору 118 миллионов

кругосветных

путешествий

за каждую

секунду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О т в е т .

vr = 5,05-1012

 

км/сек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центр

удара**

 

 

Задача

№ 145**. В плоскости,

проведенной через

центр масс

С и ось враще-'

ния

тела,

найти такую точку,

через которую должен проходить

перпендикулярный

к этой плоскости мгновенный импульс, чтобы

ось вращения не испытывала

удара.

 

Решение.

Дл я определения

этой точки,

называемой центром

удара,

рассмот­

рим

ударные

силы,

действующие

на тело

во время удара. Приложенный

к телу

ударный импульс S вызывает мгновенные давления на подшипники, в которых укреплена ось вращения тела" а следовательно, соответствующие мгновенные реакции в подшипниках. Опустим из центра масс С (рис. 200) перпендикуляр СО = с на ось вращения тела. Примем направление ОС за ось Ох, а ось Оу на­ правим перпендикулярно к ней и к оси вращения. Если подшипники расположены

на

одинаковых

 

расстояниях

от точки О, а импульс

5 приложен в плоскости хОу,

то

реакции в подшипниках

можно заменить одной

реакцией, приложенной

в точ­

ке

О, и данную

задачу свести к плоской. Пренебрегая

действием за время

удара

конечных

сил,

составим дифференциальные

уравнения

(197) плоского движения

тела под действием

приложенного импульса

S и импульса ударной реакции, ко­

торый мы разложим

на Sx

n'Sy:

 

 

 

 

 

 

m(vixvix)

=sx> т (v2y Viy) = S—Sy;

J ((o2 (u1) = St,

 

где m — масса

тела,

vx и v2 — скорости центра

масс

до и после удара, J — момент

инерции

тела

относительно

оси вращения,

сох и

со2 — угловая скорость

тела и

/—плечо

импульса 5.