Файл: Гернет М.М. Курс теоретической механики учеб. для вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ней

уравнения статики. В этом заключается принцип

Д'Аламбера

для

материальной

системы.

 

 

Рассматривая

только силы инерции, приложенные к

какому-либо

телу, можно, следуя

методу Пуансо, привести их к одной точке,

заменить их

главным

вектором

сил инерции и

главным

моментом

сил инерции

относительно этой

точки и т.п.,

как это

делают в

в статике.

 

 

 

 

 

Сила

инерции

не

действует

на данную массу,

но дейст-

вует

на тела,

осуществля-

При определении силы инерции матери-

альной

частицы

М мы мысленно прило-

ж и л и к

н е и с и л ы

действия (или противо-

 

ч

г

ющие связь действия) этой частицы на другие мате­ риальные тела, сообщающие ей ускорение, и геометрическую сумму этих сил назвали силой инерции частицы М.

Но эти силы в действительности приложены не к частице М, а к окружающим ее телам, среди которых могут быть и тела, осущест­ вляющие связь, наложенную на частицу М (тело М2 на рис. 224). Сила инерции лишь мысленно приложена нами к данной частице М. Если бы сила инерции реально действовала на массу, то она реально уравновесила бы все прочие силы, приложенные к этой массе и привела бы массу в равновесие.

Так, например, если бы на нашу планету, движущуюся вокруг Солнца, кроме силы притяжения к Солнцу, реально действовала бы и центробежная сила, равная произведению массы Земли на ее центростремительное ускорение и направленная от Солнца, то обе эти силы (сила притяжения и центробежная сила) взаимно уравно­ весились бы. Тогда согласно принципу инерции Земля продолжала бы удерживаться в состоянии равномерного прямолинейного движе­

ния, пока и поскольку приложенные силы не

принудили

бы ее изме­

нить это состояние. Но с точки зрения классической механики

дело

обстоит иначе. На движущуюся Землю действует реальная

сила

притяжения к Солнцу. Центробежная сила

инерции на Землю не

действует.

Земля обладает скоростью, направленной

под

углом

к прямой,

соединяющей ее с Солнцем. Сила

притяжения

к Солнцу

сообщает Земле ускорение, направленное по силе. Нормальное уско­ рение изменяет направление скорости Земли, и Земля описывает

эллипс1 , находясь под действием

лишь одной

силы

притяжения к

Солнцу.

 

 

 

 

 

 

Сила, с которой Земля притягивается к Солнцу, приложена к

Земле. Равная и обратная

сила

приложена к

Солнцу. Других сил

в этой системе двух свободных тел

нет. Применяя к

Земле

любое

уравнение динамики, мы

должны

учитывать

лишь

одну

реально

действующую на Землю силу тяготения к Солнцу. Только в случае, если мы желаем применить уравнения статики, рассматривать Землю как находящуюся в данное мгновение в равновесии, только применяя принцип Д'Аламбера или принцип виртуальных перемещений (см.

1 Движение материальной точки по эллипсу

под действием

притягивающей

силы было рассмотрено в задаче № 104, а также

в задачах №

170* и № 171*.


§ 5 1 ), мы мысленно

прикладываем к Земле силу,

действующую на

Солнце,

и называем

ее силой

инерции

Земли.

 

 

 

 

 

Динамические реакции. Но силы

инерции

Динамической реакцией связи

необходимо

учитывать

при определении

называют

реакцию связи,

с и

действующих на связи. Силы

инерции

вызванную

действием

сил

 

J

 

ґ

 

инерции

 

изменяют реакции связей, и в телах, осу­

 

 

 

ществляющих

связь, производят такие же

явления, как и прочие известные нам силы, деформируют эти тела, вызывают в них внутренние напряжения и могут даже разрушить.

Рассмотрим пример, внешне очень похожий на предыдущий. Грузик, весом которого пренебрегаем, закрутили на нйїке, другой конец которой держат в руке, грузик движется по окружности с постоянной скоростью. На грузик действует единственная сила — натяжение нитки, направленная от грузика к руке. Эта единствен­ ная сила выводит грузик из присущего ему, по свойству инерции, равномерного и прямолинейного движения, сообщает грузику нор­ мальное ускорение. Противодействие этой силы приложено к нитке, натягивает ее с силой, равной силе инерции груза.

Реакции связи, вызванные силами инерции, называют динамиче­ скими реакциями. При решении следующих задач покажем приме­ нение принципа Д'Аламбера к определению динамических реакций.

Задача № 173. Ускорение скоростного лифта высотного

здания

при подъеме

изменяется в

пределах от + 2 м/сек2

до —2 м/сек2.

Определить натяжение

троса,

если вес кабины

с пассажирами 1200

кГ.

 

 

 

 

Решение.

Задачу решаем

методом

Д'Аламбера

в СИ. Натяжение троса

проис­

ходит от веса G=1200 кГ (статическая нагрузка) и от силы инерции Ф (динами­

ческая нагрузка). К действующим на кабину лифта

силам (вес G = m-g=\\

772 н

 

 

 

 

 

 

—у

—»-

 

и натяжение

Т троса) мысленно прикладываем силу инерции

Ф = — та и рассмат­

риваем равновесие лифта.

 

 

 

 

 

 

Если лифт

поднимается

ускоренно, то ускорение направлено

вверх,

а сила

инерции — вниз:

 

2^ = 0;

 

 

 

 

 

 

 

 

Т — G — Ф = 0,

 

 

 

откуда, считая ускорение максимальным,

 

 

 

 

 

 

Г = с7 + Ф = 11 772 + 1200-2 =

14 172 н.

 

 

 

Если лифт поднимается замедленно, то ускорение направлено вниз, а сила

инерции — вверх:

2>" = 0; T — G + <!> = 0,

откуда

 

 

 

 

 

T' = G — Ф = 11 772—1200-2 = 9372 и.

 

 

 

Сила инерции

реальна

для троса

(для связи),

так как она меняет

его

натя­

жение. На кабину

лифта сила инерции не действует, так как не приводит

ее ни

в состояние

покоя,

ни в равномерное прямолинейное движение.

 

 

О т в е т .

7 , т а х =

14 172 « = 1 4 4 5 кГ;

T m i n =

9372 н = 955

кГ.

 

 

Задача №

174.

Вагон совершает вертикальные гармонические колебания по

закону

(/ = 0,4 sin Юяг (вибрация). Колебания происходят

на

рессорах, располо­

женных

между

кузовом

вагона, весящим

20 Т, и его тележкой, весящей

вместе

с колесами 2 Т. Определить давления на рельсы.

 

 

 

 

 

Решение.

Задачу

будем

решать,

применяя принцип

Д'Аламбера.

Единицами

измерения примем

І. в

м,

F

в 7 и Т

в сек. На вагон действуют следующие

силы:

вес (кузова

и тележки)

22

Т

и реакция

рельсов

R.

 

 

 

 


Определяем

силу инерции:

 

 

 

 

 

ф = — т</ =

— — 0,004-ІООзт2 sin

ЮлЛ

 

 

 

 

8

 

 

Экстремальные значения

силы

инерции

получим, положив s i n l 0 . * t r = ± 1. Со­

кращая п 2 =

9,86

и g = 9,81,

определим

 

 

 

 

Ф т а х = 8 Г и Ф т і п = - 8 Г .

Нагрузка

на

рельсы складывается из

статической

(вес кузова и тележки) и

динамической (силы инерции кузова). Давление вагона на рельсы найдем из усло­

вия равновесия всех

сил

(включая

и

силу

инерции), действующих на вагон:

 

 

 

 

 

 

 

 

2^ =

0;

—20 —2

+ 8 + / ?

=

0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О т в е т .

Максимальное давление

30

Т;

минимальное

давление

14

Т.

 

 

 

 

Сила

инерции

действует на рельсы, так

 

как изменяет давление вагона на

 

 

 

 

о

 

 

рельсы. Сила

инерции

не действует

на

вагон,

так

 

 

 

 

 

 

 

как

не приводит его в состояние

равновесия.

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

Задача

175 (№ 26.10, 646 М). Автомобиль

 

 

 

 

 

 

весом

1000

кГ

 

движется

по

выпуклому мосту

 

со

 

 

 

 

 

 

V

скоростью

» =

10 м/сек;

радиус

кривизны

в

сере-

 

 

 

^ В й и

 

»

дине

моста

р =

50

м.

Определить

давление

 

авто­

 

 

 

 

 

 

 

мобиля на мост в мгновение прохождения его через

 

 

 

 

 

 

 

середину

моста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение.

Рассмотрим автомобиль,

движущийся

 

 

 

р

 

 

 

по

мосту (рис. 225).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Kf

 

 

 

 

 

 

 

 

На автомобиль

действуют

его

вес

G=1000

 

 

 

 

 

 

 

и реакция моста R. Эти силы не уравновешивают

 

 

Рис. 225

 

друг

друга,

так

как

автомобиль

 

не

находится

в

 

 

 

 

 

 

 

равновесии. К

 

этим

действующим

на

автомобиль

силам приложим мысленно еще силу инерции,

равную массе автомобиля, умножен­

ной на

ускорение.

Автомобиль

движется

равномерно

по

криволинейной

траек­

тории,

поэтому он имеет центростремительное

ускорение. Нормальная сила инерции

 

 

 

 

 

 

 

 

У

2

1000

100

о п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

°^=m y = - 9 j - - 5 0 - = = 2 0 4

К

Г

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Силу

инерции

прикладываем

к

автомобилю,

направляем

 

ее

вверх,

про­

тив нормального ускорения. (В формулах

сил

инерции

знак

«—•»

показывает,

что сила

инерции

направлена

против

ускорения). Дав

 

такое

направление

силе

(в данном

случае

вверх),

мы тем

самым

учитываем

знак

минус

и в

дальнейшем

считаем

силу

положительной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После того как сила инерции прибавлена, система

 

сил

как

бы

находится

в

равновесии,

и

мы

можем

применять

к

ней уравнения

 

статики. Составим

 

сумму

проекций

сил

на вертикальную

ось:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

откуда

 

 

 

 

^Y--=0;

R + Ф — 0 = 0;

Я + 204—1000 =

0,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я =

1000 — 204 =

796

кҐ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заметим, что сила инерции реально действует на связь

данном случае

 

на

мост) и

не

действует

на

движущуюся

точку

данном

случае

на

автомобиль),

к которой

мы

ее прикладываем. Сила инерции

реальна

 

для моста, так как

 

давле­

ние на мост действительно меньше статического на величину силы инерции. Сила

инерции не

действует

на

автомобиль, так как в таком

случае

он находился бы

под действием уравновешенной системы сил и двигался

бы

равномерно и прямо­

линейно 1 .

 

 

кГ.

 

 

 

 

 

 

 

О т в е т .

/? = 796

 

 

 

 

 

 

 

1 Рекомендуем

читателям решить эту задачу не по

принципу Д'Аламбера, а

с

применением уравнения

(128")

(см. Г. Н.

С а в и н ,

Н. А.

К и л ь ч е в с к и й ,

Т.

В. П у т я т а .

Теоретическая

механика.

Гостехиздат,

УССР, 1963, стр. 314).


Задача № 176 (№ 220.

М. И. Б а т ь ,

Г.

Ю. Д ж а н е л и д з е

и А. С. К е л ь-

з о н .

Теоретическая механика

в

примерах

и задачах. Физматгиз, 1961). Опреде­

лить, с какой скоростью

должен

двигаться

искусственный спутник

Земли на высоте

А = 900кл, если орбиту

спутника

принять

за окружность с центром в центре

Земли. Радиус Земли R = 6370 км.

Ускорение

тела, свободно падающего у поверх­

ности

Земли, £ = 9,81 м/сек2.

Сила

притяжения спутника обратно

пропорциональна

квадрату

расстояния спутника

от центра

Земли. Спутник

считать точенной

массой.

Решение. На спутник действует сила притяжения, направленная к центру Земли,

 

 

 

 

 

 

(R +

h)2

 

 

где т — масса

спутника,

д. — коэффициент,

найденный при решении задачи № 155,

V = gR2-

Следовательно,

сила

притяжения,

действующая

на спутник,

 

 

 

 

 

с

_

mgR2

 

 

 

 

 

 

 

 

{R +

h)2

 

 

Эта сила

сообщает спутнику

нормальное

ускорение,

направленное к

центру

Земли,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

aN==RTh-

 

 

 

 

Приложим

мысленно

к

спутнику

центробелнгую силу инерции Фдг,

равную

тадг и направленную противоположно центростремительному ускорению. По прин­ ципу Д'Аламбера, эта сила уравновешивает единственную действующую на спут­

ник силу F. А по аксиоме

статики

две

взаимно уравновешивающиеся силы

по

величине

равны. Следовательно,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

m R + h

 

mgR2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(R+h)2

 

 

 

 

 

откуда находим

скорость

спутника:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

°=* /-Й7Г=6

3 7 0

0 0 0

/ т ^ Ш б = 7 4

0 0

 

 

 

О т в е т ,

у =

7,4

 

км/сек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача № 177 (№ 880 М). Бревно АВ

длиной / опирается концом А на гори­

зонтальную

дорогу

АЕ;

другой

конец

его

В привязан

веревкой BD длиной d

в точке

D к

грузовику,

движуще­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

муся равноускоренно

по

прямоли­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нейному

горизонтальному

участку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пути, причем

высота ED = h. Пре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

небрегая

поперечными

размерами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бревна, найти, при каком ускоре­

 

 

 

 

 

 

 

і -С:

 

нии а грузовика

веревка

и

бревно

F,

 

 

 

 

 

 

і

 

составляют одну прямую

(рис. 226).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение.

На бревно

действуют

 

 

 

Рис.

226

 

 

 

следующие

силы: вес G = mg,

при­

 

 

 

 

 

 

ложенный в середине бревна С; на­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тяжение веревки

Т,

приложенное в точке В

и направленное к точке D; реакция/?,

приложенная

в

точке

А

и

направленная

вертикально

вверх;

сила

трения

F T p ,

приложенная

к

бревну

в точке

А

и направленная горизонтально

влево. При­

кладываем

к

бревну

силу

инерции

Ф. Эту силу прикладываем в центре инер­

ции С бревна

и

направляем

против

ускорения, т. е. горизонтально

влево.

По

величине

эта сила равна

m-a.

Сила

инерции

уравновешивает

всю систему сил, и

мы вправе

применять

уравнения

статики.

Составляем

сумму

моментов всех

сил

относительно

точки

А:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

/ И л

=

0;

/ л - и | sin

,/ BAE

m-gY cos

,/ BAE =0, '