Файл: Гернет М.М. Курс теоретической механики учеб. для вузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 223
Скачиваний: 2
§ 5 1 ), мы мысленно |
прикладываем к Земле силу, |
действующую на |
|||||
Солнце, |
и называем |
ее силой |
инерции |
Земли. |
|
|
|
|
|
|
Динамические реакции. Но силы |
инерции |
|||
Динамической реакцией связи |
необходимо |
учитывать |
при определении |
||||
называют |
реакцию связи, |
с и |
действующих на связи. Силы |
инерции |
|||
вызванную |
действием |
сил |
|
J |
|
„ |
ґ |
|
инерции |
|
изменяют реакции связей, и в телах, осу |
||||
|
|
|
ществляющих |
связь, производят такие же |
явления, как и прочие известные нам силы, деформируют эти тела, вызывают в них внутренние напряжения и могут даже разрушить.
Рассмотрим пример, внешне очень похожий на предыдущий. Грузик, весом которого пренебрегаем, закрутили на нйїке, другой конец которой держат в руке, грузик движется по окружности с постоянной скоростью. На грузик действует единственная сила — натяжение нитки, направленная от грузика к руке. Эта единствен ная сила выводит грузик из присущего ему, по свойству инерции, равномерного и прямолинейного движения, сообщает грузику нор мальное ускорение. Противодействие этой силы приложено к нитке, натягивает ее с силой, равной силе инерции груза.
Реакции связи, вызванные силами инерции, называют динамиче скими реакциями. При решении следующих задач покажем приме нение принципа Д'Аламбера к определению динамических реакций.
Задача № 173. Ускорение скоростного лифта высотного |
здания |
при подъеме |
||||||
изменяется в |
пределах от + 2 м/сек2 |
до —2 м/сек2. |
Определить натяжение |
троса, |
||||
если вес кабины |
с пассажирами 1200 |
кГ. |
|
|
|
|
||
Решение. |
Задачу решаем |
методом |
Д'Аламбера |
в СИ. Натяжение троса |
проис |
|||
ходит от веса G=1200 кГ (статическая нагрузка) и от силы инерции Ф (динами |
||||||||
ческая нагрузка). К действующим на кабину лифта |
силам (вес G = m-g=\\ |
772 н |
||||||
|
|
|
|
|
|
—у |
—»- |
|
и натяжение |
Т троса) мысленно прикладываем силу инерции |
Ф = — та и рассмат |
||||||
риваем равновесие лифта. |
|
|
|
|
|
|
||
Если лифт |
поднимается |
ускоренно, то ускорение направлено |
вверх, |
а сила |
||||
инерции — вниз: |
|
2^ = 0; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т — G — Ф = 0, |
|
|
|
||
откуда, считая ускорение максимальным, |
|
|
|
|
||||
|
|
Г = с7 + Ф = 11 772 + 1200-2 = |
14 172 н. |
|
|
|
Если лифт поднимается замедленно, то ускорение направлено вниз, а сила
инерции — вверх:
2>" = 0; T — G + <!> = 0,
откуда
|
|
|
|
|
T' = G — Ф = 11 772—1200-2 = 9372 и. |
|
|
|
|||||||
Сила инерции |
реальна |
для троса |
(для связи), |
так как она меняет |
его |
натя |
|||||||||
жение. На кабину |
лифта сила инерции не действует, так как не приводит |
ее ни |
|||||||||||||
в состояние |
покоя, |
ни в равномерное прямолинейное движение. |
|
|
|||||||||||
О т в е т . |
7 , т а х = |
14 172 « = 1 4 4 5 кГ; |
T m i n = |
9372 н = 955 |
кГ. |
|
|
||||||||
Задача № |
174. |
Вагон совершает вертикальные гармонические колебания по |
|||||||||||||
закону |
(/ = 0,4 sin Юяг (вибрация). Колебания происходят |
на |
рессорах, располо |
||||||||||||
женных |
между |
кузовом |
вагона, весящим |
20 Т, и его тележкой, весящей |
вместе |
||||||||||
с колесами 2 Т. Определить давления на рельсы. |
|
|
|
|
|
||||||||||
Решение. |
Задачу |
будем |
решать, |
применяя принцип |
Д'Аламбера. |
Единицами |
|||||||||
измерения примем |
І. в |
м, |
F |
в 7 и Т |
в сек. На вагон действуют следующие |
силы: |
|||||||||
вес (кузова |
и тележки) |
22 |
Т |
и реакция |
рельсов |
R. |
|
|
|
|
Определяем |
силу инерции: |
|
|
|
||
|
|
ф = — т</ = |
— — 0,004-ІООзт2 sin |
ЮлЛ |
||
|
|
|
|
8 |
|
|
Экстремальные значения |
силы |
инерции |
получим, положив s i n l 0 . * t r = ± 1. Со |
|||
кращая п 2 = |
9,86 |
и g = 9,81, |
определим |
|
|
|
|
|
Ф т а х = 8 Г и Ф т і п = - 8 Г . |
||||
Нагрузка |
на |
рельсы складывается из |
статической |
(вес кузова и тележки) и |
динамической (силы инерции кузова). Давление вагона на рельсы найдем из усло
вия равновесия всех |
сил |
(включая |
и |
силу |
инерции), действующих на вагон: |
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
2^ = |
0; |
—20 —2 |
+ 8 + / ? |
= |
0. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
О т в е т . |
Максимальное давление |
30 |
Т; |
минимальное |
давление |
14 |
Т. |
|
|
|
|
||||||||||||||||
Сила |
инерции |
действует на рельсы, так |
|
как изменяет давление вагона на |
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
о |
|
|
рельсы. Сила |
инерции |
не действует |
на |
вагон, |
так |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
как |
не приводит его в состояние |
равновесия. |
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
Задача |
№ |
175 (№ 26.10, 646 М). Автомобиль |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
весом |
1000 |
кГ |
|
движется |
по |
выпуклому мосту |
|
со |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
V |
скоростью |
» = |
10 м/сек; |
радиус |
кривизны |
в |
сере- |
||||||||||||||
|
|
|
^ В й и |
|
» |
дине |
моста |
р = |
50 |
м. |
Определить |
давление |
|
авто |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
мобиля на мост в мгновение прохождения его через |
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
середину |
моста. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение. |
Рассмотрим автомобиль, |
движущийся |
||||||||||||||||
|
|
|
р |
|
|
|
по |
мосту (рис. 225). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Kf |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
На автомобиль |
действуют |
его |
вес |
G=1000 |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
и реакция моста R. Эти силы не уравновешивают |
||||||||||||||||||||
|
|
Рис. 225 |
|
друг |
друга, |
так |
как |
автомобиль |
|
не |
находится |
в |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
равновесии. К |
|
этим |
действующим |
на |
автомобиль |
|||||||||||||||
силам приложим мысленно еще силу инерции, |
равную массе автомобиля, умножен |
||||||||||||||||||||||||||
ной на |
ускорение. |
Автомобиль |
движется |
равномерно |
по |
криволинейной |
траек |
||||||||||||||||||||
тории, |
поэтому он имеет центростремительное |
ускорение. Нормальная сила инерции |
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
У |
2 |
1000 |
100 |
о п „ |
|
„ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
°^=m y = - 9 j - - 5 0 - = = 2 0 4 |
К |
Г |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Силу |
инерции |
прикладываем |
к |
автомобилю, |
направляем |
|
ее |
вверх, |
про |
||||||||||||||||||
тив нормального ускорения. (В формулах |
сил |
инерции |
знак |
«—•» |
показывает, |
||||||||||||||||||||||
что сила |
инерции |
направлена |
против |
ускорения). Дав |
|
такое |
направление |
силе |
|||||||||||||||||||
(в данном |
случае |
вверх), |
мы тем |
самым |
учитываем |
знак |
минус |
и в |
дальнейшем |
||||||||||||||||||
считаем |
силу |
положительной. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
После того как сила инерции прибавлена, система |
|
сил |
как |
бы |
находится |
в |
|||||||||||||||||||||
равновесии, |
и |
мы |
можем |
применять |
к |
ней уравнения |
|
статики. Составим |
|
сумму |
|||||||||||||||||
проекций |
сил |
на вертикальную |
ось: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
откуда |
|
|
|
|
^Y--=0; |
R + Ф — 0 = 0; |
Я + 204—1000 = |
0, |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
Я = |
1000 — 204 = |
796 |
кҐ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Заметим, что сила инерции реально действует на связь |
(в |
данном случае |
|
на |
|||||||||||||||||||||||
мост) и |
не |
действует |
на |
движущуюся |
точку |
(в |
данном |
случае |
на |
автомобиль), |
|||||||||||||||||
к которой |
мы |
ее прикладываем. Сила инерции |
реальна |
|
для моста, так как |
|
давле |
ние на мост действительно меньше статического на величину силы инерции. Сила
инерции не |
действует |
на |
автомобиль, так как в таком |
случае |
он находился бы |
|||||
под действием уравновешенной системы сил и двигался |
бы |
равномерно и прямо |
||||||||
линейно 1 . |
|
|
кГ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
О т в е т . |
/? = 796 |
|
|
|
|
|
|
||
|
1 Рекомендуем |
читателям решить эту задачу не по |
принципу Д'Аламбера, а |
|||||||
с |
применением уравнения |
(128") |
(см. Г. Н. |
С а в и н , |
Н. А. |
К и л ь ч е в с к и й , |
||||
Т. |
В. П у т я т а . |
Теоретическая |
механика. |
Гостехиздат, |
УССР, 1963, стр. 314). |
Задача № 176 (№ 220. |
М. И. Б а т ь , |
Г. |
Ю. Д ж а н е л и д з е |
и А. С. К е л ь- |
||||
з о н . |
Теоретическая механика |
в |
примерах |
и задачах. Физматгиз, 1961). Опреде |
||||
лить, с какой скоростью |
должен |
двигаться |
искусственный спутник |
Земли на высоте |
||||
А = 900кл, если орбиту |
спутника |
принять |
за окружность с центром в центре |
|||||
Земли. Радиус Земли R = 6370 км. |
Ускорение |
тела, свободно падающего у поверх |
||||||
ности |
Земли, £ = 9,81 м/сек2. |
Сила |
притяжения спутника обратно |
пропорциональна |
квадрату |
расстояния спутника |
от центра |
Земли. Спутник |
считать точенной |
массой. |
|||||
Решение. На спутник действует сила притяжения, направленная к центру Земли, |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
(R + |
h)2 |
|
|
|
где т — масса |
спутника, |
д. — коэффициент, |
найденный при решении задачи № 155, |
|||||||
V = gR2- |
Следовательно, |
сила |
притяжения, |
действующая |
на спутник, |
|
||||
|
|
|
|
с |
_ |
mgR2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
{R + |
h)2 |
• |
|
|
|
Эта сила |
сообщает спутнику |
нормальное |
ускорение, |
направленное к |
центру |
|||||
Земли, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
aN==RTh- |
|
|
|
|
|
Приложим |
мысленно |
к |
спутнику |
центробелнгую силу инерции Фдг, |
равную |
тадг и направленную противоположно центростремительному ускорению. По прин ципу Д'Аламбера, эта сила уравновешивает единственную действующую на спут
ник силу F. А по аксиоме |
статики |
две |
взаимно уравновешивающиеся силы |
по |
|||||||||||||||
величине |
равны. Следовательно, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
m R + h |
|
mgR2 |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(R+h)2 |
|
|
|
|
|
||||
откуда находим |
скорость |
спутника: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
°=* /-Й7Г=6 |
3 7 0 |
0 0 0 |
/ т ^ Ш б = 7 4 |
0 0 |
|
|
|
|||||||||
О т в е т , |
у = |
7,4 |
|
км/сек. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Задача № 177 (№ 880 М). Бревно АВ |
длиной / опирается концом А на гори |
||||||||||||||||||
зонтальную |
дорогу |
АЕ; |
другой |
конец |
его |
В привязан |
веревкой BD длиной d |
||||||||||||
в точке |
D к |
грузовику, |
движуще |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
муся равноускоренно |
по |
прямоли |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
нейному |
горизонтальному |
участку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
пути, причем |
высота ED = h. Пре |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
небрегая |
поперечными |
размерами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
бревна, найти, при каком ускоре |
|
|
|
|
|
|
|
і -С: |
|
||||||||||
нии а грузовика |
веревка |
и |
бревно |
F, |
|
|
|
|
|
|
і |
|
|||||||
составляют одну прямую |
(рис. 226). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Решение. |
На бревно |
действуют |
|
|
|
Рис. |
226 |
|
|
|
|||||||||
следующие |
силы: вес G = mg, |
при |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
ложенный в середине бревна С; на |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
тяжение веревки |
Т, |
приложенное в точке В |
и направленное к точке D; реакция/?, |
||||||||||||||||
приложенная |
в |
точке |
А |
и |
направленная |
вертикально |
вверх; |
сила |
трения |
F T p , |
|||||||||
приложенная |
к |
бревну |
в точке |
А |
и направленная горизонтально |
влево. При |
|||||||||||||
кладываем |
к |
бревну |
силу |
инерции |
Ф. Эту силу прикладываем в центре инер |
||||||||||||||
ции С бревна |
и |
направляем |
против |
ускорения, т. е. горизонтально |
влево. |
По |
|||||||||||||
величине |
эта сила равна |
m-a. |
Сила |
инерции |
уравновешивает |
всю систему сил, и |
|||||||||||||
мы вправе |
применять |
уравнения |
статики. |
Составляем |
сумму |
моментов всех |
сил |
||||||||||||
относительно |
точки |
А: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
V |
/ И л |
= |
0; |
/ л - и | sin |
,/ BAE |
— m-gY cos |
,/ BAE =0, ' |
|
|