Файл: Жуков А.В. Колебания лесотранспортных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Параметры

п9

и « 2

ф

ра-вны:

 

 

 

 

 

 

п

=

\

п

п

і

У п и ..

 

 

 

 

пч>

^ j=\ 1<PJ

211

-J>=iK<f>j'

 

 

 

 

 

7

X

 

JX

* X

где

/ х

момент

инерции

подрессоренной

массы транс­

 

kfJ

 

портной

системы

относительно оси

крена;

сФ у,

— приведенная угловая

жесткость и

коэффициент

 

 

 

сопротивления

поперечно-угловым

колебаниям

/-й оси соответственно;

М— масса системы;

Рк р — расстояние от оси крена до центра тяжести си­

стемы.

В правой части уравнения (57) возмущающая функция вре­ мени t с7;Пр =f (t — ту), где — запаздывание воздействия на оси. Величина запаздывания равна времени проезда транс­ портной системой пути, равного расстоянию от передней до /-й оси, т. е.

 

 

 

 

-•j = lj/v,

 

 

 

(58)

где lj

расстояние

от передней

оси до у'-й;

 

 

v

— скорость движения системы.

 

 

 

Выражение амплитудно-фазовой частотной характеристики

поперечно-угловых колебаний системы,

полученное с

помощью

преобразований Лапласа

и

Фурье,

имеет вид

 

 

 

 

2

?

, (2 nwi

tu> +

ш2 .) е-»ш т у

 

 

 

 

 

Ьа(2гі

І СО

CD 2 - f - С 0 2 ф

)

 

При

одинаковых

параметрах

подвески

каждой

из осей

( n < f j ~ n m

= П Ф 2 = • • • = » Ф = " Ф о и

со2 ф у = с о 2 ф 1 = ш 2 ф 2 = . . . = .

=ш \ п = ш 2 о )

^ Ф М =

2

^ й о + . 2

0

 

_

 

 

ф '

6 п ( 2 п ф 0 г с о — со2 и>2 ф ) »-1

 

 

М о д у л ь

а м п л и т у д н о й

 

ф а з о в о й

ч а с т о т н о й

х а р а к т е р и с т и к и ,

полученный

из уравнения

(59),

 

і » . « • ) і - i V - f ^ ^ ^ s g ? '

 

с

" < в 0 )

где Сф — коэффициент

неодновременности

воздействия.

 

Сф = ]/ (S cos со ту )2

+ (2

sin со xj)2.

 

(61)

Как видно, коэффициент С ф

зависит

от величины

запазды-


вания воздействия

т2 , числа осей п и изменяется с изменением

частоты воздействия

со. Таким

образом, влияние

запаздывания

воздействия т 2 на

поперечную

устойчивость системы

опреде­

ляется только характером изменения коэффициента

С ф ,

его вли­

янием на первую часть выражения

(60). Для двухосной, машины

(п=2,

ті = 0,

--2 — klv)

 

 

 

 

 

 

С ф = V{\

COSC0T2 )2+(sin0 )12 )2 r

(62)

На

рис.

33 показана

зависимость

коэффициента С ф

от ча­

стоты

со для

различных

значений

т2 .

Как видно, кривые

имеют

периодический характер. Максимальные значения кривых равны

двум,

минимальные — нулю.

При увеличении х 2 период

изме­

нения

С ф уменьшается. Для

одноосного полуприцепа

i 2

= 0 и

С ф = 2

. В этом случае формула (62) не теряет смысла

и пригод­

на для

расчета систем без запаздывания. Как видно из

формулы

(58), запаздывание ^ , а значит и коэффициент С ф зависит от скорости движения и расстояния между осями. Поэтому ампли­ тудная частотная характеристика I И?ф (/со) | для системы, имею­ щей больше одной оси, также зависит от скорости движения и расстояния между осями, в отличие от системы без запаздыва­ ния. Если частота воздействия со от дороги совпадает с собст­ венной частотой поперечно-угловых колебаний полуприцепа % (резонанс), можно подобрать такое значение /2 , чтобы коэффи­

циент С ф при частоте ш =

соф был мал, что дает возможность

уменьшить значения модуля

| №ф(ісо ) |.

Рассмотрим попутно влияние запаздывания воздействия на поперечную устойчивость двухосной системы, имеющей в каче-


стве упругих элементов только шины. Основные параметры си­

стемы: М= 17,5 кгс-с2 /см;

р к р =15 0 см; / х =

23-104 кгс-см-с2 ;

6 К =76,5 см; сш

=483 кгс/см.

 

 

 

Амплитудная частотная характеристика рассчитана по вы­

ражению (60), а входящий

в него коэффициент

С ф

— по форму­

ле

(61). Кривая

/ на рис. 34 соответствует Wv

(i^),

рассчитан­

ной

для случая,

когда С ф = 2 , т. е. для двухосного

автомобиля

Рис. 34.

Частотные

характеристики

поперечно-угло­

вых колебаний

двухосного автомобиля:

1 *2=0; 2 — А9

3—

т 2

= 0,3 с; 4 — т 2 = 0 , 1

с; 5 — х 2 = 0,51 с; 6 — т 2 = 2 с.

без учета запаздывания .воздействия. Кривая 2 графически изо­ бражает первый член Л ф (по) формулы (60), она не зависит от

х , а следовательно,

от параметров 12 и v. При

скорости движе­

ния 6,67 м/с (24 км/ч) и расстоянии

между осями 2 м -с2 =0, 3 с

(см. рис. 33, кривая

3). Как видно,

при данной

величине запа-


здывания

(т. е. при

/2/0=0,3)

максимальная

величина

модуля

| Й ^ Ф ( І О ) ) |

(кривая

3)

примерно в

1,9

раза

меньше,

чем

для

той

же

системы, но

без

учета

запаздывания

воздействия

(кри­

вая

1).

При другом

соотношении

параметров

/2 и

v

характер

кривой изменяется. Например, при уменьшении

' 2 до 0,1 с

(см.

рис. 33,

кривая 5),

что

соответствует v — 12 к м / ч = 2 0

м/с

при

/ 2 = 2 м, коэффициент

С ф

с увеличением

частоты

«

изменяется

незначительно и почти не влияет на

величину

W9

(ію )

(см. рис.

34,

кривая

4):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким

образом,

при

значениях

т2 ,

меньших

0,1

с,

запазды­

вание воздействия на оси двухосной транспортной системы мож­ но не учитывать. Если эти значения больше 0,1 с, пренебреже­ ние запаздыванием может привести к значительному завышению амплитуд поперечно-угловых отклонений подрессоренной массы.

Как видно из уравнения

(62),

при

 

 

ш = й-о//2

(6=1,3,

5,...)

(63)

коэффициент

С ф равен нулю. Если

частота воздействия совпа­

дает с собственной частотой

о)ф

поперечно-угловых

колебаний

автомобиля

(явление резонанса),

можно подобрать

такое зна­

чение /2 , при котором на резонансной частоте колебаний

значение

№ф ( і ІН ) | будет равно нулю.

 

 

При периодическом синусоидальном микропрофиле дороги,

если длина неровности равна

L n ,

 

о) =

2-

y/L...

(64)

Из равенства уравнений

(63)

и (64) получаем /2 =

LH /2, т. е.

если расстояние между осями равно половине длины неровности при установившемся движении с резонансной скоростью по до­ роге, имеющей синусоидальные чередующиеся неровности, под­ рессоренная масса машины не будет иметь поперечно-угловых отклонений.

Рассматриваемая двухосная система имеет собственную ча­

стоту поперечно-угловых

колебаний, равную 6,17 1/с. На

этой же

частоте при "2=0,51 1/с

С ф = 0 (см. рис. 33, кривая 2).

Поэто­

му

максимальные

значения W^ (і ч> )

проявляются

на частоте

1,5

1/с, а при

6,17

1/с значение

модуля

будет равно

нулю (см.

рис. 34, кривая

5).

 

 

 

 

 

Таким образом, в отличие

от систем, не имеющих

запазды­

вания, в рассматриваемых системах можно изменять частоту

максимальных проявлений кривой модуля

| № ф

(г'и>) | .

Благодаря

этому можно так подобрать параметры 12

и v,

чтобы

максимум

модуля не был на частоте воздействия.

воздействии f(t) =

При

периодическом

синусоидальном

= # = s i n

со t амплитуда

на частоте со [52]

ср —Н \ Wv(iu>) \.


При воздействии, носящем случайный характер, определя­ ется спектральная плотность реакции 5Ф (со).

На рис. 35 приведены энергетические спектры поперечноугловых колебаний двухосного автомобиля при учете запазды­

вания воздействия 5 Ф

(«)) т и без учета 5 ф ( ш ). Движение про­

исходит по грунтовой

дороге, энергетический спектр воздействия

 

Рис. 35. Энергетические спектры Ф (и) (/),

Sep (<о) (2)

и Sf

(о>)-

(3).

 

которой при

у =

30 км/ч

также

показан

на

рис.

35

(кривая

/ ) .

Из

графиков

 

видно,

что при

учете запаздывания

воздействия

( ^2 — 0,24 с)

на частотах

до 3,5

1/с

значения

5 ,

( « ) ) ' н

5 Ф

(«>) t

одинаковые. В диапазоне

частот от 3,5 до 7,5 1/с они

значитель­

но

отличаются

друг

от

друга.

При

со =6,17

1/с

S v

(си ) т

=

=

7,1 т р а д 2 - с , а 5 ф ( й ) 16,5 град2 /с,

т. е. при учете

воздействия

на

данной скорости движения и данной дороге транспортная

маши­

на

имеет поперечно-угловые отклонения

значительно

меньшие,

чем тот же полуприцеп, но без учета времени X.

 

 

 

 

 

 

Как видно из рис. 34, амплитуда реакции при определенной

скорости движения будет зависеть от того,

какова

амплитуда

кривой | Ц?ф

со) |

на частоте

воздействия

при той же

скоро­

сти движения. Например, при периодическом воздействии

(LH

=

=

1 м), движении со скоростью 3,6 км/ч и

расстоянии

между

осями 2 м т 2

= 2

с

(см. рис. 33, кривая 6).

Соответствующая

этой скорости

частотная

характеристика

(см. рис. 34, кривая

6)

имеет два максимума: при частоте

3 и 6,17 1/с. При

у =

3,6 км/ч

частота воздействия,

подсчитанная

по формуле

(64),

составляет