ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
Параметры |
п9 |
и « 2 |
ф |
ра-вны: |
|
|
|
|||
|
|
|
п |
= |
\ |
п |
п |
і |
У п и .. |
|
|
|
|
пч> |
^ j=\ 1<PJ |
211 |
-J>=iK<f>j' |
|
|||
|
|
|
|
7 |
X |
|
JX |
* X |
||
где |
/ х |
— |
момент |
инерции |
подрессоренной |
массы транс |
||||
|
kfJ |
|
портной |
системы |
относительно оси |
крена; |
||||
сФ у, |
— приведенная угловая |
жесткость и |
коэффициент |
|||||||
|
|
|
сопротивления |
поперечно-угловым |
колебаниям |
/-й оси соответственно;
М— масса системы;
Рк р — расстояние от оси крена до центра тяжести си
стемы.
В правой части уравнения (57) возмущающая функция вре мени t с7;Пр =f (t — ту), где — запаздывание воздействия на оси. Величина запаздывания равна времени проезда транс портной системой пути, равного расстоянию от передней до /-й оси, т. е.
|
|
|
|
-•j = lj/v, |
|
|
|
(58) |
||
где lj |
— |
расстояние |
от передней |
оси до у'-й; |
|
|
||||
v |
— скорость движения системы. |
|
|
|
||||||
Выражение амплитудно-фазовой частотной характеристики |
||||||||||
поперечно-угловых колебаний системы, |
полученное с |
помощью |
||||||||
преобразований Лапласа |
и |
Фурье, |
имеет вид |
|
||||||
|
|
|
2 |
? |
, (2 nwi |
tu> + |
ш2 .) е-»ш т у |
|
||
|
|
|
|
Ьа(2гі |
І СО |
CD 2 - f - С 0 2 ф |
) |
|
||
При |
одинаковых |
параметрах |
подвески |
каждой |
из осей |
|||||
( n < f j ~ n m |
= П Ф 2 = • • • = » Ф „ = " Ф о и |
со2 ф у = с о 2 ф 1 = ш 2 ф 2 = . . . = . |
=ш \ п = ш 2 о )
^ Ф М = |
2 |
^ й о + . 2 |
0 |
|
_ |
|
|
ф ' |
6 п ( 2 п ф 0 г с о — со2 — и>2 ф ) »-1 |
|
|
||||
М о д у л ь |
а м п л и т у д н о й |
|
ф а з о в о й |
ч а с т о т н о й |
|||
х а р а к т е р и с т и к и , |
полученный |
из уравнения |
(59), |
|
|||
і » . « • ) і - i V - f ^ ^ ^ s g ? ' |
|
с |
" < в 0 ) |
||||
где Сф — коэффициент |
неодновременности |
воздействия. |
|
||||
Сф = ]/ (S cos со ту )2 |
+ (2 |
sin со xj)2. |
|
(61) |
|||
Как видно, коэффициент С ф |
зависит |
от величины |
запазды- |
вания воздействия |
т2 , числа осей п и изменяется с изменением |
|||
частоты воздействия |
со. Таким |
образом, влияние |
запаздывания |
|
воздействия т 2 на |
поперечную |
устойчивость системы |
опреде |
|
ляется только характером изменения коэффициента |
С ф , |
его вли |
янием на первую часть выражения |
(60). Для двухосной, машины |
|||||
(п=2, |
ті = 0, |
--2 — klv) |
|
|
|
|
|
|
С ф = V{\ |
— COSC0T2 )2+(sin0 )12 )2 r |
(62) |
||
На |
рис. |
33 показана |
зависимость |
коэффициента С ф |
от ча |
|
стоты |
со для |
различных |
значений |
т2 . |
Как видно, кривые |
имеют |
периодический характер. Максимальные значения кривых равны
двум, |
минимальные — нулю. |
При увеличении х 2 период |
изме |
|
нения |
С ф уменьшается. Для |
одноосного полуприцепа |
i 2 |
= 0 и |
С ф = 2 |
. В этом случае формула (62) не теряет смысла |
и пригод |
||
на для |
расчета систем без запаздывания. Как видно из |
формулы |
(58), запаздывание ^ , а значит и коэффициент С ф зависит от скорости движения и расстояния между осями. Поэтому ампли тудная частотная характеристика I И?ф (/со) | для системы, имею щей больше одной оси, также зависит от скорости движения и расстояния между осями, в отличие от системы без запаздыва ния. Если частота воздействия со от дороги совпадает с собст венной частотой поперечно-угловых колебаний полуприцепа % (резонанс), можно подобрать такое значение /2 , чтобы коэффи
циент С ф при частоте ш = |
соф был мал, что дает возможность |
уменьшить значения модуля |
| №ф(ісо ) |. |
Рассмотрим попутно влияние запаздывания воздействия на поперечную устойчивость двухосной системы, имеющей в каче-
стве упругих элементов только шины. Основные параметры си
стемы: М= 17,5 кгс-с2 /см; |
р к р =15 0 см; / х = |
23-104 кгс-см-с2 ; |
|||
6 К =76,5 см; сш |
=483 кгс/см. |
|
|
||
|
Амплитудная частотная характеристика рассчитана по вы |
||||
ражению (60), а входящий |
в него коэффициент |
С ф |
— по форму |
||
ле |
(61). Кривая |
/ на рис. 34 соответствует Wv |
(i^), |
рассчитан |
|
ной |
для случая, |
когда С ф = 2 , т. е. для двухосного |
автомобиля |
Рис. 34. |
Частотные |
характеристики |
поперечно-угло |
|
вых колебаний |
двухосного автомобиля: |
|||
1 — *2=0; 2 — А9 |
3— |
т 2 |
= 0,3 с; 4 — т 2 = 0 , 1 |
с; 5 — х 2 = 0,51 с; 6 — т 2 = 2 с. |
без учета запаздывания .воздействия. Кривая 2 графически изо бражает первый член Л ф (по) формулы (60), она не зависит от
х , а следовательно, |
от параметров 12 и v. При |
скорости движе |
|
ния 6,67 м/с (24 км/ч) и расстоянии |
между осями 2 м -с2 =0, 3 с |
||
(см. рис. 33, кривая |
3). Как видно, |
при данной |
величине запа- |
здывания |
(т. е. при |
/2/0=0,3) |
максимальная |
величина |
модуля |
|||||||||
| Й ^ Ф ( І О ) ) | |
(кривая |
3) |
примерно в |
1,9 |
раза |
меньше, |
чем |
для |
||||||
той |
же |
системы, но |
без |
учета |
запаздывания |
воздействия |
(кри |
|||||||
вая |
1). |
При другом |
соотношении |
параметров |
/2 и |
v |
характер |
|||||||
кривой изменяется. Например, при уменьшении |
' 2 до 0,1 с |
(см. |
||||||||||||
рис. 33, |
кривая 5), |
что |
соответствует v — 12 к м / ч = 2 0 |
м/с |
при |
|||||||||
/ 2 = 2 м, коэффициент |
С ф |
с увеличением |
частоты |
« |
изменяется |
|||||||||
незначительно и почти не влияет на |
величину |
W9 |
(ію ) |
(см. рис. |
||||||||||
34, |
кривая |
4): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким |
образом, |
при |
значениях |
т2 , |
меньших |
0,1 |
с, |
запазды |
вание воздействия на оси двухосной транспортной системы мож но не учитывать. Если эти значения больше 0,1 с, пренебреже ние запаздыванием может привести к значительному завышению амплитуд поперечно-угловых отклонений подрессоренной массы.
Как видно из уравнения |
(62), |
при |
|
||
|
ш = й-о//2 |
(6=1,3, |
5,...) |
(63) |
|
коэффициент |
С ф равен нулю. Если |
частота воздействия совпа |
|||
дает с собственной частотой |
о)ф |
поперечно-угловых |
колебаний |
||
автомобиля |
(явление резонанса), |
можно подобрать |
такое зна |
чение /2 , при котором на резонансной частоте колебаний |
значение |
||
№ф ( і ІН ) | будет равно нулю. |
|
|
|
При периодическом синусоидальном микропрофиле дороги, |
|||
если длина неровности равна |
L n , |
|
|
о) = |
2- |
y/L... |
(64) |
Из равенства уравнений |
(63) |
и (64) получаем /2 = |
LH /2, т. е. |
если расстояние между осями равно половине длины неровности при установившемся движении с резонансной скоростью по до роге, имеющей синусоидальные чередующиеся неровности, под рессоренная масса машины не будет иметь поперечно-угловых отклонений.
Рассматриваемая двухосная система имеет собственную ча |
||
стоту поперечно-угловых |
колебаний, равную 6,17 1/с. На |
этой же |
частоте при "2=0,51 1/с |
С ф = 0 (см. рис. 33, кривая 2). |
Поэто |
му |
максимальные |
значения W^ (і ч> ) |
проявляются |
на частоте |
||
1,5 |
1/с, а при |
6,17 |
1/с значение |
модуля |
будет равно |
нулю (см. |
рис. 34, кривая |
5). |
|
|
|
|
|
|
Таким образом, в отличие |
от систем, не имеющих |
запазды |
вания, в рассматриваемых системах можно изменять частоту
максимальных проявлений кривой модуля |
| № ф |
(г'и>) | . |
Благодаря |
||
этому можно так подобрать параметры 12 |
и v, |
чтобы |
максимум |
||
модуля не был на частоте воздействия. |
воздействии f(t) = |
||||
При |
периодическом |
синусоидальном |
|||
= # = s i n |
со t амплитуда |
на частоте со [52] |
ср —Н \ Wv(iu>) \. |
При воздействии, носящем случайный характер, определя ется спектральная плотность реакции 5Ф (со).
На рис. 35 приведены энергетические спектры поперечноугловых колебаний двухосного автомобиля при учете запазды
вания воздействия 5 Ф |
(«)) т и без учета 5 ф ( ш ). Движение про |
исходит по грунтовой |
дороге, энергетический спектр воздействия |
|
Рис. 35. Энергетические спектры Ф (и) (/), |
Sep (<о) (2) |
и Sf |
(о>)- |
(3). |
|
|||||||||
которой при |
у = |
30 км/ч |
также |
показан |
на |
рис. |
35 |
(кривая |
/ ) . |
||||||
Из |
графиков |
|
видно, |
что при |
учете запаздывания |
воздействия |
|||||||||
( ^2 — 0,24 с) |
на частотах |
до 3,5 |
1/с |
значения |
5 , |
( « ) ) ' н |
5 Ф |
(«>) t |
|||||||
одинаковые. В диапазоне |
частот от 3,5 до 7,5 1/с они |
значитель |
|||||||||||||
но |
отличаются |
друг |
от |
друга. |
При |
со =6,17 |
1/с |
S v |
(си ) т |
= |
|||||
= |
7,1 т р а д 2 - с , а 5 ф ( й ) 16,5 град2 /с, |
т. е. при учете |
воздействия |
на |
|||||||||||
данной скорости движения и данной дороге транспортная |
маши |
||||||||||||||
на |
имеет поперечно-угловые отклонения |
значительно |
меньшие, |
||||||||||||
чем тот же полуприцеп, но без учета времени X. |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Как видно из рис. 34, амплитуда реакции при определенной |
||||||||||||||
скорости движения будет зависеть от того, |
какова |
амплитуда |
|||||||||||||
кривой | Ц?ф |
(і со) | |
на частоте |
воздействия |
при той же |
скоро |
||||||||||
сти движения. Например, при периодическом воздействии |
(LH |
= |
|||||||||||||
= |
1 м), движении со скоростью 3,6 км/ч и |
расстоянии |
между |
||||||||||||
осями 2 м т 2 |
= 2 |
с |
(см. рис. 33, кривая 6). |
Соответствующая |
|||||||||||
этой скорости |
частотная |
характеристика |
(см. рис. 34, кривая |
6) |
|||||||||||
имеет два максимума: при частоте |
3 и 6,17 1/с. При |
у = |
3,6 км/ч |
||||||||||||
частота воздействия, |
подсчитанная |
по формуле |
(64), |
составляет |