ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
параметров транспортной машины. В конечном итоге нужно параметры машины подбирать такими, чтобы значения энергети ческих спектров были наименьшими.
Д и с п е р с и я и с р е д н е е к в а д р а т и ч н о е з н а ч е н и е
а м п л и т у д р е а к ц и й . Колебательный |
процесс, возникаю |
щий при движении транспортной системы |
по неровному пути, |
является стационарным случайным процессом. Функция времени R(t) характеризует отклонения величины реакций от равновес ного (статического) положения и является стационарной случай ной функцией. В результате теоретических и экспериментальных исследований получают основные статистические характеристики изучаемого процесса: в частотной области — спектральную плот ность, во временной — корреляционную функцию, связанные, как указывалось, соотношением (обратное функциональное пре образование Фурье):
R( т ) = 2 f0°°5 (ш) el»--du>.
Спомощью этого интеграла можно получить выражение, устанавливающее связь между энергетическим спектром (спект ральной плотностью) и средним квадратичным значением ам плитуды вертикальных реакций.
Учитывая, |
что |
дисперсия |
равна корреляционной |
функции |
|
при - = 0, можно |
записать |
|
|
|
|
|
D[R(t)]=R(0)=2ff |
S |
(ш) dm. |
.(55) |
|
Уравнение |
(55) выражает |
площадь, |
заключенную |
между |
осью абсцисс и кривой спектральной плотности амплитуд коле баний. Для получения среднего квадратичного значения ампли туд реакций необходимо пропланиметрировать площадь между осью абсцисс и кривой спектральной плотности. Подставив зна чение площади, полученное в масштабе графика, в выражение (55), получим среднее квадратичное значение амплитуд реакций
системы, т. е. з р = |
VD[R(t)]. |
|
Дисперсия |
D[R(t)] |
и среднее квадратичное значениез л |
характеризуют |
разброс |
значений амплитуд относительно центра |
группирования — математического ожидания т , которое в рас смотренном случае равно статической нагрузке, т. е. величине соответствующей реакции в срстоянии покоя.
Учитывая свойство линейных динамических систем сохра нять закон распределения входной случайной величины, можно
считать, что |
выходные сигналы (т. е. |
амплитуды реакций), как |
и дорожные |
неровности, распределены |
по нормальному закону. |
На рис. 30, а показана кривая распределения амплитуд вер тикальной реакции на седельном устройстве при движении авто
поезда со скоростью 12,28 км/ч, построенная по данным |
обра |
ботки экспериментальных осциллограмм м е т о д о м п и к . |
Двух- |
вершинность кривой и некоторая ее асимметричность объясняют ся тем, что в связи с резким изменением процесса в целях со кращения вычислительной работы обработке была подвергнута ограниченная часть опыта.
Рис. 30. Экспериментальная (а) и расчетные (б) кривые распределения
амплитуд вертикальных реакций:
/, 2, 3, 4 |
— Rc; 5, 6, 7, |
S — Я п ( / , 5 — и = 10 км/ч; 2, |
6 — v = l5 км/ч; |
3,7 — и = 3 0 км/ч; |
|
|
4, 8 — 60 км/ч). |
|
|
Количественная оценка степени отклонения кривой распре |
||||
деления |
амплитуд |
от соответствующей |
ей кривой |
нормального |
распределения дала следующие результаты. Отношения показа телей асимметрии А и эксцесса Е к соответствующим ошибкам равны: А/тА =0,405; Е/тЕ = —0,208. Поскольку эти отноше ния меньше трех, на основании правила трех сигм можно сде лать вывод, что асимметрия и эксцесс не имеют в данном случае существенного значения и колебания амплитуд вертикальной реакции подчиняются нормальному закону. При обработке уча стка осциллограммы, соответствующего полному опыту, кривая распределения будет иметь еще меньшие показатели асимметрии и эксцесса. Таким образом, можно считать, что амплитуды ко
лебаний реакции распределены по нормальному |
закону Гаусса. |
|||||
При нормальном распределении функция, характеризующая |
||||||
п л о т н о с т ь в е р о я т н о с т и |
реакции, имеет |
вид |
[53] |
|||
f(R) |
= - J |
|
. е - <*-»>2'<2^> , |
|
• (56) |
|
|
CR У |
2 тс |
|
|
|
|
где (R — т) — отклонение |
от среднего |
значения. |
|
|||
По формуле (56) можно построить |
графики |
распределения |
||||
амплитуд реакций |
для любой |
скорости |
движения. |
К р и в ы е |
р а с п р е д е л е н и я дают наглядное |
представление |
о вероят |
|||
ности появления амплитуд той или другой величины |
(рис. 30, б). |
||||
Чтобы построить графики распределений для разных ско |
|||||
ростей движения |
автопоезда |
по |
соответствующим |
дорожным |
|
fa |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
0 |
" 10 Ъ |
J0~ |
То |
То V.KM/ч |
|
Рис. 31. Графики зависимости средних квадратичных значений амплитуд (верти кальных реакций от скорости движения автопоезда:
/, 2, |
3 — |
В п . |
, Д с |
(грунтовая |
дорога); |
4, |
5, 6 |
— Д п |
, R z 3 , Я с |
(булыжное, |
шоссе) . |
участкам, необходимо в формулу (56) подставить соответствую щие значения aR. Поэтому важно установить, как зависит сред няя квадратичная величина амплитуд вертикальных реакций ав топоезда от скорости движения на различных участках дорог и с различными нагрузками. Для примера на рис. 31 показаны кривые зависимости средних квадратичных амплитуд реакций, вычисленные описанным методом.
4
Учет влияния на динамику упругих систем запаздывания воздействия
В технике мы часто имеем дело с упругими системами, воз действие на которые передается через несколько входов. При чем воздействия, передаваемые на входы системы, различаются только величиной смещения.
Такой системой является, например, транспортная машина, имеющая несколько осей (входов). Возмущающие силы от не-
ровностей дороги, прикладываемые к колесам различных осей машины, различаются только смещением по времени. Запаздыва ние воздействия на последующие оси по отношению к предыду щим может быть значительным. Оно довольно сложно влияет на реакции выхода системы. Это влияние особенно сильно сказыва ется на динамике транспортных систем, у которых расстояния между осями колес значительные, а скорости движения малые.
Исследуем влияние запаздывания воздействия на оси транс портной системы. С целью упрощения задачи неподрессоренные массы не учитываем. Тогда система при рассмотрении ее поперечно-угловых колебаний независимо от числа осей будет иметь одну степень свободы.
На рис. 32 приведена расчетная схема колебаний двухосной транспортной системы.
Рис. 32. Схема поперечно-угловых колебаний двукосной системы.
При линейных характеристиках подвески дифференциальное уравнение, описывающее поперечно-угловые колебания п-осной
системы, |
имеет |
вид |
|
|
|
? + 2 я ф ? + |
« V = [2 « ! (2 пф п р + |
ш 2 ф j 4 ) п р ) ] /Ь,, |
(57) |
||
где п ф |
— парциальный |
коэффициент |
затухания |
поперечно- |
|
|
угловых колебаний; |
|
|
||
ш2 ф — парциальная частота поперечно-угловых колебаний; |
|||||
<7/пр — вертикальное |
перемещение /-й оси, вызванное неров |
||||
|
ностями дороги (считаем, |
что воздействие оказы |
|||
|
вается только |
на колеса |
правого борта |
полупри |
|
Ьп |
цепа) ; |
|
|
|
|
— колесная колея. |
|
|