ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
тивных особенностей подвески на характер поперечно-угловых колебаний подрессоренных масс.
Универсальной является методика, основанная на использо вании спектральной теории подрессоривания [3, 56]. Пользуясь этой методикой, рассмотрим поперечную устойчивость транс портных систем различного вида: одиночные автомобили и при
цепы, седельные автопоезда, лесовозный |
автопоезд. |
|
||
О ц е н к а |
п о п е р е ч н о г о |
к р е н а а в т о м о б и л е й и |
||
п р и ц е п о в . |
Принята расчетная |
схема, |
изображенная |
на рис. |
32, и следующие допущения: 1) неподрессоренные массы |
не рас |
|||
сматриваются, |
так как момент |
инерции |
их относительно оси |
крена мал (примерно 3—5%); 2) возмущающая сила изменяется по периодическому синусоидальному закону. По данным иссле дований Н. А. Взятышева, такой режим с точки зрения попереч ной устойчивости наиболее опасный; 3) характеристики упругих элементов принимаются линейными.
Ввиду слабой связи между колебаниями в продольной и поперечной плоскостях [19] их можно рассматривать раздельно. Тогда колебания рассматриваемой транспортной системы (см. рис. 32) будут описываться одним дифференциальным уравне нием движения.
Решение уравнения, описывающего поперечно-угловые ко
лебания |
транспортной |
системы, |
дает угол ее поперечного крена |
|||||
при движении |
по неровной дороге. |
|
|
|||||
Дифференциальное уравнение поперечно-угловых колебаний |
||||||||
прицепа |
составляем на основании |
принципа Лагранжа. |
|
|||||
Выражения кинетической Т, потенциальной |
П энергий и дис- |
|||||||
сипативной функции R имеют вид: |
|
|
||||||
|
|
|
|
Г = 0 , 5 М 2 |
Р і х 9 2 ; |
|
|
|
П = 0,5 с ф 1 ? 2 |
— c^q2a |
/ 6 + с ф 1 ( ? 2 2 п |
/62 +0,5 с ф 2 9 2 |
— с п ? qin |
1Ь+ |
|||
|
|
|
|
c?2<72in lb2 |
— MgpK p ; |
|
(67) |
|
# = 0,5 k,l92 |
- k f l 9 |
q2a /b+kflq2 |
2 n /62 +0,5 k n V2-k ,2'<fqln |
(b + |
||||
|
|
|
|
+k92q2 |
in lb2, |
|
|
|
где |
M — масса |
прицепа; |
|
|
|
|
||
|
px |
— радиус |
инерции |
прицепа в поперечной плоскости; |
||||
|
РкР |
— радиус крена прицепа; |
|
|
?— угол поперечного крена подрессоренной массы прицепа;
b |
— колесная колея; |
|
Cci,cf2 |
— приведенные угловые жесткости передней и зад |
|
|
ней оси прицепа соответственно; |
|
kf\,ki2 |
•— приведенные коэффициенты сопротивления |
угло |
|
вым перемещениям передней и задней осей при |
|
|
цепа соответственно; |
' |
4. Зак. 2164
QimQin — перемещения от неровности правого переднего И правого заднего колес прицепа соответственно.
Поперечно-угловые колебания вызываются разностью воз мущений от неровностей под колесами правого и левого бортов транспортной системы. Если принять, что под левыми колесами дорога ровная, то колебания вызываются неровностями, воздей^ ствующими на правый борт (qin и q•>_„).
Полученное из выражений (67) дифференциальное уравне ние поперечно-угловых колебаний двухосного прицепа имеет вид
|
9 + 2 Л т + я а ? = Д-[(сТ 1<71п+*т1</|П |
) + (cf2q2a+ki2q2n)] |
|
, (68) |
|||||||||||
|
|
|
|
Ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
/ |
|
— |
момент |
инерции |
подрессоренной |
массы |
прицепа |
в |
||||||
|
|
|
|
поперечной |
плоскости; |
|
|
|
|
|
|
||||
|
&<pi,2 |
— |
коэффициент углового сопротивления шин соответ |
||||||||||||
|
|
|
|
ствующей |
оси; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 A = ( V + A , 2 ) / / ; |
|
Р к р ) / / ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
n2=(cvl+ci2 |
— 'Mg |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
с? / = с А и |
PjbyWcjpj+Cri |
|
b2j) |
] |
|
|
|
|
|
|
||||
(/ — число, соответствующее |
номеру оси прицепа; |
с; -, |
ст, — вер |
||||||||||||
тикальная |
жесткость |
рессоры |
и шин соответствующей |
оси систе |
|||||||||||
мы; |
bj |
— |
колесная колея; |
lj |
— |
расстояние |
между |
рессорами). |
|||||||
|
Введем |
оператор |
р |
дифференцирования, |
тогда |
|
уравнение |
||||||||
(68) запишется в виде (p2-\-2hp-\-n2) |
<f— [(cvi-\-pkfl) |
|
q[n |
+ ( с ї 2 |
+ |
||||||||||
+pk42)q2a]/(bl). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Воздействие от |
неровностей |
является функцией |
времени. |
|||||||||||
Причем воздействие на заднюю ось |
запаздывает |
по |
отношению |
||||||||||||
к воздействию на переднюю ось |
на |
величину запаздывания |
~, |
||||||||||||
т. е. ? ! „ = / ( / ) , qza=f:(t |
|
— x). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Поэтому можно записать |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
(p2+2hp+n2)<f= |
l j |
|
|
|
2U{pb,j+c?j)f(t-'j), |
|
|||||||
где |
Lj |
|
Zj=Lj/v; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— расстояние от передней оси до последующих; |
|
|||||||||||||
|
v |
— |
скорость |
движения. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Для |
прицепа, имеющего |
п |
осей, уравнение (68) в |
оператор |
||||||||||
ной |
форме запишется следующим образом: |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
(p2+2hp+n2)9= |
|
- L |
- |
|
|
S^pktj+c^fit—.j), |
|
||||||
где |
2h= |
|
- L s f _ , k 9 j ; |
n2= |
-L |
2 ? . , с ? у |
~Mg |
Р |
к р . |
|
Сделаем преобразование |
Лапласа: |
|
|
(s2+2hs+n2)<?(s) |
= |
-±j-S^iskfj+Cfj) |
F(s) е - у , |
г д е ^ ( 5 ) e - - f = L [ f ( t - x } ) ] |
. |
|
Разделим правую и левую части полученного уравнения на
F(s). Тогда (s2+2hs+n2) |
W, (s) = JJ 2?_t{skfJ+c?}) |
e~'-f . |
В левой части этого уравнения содержится передаточная функ ция W? (s), которая представляет собой отношение <? (s) к F(s).
Выделяя величину W Лапласа к преобразованию тудно-фазовой частотной колебаний прицепа
(s) и переходя от преобразования Фурье, получаем выражение ампли характеристики поперечно-угловых
|
|
ну |
г |
л... |
|
S 7 - , ( t - " V K ? y ) g - V m |
|
|
||
|
|
|
f [ l |
. > |
|
bl(2him— |
ш 2 + п 2 ) |
" |
|
|
Поскольку e~im'i |
= cos опу — і sin vkj , после |
соответствующих |
||||||||
преобразований для |
W9 |
(i<») получим |
|
|
|
|||||
|
|
|
1 |
|
Д j l і И і /"+Д> ) + і (<» Л3 j - Лц -) |
_ |
||||
|
|
(»">) - |
- 6 y |
|
|
(2A<o;—u)2+n2) |
' |
~ |
||
где Д » , = 2 ? . , Л,і « + 2 ? = І |
Л 2 І ; |
|
|
|
|
|||||
Da |
= |
2ho>; Сш=п2 |
— to2; |
|
|
|
|
|||
^ 1 |
; = |
& f ; s i n cotyj |
Л# |
= |
с? у • cosynyj |
|
|
|
||
A:)j |
= |
kfjcoson;.; |
Л 4 ~ с 9 |
у • sinwTy. |
|
|
|
|||
Модуль амплитудно-фазовой |
частотной характеристики |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
1 |
і / Л 2 |
4 - В 2 |
|
|
ИЛИ
где w — частота воздействия от дороги.
При воздействии от дороги, носящем случайный характер, спектральная плотность угла поперечного крена
S?(m) = \Wf(ia>) |2 Ф (ю).
При периодическом чередовании неровностей, когда микро-
профили дороги |
описываются |
функцией вида |
F(t) |
=Hsinwt |
|||||
(Н — высота неровности), амплитуда вынужденных |
колебаний |
||||||||
подрессоренной |
массы прицепа |
в поперечной |
плоскости <f0 = |
||||||
= Й\ |
W'„ (іш ) |. Отношение |
<f0 |
к углу |
неровности |
с о представ |
||||
ляет |
собой |
к о э ф ф и ц и е н т |
д и н а м и ч н о с т и |
поперечно- |
|||||
угловых колебаний прицепа, т. е. Kv= |
<fo/<*o. где |
а0=Н/Ь. |
|||||||
После |
соответствующих |
подстановок для прицепа, |
имеюще |
го п осей, получаем расчетную формулу для коэффициента ди
намичности поперечно-угловых колебаний |
|
|
|
||||
|
|
|
А2 |
-\-В2 |
|
|
|
|
|
|
(п2 — ш2)2Ц^Й2ш^~' |
( 6 9 |
) |
||
Как видно, формула |
(69) |
содержит параметры подвески |
и |
||||
общие параметры прицепа. Она пригодна |
не только для расчета |
||||||
коэффициента динамичности Kv |
для прицепа с любым |
числом |
|||||
осей, но и для анализа системы и выбора |
с точки зрения попе |
||||||
речной |
устойчивости |
рациональных параметров подвески. |
|
||||
В |
частных случаях |
при ограничении |
числа осей |
прицепа |
|||
расчетная формула |
(69) |
значительно упрощается. |
|
|
|||
О д н о о с н а я |
с и с т е м а . |
Для одноосного прицепа |
' i = 0, |
поэтому коэффициенты, входящие в числитель выражения (69),
становятся |
равными: |
A1 |
— 0;A2=cfu |
|
A3 |
— kfi; |
Л 4 = 0 ; |
Л м |
= |
|||||
Формула коэффициента |
динамичности |
в этом |
случае, |
будет |
||||||||||
|
|
_ 1/ |
|
|
m « + 4 W |
|
о) |
• |
|
( |
Ш |
|||
|
v |
» (n |
2 |
— v |
*)+4h+Ah |
2 |
|
{ |
' |
|||||
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
||||
где m 4 = c 2 |
? 1 / / 2 ; |
4h2=k2n/I2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для |
определения |
к о э ф ф и ц и е н т а |
|
с т а т и ч е с к о г о |
к р е н а |
в формуле. (70) достаточно |
произвести подстановку |
|||||
ш = |
0, |
т. е. |
|
|
|
|
|
|
|
K1cT=Cfl/(cifl |
— М£ркр). |
|
|
||
|
Д в у х о с н а я с и с т е м а . Дл я двухосного |
прицепа |
= |
||||
= 0, |
x 2 = L / o , я = 2 . После |
подстановок получаем |
|
||||
|
|
(kniO Sin tO'C2 + CtpI |
+ |
C<F 2COSCO':2)2 + (Ьп<л |
coso)i2-|-A;.flco — |
||
|
|
" ( ^ _ ( 0 2 ) 2 _ | _ 4 / L 2 ( 0 2 |
|
|
|||
|
|
C<p2Sin ШТ2 )2 |
|
|
|
||
|
|
( N 2 _ |
|
vflyjfJbh2®1 |
' |
|
|
Коэффициент статического крена для двухосного прицепа
J\ ст — |
С <p\-\-Cf2 |
|