Файл: Жуков А.В. Колебания лесотранспортных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Требуют дополнительного исследования вопросы влияния отдельных параметров (гибкость перевозимых деревьев, распо­ ложение коника по длине автомобиля, параметры подвески ав­ томобиля и роспуска) на плавность хода тягача в системе лесо­ возного автопоезда, а также вопросы взаимодействия звеньев автопоезда, влияния запаздывания воздействия .от пути на дина­ мику систем подрессорив а/ния звеньев.

6. При расчетах нагруженное™ рам лесовозных автомоби­ лей и тракторов следует учитывать особенности их эксплуатации и конструкции (в частности, влияние перевозимого на шасси автомобиля прицепа-роспуска, шарнирность рам тракторов

ипр.).

7.Недостаточно изучены вопросы устойчивости лесотранспортных и лесозаготовительных машин, особенно машин, имею­ щих значительный вылет рабочих органов (челюстные погруз­ чики, тракторы для бесчокерной трелевки и другие).

8.Требует дальнейшего серьезного изучения проблема ко­ лебаний агрегатных машин, применяемых на лесозаготовках, в частности машин, воспринимающих удар дерева, и машин, со­ провождающих деревья при повале.

4

Виды колебаний машин. Выбор расчетных схем

Операции по заготовке леса включают перемещение отдель­ ных хлыстов, пакетов хлыстов или деревьев. Характер этого пе­ ремещения при валке, погрузке или транспортировке различен. Однако во всех случаях ввиду гибкости хлыстов, наличия внеш­ них возмущающих сил эти операции сопровождаются колеба­ ниями масс динамических систем.

Значительное влияние на характер /колебаний упруго соеди­ ненных масс оказывают особенности операций, производимых с деревьями, в процессе которых они через рабочие органы взаи­ модействуют с заготовительной, погрузочной или транспортной машиной, с их механизмами я узлами. Например, при повале дерева на машину характер перемещения его при падении будет зависеть не только от его колебательных параметров и внешни?

сил, но и от свойств

самой машины (ее массы,

конструкции,

ка

чества и типа подвески осей).

 

 

Нужно учитывать также влияние на колебания особенно­

стей с о е д и н е н и я

и р а з м е щ е н и я [5]

деревьев на

ма­

шине. При трелевке леса это, например, перемещение стволов в полупогруженном и полуподвешенном состоянии, при валке — повал на одну или две опоры, при транспортировке — переме­ щение хлыстов на тягаче и прицепе или только на машине, при-


чем как поперек, так и вдоль продольной оси машины. Приме­ няются также более сложные виды перемещений стволов. На­ пример, применяемое при бесчокерной трелевке перемещение деревьев, подвешенных за один конец, с одновременной их по­ груз/кой «а трактор и т. д.

На рис. 13 показаны наиболее употребимые в практике лесозаготовок схемы перемещения хлыстов при различном раз­ мещении их на машине и расчетные схемы колебаний лесотранс­ портных машин.

При разработке расчетных схем приняты следующие основ­ ные допущения: 1) массы системы соединены упругими элемен­ тами (рессоры, шины, деревья и т. д.), имеющими линейные характеристики; 2) неподрессоренные массы лесотранспортных систем (оси, колеса) не учтены; 3) распределенная масса паке­ та хлыстов заменяется тремя дискретными массами. Эти допу­ щения приемлемы для большинства типов лесотранспортных ма­

шин, что подтверждено

исследованиями

Б. Г. Гастева,

В.

И.

Мельникова, Р. В. Ротенбеїрга, Н. А. Взятыншва

[5, 8, 19, 20]

и

других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчетная схема, соответствующая

к о л е б а н и я м

лесо­

возного

автопоезда

в п р о д о л ь н о й

в е р т и к а л ь н о й

п л о ­

с к о с т и , разработана

Б. Г. Гастевым

 

[5]

(см. рис. 13,1).

В

точке

0\

сосредоточена

масса

автомобиля

и дискретная

масса

пакета

деревьев т\,

в точках 02

и 0 3

— две другие

дискретные

массы

пакета: т2 и

т 3 .

Подвеска автомобиля,

как

и прицепа-

роспуска, независимо от числа осей заменена условной подвес­

кой с приведенными характеристиками жесткости

с п р

и демп­

фирования & п р . Система в продольной плоскости

имеет

при.сте­

пени

свободы,

характеризующиеся

обобщенными

координатами

2,, 2 2

И Z 3 . .

 

 

 

 

 

 

К о л е б а н и я автопоезда

в

п о п е р е ч н о й

 

п л о с к о ­

с т и

вследствие

симметрии системы

относительно

продольной

вертикальной плоскости, проходящей

через центр

ее

тяжести,

можем считать не связанными с вертикальными и продольноугловыми [3, 19].

Проведенные нами исследования показали, что

учет у п р у ­

г о с т и хлыстов п р и с к р у ч и в а н и и, а также

поперечных

перемещений прицепа-роспуска значительно повышает точность расчетов. Тогда рассматриваемая система в поперечной верти­ кальной плоскости имеет две степени свободы: поперечное от­

клонение тягача (угол у)

и прицепа

(угол

ф).

Отклонение

а х

массы т2 определяется соотношением

ах =

f -|~7з

(<р — т ) .

при

Приведенная расчетная

схема может быть использована

исследовании колебаний большинства типов существующих лесовозных автомобильных поездов и транспортных систем дру­ гих типов.


Частным случаем

этой

расчетной схемы

является

второй

вариант (см. рис. 13, II) трелевочный

трактор,

осуществляю­

щий п е р е м е щ е н и е

 

хлыстов

в

п о л у п о г р у ж е н н о м

с о с т о я н и и . В отличие

от системы

первого

варианта она

имеет .в продольной (плоскости две

степени свободы, соответст­

вующие .перемещениям

Z\

и 2г, а в поперечной

— одну

(угловое

перемещение -[ ).

 

 

 

 

 

 

 

 

При полупогруженной

трелевке

колебания

системы

в про­

дольной плоскости описываются двумя дифференциальными уравнениями (а не тремя, как для варианта I ) , поскольку пере­ мещение 2 3 равно нулю. В поперечной плоскости колебания опи­ сываются одним уравнением, содержащим обобщенную коорди­ нату -[.

В

случае . п о л у п о д в е ш е н н о й

т р е л е в к и

(см. рис.

13, III)

колебания в поперечной плоскости носят более

сложный

характер. Принципиальное отличие от

первых двух

вариантов

заключается в том, что подвешенный за один конец пакет хлыс­ тов имеет дополнительную степень свободы (координата р ), совершая колебания относительно точки подвеса О и одновре­ менно вдоль оси крена системы (подобие двойного маятника). Сравнение поперечной устойчивости обоих вариантов машин указывает на существенное различие реакций системы на одина­ ковое воздействие от пути.

При поперечных кренах системы (вариант III) заметного закручивания подвешенного пакета за счет свободного раскачи­

вания его происходить не будет. Колебания

этой «системы

в

про­

дольной плоскости

аналогичны колебаниям в случае

 

вари­

анта

П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К машинам

IV типа можно отнести системы, осуществляю-,

щие

т р а н е п о р т и

р о в к у

хлыстов в

п о л н о с т ь ю

и о-

г р у ж е н н о ' м

с о с т о я н и и

при

расположении

их

вдоль

продольной оси машины и при значительном

свисании переднего

и заднего концов

пакета в сравнении

с расстоянием

между

ш о ­

рами. Характер колебаний хлыстов в этом случае значительно отличается от характера колебаний при расположении их вдоль продольной оси машины при значительном свисании переднего и заднего концов пакета в сравнении с расстоянием между опорами.

Данные системы следует отличать от систем с размещением деревьев на опорах, значительно отдаленных друг от друга, как, например, на лесовозном автопоезде (вариант I ) .

При рассмотрении колебаний системы в продольной верти­ кальной плоскости подвеску без особого ущерба для точности

результатов исследований [45] можно принять

п о л у ж е с т ­

к о й . Система имеет

три степени свободы: угловое

перемещение

корпуса машины а

и вертикальное перемещение

свисающих



Рис. 13. Расчетные схемы колебаний машин, применяемых в лесной промышленности.

концов пакета zt

и z3 . В поперечной плоскости данная

система

имеет также три степени свободы, характеризующиеся

обобщен­

ными

координатами

, у, и у3.

 

К

варианту

IV колебательной системы легко могут быть

применены расчетные схемы, соответствующие колебаниям при повале дерева на машину на две опоры. Сюда же можно отнес­ ти машины, сопровождающие деревья при повале с пакетпров-

кой (ЛП-2), осуществляющие погрузку

іна подвижной

состав

хлыстов с захватом их близко к середине, и другие.

 

Кроме систем с п р о д о л ь н ы м

р а з м е щ е н и е м

на них

пакета

хлыстов,

широко используются

машины

с

п о п е р е ч ­

н ы м

р а з м е щ е н и е м

пакета.

К

ним

относятся, напрамер,

челюстные погрузчики (см. рис.

13, V ) . Расчетная

схема, соот­

ветствующая поперечно-угловым колебаниям системы V вариан­

та, аналогична

расчетной

схеме

IV варианта

для

колебаний в

продольной вертикальной плоскости. Колебания этой динами­

ческой системы в продольной

плоскости

имеют свои

особен­

ности.

 

 

 

Если при оценке динамики

машин с

продольным

располо­

жением пакета хлыстов (вариант I) принимается во внимание характер его изгиба или кручения, то для варианта V должны

учитываться

колебания с в и с а ю щ и х

концов

пакета,

интен­

сивность которых зависит от конструктивных параметров

машин

и других 'факторов.

 

 

 

Исследования, проведенные нами с помощью ЭЦВМ,

под­

тверждают необходимость учета своеобразности колебания

паке­

та хлыстов

при значительном свиеании

их концов

независимо от

типа машин и расположения продольной оси стволов относи­ тельно оси машины.

Имеется множество разнообразных грузоподъемных машин, осуществляющих операции с отдельными деревьями или паке­ тами деревьев. Это прежде всего машины на колесном или гусе­ ничном ходу, имеющие грузоподъемные устройства (манипуля­ торы) и совмещающие другие операции технологического про­ цесса. К машинам такого типа можно отнести, например, трак­ торы для бесчокерной трелевки леса, валочно-трелевочные ма­ шины с повалом дерева на землю с последующей погрузкой на себя и другие. Такие машины из-за необходимости перемещения по неровному пути имеют упругую подвеску. Как правило, для них предусматривается значительный вылет грузоподъемного элемента (стрела, гидроманипулятор).

і Расчетная схема наиболее распространенных машин такого типа Соответствует V I варианту (ом. рис. 13). Подвеска машины условно принимается полужесткой. Подвешенный в точке Ог хлыст опирается вторым концом на землю (точка Ог) и в таком состоянии совершает колебания.