ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
5. Требуют дополнительного исследования вопросы влияния отдельных параметров (гибкость перевозимых деревьев, распо ложение коника по длине автомобиля, параметры подвески ав томобиля и роспуска) на плавность хода тягача в системе лесо возного автопоезда, а также вопросы взаимодействия звеньев автопоезда, влияния запаздывания воздействия .от пути на дина мику систем подрессорив а/ния звеньев.
6. При расчетах нагруженное™ рам лесовозных автомоби лей и тракторов следует учитывать особенности их эксплуатации и конструкции (в частности, влияние перевозимого на шасси автомобиля прицепа-роспуска, шарнирность рам тракторов
ипр.).
7.Недостаточно изучены вопросы устойчивости лесотранспортных и лесозаготовительных машин, особенно машин, имею щих значительный вылет рабочих органов (челюстные погруз чики, тракторы для бесчокерной трелевки и другие).
8.Требует дальнейшего серьезного изучения проблема ко лебаний агрегатных машин, применяемых на лесозаготовках, в частности машин, воспринимающих удар дерева, и машин, со провождающих деревья при повале.
4
Виды колебаний машин. Выбор расчетных схем
Операции по заготовке леса включают перемещение отдель ных хлыстов, пакетов хлыстов или деревьев. Характер этого пе ремещения при валке, погрузке или транспортировке различен. Однако во всех случаях ввиду гибкости хлыстов, наличия внеш них возмущающих сил эти операции сопровождаются колеба ниями масс динамических систем.
Значительное влияние на характер /колебаний упруго соеди ненных масс оказывают особенности операций, производимых с деревьями, в процессе которых они через рабочие органы взаи модействуют с заготовительной, погрузочной или транспортной машиной, с их механизмами я узлами. Например, при повале дерева на машину характер перемещения его при падении будет зависеть не только от его колебательных параметров и внешни?
сил, но и от свойств |
самой машины (ее массы, |
конструкции, |
ка |
чества и типа подвески осей). |
|
|
|
Нужно учитывать также влияние на колебания особенно |
|||
стей с о е д и н е н и я |
и р а з м е щ е н и я [5] |
деревьев на |
ма |
шине. При трелевке леса это, например, перемещение стволов в полупогруженном и полуподвешенном состоянии, при валке — повал на одну или две опоры, при транспортировке — переме щение хлыстов на тягаче и прицепе или только на машине, при-
чем как поперек, так и вдоль продольной оси машины. Приме няются также более сложные виды перемещений стволов. На пример, применяемое при бесчокерной трелевке перемещение деревьев, подвешенных за один конец, с одновременной их по груз/кой «а трактор и т. д.
На рис. 13 показаны наиболее употребимые в практике лесозаготовок схемы перемещения хлыстов при различном раз мещении их на машине и расчетные схемы колебаний лесотранс портных машин.
При разработке расчетных схем приняты следующие основ ные допущения: 1) массы системы соединены упругими элемен тами (рессоры, шины, деревья и т. д.), имеющими линейные характеристики; 2) неподрессоренные массы лесотранспортных систем (оси, колеса) не учтены; 3) распределенная масса паке та хлыстов заменяется тремя дискретными массами. Эти допу щения приемлемы для большинства типов лесотранспортных ма
шин, что подтверждено |
исследованиями |
Б. Г. Гастева, |
В. |
И. |
||||||||
Мельникова, Р. В. Ротенбеїрга, Н. А. Взятыншва |
[5, 8, 19, 20] |
и |
||||||||||
других. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчетная схема, соответствующая |
к о л е б а н и я м |
лесо |
||||||||||
возного |
автопоезда |
в п р о д о л ь н о й |
в е р т и к а л ь н о й |
п л о |
||||||||
с к о с т и , разработана |
Б. Г. Гастевым |
|
[5] |
(см. рис. 13,1). |
В |
|||||||
точке |
0\ |
сосредоточена |
масса |
автомобиля |
и дискретная |
масса |
||||||
пакета |
деревьев т\, |
в точках 02 |
и 0 3 |
— две другие |
дискретные |
|||||||
массы |
пакета: т2 и |
т 3 . |
Подвеска автомобиля, |
как |
и прицепа- |
роспуска, независимо от числа осей заменена условной подвес
кой с приведенными характеристиками жесткости |
с п р |
и демп |
|||||
фирования & п р . Система в продольной плоскости |
имеет |
при.сте |
|||||
пени |
свободы, |
характеризующиеся |
обобщенными |
координатами |
|||
2,, 2 2 |
И Z 3 . . |
|
|
|
|
|
|
К о л е б а н и я автопоезда |
в |
п о п е р е ч н о й |
|
п л о с к о |
|||
с т и |
вследствие |
симметрии системы |
относительно |
продольной |
|||
вертикальной плоскости, проходящей |
через центр |
ее |
тяжести, |
можем считать не связанными с вертикальными и продольноугловыми [3, 19].
Проведенные нами исследования показали, что |
учет у п р у |
г о с т и хлыстов п р и с к р у ч и в а н и и, а также |
поперечных |
перемещений прицепа-роспуска значительно повышает точность расчетов. Тогда рассматриваемая система в поперечной верти кальной плоскости имеет две степени свободы: поперечное от
клонение тягача (угол у) |
и прицепа |
(угол |
ф). |
Отклонение |
а х |
массы т2 определяется соотношением |
ах = |
f -|~7з |
(<р — т ) . |
при |
|
Приведенная расчетная |
схема может быть использована |
исследовании колебаний большинства типов существующих лесовозных автомобильных поездов и транспортных систем дру гих типов.
Частным случаем |
этой |
расчетной схемы |
является |
второй |
||||
вариант (см. рис. 13, II) — трелевочный |
трактор, |
осуществляю |
||||||
щий п е р е м е щ е н и е |
|
хлыстов |
в |
п о л у п о г р у ж е н н о м |
||||
с о с т о я н и и . В отличие |
от системы |
первого |
варианта она |
|||||
имеет .в продольной (плоскости две |
степени свободы, соответст |
|||||||
вующие .перемещениям |
Z\ |
и 2г, а в поперечной |
— одну |
(угловое |
||||
перемещение -[ ). |
|
|
|
|
|
|
|
|
При полупогруженной |
трелевке |
колебания |
системы |
в про |
дольной плоскости описываются двумя дифференциальными уравнениями (а не тремя, как для варианта I ) , поскольку пере мещение 2 3 равно нулю. В поперечной плоскости колебания опи сываются одним уравнением, содержащим обобщенную коорди нату -[.
В |
случае . п о л у п о д в е ш е н н о й |
т р е л е в к и |
(см. рис. |
13, III) |
колебания в поперечной плоскости носят более |
сложный |
|
характер. Принципиальное отличие от |
первых двух |
вариантов |
заключается в том, что подвешенный за один конец пакет хлыс тов имеет дополнительную степень свободы (координата р ), совершая колебания относительно точки подвеса О и одновре менно вдоль оси крена системы (подобие двойного маятника). Сравнение поперечной устойчивости обоих вариантов машин указывает на существенное различие реакций системы на одина ковое воздействие от пути.
При поперечных кренах системы (вариант III) заметного закручивания подвешенного пакета за счет свободного раскачи
вания его происходить не будет. Колебания |
этой «системы |
в |
про |
||||||
дольной плоскости |
аналогичны колебаниям в случае |
|
вари |
||||||
анта |
П. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К машинам |
IV типа можно отнести системы, осуществляю-, |
|||||||
щие |
т р а н е п о р т и |
р о в к у |
хлыстов в |
п о л н о с т ь ю |
и о- |
||||
г р у ж е н н о ' м |
с о с т о я н и и |
при |
расположении |
их |
вдоль |
||||
продольной оси машины и при значительном |
свисании переднего |
||||||||
и заднего концов |
пакета в сравнении |
с расстоянием |
между |
ш о |
рами. Характер колебаний хлыстов в этом случае значительно отличается от характера колебаний при расположении их вдоль продольной оси машины при значительном свисании переднего и заднего концов пакета в сравнении с расстоянием между опорами.
Данные системы следует отличать от систем с размещением деревьев на опорах, значительно отдаленных друг от друга, как, например, на лесовозном автопоезде (вариант I ) .
При рассмотрении колебаний системы в продольной верти кальной плоскости подвеску без особого ущерба для точности
результатов исследований [45] можно принять |
п о л у ж е с т |
|
к о й . Система имеет |
три степени свободы: угловое |
перемещение |
корпуса машины а |
и вертикальное перемещение |
свисающих |
Рис. 13. Расчетные схемы колебаний машин, применяемых в лесной промышленности.
концов пакета zt |
и z3 . В поперечной плоскости данная |
система |
||
имеет также три степени свободы, характеризующиеся |
обобщен |
|||
ными |
координатами |
, у, и у3. |
|
|
К |
варианту |
IV колебательной системы легко могут быть |
применены расчетные схемы, соответствующие колебаниям при повале дерева на машину на две опоры. Сюда же можно отнес ти машины, сопровождающие деревья при повале с пакетпров-
кой (ЛП-2), осуществляющие погрузку |
іна подвижной |
состав |
|||||||
хлыстов с захватом их близко к середине, и другие. |
|
||||||||
Кроме систем с п р о д о л ь н ы м |
р а з м е щ е н и е м |
на них |
|||||||
пакета |
хлыстов, |
широко используются |
машины |
с |
п о п е р е ч |
||||
н ы м |
р а з м е щ е н и е м |
пакета. |
К |
ним |
относятся, напрамер, |
||||
челюстные погрузчики (см. рис. |
13, V ) . Расчетная |
схема, соот |
|||||||
ветствующая поперечно-угловым колебаниям системы V вариан |
|||||||||
та, аналогична |
расчетной |
схеме |
IV варианта |
для |
колебаний в |
продольной вертикальной плоскости. Колебания этой динами
ческой системы в продольной |
плоскости |
имеют свои |
особен |
ности. |
|
|
|
Если при оценке динамики |
машин с |
продольным |
располо |
жением пакета хлыстов (вариант I) принимается во внимание характер его изгиба или кручения, то для варианта V должны
учитываться |
колебания с в и с а ю щ и х |
концов |
пакета, |
интен |
сивность которых зависит от конструктивных параметров |
машин |
|||
и других 'факторов. |
|
|
|
|
Исследования, проведенные нами с помощью ЭЦВМ, |
под |
|||
тверждают необходимость учета своеобразности колебания |
паке |
|||
та хлыстов |
при значительном свиеании |
их концов |
независимо от |
типа машин и расположения продольной оси стволов относи тельно оси машины.
Имеется множество разнообразных грузоподъемных машин, осуществляющих операции с отдельными деревьями или паке тами деревьев. Это прежде всего машины на колесном или гусе ничном ходу, имеющие грузоподъемные устройства (манипуля торы) и совмещающие другие операции технологического про цесса. К машинам такого типа можно отнести, например, трак торы для бесчокерной трелевки леса, валочно-трелевочные ма шины с повалом дерева на землю с последующей погрузкой на себя и другие. Такие машины из-за необходимости перемещения по неровному пути имеют упругую подвеску. Как правило, для них предусматривается значительный вылет грузоподъемного элемента (стрела, гидроманипулятор).
і Расчетная схема наиболее распространенных машин такого типа Соответствует V I варианту (ом. рис. 13). Подвеска машины условно принимается полужесткой. Подвешенный в точке Ог хлыст опирается вторым концом на землю (точка Ог) и в таком состоянии совершает колебания.