Файл: Жуков А.В. Колебания лесотранспортных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для решения системы уравнений (121)

применен способ

разложения по собственным формам колебания [55].

Заменив

функции Zi(t)

и z2(t),

входящие в уравнение

(121), функциями

М О и

/НО

 

согласно

равенствам: 2i =

au /i+ai2/2 и

z2=a2iflJr

+fl22f2,

где

Си и osi2 — произвольные числа

(можно,

например,

принять а и

=

а 1 2 = 1 ) ,

с которыми а2\

и а 2 2

связаны

соотноше­

ниями собственных форм колебаний, получим систему двух урав­ нений относительно функций fx и /2 .

После некоторых преобразований с применением свойства

ортогональности

получим

уравнения:

 

 

 

у ,-2*

_

 

Pi(t)an+P2(t)a2i

 

.

 

Ь + р2 /2—'

 

Pi(t)av+P2(t)a22

 

 

 

 

2

, „ „ 2

. Л „ „

'

( 1 1 6 >

 

 

а\2 ±

-rflCi22 +2a22a12

т„

 

 

где Pi и рг частоты собственных колебаний

 

системы.

При рассмотрении собственных колебаний без учета возму­

щающих сил уравнения

(121)

удовлетворяются

как решением

[55]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Zi

=

an

sin

[p\t+

a,);

 

 

 

 

2 2

= a 2 i

sin

(pit+

a,),

 

 

так и решением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2i =

a ! 2 sin

( p 2 t + a 2 ) ;

 

 

 

 

2 2 = a 2 2

sin

(ргН-^г),

 

 

где aj и я2 фазовые углы.

После подстановки этих решений в уравнения (121) и неко­ торых преобразований получаем две системы уравнений:

a n p i 2 + « i 2 a i i т ( 1 а 2 і р і 2 = 0 ;

f,2a2iPi2+<-22a2i — г ( 1 а ц р і 2 = 0

и

 

 

— «12P22 + <»l2ai2 Ъ\а22Р22 =

§;

 

 

 

 

 

— T 2 a 2 2 £ 2 2 - f - (022a22 — - Г ( і Я і 2 р 2 2 = 0,

 

 

 

 

из которых находим выражение для определения

частот pi

и р2,

а также соотношения между коэффициентами а.ц,

a2i,

ai2 и

a2 2 :

„2_|_ „.2,

|/ [ 2

( T

 

? + r ( I ) J

r i 2 -

r „

 

'

 

Рi2' . 2 - о / , . .

.

ч ±

(

 

 

-

,

 

,

] / [

W 2 2

+

о>12

7|3

 

Із

' " І 2

' " 2 2 .

 

2

" Г

'

 

4 2

 

 

 

 

 

2

 

 

 

2

 

 


0 2 2

_

гаР22

 

 

у22

 

.

 

 

021

22

Р22ГІ2

 

 

Учитывая, что ац = а і 2 = 1

и а21

= /г ь о 2 2

=

/22. из выраже­

ний (122) и (123) имеем:

 

 

 

(.25,

ъ+^тщ&г-.

 

 

1+^2x21+^x21

 

 

f + „ 2 f _

^ ( 0 + ^ ( 0 X 2 1

 

П 2 6 )

Решение уравнений (125) и (126) зависит

от вида возму­

щающих сил, которые входят в них в общем

виде.

Рассмотрим п р о ц е с с

т о р м о ж е н и я

автомобиля. Диа­

грамма тормозного усилия

(рис. 101) может

быть представлена

с известным допущением

в виде кусочно-линейной функции [65].

Промежуток времени

Т складывается из времени реакции

водителя (t\) и времени срабатывания тормозного привода (/П р)- По данным В. Г. Розанова [65], t\ может быть принято равным 0,5, a / п р =0, 3 с при быстром нажатии на тормозную пе­

даль. На протяжении отрезка

времени / п р

характер нарастания

тормозной силы Рт

может быть

без особого

ущерба

принят

линейным, т. е. Рт = К / П р . Темп

нарастания

тормозной

силы

K=PJtnp.

со всеми тормозными осями величина

мак­

Для* автомобиля

симальной тормозной

силы,

ограниченной

сцеплением

колес с

ПОВерХНОСТЬЮ ДОрОГИ, Рттах =

G Тс, ГДЄ G — ПОЛНЫЙ ВЄС МЭШИ-

ны, <рс — коэффициент сцепления.

 

 

 

 

 


Таким образом, тормозная сила может быть выражена фор­ мулой

 

 

 

Л т а х

'пр

 

 

(127)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При торможении машины вертикальная нагрузка на перед­

нюю ось возрастает на величину R\,

а на заднюю — уменьшает­

ся

на величину

R2.

 

 

(127) могут

 

 

 

 

Усилия R\

и R2

с учетом

быть записаны

в виде

 

 

о

hc G'YC

 

hz

Gyc

t.

 

 

 

Я, —

Lj—

t, R2— — - —

 

 

 

 

" np

 

 

^ ' np

 

 

i?i

и / ? 2 можно

рассматривать

как возмущающие силы,

дейст­

вующие на входы колебательной системы при торможении. Тог­ да для возмущающих сил P\{t) и P2(t) можно записать:

L t„v Ml

 

 

 

hcG

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В этом случае уравнения

(125) и (126) примут вид:

 

 

 

 

 

 

h+Pi2h

= K,t/mi;

 

 

 

 

(128)

 

 

 

 

Ї2+р22Ї2=-К1і/т2,

 

 

 

 

 

(129)

где m 1

= ( l +

7j_,x2 1 2 +2-/2iTfii)/(l

7м)I

 

 

 

 

 

 

2

=

(1 + -І2Х222 .+2Х22^( і)/(1

Z22)-

 

 

 

 

 

 

Решая уравнения (128) и

(129),

для перемещений

Z\ и г 2

будем иметь [55]:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

KTt

Кг

 

, .

Kit

КТ .

.

 

 

 

Zi—

туру2

;щрх3

s i nг p i H

торі2- 2

m2p23 4.smp2t;

(130)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Z2—'/2l

(

?

 

Sill Pit) +

/ 2 2

(

ъ—

 

3 S i n p 2 0 -

 

 

'•

утіРі2

niiPi3

Ґ

- y m 2 p 2 2

 

m2p23

 

 

 

Определим реакции, Z\ и z2 для двухосного

автомобиля

со

следующими

основными

параметрами: Лі==17,5

кгс-с2 /см; р

=

= 300

см; ^ = 953,

с 2 =1934 кгс/см;

а =516 , /3 = 344,

L = 860,

hc = 150 см.

Приведенные массы и коэффициенты, входящие в уравнения

(121), будут:

М! =

4,9, ЛГ 2 =8,4, М 3 = 2 , 1 кгс-с2 /см; ш 1 2 = 1 9 4 ,

» 2 2 = 395 12 ;

т|, =

0,43, т 1 2 = 1 , 7 1 .


По

формуле

(124)

определяем частоты

рх

и

р2: /?і2 =157,

р 2 2 = 3 1 9

1/с2; 721= — 0,53;

- / 2 2 = — 0 , 9 1 ; т , = 4 , 1

3 ; т 2 = 0 , 8 6 .

Находим коэффициент

Кт

при

с =0,5.

 

Он

будет равен

1018 см/с3 .

Zi

и z2

 

 

 

 

 

 

 

Для

реакций

получаем:

 

 

 

 

 

Zi = 5,28t

—0,13

sin

12,5 ^

—0,21 sin

17,91;

 

z2=—2,531

 

—0,07 sin 12,51

 

 

 

(131)

 

 

+0,19

sin 17,9/.

(J

 

,

і

1

,

,

1

1

<

 

 

 

 

0.1

 

0.2

 

0.3

0,4

t.c

Рис.

102.

 

График

перемещения

подрессоренной массы

двухосного

автомобиля при торможении над передней (а) и задней

(б) осью.

 

На

рис.

102

приведены

графики

изменения реакций zx

и z2

в зависимости

от времени, построенные по формулам (131).

Как

видно, по мере возрастания тормозного усилия в интервале вре­

мени от t=t\

до

t=tap

перемещения, а следовательно, и дина­

мические нагрузки на оси также увеличиваются.

Характерно, что на линию оа, обусловленную первым чле­

ном выражений

(131), накладываются колебания с двумя часто­

тами — р\

и р2.

Линии

Zi f(t) и z2—f(t)

получены суммиро-


ванием трех функций. Из формул (130) видно, что возрастание функции до точки а обусловлено зависимостями:

 

(

1

t

\

hzGvc

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

niipi2^

т2р22)

 

L tnp

Mi

 

 

 

"2

Утір!2^

m2p22J '

 

LtnpMi

t,

 

 

 

 

 

 

которые полностью согласуются с физическим

смыслом

явления

и показывают, что интенсивность возрастания

функции

прямо

пропорциональна параметрам hc,

G и <рг

и обратно пропорцио­

нальна базе машины L и величине приведенной

массы Mi. Взаи­

мосвязь между перемещениями z'i и

z'2

определяется

коэффи­

циентами у 21 и у22,

 

которые зависят

от соотношения приведен­

ных масс машины и частот колебаний.

 

 

 

 

Колебательный

характер

кривых

Z\ и z2 определяется

нало­

жением синусоидальных функций, имеющих частоты pi и р2, и

зависит,

как видно из уравнений

(127), от параметров

системы.

Амплитуды указанных движений

равны: для передней

оси Ai —

=

для задней — А2=

, .

 

 

mipi2

m2p22

составляющих

Отсюда вывод: амплитуда синусоидальных

реакций

Zi и 2 2 зависит от коэффициента Kt, а значит, от интен­

сивности возрастания тормозных

или движущих

сил. Это значит,

что при повышении интенсивности разгона или торможения ма­

шины

амплитуды синусоидального наложения возрастают, что

еще больше увеличивает

перемещения подрессоренных

масс

машины и динамические

перераспределения

нагрузок на

осях.

В

случае систем с двумя (или более)

степенями свободы

дополнительное изменение реакции в каждый момент времени определяется суммой двух (или более) синусоидальных движе­ ний и сильно зависит от соотношения их частот и знака функции.

При одинаковом знаке функции и близких частотах ампли­ туда в области максимума может значительно возрасти. Это произойдет и в том случае, если частоты намного отличаются друг от друга, хотя время максимального проявления функции совпадает.

Проведенные исследования показывают, что перераспреде­ ление нагрузок на оси принятой упрощенной динамической си­ стемы при учете ее колебательных свойств может быть значи­ тельным. Изменение реакции может доходить до 10—15 и даже 30% по отношению к реакции, изменяющейся линейно.

Так, например, из рис. 102, б видно, что при /=0,26 с усилие, изменяемое линейно, равно 0,66-1934= 1і280 кгс, а амплитуда, полученная суммированием перемещений синусоидальных со­ ставляющих, 0,18-1934 = 348 кгс (27,2%).