ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
Для решения системы уравнений (121) |
применен способ |
||||||
разложения по собственным формам колебания [55]. |
Заменив |
||||||
функции Zi(t) |
и z2(t), |
входящие в уравнение |
(121), функциями |
||||
М О и |
/НО |
|
согласно |
равенствам: 2i = |
au /i+ai2/2 и |
z2=a2iflJr |
|
+fl22f2, |
где |
Си и osi2 — произвольные числа |
(можно, |
например, |
|||
принять а и |
= |
а 1 2 = 1 ) , |
с которыми а2\ |
и а 2 2 |
связаны |
соотноше |
ниями собственных форм колебаний, получим систему двух урав нений относительно функций fx и /2 .
После некоторых преобразований с применением свойства
ортогональности |
получим |
уравнения: |
|
|
|
||||
у ,-2* |
_ |
|
Pi(t)an+P2(t)a2i |
|
. |
|
|||
Ь + р2 /2—' |
|
Pi(t)av+P2(t)a22 |
|
|
|
||||
|
2 |
, „ „ 2 |
. Л „ „ |
„ |
' |
( 1 1 6 > |
|||
|
|
а\2 ± |
-rflCi22 +2a22a12 |
т„ |
|
|
|||
где Pi и рг — частоты собственных колебаний |
|
системы. |
|||||||
При рассмотрении собственных колебаний без учета возму |
|||||||||
щающих сил уравнения |
(121) |
удовлетворяются |
как решением |
||||||
[55] |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Zi |
= |
an |
sin |
[p\t+ |
a,); |
|
|
|
|
2 2 |
= a 2 i |
sin |
(pit+ |
a,), |
|
|
|
так и решением |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2i = |
a ! 2 sin |
( p 2 t + a 2 ) ; |
|
|
|||
|
|
2 2 = a 2 2 |
sin |
(ргН-^г), |
|
|
где aj и я2 — фазовые углы.
После подстановки этих решений в уравнения (121) и неко торых преобразований получаем две системы уравнений:
—a n p i 2 + « i 2 a i i — т ( 1 а 2 і р і 2 = 0 ;
—f,2a2iPi2+<-22a2i — г ( 1 а ц р і 2 = 0
и
|
|
— «12P22 + <»l2ai2 — Ъ\а22Р22 = |
§; |
|
|
|
|
|||||||||
|
— T 2 a 2 2 £ 2 2 - f - (022a22 — - Г ( і Я і 2 р 2 2 = 0, |
|
|
|
|
|||||||||||
из которых находим выражение для определения |
частот pi |
и р2, |
||||||||||||||
а также соотношения между коэффициентами а.ц, |
a2i, |
ai2 и |
a2 2 : |
|||||||||||||
„2_|_ „.2, |
|/ [ 2 |
( T |
|
? + r ( I ) J |
r i 2 - |
r „ |
|
' |
|
|||||||
Рi2' . 2 - о / , . . |
• |
. |
ч ± |
( |
|
|
||||||||||
- |
, |
|
, |
] / [ |
W 2 2 |
+ |
о>12 |
7|3 |
|
Із |
' " І 2 |
' " 2 2 . |
|
|||
2 |
" Г |
' |
|
4 2 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
2 |
|
|
0 2 2 |
_ |
гаР22 |
|
|
у22 |
|
. |
|
|
021 |
№ 22 |
— Р22ГІ2 |
|
|
Учитывая, что ац = а і 2 = 1 |
и а21 |
= /г ь о 2 2 |
= |
/22. из выраже |
ний (122) и (123) имеем: |
|
|
|
(.25, |
ъ+^тщ&г-. |
|
|
||
1+^2x21+^x21 |
|
|
||
f + „ 2 f _ |
^ ( 0 + ^ ( 0 X 2 1 |
|
П 2 6 ) |
|
Решение уравнений (125) и (126) зависит |
от вида возму |
|||
щающих сил, которые входят в них в общем |
виде. |
Рассмотрим п р о ц е с с |
т о р м о ж е н и я |
автомобиля. Диа |
|
грамма тормозного усилия |
(рис. 101) может |
быть представлена |
|
с известным допущением |
в виде кусочно-линейной функции [65]. |
||
Промежуток времени |
Т складывается из времени реакции |
водителя (t\) и времени срабатывания тормозного привода (/П р)- По данным В. Г. Розанова [65], t\ может быть принято равным 0,5, a / п р =0, 3 с при быстром нажатии на тормозную пе
даль. На протяжении отрезка |
времени / п р |
характер нарастания |
|||||
тормозной силы Рт |
может быть |
без особого |
ущерба |
принят |
|||
линейным, т. е. Рт = К / П р . Темп |
нарастания |
тормозной |
силы |
||||
K=PJtnp. |
со всеми тормозными осями величина |
мак |
|||||
Для* автомобиля |
|||||||
симальной тормозной |
силы, |
ограниченной |
сцеплением |
колес с |
|||
ПОВерХНОСТЬЮ ДОрОГИ, Рттах = |
G Тс, ГДЄ G — ПОЛНЫЙ ВЄС МЭШИ- |
||||||
ны, <рс — коэффициент сцепления. |
|
|
|
|
|
Таким образом, тормозная сила может быть выражена фор мулой
|
|
|
Л т а х |
'пр |
|
|
(127) |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
При торможении машины вертикальная нагрузка на перед |
||||||||
нюю ось возрастает на величину R\, |
а на заднюю — уменьшает |
||||||||
ся |
на величину |
R2. |
|
|
(127) могут |
|
|
|
|
|
Усилия R\ |
и R2 |
с учетом |
быть записаны |
в виде |
||||
|
|
о |
hc G'YC |
|
„ |
hz |
Gyc |
t. |
|
|
|
Я, — |
Lj— |
t, R2— — - — |
|
||||
|
|
|
" np |
|
|
^ ' np |
|
|
|
i?i |
и / ? 2 можно |
рассматривать |
как возмущающие силы, |
дейст |
вующие на входы колебательной системы при торможении. Тог да для возмущающих сил P\{t) и P2(t) можно записать:
L t„v Ml
|
|
|
hcG |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В этом случае уравнения |
(125) и (126) примут вид: |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
h+Pi2h |
= K,t/mi; |
|
|
|
|
(128) |
|||
|
|
|
|
Ї2+р22Ї2=-К1і/т2, |
|
|
|
|
|
(129) |
|||
где m 1 |
= ( l + |
7j_,x2 1 2 +2-/2iTfii)/(l |
— 7м)I |
|
|
|
|
|
|
||||
™2 |
= |
(1 + -І2Х222 .+2Х22^( і)/(1 |
— Z22)- |
|
|
|
|
|
|
||||
Решая уравнения (128) и |
(129), |
для перемещений |
Z\ и г 2 |
||||||||||
будем иметь [55]: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
KTt |
Кг |
|
, . |
Kit |
КТ . |
. |
|
|
||
|
Zi—— |
туру2 |
;щрх3 |
s i nг p i H |
торі2- 2 |
m2p23 4.smp2t; |
(130) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Z2—'/2l |
( |
? |
|
Sill Pit) + |
/ 2 2 |
( |
ъ— |
|
3 S i n p 2 0 - |
|
|||
|
'• |
утіРі2 |
niiPi3 |
Ґ |
- y m 2 p 2 2 |
|
m2p23 |
|
|
|
|||
Определим реакции, Z\ и z2 для двухосного |
автомобиля |
со |
|||||||||||
следующими |
основными |
параметрами: Лі==17,5 |
кгс-с2 /см; р |
= |
|||||||||
= 300 |
см; ^ = 953, |
с 2 =1934 кгс/см; |
а =516 , /3 = 344, |
L = 860, |
hc = 150 см.
Приведенные массы и коэффициенты, входящие в уравнения
(121), будут: |
М! = |
4,9, ЛГ 2 =8,4, М 3 = 2 , 1 кгс-с2 /см; ш 1 2 = 1 9 4 , |
» 2 2 = 395 1/с2 ; |
т|, = |
0,43, т 1 2 = 1 , 7 1 . |
По |
формуле |
(124) |
определяем частоты |
рх |
и |
р2: /?і2 =157, |
||||
р 2 2 = 3 1 9 |
1/с2; 721= — 0,53; |
- / 2 2 = — 0 , 9 1 ; т , = 4 , 1 |
3 ; т 2 = 0 , 8 6 . |
|||||||
Находим коэффициент |
Кт |
при |
<рс =0,5. |
|
Он |
будет равен |
||||
1018 см/с3 . |
Zi |
и z2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Для |
реакций |
получаем: |
|
|
|
|
||||
|
Zi = 5,28t |
—0,13 |
sin |
12,5 ^ |
—0,21 sin |
17,91; |
||||
|
z2=—2,531 |
|
—0,07 sin 12,51 |
|
|
|
(131) |
|||
|
|
+0,19 |
sin 17,9/. |
(J |
|
, |
• |
і |
1 |
, |
, |
1 |
1 |
< |
|
|
|
|
0.1 |
|
0.2 |
|
0.3 |
0,4 |
t.c |
Рис. |
102. |
|
График |
перемещения |
подрессоренной массы |
двухосного |
||||
автомобиля при торможении над передней (а) и задней |
(б) осью. |
|
||||||||
На |
рис. |
102 |
приведены |
графики |
изменения реакций zx |
и z2 |
||||
в зависимости |
от времени, построенные по формулам (131). |
Как |
видно, по мере возрастания тормозного усилия в интервале вре
мени от t=t\ |
до |
t=tap |
перемещения, а следовательно, и дина |
|
мические нагрузки на оси также увеличиваются. |
||||
Характерно, что на линию оа, обусловленную первым чле |
||||
ном выражений |
(131), накладываются колебания с двумя часто |
|||
тами — р\ |
и р2. |
Линии |
Zi — f(t) и z2—f(t) |
получены суммиро- |
ванием трех функций. Из формул (130) видно, что возрастание функции до точки а обусловлено зависимостями:
|
( |
1 |
t |
\ |
hzGvc |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
||||
|
niipi2^ |
т2р22) |
|
L tnp |
Mi |
|
|
|
|
"2 |
Утір!2^ |
m2p22J ' |
|
LtnpMi |
t, |
|
|
||
|
|
|
|
||||||
которые полностью согласуются с физическим |
смыслом |
явления |
|||||||
и показывают, что интенсивность возрастания |
функции |
прямо |
|||||||
пропорциональна параметрам hc, |
G и <рг |
и обратно пропорцио |
|||||||
нальна базе машины L и величине приведенной |
массы Mi. Взаи |
||||||||
мосвязь между перемещениями z'i и |
z'2 |
определяется |
коэффи |
||||||
циентами у 21 и у22, |
|
которые зависят |
от соотношения приведен |
||||||
ных масс машины и частот колебаний. |
|
|
|
|
|||||
Колебательный |
характер |
кривых |
Z\ и z2 определяется |
нало |
жением синусоидальных функций, имеющих частоты pi и р2, и
зависит, |
как видно из уравнений |
(127), от параметров |
системы. |
|
Амплитуды указанных движений |
равны: для передней |
оси Ai — |
||
= |
для задней — А2= |
, . |
|
|
mipi2 |
m2p22 |
составляющих |
||
Отсюда вывод: амплитуда синусоидальных |
||||
реакций |
Zi и 2 2 зависит от коэффициента Kt, а значит, от интен |
|||
сивности возрастания тормозных |
или движущих |
сил. Это значит, |
что при повышении интенсивности разгона или торможения ма
шины |
амплитуды синусоидального наложения возрастают, что |
|||
еще больше увеличивает |
перемещения подрессоренных |
масс |
||
машины и динамические |
перераспределения |
нагрузок на |
осях. |
|
В |
случае систем с двумя (или более) |
степенями свободы |
дополнительное изменение реакции в каждый момент времени определяется суммой двух (или более) синусоидальных движе ний и сильно зависит от соотношения их частот и знака функции.
При одинаковом знаке функции и близких частотах ампли туда в области максимума может значительно возрасти. Это произойдет и в том случае, если частоты намного отличаются друг от друга, хотя время максимального проявления функции совпадает.
Проведенные исследования показывают, что перераспреде ление нагрузок на оси принятой упрощенной динамической си стемы при учете ее колебательных свойств может быть значи тельным. Изменение реакции может доходить до 10—15 и даже 30% по отношению к реакции, изменяющейся линейно.
Так, например, из рис. 102, б видно, что при /=0,26 с усилие, изменяемое линейно, равно 0,66-1934= 1і280 кгс, а амплитуда, полученная суммированием перемещений синусоидальных со ставляющих, — 0,18-1934 = 348 кгс (27,2%).