Файл: Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 259

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

площади. Формулы (11.21), (11.22) и (11.25) при z = 0 дают:

оР = ( 1 - 2 ц )

Р

0 9 - - ( 1 - 2 р . )

р

 

 

 

 

 

 

2ял 2

и =

( 1 - 2 ц ) ( 1 + ц ) Р

 

 

 

2л£г

 

Это свидетельствует о следующем: а) горизонтальные составляющие напряжения и перемещения за пределами нагруженной площади не зависят от ее размеров, если суммарная нагрузка = pnR2) неизменна; б) эти напряжения и перемещения прямо пропорциональны внутреннему давлению в шинах автомобиля. Важным свойством яв-

4 „

ляется также то, что при г > - R имеются зоны, где верхняя часть полупространства практически не подвергается сжатию; линии рав­ ных перемещений w здесь почти вертикальны. Наконец, установлено, что во всем полупространстве имеет место только объемное сжатие. Кривые, вдоль которых относительное сжатие имеет одну и ту же ве­ личину, по своему очертанию близки к эллипсам.

В настоящей работе невозможно дать исчерпывающий анализ на­ пряженно-деформированного состояния слоистых конструкций. Поэ­ тому ниже приведены лишь основные положения, которые учитыва­ лись при разработке нового метода расчета и могут оказаться полез­ ными при конструировании новых и оценке прочности существующих одежд. Подробно исследован вопрос о влиянии сопряжения слоев на контактах на возникающие в слоях напряжения и деформации. Выяс­ нено, что условия на контакте практически не влияют на величины

вертикальной составляющей напряжения г)

и перемещения (w). Од--

нако они сильно сказываются на величинах

ог и ае, не говоря уже

о тг г , равном нулю по всей поверхности гладкого контакта.

Влияние условий на контакте на максимальные напряжения растя­ жения в верхнем слое двухслойной системы по оси действующей на­ грузки видно на рис. 11.30. На основании этих данных можно сделать вывод, что максимальные растягивающие напряжения max от в усо­ вершенствованных покрытиях современных конструкций дорожных

одежд h j < 1,0] при прочих равных условиях всегда больше при свободном взаимном перемещении слоев (гладкий контакт), чем при

непрерывности ш и и н а

контакте (спаянные слои). В промежуточных

же монолитных слоях

jh+Jh

•2>11 величины max о> больше при не воз-

D

можности взаимного перемещения слоев на контакте (спаянные слои). Весьма важным является вопрос о наиболее напряженных зонах отдельных слоев дорожной одежды. С помощью формул (11.28) и (11.29) установлено, что монолитные слои наиболее напряжены на контактных поверхностях в местах пересечения с осью действующей нагрузки (см., например, рис. 11.27). Вопрос об опасных зонах в земляном полот­ не, нижних слоях основания, а также в промежуточных слоях на глу­

бинах, где обычно используются слабосвязные и зернистые материалы,

105


рассмотрен в гл. 6. Прочность слоев из этих материалов оценивается по их способности сопротивляться сдвигу.. Важно, чтобы нормальные напряжения, главным образом на площадках, где действуют наиболь­ шие касательные напряжения, были сжимающими или равны нулю либо в крайнем случае очень малыми растягивающими. Так как наи­

более напряженная вертикаль слоистого полупространства сов­ падает здесь с осью, проходящей через центр нагруженной пло­ щади, то нормальные напряже­ ния на площадке действия т т а х равны

 

 

 

 

 

 

ОЧ-Г-Оз ,

0, = 0 \

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и а3

— ог

= Ов

соответственно

 

 

главные максимальные

 

и мини­

 

 

мальные

нормальные

напряже­

 

 

ния).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применительно к

трехслой­

 

 

ной модели

(рис. 11.27) установ-

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

Е

 

 

 

лено, что при - Б 1

- = 5 — 25и - ^<!

 

 

< 6 на нижней поверхности сред­

 

 

него

слоя,

находящейся

на глу­

 

 

бине £5 =

2, нормальные напря­

 

 

жения о являются сжимающими

 

 

 

—- =

2 ,

либо

равными нулю

 

 

 

t3

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

3), либо растягивающими,

 

 

но не превышающими 2% от

 

 

давления

на поверхности

сис­

 

 

темы. При ^ = 1

сжимающие

 

 

нормальные

напряжения

а

 

 

имеют место только для - ^ << 3,

 

 

 

Р И

Е2

 

36 по расчету полу­

О 0,2 О,* 0,6 0,8 1,0 1,2 1,t 1,6

П

Т,

 

 

 

 

 

 

1,8

2,0-i

растягивающие

напря­

 

 

чаются

 

 

жения,

величина

которых

не

Рис. 11.30. График, показывающий влия­

превышает,

однако, 8%

от дав­

ние условий на контакте на наибольшие

ления

на

поверхности.

 

 

 

растягивающие

напряжения, в верхнем

 

Полученные данные

показы­

слое двухслойной системы:

 

вают,

что

при

сравнительно

при свободном перемещении слоев на

границе раздела;

при совместном не­

толстых дорожных одеждах нет

разрывном перемещении слоев на границе раз­

опасения,

что в нижних

слоях

 

дела

106


возникнут

растягивающие

напряжения

и, следовательно,

модель

упругого слоистого

полупространства

применима

в данном

случае

независимо

от того,

устроены эти слои из слабосвязных или монолит­

ных материалов. Однако, когда толщина одежды менее (\~2)D,

иногда

по расчету

под действием

временной нагрузки

здесь могут

быть по­

лучены

растягивающие

напряжения.

 

 

 

 

 

Вопрос об условиях

работы этих материалов в таких случаях ре­

шается

с учетом

влияния

собственного

веса

вышележащих

слоев,

а также явлений

дилатансии

(расширяемости)

при частичном

защем­

лении

зернистых

материалов

в промежуточных

слоях

 

одежды

(см. гл. 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На

основании

анализа

напряженно-деформированного

состояния

конструкций выяснены также особенности этого состояния в зависимо­ сти от соотношения величин модуля упругости материалов смежных слоев. Применительно к трехслойной модели со спаянными слоями (см. рис. 11.27) наряду с обычными конструкциями, в которых модуль упругости материала вышележащего слоя больше, чем нижележащего

(Ei

> Е2>

Е3), рассмотрены конструкции

со слабой

прослойкой,

для

которых

характерно неравенство £ 1 > £ ,

2 < - Б з и

конструкции,

где модули упругости слоев с глубиной увеличиваются г

< Е2 <

Е3).

Последние два случая нередко встречаются при проектировании

уси­

ления дорожной одежды, при оценке прочности существующих одежд, лишь частично оттаявших, или при еще замерзшем грунте, а также при испытании местным нагружением земляного полотна, не полностью оттаявшего.

Представляющие практический интерес данные о характере напря­ жений в точках, находящихся на пересечении контактных поверх­ ностей с осью действующей нагрузки, приведены в табл. II.3.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

И . З

Напряже­

Et>E2^>E3

£ 1 > £ 2 < Я 3

Напряже­

 

Ei<^E2<^Ea

ния в раз­

ния в раз­

 

ных точках

 

 

 

ных точ­

 

 

 

конструк­

 

 

 

ках кон­

 

 

 

ции (см.

Знак напряжения

(сжатие +•

струкции

Знак напряжения (сжатие + ,

рис. 11.27)

(см. рис.

 

растяжение —)

П.27)

 

растяжение —)

 

а 2 = а < 2 / >

+

+

+

а ( 2 » ) «

+

+

+

0 < » W » >

+

+

+

0<г2>*

+

+

а <1)

 

+

0 ( 3 ) «

+

+

 

 

 

 

 

 

 

* За исключением

> — > 1,0.

 

 

 

 

 

 

Е2

Е3

 

 

 

 

При конструировании новых и оценке прочности существующих дорожных одежд могут также оказаться полезными сведения о сле­ дующих свойствах, обнаруженных при анализе слоистых систем:

1) все составляющие напряжений в любой точке слоистой системы одновременно уменьшаются при увеличении общей относительной

107;


толщины одежды (^), но при сохранении постоянства соотношений тол­

щин слоев

, отношений модулей упругости смежных слоев

и

 

i

 

удельной

нагрузки р ;

 

2) слоистость конструкции

практически не сказывается на вели­

чине вертикальных перемещений ее поверхности wx в точках,

удален­

ных от оси действия нагрузки

на расстояние г больше, чем

^;

 

 

a r c t g - ^

величины перемещения этих точек подчиняются соответствующей за­ кономерности для однородного полупространства;

3) наибольшее значение растягивающего напряжения, возникаю­ щего на поверхности первого слоя (покрытия) при гладком контакте, достигается в точках, находящихся на расстоянии от центра загружен­ ной площади, равном

V то — \1 "

. D arctg —

величина этого напряжения здесь в 4—5 раз меньше максимального напряжения, возникающего в основании покрытия на оси действующей нагрузки;

 

4) вертикальные напряжения и перемещения в подстилающем

полупространстве слоистой

конструкции

в

точках с координатами

zi

гг

 

 

 

 

 

 

g;

^ и в точках

 

 

 

 

 

 

 

 

Z i +

ftl

0 , 8 5 l /

A -

l

 

 

Z i . 3

=

\

У Еп

/

.

jj^

 

D 1

'

 

D

 

'

D

в однородном полупространстве соответственно равны. Это свойство позволяет использовать соответствующие карты рис. 11.29 для опреде­ ления указанных напряжений и перемещений в любой точке подсти­ лающего полупространства слоистой системы.

§ 11.11. Расчетный аппарат

Чтобы упростить использование расчетного аппарата при решении практических задач, предложены несложные формулы, составлены таблицы готовых решений для наиболее опасных точек и разработаны соответствующие номограммы.

Таблицы и номограммы составлены для ц,г 2 = 0,25 и ц 3 = = 0,35, что соответствует средним значениям коэффициента Пуассона

108


дорожно-строительных

материалов (за

исключением цементобетона)

и грунтов, работающих

под действием

нагрузки

в стадии

обратимых

деформаций.

 

 

 

 

 

Возможные отклонения от принятых значений

мало

сказываются

на результатах расчета.

 

 

 

 

 

Наиболее часто используемые формулы из комплекса

(11.20) —

(11.32) трансформированы в достаточно точные (погрешность

до+10%)

и вместе с тем более проетые зависимости, содержащие

элементарные

функции [28, 30, 34, 35].

 

 

 

 

Для трехслойных моделей с параметрами, характерными для рас­ пространенных дорожных одежд, определены безразмерные величины напряжений и перемещений на границах слоев по оси действующей нагрузки [34].

Кроме того, составлены графики и номограммы, дающие пред­ ставление о взаимосвязи расчетных параметров и позволяющие свести сложные расчеты к простейшим вычислениям.

Наглядно напряженно-деформированное состояние конструкции характеризуют карты линий равных напряжений и деформаций, подоб­

ные тем, которые проведены на рис. 11.29.

 

 

При инженерных расчетах нет необходимости

производить

боль­

шой объем вычислений, связанный с построением

указанных

карт.

Достаточно

располагать данными о напряжениях

и перемещениях

в опасных

точках.

 

 

Такие данные могут быть получены по номограммам, разработан­ ным для нового метода расчета дорожных одежд нежесткого типа с ка­ питальными покрытиями. Эти номограммы, а также примеры проек­ тирования приведены в главах 6 и 8. Здесь уместно привести только номограммы, которые при проектировании вновь сооружаемых дорож­ ных одежд непосредственно не используются, но могут оказаться по­ лезными для оценки прочности дорожных одежд при их оттаивании, проектировании реконструкции дорог, оценке устойчивости земляного полотна и установлении параметров уплотнения грунта, расчетах отжатия воды под действием нагрузок в оттаивающих одеждах, поста­ новке экспериментов по определению напряжений и деформаций и др.

На рис. 11.31 приведены номограмма и кривая для определения

-о-< 3 )

безразмерного напряжения a(zS) = D 2 в любой точке подстилаю-

"расч

щего одежду полупространства на оси действующей нагрузки. Но­ мограмма составлена применительно к двухслойной и трехслойной моделям.

В прямоугольной системе координат нанесены кривые для раз­ личных значений ^ и лучи, обозначающие отношения Имеются две шкалы на горизонтальной оси — верхняя, на которой отложены

 

 

h

 

 

h

=

величины-р, и нижняя шкала с43 ) . Номограмма построена для у =

=

0,3. В этом

случае

аг3) = р р а с ч а г 3 - ,

при других значениях

у

0 г 3 >

=

Ррасчаг

°г3 ) , ГДе | ?

КОЭффиЦИСНТ,

ВСЛИЧИНу КОТОрОГО прИНИ-

мают

по табл. II.4,

 

 

 

109