Файл: 1. Общая характеристика двигателя 5 1 Конструктивнокомпоновочная схема двигателя 5.docx
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 3.7 – 1- отверстия в стенке для прохода охлаждающего воздуха; 2-сопловая лопатка: 3-рабочая лопатка; 5- отверстия в бурте диска; диск второй ступени турбины компрессора
Рисунок 3.8 – Схемы охлаждения турбинных лопаток
а – наружная открытая система; б, в, г – внутренние открытые системы охлаждения
Рисунок 3.9 – Сопловая лопатка
1 – вертикальный канал входной кромки; 2 – отверстия на входной кромке; 3 – отверстия на спинку; 4 – вертикальный канал; 5 – отверстия с расширением на спинку; 6 – отверстия с расширением на корыто; 7, 8 – отверстия с расширением на корыто; 9 – отверстия на корыто; 10 – вертикальный канал выходной кромки
Охлаждение осуществляется за счет циркуляции воздуха через полости между корпусом турбины и наружными бандажами сопловых аппаратов, внутренние каналы сопловых лопаток, также через полости, замкнутыми покрывающими дисками рабочих колес. Покрывающие диски омываются охлаждающим воздухом и снаружи.
Охлаждение рабочей лопатки осуществляется по принципу вихревой системы охлаждения.
1-перфорация; 2- входная кромка; 3- вихревая матрица; 4-оребрение
выходной кромки
Рисунок 3.10 – Охлаждение рабочих лопаток
Внутренняя полость рабочей лопатки разделена на две полости. Применение данной конструкции рабочей лопатки позволило повысить эффективность охлаждения до ???? = 0,5.
Сопловые лопатки второй ступени турбины компрессора охлаждаются аналогично. Конструкция данных лопаток аналогична сопловым лопаткам первой ступени турбины.
К рабочему колесу второй ступени
турбины компрессора охлаждающий воздух поступает из передней полости сопловых лопаток первой ступени турбины и через отверстия в бурте диска охлаждает ступицы дисков первой и второй ступеней.
Далее через отверстия в бурте диска воздух поступает в полость между дефлектором и диском и идет на охлаждение рабочих лопаток второй ступени.
Охлаждение рабочих лопаток второй ступени так же сделано по циклонно- вихревой схеме охлаждения.
С целью повышения надежности сопловых лопаток первой ступени они покрываются теплозащитным покрытием на основе керамики Ζ5????2, с пористостью, составляющей 14-18%, и являющейся самой оптимальной.
Керамика имеет форму столбчатых кристаллов, толщиной 0,0002мм, по нормам, направленным к поверхности лопатки.
Такая структура создана при использовании электронно-лучевой технологии. Слой покрытия, наносимого на лопатки, выполняет здесь также функции покрытия, которые защищают лопатку от газовой коррозии, молекулы газа, содержащие кислород, прилипают к поверхности покрытия и окисляют её, не принося вреда сплаву лопатки.
В результате постановки этого покрытия происходит прирост дополнительного теплового потока и приводит к снижению температуры стенки. Так как температура газа перед свободной турбиной равна 1174,2 К, то необходимость охлаждения элементов газовой турбины отпадает. Однако для повышения надежности рабочих лопаток свободной турбины они выполняются с удлиненной ножкой.
-
Оценка конструктивного совершенства предлагаемой конструкции рабочей лопатки и эффективности охлаждения
Оценку влияния предлагаемого защитного покрытия на величину теплового потока проведем при следующих допущениях:
− стенка считается плоской;
− не учитывается уменьшение температуры стенки за счет мер, применяемых в конструкции лопатки, увеличивающих эффективность охлаждения.
Плотность теплового потока в стенке лопатки прототипа при ТГ* = 1248К г определяется по следующей зависимости:
Плотность теплового потока в стенке лопатки проекта при Т* = 1350К.
Где: ????п толщина покрытия, м;
???? коэффициент теплопроводности теплозащитного покрытия, Вт/(м×К).
Таким образом, несмотря на увеличение температуры газа перед турбиной в проектируемом двигателе плотность теплового потока несколько снизилась за счет применения теплозащитного покрытия.
Оценим величину коэффициента теплоотдачи по профилю лопатки соплового аппарата и температуру лопатки турбины компрессора.
Расчет производим для определения наиболее теплонапряженного участка охлаждаемой поверхности лопатки [4]:
Где: ????г коэффициент теплопроводности газа;
в хорда лопатки;
????г=288Дж/кг×К газовая постоянная.
Где: ????b???? радиус входной кромки лопатки.
Где: ????1 скорость потока на выходе из решётки.
Теперь необходимо рассчитать потребное количество охлаждающего воздуха для самого теплонапряженного участка лопатки.
Для начала определим расход воздуха на охлаждение сопловых лопаток
первой ступени:
= 0,029 * 0,98 * (1350 − 1200)/(1200 − 634,7) = 0,04
Re = 2392100,8. число Рейнольдса;
Тогда для одной лопатки ????охлбудет определяться как:
Где: ????са1 число сопловых лопаток в решётке.
Действительный расход воздуха будет равен:
????охл= ????охл× ????в= 0,00139 × 4,9 = 0,0068кг/с,
Теперь нужно произвести проверочный расчет, который покажет, обеспечивает ли данный расход воздуха охлаждение и работоспособность сопловой лопатки. Для этого нужно определить температуру охлаждаемой лопатки и сравнить её с допустимой температурой материала лопатки. Для этого находим коэффициент теплоотдачи охлаждающего воздуха:
Где: ???? - площадь охлаждаемого канала;
????в- коэффициент кинематической вязкости;
???? - периметр охлаждаемого канала;
Тст- температура стенки лопатки допустимая;
Ствохл- расход охладителя на одну сопловую лопатку.
Определяем эффективность конвективно-пленочного охлаждения:
где ???? - координата вдоль обвода профиля;
????щ- ширина эквивалентной щели;
Коэффициент вдува;
Находим суммарную эффективность охлаждения;
????∑ = ????К+ ????ПЛ− ????К×
????ПЛ= 0,361 + 0,07 − 0,361 × 0,07 = 0,405,
Где: ???????? = 0,361;
????ПЛ= ????ПЛхор= 0,07.
Определим температуру лопатки:
ТЛОП= Тг∗ − ???? ∑× (Тг∗ − Тохл∗ ) = 1350 − 0,405 × (1350 − 634,7) =1060К;
ТЛОП< Тдоп.
Из этого следует, что расход воздуха, идущий на охлаждение сопловой лопатки 1-ой ступени турбины компрессора, обеспечивает её охлаждение и работоспособность.
Выводы по разделу:
1. Проведен анализ систем охлаждения газовой турбины двигателя.
2. Разработана вихревая система охлаждения рабочих и сопловых лопаток турбины. Проведен проверочный расчет системы охлаждения.