ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
При заболеваниях массу измеряют 1 раз в 3-7 дней, а у детей 1 года жизни – ежедневно, фиксируя показатели в виде графика (кривая «массы»). Эти кривые имеют большое значение для контроля за лечением ребенка.
Хронические расстройства питания носят название «дистрофия» и могут быть 2-х видов: избыточное питание – «ожирение», «паратрофия» и недостаточное питание – «гипотрофия», «истощение». Термины «гипотрофия» и «паратрофия» практически используются только для детей первых 1,5-2 лет жизни.
Недостаточность питания
Гипотрофия – хроническое расстройство питания с дефицитом массы тела. В англо-американской литературе и в Международной классификации болезней используется термин «белково-калорийная недостаточность» (БКН) или «энергетическая». В зависимости от тяжести выделяют гипотрофию I, II, III степени и БКН легкой (слабой), умеренной и тяжелой степени соответственно.
Приблизительно ориентироваться в степени недостаточности питания ребенка можно по процентному соотношению массы по возрасту (см. раздел «Оценка степени отклонений массы тела»). Однако более точно состояние питания отражает оценка массы по росту и степень дефицита массы по росту, а у детей старше 10 лет ИМТ – Кетле-II (см. соответствующие разделы).
Если показатель массы по росту у ребенка «низкий», то есть находится в коридоре от 3 до 10 центилей, но при этом дефицит массы еще не превышает 10%, ребенок включается в группу риска и требует медицинского контроля. Если же показатель массы по росту находится в коридоре от 3 до 10 центилей или ниже 3 центилей, а дефицит массы при этом больше 10%, то показатель считается патологически низким. Такие дети требуют обследования для выяснения причин задержки массы и при необходимости лечения.
Наиболее частые причины недостаточности питания
-
Количественный и/или качественный недокорм, голодание. -
Инфекции внутриутробные и постнатальные, острые и хронические. -
Пороки развития, особенно органов пищеварения, сердца, мозга и др. -
Поражение центральной нервной системы (перинатальная патология, неврозы и др.). -
Тяжелые хронические соматические заболевания (органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, мочевыделительной системы, желудочно-кишечного тракта и др.). -
Синдром малабсорбции. -
Наследственные аномалии обмена веществ. -
Гипертиреоз. -
Дефицит цинка, железа и других микроэлементов, гипо- и гипервитаминозы. -
Иммунодефициты, особенно Т-системы. -
Психосоциальная депривация.
Избыточное питание
Главной особенностью детского ожирения является риск сохранения последнего в подростковом и взрослом периодах жизни, что приводит к негативным последствиям.
Степень избыточности питания ориентировочно оценивается по возрастно-половым центильным или сигмальным таблицам, но более точно по массо-ростовым таблицам с расчетом процента избытка массы по росту (см. соответствующий раздел), а для детей старше 3-х лет – по центильным распределениям ИМТ Кетле-II (см. последнюю страницу Приложения).
Если показатель массы по росту «высокий», то есть находится в коридоре 90-97 центилей, а избыток массы составляет от 10 до 15%, ребенок включается в группу риска и требует медицинского контроля. Если же показатель массы по росту «очень высокий» (97 центилей и выше), а избыток массы больше 15-20%, ставится диагноз «ожирение». Такие дети требуют обследования для уточнения причины избыточности массы, постоянного медицинского контроля, коррекции питания, при необходимости – лечения. Выраженное (избыток массы больше 70-80%) и устойчивое ожирение формируется у детей с конституциональной предрасположенностью и, как правило, носит семейный характер. В зависимости от избытка массы выделяют IV cтепени ожирения (см. Раздел «Оценка степени отклонений массы тела»).
Наиболее частые причины избыточности массы
-
Перекорм, переедание, несбалансированное питание (алиментарное ожирение). -
Семейно и/или конституционально-избыточное питание. -
Эндокринные заболевания (гипотиреоз, заболевание гипофиза, надпочечников, половых желез и др.). -
Поражения мозга и гипоталамо-гипофизарной зоны. -
Ятрогенное ожирение (псевдо-Кушинг) при лечении кортикостероидами. -
Некоторые генетические заболевания (хромосомные аномалии и синдромальная патология).
ТИПОВЫЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
(примеры решения)
Оценка физического развития детей старше года
ЗАДАЧА №1. Девочка родилась 5.03.2000 г. Осмотрена 14.09.2009 г., имеет рост 142 см, массу 30 кг, окружность головы 52,5 см, окружность груди 64 см.
-
Определите возрастную группу. -
Оцените антропометрические показатели и их совокупность по стандартам центильного типа. Определите соматотип -
Оцените антропометрические показатели и их совокупность по эмпирическим формулам. -
Рассчитайте и оцените индекс Тура..
РЕШЕНИЕ:
1. Возрастная группа 10 лет, т.к. ребенку 9 лет 6 месяцев 9 дней.
2. Оценка по центильным таблицам.
Показатель | Результаты измерения | Центильный интервал | Оценка показателя |
Рост, см | 142 | 50-75 центилей (5-й коридор) | средний |
Масса, кг | 30 | 25-50 центилей (4-й коридор) | средний |
Окружность головы, см | 52,5 | 50-75 центилей (5-й коридор) | средний |
Окружность груди, см | 64 | 25-50 центилей (4-й коридор) | средний |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое развитие среднее, т.к. рост средний; гармоничное, т.к. разница коридоров не превышает 1, т.е. масса соответствует росту. Оценочная группа основная, вариант нормы.
Определение соматотипа: 5 (рост) + 4 (масса) + 4 (окр. груди) = 13. Мезосоматотип.
Другим методом: оценки всех антропометрических показателей находятся в 4 и 5 коидорах, поэтому у девочки мезосоматотип, т.е. средние темпы роста.
3. Оценка по эмпирическим формулам
Показатель | Результаты измерения | Расчет по формуле | Отклонение от среднего показателя | Оценка отклонения | Оценка показателя |
Рост, см | 142 | 130+5×(10-8) = 140 | +2 | В пределах 1 возр. интервала | Средний |
Масса, кг | 30 | 19+3×(10-5) = 34 | -4 | От 1 до 2 возр. интервалов | Ниже среднего |
Окружность головы, см | 52,5 | 50+0,6×(10-5) = 53 | -0,5 | В пределах 1 возр. интервала | Средний |
Окружность груди, см | 64 | 63+3×(10-10) = 63 | +1 | В пределах 1 возр. интервала | Средний |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое развитие среднее, т.к. рост средний, гармоничное, т.к. масса и рост находятся в одной оценочной категории (соответствуют возрасту). Оценочная группа основная – вариант нормы.
4. Индекс Тура (разность между окружностями груди и головы) - 64-52,5 = 11,5 см -
соответствует норме, т.к. укладывается в интервал от 10 до 20 см.
ЗАДАЧА №2. Девочка родилась 15.03.2004 г. Осмотрена 17.09.2009 г, имеет рост 110 см, массу 19 кг, окружность головы 50 см, окружность груди 55,5 см.
1. Определите возрастную группу.
2. Оцените антропометрические показатели и их совокупность по стандартам центильного типа.
3. Оцените антропометрические показатели и их совокупность по эмпирическим формулам.
4. Рассчитайте индекс Тура.
РЕШЕНИЕ:
1. Возрастная группа 5 ½ лет, т.к. ребенку 5 лет 6 месяцев 2 дня.
2. Оценка по центильным таблицам.
Показатель | Результаты измерений | Центильный интервал | Оценка показателя |
Рост, см | 110 | 25-50 центилей (4-й коридор) | средний |
Масса, кг | 19 | 25-50 центилей (4-й коридор) | средний |
Окружность головы, см | 50 | 25-50 центилей (4-й коридор) | средний |
Окружность груди, см | 55,5 | 25-50 центилей (4-й коридор) | средний |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое развитие среднее, т.к. рост средний, гармоничное, т.к. разница коридоров не превышает 1, т.е. масса соответствует росту. Оценочная группа основная, вариант нормы.
3. Оценка по эмпирическим формулам
Показатель | Результаты измерений | Расчет по формуле | Отклонение от среднего показателя | Оценка отклонения | Оценка покказателя |
Рост, см | 110 | 130-8×(8-5,5) = =110 | 0 | В пределах 1 возр. интервала | Средний |
Масса, кг | 19 | 19+3×(5,5-5) = 20,5 | -1,5 | В пределах 1 возр. интервала | Средний |
Окружность головы, см | 50 | 50+0,6×(5,5-5) = 50,3 | -0,3 | В пределах 1 возр. интервала | Средний |
Окружность груди, см | 55,5 | 63-1,5×(10-5,5) = 56,2 | -0,7 | В пределах 1 возр. интервала | Средний |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое развитие среднее, т.к. рост средний, гармоничное, т.к. масса и рост находятся в одной оценочной категории. Оценочная группа основная (вариант нормы).
4. Индекс Тура (разность между окружностями груди и головы) составляет: 55,5-50 = 5,5см - соответствует норме, т.к. укладывается в интервал от 5,5 до 11 см.
ЗАДАЧА №3. Мальчик родился 10.09.1997 г. Осмотрен 10.04.2009 г, имеет рост 132 см, массу 37 кг, окружность головы 54 см, окружность груди 75 см.
-
Определите возрастную группу.
2. Оцените антропометрические показатели и их совокупность по стандартам центильного типа.
3. Оцените антропометрические показатели и их совокупность по эмпирическим формулам.
4. Оцените массу по росту по центильным таблицам.
5. При выявлении выраженных отклонений роста и/или массы оцените их степень в процентах.
РЕШЕНИЕ:
1. Возрастная группа 12 лет, т.к. ребенку 11 лет 7 месяцев.
-
Оценка по центильным таблицам
Показатель | Результаты измерений | Центильный интервал | Оценка показателя |
Рост, см | 132 | 0-3 центилей (1-й коридор) | очень низкий |
Масса, кг | 37 | 25-50 центилей (4-й коридор) | средний |
Окружность головы, см | 54 | 50-75 центилей (5-й коридор) | средний |
Окружность груди, см | 75 | 75-90 центилей (6-й коридор) | выше среднего |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое развитие очень низкое, т.к. рост очень низкий. Для оценки гармоничности требуется проведение дополнительного анализа.
Оценка массы тела по росту по центильным таблицам.
Фактическая масса 37 кг (8-ой коридор) – очень высокая, т.е. имеется избыток массы на рост.
Таким образом, ребенок по росту (1-ый коридор) и массе (8-ой коридор) относится к группе высокого риска по патологии. Оценочная группа высокого риска по патологии, необходимо углубленное обследование.