Файл: Огородников С.К. Производство изопрена.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этот результат, в- общем, удовлетворительно согласуется с данными других исследований [133, 267, 274—277]. Существуют, однако, противоречия по вопросу, влияет ли осаждение катализатора на носитель на оптимальное соотношение молибден-висмут. Последние данные показывают, что это влияние не слишком велико и оптималь­ ный состав активной массы катализатора, нанесенной на сили­ кагель, соответствует отношению Bi : Mo 1,0 -f- 1,7 [254]. Сили­ кагель оказался наилучшим носителем для висмут-молибденового катализатора. При этом наиболее высокий выход целевого продукта

 

 

 

 

 

получен

на широкопористом носителе.

 

 

 

 

 

 

В

соответствии

с

данными

многих

 

 

 

 

 

исследователей,

 

введение

третьего

 

 

 

 

 

окисла в состав висмут-молибденового

 

 

 

 

 

катализатора в

ряде

случаев заметно

 

 

 

 

 

повышает его эффективность. Так, на

 

 

 

 

 

железо-висмут-молибденовом катализа­

 

 

 

 

 

торе

(Ре

: Bi

: Mo

равно 2 : 1 : 1 )

по­

 

 

 

 

 

казатели

процесса

окислительного де­

 

 

 

 

 

гидрирования

к-бутиленов

[277]и изо­

 

 

 

 

 

амиленов

[210] значительно

выше,

чем

700ВІ

 

 

woMo

в

присутствии

бинарного

контакта.

 

 

Выход изопрена на пропущенное

сырье

 

Состав, am. °/о

 

возрастает от 23,5 до 33,9%

(темпе­

Ряс. 37. Зависимость выхода

ратура

525 °С,

 

объемная

скорость

2500

ч_1, нзо-С6Н 10 : 0 2 : N 2

равно

изопрена в расчете на пропу­

щенные нзоамилены от состава

1 : 5 : 4). Однако одновременно

в

1,75

компактного

висмут-молибде­

раза

увеличивается

выход

С 02.

При

нового катализатора [255]:

изучении

влияния добавок

различных

1 — 420 °С; 2 — 450 °С; 3 — 480 °С.

окислов к висмут-молибденовому ката­

Условия

реакции:

uao-CsH10 : О, :

: Н ,0 =

1 : 2,8 : 28

(мольное соот­

лизатору на показатели

реакции оки­

ношение); время контакта 0,75—1 с.

слительного дегидрирования к-бутиле­

 

 

 

 

 

нов наиболее высокий выход дивинила

получен в присутствии контакта, содержащего

0,5—1,0

вес. %

фосфора (в

виде Р 20 5). Этот

эффект

наблюдался для

всех

ката­

лизаторов,

в

которых

атомное отношение

Bi : Mo

менялось

от

2 : 3 до 2 : 1

[278]. В

то

же

время

по

ускоряющему

действию

окислы, используемые в качестве

третьей

добавки,

располагаются

в порядке:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сг20 3 > Fe20 3 > Р 20 5 > U 0 2 > A s2Os >

Sb20 5

 

 

 

Механизм влияния третьего окисла не вполне ясен. Установлено, что энергия активации процесса почти не зависит от его природы. Предполагается, что основная причина положительного эффекта пятиокиси фосфора заключается в том, что фосфор предохраняет активные центры катализатора от спекания [279].

Существенным преимуществом олово-сурьмяного катализатора по сравнению с висмут-молибденовым является то, что он обеспе­ чивает получение диенов С4—С5 с достаточно высоким выходом при

164


более низкой температуре (приблизительно 400 °С). При этом данный контакт обладает высокой стабильностью, что было, в частности, продемонстрировано в результате длительной эксплуатации опытной установки получения дивинила фирмы «Бритиш петролеум» [209]. По эффективности окисиые контакты, содержащие олово в сочетании с другими металлами '(W, Мо, Сг), уступают олово-сурьмяному катализатору (см. табл. 28). Превосходит последний по каталити­ ческому эффекту только система на основе окислов сурьмы и урана (атомное отношение U : Sb = 1 : 2). В то время как смешанный олово-сурьмяный катализатор обладает высокой активностью при окислительном дегидрировании углеводородов, окись сурьмы практи­ чески не катализирует эти реакции, а окись олова катализирует их в самой ничтожной степени. Эффективность действия смешанного катализатора в значительной мере определяется его составом и усло­ виями приготовления [257, 280—284]. Последнее обстоятельство, по-видимому, объясняет тот факт, что в оценке оптимального соот­ ношения окислов Sb и Sn существуют известные противоречия. Так, по данным работы [282], наибольшей удельной поверхностью и наивысшей активностью при окислительном дегидрировании олефинов С4—С5 обладает контакт, содержащий Sn и Sb в соотно­ шении 4 : 1 , а по данным работ [278, 285], 3 : 1 .

Все катализаторы окислительного дегидрирования олефинов теряют активность при длительном воздействии на них углеводородов в отсутствие кислорода из-за восстановления окислов и отложения кокса на поверхности катализаторов. Установлено, что стабильность работы катализатора может быть обеспечена только в том случае, если кислород, поданный с сырьем используется не полностью. Однако наличие кислорода в контактном газе создает определенные технические трудности при разделении углеводородов и может привести к образованию взрывоопасных перекисных соединений. Поэтому на практике стремятся свести к минимуму концентрацию кислорода на выходе из реактора. Конкретное значение этой вели­ чины зависит от природы катализатора и условий реакции [269, 285].

По стехиометрическому уравнению для образования 1 моль диена необходимо израсходовать 0,5 моль кислорода. Фактическая

нодача кислорода в

реактор должна составлять не менее 1,0—

1,5 моль/моль олефина, "поскольку он расходуется

и на побочные

реакции. В работах

[261, 284] показано, что при

окислительном

дегидрировании нзоамиленов на висмут-молибденовом катализаторе увеличение содержания кислорода в сырье выше 8—10% почти не отражается на показателях процесса и лишь в небольшой степени ускоряет глубокое окисление олефинов (концентрация нзо-С6Н 10 в сырье 10—20%). Если же в сырье содержится менее 8—10% кисло­ рода, влияние его иа скорость и селективность процесса очень велико. Зависимость концентрации кислорода в контактном газе от его содержания в сырье характеризуется таким примером: повышение концентрации кислорода в сырье от 2,85 до 50% увеличивает его содержание в газе на выходе из реактора "от 1,2 до 39,2%.

165


При окислительном дегидрировании изоамиленов может исполь­ зоваться как кислород, так и воздух. В зависимости от этого су­ щественно меняется схема переработки контактного газа. Однако в любом случае при подаче с углеводородами только кислорода или только кислорода и азота условия дегидрирования оказываются слишком жесткими. Обычно вместе с сырьем подается водяной пар. Последний, по-видимому, как и в ряде других процессов, является не только разбавителем, но и оказывает некоторое специфическое влияние на окислительное дегидрирование олефинов [283]. Одно­ временно подача воды повышает безопасность проведения процесса и решает проблему отвода тепла реакции. Однако использование водяного пара приводит к повышению энергозатрат и поэтому сте­ пень разбавления сырья водой должна быть минимальной. К сожа­ лению, примененпе известных в настоящее время катализаторов окислительного дегидрирования изоамиленов связано с необходи­ мостью большого разбавления сырья водяным паром (см. табл. 28), что является одним из самых серьезных недостатков рассматриваемого метода. Селективность процесса существенно снижается с уменьше­ нием степени разбавления. Так, при окислительном дегидрировании изоамиленов на фосфор-висмут-молибденовом катализаторе при 450 °С

выход изопрена в расчете на превращенный олефин

возрастает

от

55 до

80% с увеличением мольного отношения Н 20

: пзо-С5Н 10

от

1 до

20.

 

 

Как и прп обычном дегидрировании, выход изопрена при окисли­

тельном дегидрировании изоамиленов снижается с повышением

температуры (это особенно заметно при

температурах выше 480 °С)

и с увеличением времени контакта [281,

286].

Для практического использования метода окислительного де­ гидрирования изоамиленов важное значение имеет вопрос о воз­ можности применения в качестве сырья технической С5-фракции, образующейся при дегидрировании изопентана. Подробное изучение этой проблемы было проведено в работе [263]. В качестве сырья авторами использовалась фракция, содержащая примерно 77% изоамиленов, 8,3% н-амиленов, 3,2% изопрена и 9,5% изопентана. Дегидрирование осуществлялось в присутствии кислорода над фосфор-висмут-молибденовым катализатором, содержавшим 13% ак­

тивной массы, нанесенной на

силикагель

(удельная поверхность

22 м2/г, средний радиус пор 110

Â). При дегидрировании в оптималь­

ных условиях (температура 410 °С, мольное

отношение

0 2 : Н 20 :

: ігзо-С5Н 10 (1,7 -f- 5,0) : 20 : 1,

время контакта 1—1,4

с) получен

изопрен с выходом 52—53% (на пропущенное сырье) при избиратель­ ности реакции 75—83%. При дегидрировании в тех же условиях «чистой» изоамиленовой фракции, полученной дегидратацией изоамилового спирта, выход изопрена составил 62—63,5%, а селектив­ ность реакции 86,5%. Худшие показатели процесса в первом случае объясняются сильным ингибирующим действием пиперилена, обра­ зующегося при дегидрировании к-амиленов.

В той же работе было проведено изучение длительности ета-

166


бшіьной работы катализатора на пилотной установке. Процесс осуществлялся в' реакторе из стали Х18Н10Т объемом 0,5 л (диа­ метр 20 мм). Полученные данные свидетельствуют о том, что в те­ чение 400 ч выход изопрена при постоянных условиях контактиро­ вания оставался практически неизменным. Однако по сравнению с аналогичными опытами, проведенными на лабораторной установке, селективность реакции снизилась до 50—70% и лишь при очень большом мольном отношении Н 20 : изо-С5Н 10 она повысилась до 80%. Авторы предполагают, что наблюдаемое снижение селектив­ ности связано с влиянием материала стенки реактора. Вероятно, возможны и другие объяснения, в частности, ухудшение изотер­ мичное™ в зоне катализа и т. п. В составе С5-фракции контактного газа содержание изопрена составляет 42,0—45,4%, изоамиленов до 34%, пиперилена около 2%, м-пентенов б—8% и изопентана 12— 15%. В контактном газе после охлаждения до 20 °С остается большое количество ацетальдегида и ацетона. В водном конденсате обнару­ жено до 2,5% карбонильных соединений и кислот.

Наряду с описанным выше процессом окислительного дегидри­ рования изоамиленов с участием кислорода, в последние годы раз­ рабатывается метод получения изопрена, который можно охаракте­ ризовать, как «дегидрирование изоамиленов в присутствии кисло­ рода» [142]. Различие между этими методами заключается в том, что во втором случае механизм образования изопрена тот же, что при обычном дегидрировании и включает образование молекулярного водорода. Повышение выхода изопрена при дегидрировании изоами­ ленов в присутствии кислорода по сравнению с обычным дегидриро­ ванием объясняется уменьшением перепада температуры в зоне реакции за счет частичного сгорания водорода и углеводородов, а также за счет того, что некоторая часть кислорода расходуется на регенерацию и активацию катализатора. Катализаторами этого процесса являются контакты типа К-16 или железо-молибденового. В их присутствии, как и при обычном дегидрировании [14], с наиболь­ шей скоростью протекает превращение ТМЭ, а с наименьшей — ИПЭ. При окислительном дегидрировании изоамиленов с кислородом наблюдается противоположная зависимость.

При дегидрировании изоамиленов на катализаторе К-16 в при­ сутствии кислорода на лабораторной установке получен изопрен с выходом 34—36% в расчете на пропущенное и 80—82% на превра­ щенное сырье. Реакция проводилась при 580—600 °С и мольном отношении 0 2 : Н 20 : изо-С5Н 10 0,8 : 36 : 1 [5]. Исследование опти­ мальных условий этого процесса показало, что увеличение его селективности до 87% может быть достигнуто при следующих усло­ виях: объемная скорость 350 ч_1, температура 580 °С и мольное отношение 0 2 : Н 20 : изо-С5Н 10 1,2 : 20 : 1 [213], однако при этом выход изопрена за проход снижается до 23%. Таким образом, де­ гидрирование изоамиленов с участием кислорода протекает при более жестких условиях и требует большего количества водяного пара, чем окислительное дегидрирование. Однако преимуществом этого

167


метода является отсутствие кислорода в контактном газе и кисло­ родсодержащих соединений в катализате.

Подводя итоги рассмотрению различных вариантов метода окисли­ тельного дегидрирования углеводородов С5 с целью получения изопрена, необходимо отметить следующее. Опыт лабораторных

иполузаводских испытании, проведенных за последние 10—12 лет, наглядно продемонстрировал, что с помощью нового метода изопрен может быть получен с большим выходом и в более мягких условиях, чем при обычном дегидрировании. При этом повышение выхода диена достигается за счет одновременного увеличения и конверсии

иселективности. При окислительном дегидрировании практически отсутствует скелетная изомеризация углеводородов С5, неизбежно сопровождающая получение изопрена путем обычного дегидриро­

вания. За эти годы разработаны научные основы нового метода и тщательно изучены закономерности процесса. Тем не менее, процесс окислительного дегидрирования углеводородов С5 до настоящего времени не реализован в промышленности, вследствие отсутствия эффективного решения ряда технических проблем, обусловленных появлением в реакционной смеси кислорода или иода и кислорода.

Так, для осуществления на практике самого перспективного варианта нового метода — одностадийного получения изопрена из изопентана с участием иода и кислорода — необходимо найти способ защиты оборудования от агрессивного действия паров І2 и HI, разработать простую и надежную систему рекуперации иода. Задачи эти достаточно сложны, однако они не являются принципиально неразрешимыми техническими проблемами.

Для промышленной реализации метода окислительного дегидри­ рования изоамиленов с участием кислорода необходимо найти экономичные способы переработки кислородсодержащего контакт­ ного газа и выделения и утилизации кислородсодержащих соединений из катализата. Главной задачей при реализации этого процесса является снижение количества водяного пара, подаваемого с сырьем в реактор. Успешное внедрение аналогичного процесса получения дивинила из н-бутиленов свидетельствует о том, что эти проблемы вполне разрепшмы, и послужит, очевидно, важным стимулом для интенсивного развития исследований в области окислительного дегидрирования изоамиленов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.

Ф р и д ш т е й н

И.

Л., Л и т в и н О. Б.,

Хим. наука и пром., 2, 299

2.

(1957).

 

А. и др.,

Хим. пром., 1958, 1.

 

Г о р и н ІО.

 

3.

Ф а р б е р о в

М.

И.,

Хим. наука и пром., 4, 90 (1959).

4.

Л и т в и н

О.

Б.

н др., Современный промышленный синтез изопрена,

5.

ЦНИИТЭНѳфтехим,

1968.

 

 

 

Л и т в и н

О.

Б.

и др., Жури. ВХО, 14, 313 (1939).

6.

N о г г і s

J.

Е.,

R e u t e r

R., J. Ага. Chem. Soc., 49, 2624 (1927).

7.

М о г г е 11

J.

С.,

Oil Gas

J., 3.7,

№ 42, 55

(1939).

8.

G г о s s ѳ

A.

V,

и др.,

Ind.

Eng.

Chem., 32,

309 (1940).

168