Файл: Акатьева С. И., Елисеева Л. А., Загидулина О. Н., Козлова Г. А., Попова С. В., Поротова С. В., Смердова Н. В., Сухорукова М. Р., Фанина О. Б.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примечание:
-
При подозрении на дифтерию, мазок берут на границе налетов и неповрежденных тканей. -
При наличии очагов воспалений или изъязвлений на слизистой относятся к сбору пробы
особенно внимательно и собирают отдельным тампоном дополнительно материал из очага
(очагов).
Взятие мазка из носа
Цель исследования:
-
диагностическая
Показания: определяются врачом
-
определение микрофлоры носа -
выявление бактерионосительства -
определение носительства золотистого стафилококка у медицинских работников, наличия
возбудителей ИСМП -
характеристика дисбиотических нарушений слизистых верхних дыхательных путей при
комплексном клинико-иммуномикробиологическом обследовании пациентов.
Противопоказания:
-
информированный отказ пациента
Оснащение:
-
стерильные пробирки/тубсеры с тампонами (берутся из бактериологической лаборатории) -
штатив для пробирок -
салфетка для высмаркивания или сухие ватные турунды -
перчатки нестерильные -
медицинская маска и шапочка -
направление на исследование -
контейнер для транспортировки биологического материала -
оснащение для утилизации медицинских отходов классов «А» и «Б» (мешки/емкости) -
оснащение для обработки рук (мыло жидкое, кожный антисептик, одноразовые полотенца для
рук) -
оснащение для дезинфекции
Необходимые условия:
-
медсестра производит взятие материала в индивидуальных средствах защиты: халате, шапочке,
маске, перчатках -
для проведения манипуляции у детей раннего возраста необходим помощник, которому
объясняют его роль: усаживает ребенка на свои колени, лицом к свету, своими ногами он
фиксирует ноги ребенка, левой рукой — его руки, правой рукой — голову, положив ладонь на
лоб ребенка и слегка запрокинув его голову
Порядок действий:
Алгоритм выполнения | Примерный текст комментариев (ответов) специалиста |
Подготовка к манипуляции | |
1. Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль. | «Здравствуйте! Я медицинская сестра (медбрат). Меня зовут (ФИО)» |
2. Попросить пациента представиться. Идентифицировать пациента. | «Представьтесь, пожалуйста, назовите Ф.И.О. полностью, дату рождения и свой возраст. Как я могу к Вам обращаться?» Сверяю ФИО пациента в медицинской документации: «Пациент идентифицирован» |
3. Объяснить пациенту/члену семьи цель | «Врач назначил Вам взятие мазка из носа для |
Учебное пособие | 337
предстоящего исследования. | определения микрофлоры и выявления бактерионосительства» |
4. Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую манипуляцию. | «Вы согласны на проведение исследования?» Ответ; «Я согласен на выполнение процедуры» В случае отсутствия такового, уточнить дальнейшие действия у врача. |
5. Предложить пациенту занять положение сидя на стуле лицом к источнику света и освободить носовые ходы от слизи. : Примечание: у маленьких детей носовые ходы очищают сухими ватными турундами. | «Пожалуйста, присаживайтесь на стул, лицом к свету. Освободите полость носа от слизи - высморкнитесь без напряжения поочередно из каждой ноздри» |
6. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. | «Обрабатываю руки гигиеническим способом» |
". Приготовить необходимое оснащение. Проверить сроки годности всех расходных материалов, целостность упаковок, стерильность. | «Готовлю на манипуляционном столе стерильную пробирку с тампоном, шпатель, штатив, направление на исследование. Целостность упаковок не нарушена. Сроки годности упаковок не истекли, материал стерилен» |
S. Правильно оформить направление и энжетку. Примечание: этикетка всегда должна заполняться в присутствии пациента (с целью исключения ошибки при згнтификации пробы биоматериала). | «Оформляю направление и этикетку на пробирке с указанием отделения, № палаты, ФИО пациента, год рождения, название лаборатории, вида забираемого материала, даты и подписи медсестры и врача» |
9 Надеть средства защиты (шапочку, маску одноразовую). | «Надеваю средства индивидуальной защиты для соблюдения инфекционной безопасности» |
1; Провести гигиеническую обработку рук ложным антисептиком. Надеть нестерильные перчатки. | «Провожу антисептическую обработку рук и надеваю нестерильные перчатки» |
Выполнение мани пуля ц и и | |
. П ?просить пациента слегка запрокинуть ГОДОВУ. ; | «Пожалуйста, запрокиньте слегка голову» |
I. В левую руку взять пробирку, и первым сальцем левой руки приподнять кончик носа 1 a. - у | «Беру в левую руку пробирку, и первым пальцем левой руки приподнимаю кончик носа пациента» |
Г- Правой рукой извлечь стерильный ватный тампон и вращательными движениями ввести arc по нижнему носовому ходу с начала в тразую ноздрю на глубину 1,5 - 2 см. Одновременно крыло носа прижимают к тампону и носовой перегородке для более плотного его контакта со слизистой молочкой. Затем повторить с левой ноздрей. Прглмечание: при наличии в полости носа очагов воспалений или изъязвлений отдельным t тампоном собирают материал из очага очагов). | «Правой рукой извлекаю стерильный ватный тампон и вращательными движениями ввожу его по нижнему носовому ходу с начала в правую ноздрю на глубину 1,5-2 см. Одновременно крыло носа прижимаю к тампону и носовой перегородке для более плотного его контакта со слизистой оболочкой. Затем повторяю тоже с левой ноздрей» |
- Осторожно поместить полученный материал в стерильную пробирку, не касаясь ее краев и наружных стенок. | «Осторожно помещаю полученный материал в стерильную пробирку, не касаясь ее краев и наружных стенок» |
Окончание манипуляции | |
Поместить пробирку в контейнер для тл л-:;портировки биологического материала. | «Помещаю пробирку в контейнер для транспортировки биологического материала» |
1 Своевременно доставить собранный материал в бактериологическую лабораторию | «Доставляю собранный материал в бактериологическую лабораторию в |
Учебное пособие | 338
в ближайшие 3 часа с момента взятия (при невозможности быстрой доставки тампоны помещают в транспортную среду, затем пробирки помещают в термостат при температуре 37°С и затем доставляют в лабораторию. В холодное время года доставляют материал в сумке-«термосе» или на теплой грелке). | транспортном контейнере» |
3. Снять использованные перчатки, обработать руки гигиеническим способом. | «Снимаю использованные перчатки, помещаю в отходы класса «Б». Обрабатываю руки гигиеническим способом» |
4. Полученные из лаборатории результаты подклеить в историю болезни (амбулаторную карту). | «Полученные результаты подклеиваю в историю болезни (амбулаторную карту)» |
У
че биое пособие | 339
Тема 13.
Выполнение базовой сердечно-легочной реанимации вне ЛПО
Освоение темы обеспечивается следующими знаниями и умениями:
I знаниями:
-
понятий «реаниматология», «реанимация», «терминальные состояния» -
признаков клинической смерти; -
критериев эффективности сердечно-легочной реанимации.
1»умениями:
-
оценки состояния пострадавшего; -
определения признаков клинической смерти; -
проведения непрямого массажа сердца; -
проведения искусственной вентиляции легких; -
определения признаков эффективности сердечно-легочной реанимации.
Алгоритмы манипуляций по теме 13
Базовая сердечно-легочная реанимация (БСЛР)
Деть:
-
оживление организма пострадавшего
■ Ж Щ
П
оказание:
-
состояние клинической смерти
Противопоказания:
-
признаки биологической смерти -
угроза жизни спасателя
Осложнения: возникают в связи с нарушением техники СЛР
-
недостаточная вентиляция легких -
избыточная вентиляция легких, которая в тяжелых случаях приводит к судорожному синдрому
и при повышенном дыхательном и минутном объеме возникает баротравма легких с
образованием острой эмфиземы -
разрыв желудка, печени, селезенки -
переломы ребер, грудины -
повреждения перикарда и плевры костными отломками
Необходимые условия: -
положение пострадавшего должно быть на твердой поверхности, так как проведение непрямого
массажа сердца на мягкой, пружинящей поверхности неэффективно -
пострадавший должен находиться на уровне колен спасателя -
плечи спасателя располагаются параллельно грудине пострадавшего -
как можно раннее использование автоматического непрямого дефибриллятора (АНД)
Порядок действий:
Алгоритм выполнения | Примерный текст комментариев (ответов) специалиста |
1. Убедиться в отсутствии опасности для себя и пострадавшего. | «Опасности нет!» |
2. Осторожно встряхнуть пострадавшего за плечи. | |
3. Громко обратиться к пострадавшему. | «Вам нужна помощь? |
4. Призвать на помощь окружающих. | «Помогите, человеку плохо! |
5. Ладонь одной руки положить на лоб | |
пострадавшего. | |
6. Подхватить нижнюю челюсть пострадавшего двумя пальцами другой руки. | |
7. Запрокинуть голову пострадавшего, освобождая дыхательные пути. | |
Определение щ | тзнаков жизни |
8. Приблизить ухо к губам пострадавшего. | «Дыхания нет!» |
9. Глазами наблюдать экскурсию грудной клетки пострадавшего (для лиц с ОВЗ по зрению: определить экскурсию грудной клетки пострадавшего, положив руку на грудь). | |
10. Считать вслух до 10-ти, одновременно пальпируя пульс на сонной артерии. | «Один, два, три, ... и т.д., десять» |
Вызов специалистов скорой медицинской помощи (СМП) | |
11. Вызвать специалистов (СМП) по алгоритму - назвать:
| «Я набираю номер 112 для вызова скорой медицинской помощи» «Адрес ... {назвать)» «Количество пострадавших - 1 человек» «Пол ... {указать)» «Примерный возраст ... (назвать)» «Пострадавший без сознания, без дыхания, без пульса на сонной артерии» «Предположительная причина состояния - внезапная остановка кровообращения» «Я приступаю к непрямому массажу сердца и искусственной вентиляции легких» |
Подготовка к компрессиям грудной клетки | |
12. Встать на колени сбоку от пострадавшего лицом к нему. | ' : * 1 |
13. Освободить грудную клетку пострадавшего от одежды. | |
14. Основание ладони одной руки положить на центр грудной клетки пострадавшего. | |
15. Вторую ладонь положить на первую, соединив пальцы обеих рук в замок. | |
Непрямой массаж сердца | |
16. Выполнить 30 компрессий подряд:
| «Один, два, три, ... и т.д., тридцать» . у-Г |
Искусственная вентиляция легких | |
17. Защитить свои органы дыхания (по возможности). | |
18. Ладонь одной руки положить на лоб пострадавшего. | |
19. 1-ми 2-м пальцами этой руки зажать нос пострадавшему. | |
20. Подхватить нижнюю челюсть пострадавшего двумя пальцами другой руки. | W |