Файл: Кравченко Р.Г. Основы кибернетики учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результативная информация по учету движения товаров на складах базы выдавалась ЭВМ «Урал-14» ежемесячно в форме бухгалтерского документа, так называемой оборотной ведо­ мости, а по контролю за выполнением обязательств поставщи­ ками в форме, соответствующей ведомости, каждый квартал. Табуляграмма контроля за ходом поставок товаров дает воз­ можность работникам торговых баз осуществлять оперативный контроль за тем, как поставщики выполняют свои договорные обязательства. Это позволяет повысить своевременность обеспе­ чения потребителей необходимыми товарами, а также выполне­ ние планов по товарообороту. Так, в одном квартале было уста­ новлено, что при плане поставок республиканской базе ролико­ вых конических однорядных подшипников 31 200 шт. было поставлено всего 3588 шт., или недопоставлено 27 612 подшипни­ ков на сумму 36 723 руб. Такая информация выдается ЭВМ по всем поставщикам и по всем видам поставок. Это дает воз­ можность руководству базы своевременно принимать необходи­ мые меры. Такие информационные ведомости выдаются ЭВМ отдельно по недопоставленным товарам, отдельно по товарам, поставки которых превышают плановые задания, а также по тем товарам, поставки которых не предусматривались планом.

Использование ЭВМ для обработки информации, отражаю­ щей движение товаров, позволяет получать оборотную ведо­ мость, которая содержит такие показатели: наименование базы, по которой ведется обработка данных, номер склада, шифр то­ вара, наименование товара, единицу измерения, цену товара, количество поступившего товара и на какую сумму (оборот по приходу), количество выданных товаров и на какую сумму (оборот по расходу), показатели остатка на начало и конец пе­ риода обработки данных по каждой номенклатуре товара в на­ туральном и стоимостном выражении, суммарного оборота то­ варов по приходу, расходу, а также показатели остатков това­ ров по каждой группе и по складу. При этом в табуляграмме отражаются показатели об остатках товаров на начало и конец периода обработки по каждой группе товара и по каждому складу. Обработка информации и выдача оборотной ведомости по одному складу, в котором хранится 10 тыс. наименований товаров, на ЭВМ «Урал-14» осуществляется примерно за 2 ч работы машины. Выдаваемая форма оборотной ведомости очень удобна в практическом использовании, так как содержит не только шифры, но и полные наименования товара с расположе­ нием всех показателей, удобным для сверки оборотной ведо­ мости с карточками складского учета.

Высокая оперативность обработки информации при обеспе­ чении всестороннего контроля за качеством вводимых и полу­ чаемых показателей подтвердила эффективность применения ЭВМ в автоматизации учета — аналитических операций, выпол­ няемых при управлении снабжением.


Г л а в а 12

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Значение АСУ в совершенствовании управления производст­ вом. XXIV съезд КПСС наметил на девятую пятилетку большие за­ дачи в области совершенствования управления. Совершенство­ вание системы методов управления и планирования, говорится в Директивах XXIV съезда КПСС, должно быть направлено прежде всего на обеспечение всесторонней интенсификации об­ щественного производства и повышения его эффективности. В этих целях необходимо обеспечить широкое применение эко­ номико-математических методов, использование электронно-вы­ числительной и организационной техники и средств связи. На­ мечено также в качестве организационной базы развернуть работы по созданию и внедрению автоматизированных систем планирования и управления отраслями —АСУ. Имеется в виду в дальнейшем создать общегосударственную систему сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством (ОГАС) на базе единой автоматизиро­ ванной сети связи страны (ЕАСС) и государственной сети вы­ числительных центров (ГСВЦ).

В Директивах XXIV съезда КПСС также указано, что дол­ жно быть достигнуто в течение текущего пятилетия всемерное развитие и дальнейшая проработка проблем теоретической и прикладной математики и кибернетики как основы для приме­ нения в народном хозяйстве математических методов и элек­ тронно-вычислительной техники, автоматизации процессов про­ изводства и совершенствования управления.

В основе разработки автоматизированных систем управле­ ния должно быть проведение с самого начала принципов орга­ низационного, методологического, информационного и техниче­ ского единства.

Эти принципы означают, что при разработке АСУ по отдель­ ным отраслям народного хозяйства, отдельным уровням и объ­ ектам управления необходимо учитывать возможность их даль­ нейшего объединения в единую ОГАС.

При разработке АСУ в сельском хозяйстве учитываются осо­ бенности сельского хозяйства как специфической сферы про­ изводства, которые налагают особые черты на функции и струк­ туру органов управления сельским хозяйством.

234

Всельском хозяйстве страны сложилась схема управления, которая в вертикальном разрезе состоит из уровней управле­ ния: отрасль в целом, республика, регионы (область, край, авто­ номная республика, район), объединения, хозяйства, а в гори­ зонтальном разрезе представлена рядом министерств и ведомств, осуществляющих реализацию соответствующих функций управ­ ления сельским хозяйством.

Впериод осуществления экономической реформы резко по­

вышаются требования к управлению. Управление экономикой на всех уровнях должно не только обеспечить достижение на­ меченного уровня, но и свести к минимуму затраты, добиться улучшения количественных и качественных характеристик про­ изводства.

Схематичное представление об автоматизированной системе управления можно получить из следующего примера. Управле­ ние реализуется рядом управленческих воздействий, осуществ­ ляемых человеком. Для этого руководитель должен хорошо знать объект управления, быть подготовленным к управлению им. Ему необходимо четко представлять цель, которую в итоге должна достичь управляемая система. Это — важнейшие пред­ посылки для того, чтобы человек мог принимать управленческие решения. Выполнение порученных ему обязанностей по управ­ лению производством он может реализовать только в том слу­ чае, если будет постоянно, в нужном количестве и в необходи­ мые сроки получать достоверную информацию о течении произ­ водственного процесса, причем информацию, подработанную и представленную в виде, удобном для восприятия. Кроме того, человек должен иметь возможность своевременно передавать информацию управляющих воздействий управляемому объекту. Таким образом, возникает определенный взаимосвязанный комп­ лекс, состоящий из трех элементов: человек с присущим ему опытом и знаниями, информация и техника ее переработки и передачи (по прямой и обратной связи).

При создании системы «человек — информационно-вычисли­ тельный комплекс» прежде всего совершенно четко устанавли­ ваются для конкретного управляющего лица его функции и опре­ деляется информация, которая должна быть ему представлена для реализации этих функций (сформирован выходной доку­ мент, поступающий к управляющему лицу). Управляющее лицо может освоить за известный промежуток времени для выра­ ботки информации управляющих воздействий без снижения про­ изводительности труда строго определенное количество инфор­ мации. Разрабатываются методы и техника съема (получения) информации, ее передачи по соответствующим каналам связи, переработки и сжатия до такого количества и представления в таком виде, которые позволили бы без затруднений ее пере­ работать и принять необходимые решения по ведению производ­ ства в удовлетворяющие производство сроки. На современном

235


этапе, учитывая всевозрастающие объемы информации, при ее переработке применяются специальные экономико-математиче­ ские модели и быстродействующие электронно-вычислительные машины. Моделирование процесса управления и переработка по этой модели информации с помощью ЭВМ позволяют из мно­ гих допустимых вариантов управленческих решений отобрать наиболее приемлемые и эффективные, из числа которых не­ трудно окончательно избрать тот, по которому будет развиваться производство. Затем принятое решение передается на нижестоя­ щий уровень в качестве информации управляющих воздействий. Так схематично представлен весь этот процесс.

Объединение подобных процессов на всех уровнях управле­ ния сельским хозяйством будет происходить в автоматизирован­ ных системах управления.

Участие человека в АСУ заключается в том, что он пред­ стает в качестве органа, воспринимающего входную информа­ цию, и принимает управляющее воздействие. При совместной работе человека с машиной используются преимущества каж­ дого из них. Человек по своим психическим качествам — звено интегральное и универсальное; машина же превосходит его в операционной и исполнительной части по точности и скорости выполнения операций и стабильности работы в течение длитель­ ного промежутка времени. Степень участия человека зависит от степени формализации и разработанности задач, для выполне­ ния которых предназначена система. Кроме того, человек прини­ мает участие при функционировании всей системы в качестве технолога по переработке информации (разработка методов, последовательности и правил), а также оператора по обслужива­ нию техники. На отдельных этапах технология переработки ин­ формации может предусматривать участие человека, выполняю­ щего функции советчика (т. е. подготовку определенных мате­ риалов для окончательной оценки управляющим лицом).

Вся совокупность знаний, используемых в качестве теорети­ ческой основы для разработки и создания АСУ, имеет в своей основе социально-экономические и философские, экономические, технологические, кибернетические, математические, технические и другие науки.

Проблема разработки и внедрения автоматизированных сис­ тем управления в сельском хозяйстве требует методологического единства на основе теории оптимального функционирования со­ циалистической экономики, некоторые положения которой дол­ жны быть конкретизированы применительно к сельскому хозяй­ ству.

Выработка на этой основе методологической концепции соз­ дания АСУ в сельском хозяйстве обеспечит правильный подход к решению многих практических вопросов, связанных с совер­ шенствованием управления и организацией научных разработок в этой области.

236


Под оптимальным функционированием отрасли сельского хо­ зяйства понимается целенаправленное взаимодействие социаль­ ных, экономических, производственно-технологических, биологи­ ческих процессов, протекающих в оптимальном режиме, опреде­ ляемом с помощью АСУ.

При социализме оптимальным вариантом функционирования отрасли следует считать тот вариант, который обеспечивает наи­ лучшую реализацию объективной цели развития социалистиче­ ского общества.

В основу разработки вопросов оптимального функциониро­ вания отрасли сельского хозяйства могут быть положены сле­ дующие принципы.

1.Научной основой оптимального планирования и управле­ ния на общегосударственном уровне и уровне предприятий яв­ ляется правильное и сознательное использование объективных экономических законов для достижения максимального удовле­ творения материальных и духовных потребностей членов соци­ алистического общества.

2.Сельское хозяйство как отрасль народного хозяйства дол­ жна развиваться в темпах и пропорциях, соответствующих объ­ ективным тенденциям экономического развития. Оптимальный план развития социалистического сельского хозяйства должен быть увязан с планом всего народного хозяйства и определяться единым народнохозяйственным критерием.

3.Оптимальный план развития социалистического сельского хозяйства должен исходить из наличных материальных, энерге­ тических, трудовых и природных ресурсов, а также уровня на­ учно-технических знаний, т. е. из уровня производительных сил общества, соответствующих каждому моменту процесса воспро­ изводства. Задача состоит в том, чтобы с максимальной эффек­ тивностью использовать эти ограниченные ресурсы.

4.Сельскохозяйственное производство, как и все народное хозяйство, является сложной системой, характеризующейся соподчиненностью процессов планирования и управления. Поэтому

управление и планирование в сельском хозяйстве должны стро­ иться на основе органического сочетания централизованного ру­ ководства с оперативно-хозяйственной самостоятельностью и инициативой колхозов, совхозов, объединений в решении опе­ ративных вопросов производства и сбыта продукции.

5.Критерии оптимизации планов развития производства на каждом уровне иерархии должны быть согласованы с целями общего развития сельскохозяйственного производства как от­ расли народного хозяйства.

6.Центральным звеном системы оптимального планирования является комплекс экономико-математических моделей, увязан­ ных между собой информационными потоками в разработке планов как по иерархическим ступеням, так и по временным ха­ рактеристикам на каждом иерархическом уровне.

2 3 7


7. Оптимальное функционирование отрасли должно базиро­ ваться на согласованной системе экономических регуляторов (цены, хозрасчет, плата за фонды и ограниченные ресурсы, сти­ мулирование производства). Экономические решения на всех уровнях управления сельским хозяйством должны основываться на сопоставлении дополнительных затрат на увеличение данного ресурса с дополнительным эффектом, полученным в результате его использования. Экономический эффект является хозрасчет­ ным ориентиром для принятия решений, соответствующих на­ роднохозяйственным интересам.

Все это позволяет утверждать, что радикальное решение проблемы совершенствования системы управления сельским хо­ зяйством возможно только на основе создания автоматизирован­ ной системы управления.

Такая система должна позволять решать задачи прогнозиро­ вания, планирования, учета, анализа и обеспечивать выработку управляющих воздействий для осуществления оптимального функционирования отрасли с помощью управления на базе но­ вейших технических кибернетических средств.

Принципы построения и функционирования автоматизирован­ ных систем управления ведомствами, обслуживающих сельское хозяйство, в основном одинаковы. Рассмотрим их на примере ав­ томатизированной системы управления сельским хозяйством, создаваемой для Министерства сельского хозяйства СССР, его организаций и предприятий (ОАСУ-сельхоз).

ОАСУ-сельхоз. Основные задачи ОАСУ-сельхоз:

обеспечение оптимального функционирования отрасли в це­ лях наилучшего использования трудовых, энергетических, зе­ мельных и материальных ресурсов для дальнейшего подъема сельскохозяйственного производства;

накопление комплексной информации о производстве в от­ расли и анализ ее в целях выявления тенденций развития;

упорядочение движения документированной и недокументи­ рованной информации, повышение ее достоверности;

разработка проектов оптимальных планов развития произ­ водства отрасли по всем уровням управления, временным интер­ валам и с учетом развития смежных отраслей;

осуществление необходимой корректировки в процессе выпол­ нения планов развития производства и заготовок сельскохозяй­ ственных продуктов;

выработка оптимальных решений по управлению производ­ ством в складывающихся ситуациях;

обеспечение учетных и контрольных функций за деятельно­ стью всех элементов системы;

обеспечение устойчивой обратной связи по уровням управ­ ления;

организация взаимодействия с информационно-вычислитель­ ными системами вышестоящих.органов;

238