ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
тщательная координация действий всех организаций и ве домств, участвующих в процессе производства, обслуживания и реализации продукции сельского хозяйства (по вертикальным и .горизонтальным связям);
обеспечение административно-управленческого аппарата сель ского хозяйства всеми сведениями (в форме рабочей докумен тации в соответствии с установленным порядком и графиком), которые необходимы его персоналу при осуществлении плани рования, контроля и оперативного регулирования.
Вся система ОАСУ-сельхоз рассматривается как сложная ки бернетическая система, состоящая из отдельных подсистем. Эти подсистемы выделены по следующим признакам: организацион ному (в соответствии с уровнями управления), по элементам системы управления, функциональному (в соответствии с функ циями системы управления) и обеспечивающему (реализую щему технологическую схему переработки информации).
По о р г а н и з а ц и о н н о м у п р и з н а к у вся система мо жет рассматриваться по уровням управления, что оказывает пря мое влияние на построение ОАСУ-сельхоз.
Так, ведомственная система Министерства сельского хозяй ства СССР объединяет системы управлений различных уровней: АСУ-Минсельхоз СССР, АСУ-министерств сельского хозяйства республик, АСУ-министерств совхозов республик, АСУ-область (край, автономная республика), АСУ-объединение, АСУ-пред- приятие, ДСУ (диспетчерские системы управления) сельскохо зяйственными предприятиями.
Отдельные организационно выделенные подсистемы ОАСУсельхоз в процессе функционирования взаимодействуют на раз личных уровнях в зависимости от общности решаемых задач планирования, учета, отчетности и оперативного управления.
Вобщем комплексе система ОАСУ-сельхоз должна строиться
сучетом таких условий.
1.Все производственные и административные ячейки каждого
уровня управления должны иметь внутреннюю систему сбора и обработки информации для осуществления присущих данной ячейке функций управления. Эти внутренние системы управле ния в зависимости от объемов циркулирующей в них информа ции должны быть оснащены соответствующими средствами ин формационного, математического и технического обеспечения. Кроме того, эти системы должны подавать нужные объемы ин формации по горизонтали и вертикали.
2. Производственные и административные ячейки Министер ства сельского хозяйства СССР должны быть объединены в еди ную ведомственную информационно-вычислительную систему, обеспечивающую учет, отчетность, оптимальное планирование и управление производством своего ведомства. Для этого в каж дой такой системе должны быть выделены функциональные под системы, обеспечивающие выполнение задач ведомства.
239
Организационное единство в техническом аспекте начинается с Главного вычислительного центра отрасли (ГВЦ ОАСУ). Он связан информационными каналами с вычислительными цент рами Госплана СССР, ЦСУ СССР и других директивных орга нов. ГВЦ должен быть связан также с автоматизированными ин формационно-диспетчерскими пунктами (АИДП) ведомств, осу ществляющих управление сельским хозяйством.
По э л е м е н т а м с ис т е мы управления можно выделить три подсистемы, а именно: коллективы людей, информация, тех
нические средства ее переработки. |
|
К основным подсистемам |
ОАСУ-сельхоз, выделенным по |
ф у н к ц и о н а л ь н о м у п р и |
з н а к у , относятся подсистемы, |
обеспечивающие выполнение важнейших функций управления. К их числу относятся прогнозирование и планирование, учет и отчетность, экономический анализ, оперативное управление и др. Каждая из функциональных подсистем налагает требования на другие подсистемы.
При этом задачами функционирования этих подсистем явля ются:
совершенствование методов планирования производства от расли на основе разработки оптимальных планов;
совершенствование учета производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, ведомств и отрасли
в целом; расширение, углубление и своевременный анализ экономиче
ских показателей работы отрасли; улучшение системы оперативного управления деятельностью
предприятий отрасли; совершенствование организации управленческого труда.
В соответствии с приведенной классификацией подсистем рассмотрим требования к основным из них.
1. Подсистема прогнозирования и оптимального планирова ния. Эта подсистема является одной из основных функциональ ных подсистем ОАСУ-сельхоз. Она позволяет ответить на во просы: что, где, когда и как производить. В процессе функцио нирования подсистемы решаются задачи выбора структуры (выбор объема и структуры производства продукции), техноло гии (выбор способов производства), территориального распре деления (выбор размещения производства), развития во вре мени (выбор наилучших закономерностей развития во времени).
К данной подсистеме относятся только долгосрочные прог нозы. Прогнозирование выполнения намеченных планов отно сится к подсистеме оперативного управления.
Подсистема прогнозирования и оптимального планирования обеспечивает разработку всего комплекса долгосрочных прогно зов развития сельского хозяйства страны и крупных регионов; перспективных и текущих планов развития сельского хозяйства в целом, его отдельных отраслей; планов развития сельскохо
240
зяйственного производства в республиках, областях и районах; наконец, всей системы плановых расчетов на сельскохозяйствен ных предприятиях.
Содержание и структуру подсистемы прогнозирования и опти мального планирования следует рассматривать в двух аспектах: организационном и поэлементном.
В о р г а н и з а ц и о н н о м о т н о ше н и и подсистема явля ется обязательной составной частью ОАСУ на каждом уровне управления сельским хозяйством (союзном, республиканском, областном, районном, хозяйственном). Подсистема представляет единое целое, объединяя все расчеты в единую систему, т. е. под системы на всех уровнях органически взаимоувязаны. В основе взаимоувязки лежит итеративный процесс прогнози рования и планирования, предполагающий вертикальную инфор мационную связь как сверху вниз, так и снизу вверх и вклю
чающий элементы |
моделирования горизонтальных |
связей. |
В п о э л е м е н |
т н о м с т р о е н и и подсистемы |
прогнозиро |
вания и оптимального планирования можно выделить следую щие составные части.
1. П л а н о в ы е п о к а з а т е л и . При разработке прогно зов и планов по сельскому хозяйству на всех уровнях управ ления намечаются мероприятия, обеспечивающие рациональное использование сельскохозяйственных угодий, т. е. выполнение определенных работ по освоению новых земель, орошению, осу шению, закладке многолетних насаждений, а также определя ется наиболее эффективная система севооборотов, обработки почвы, внесения удобрений и т. д. Намечаются способы содер жания животных, уровень продуктивности, темпы воспроизвод ства стада, улучшение породного состава. Планируется раци ональное использование рабочей силы на базе внедрения новой современной техники и передовой технологии производства с учетом достижений научно-технического прогресса.
Результаты осуществления этих мероприятий находят отра жение в конкретных экономических показателях. Таким обра зом, разработка того или иного прогноза и плана всегда пред полагает количественное определение тех или иных заданных экономических показателей или тенденций их изменения. По этому для построения подсистемы прогнозирования и оптималь ного планирования необходимо определить круг плановых пока зателей, на которые даст выход подсистема.
2. Э к о н о м и к о - м а т е м а т и ч е с к и е мо д е л и . Разра ботка экономико-математических моделей, с помощью которых производится наиболее существенная переработка информации, является важнейшим элементом подсистемы. Экономико-мате матические модели дают возможность более четко представить закономерности развития процессов, происходящих в управляе мой системе; выявить ее взаимосвязи с другими системами; по лучить характеристики задаваемых входов и желаемых выходов;
1*/г9 Р. Г. Кравченко, А. Г. Скрипка |
241 |
избрать наилучший, оптимальный при заданных условиях вари ант развития системы.
Выделяются экономико-математические модели для прогно зирования развития отрасли и отдельных параметров и опти мального планирования развития системы «сельское хозяйство» и всех соподчиненных систем.
Эти группы представлены системой экономико-математиче ских моделей, составляющей совместно с группой оперативного управления производством на всех уровнях единую систему. Определение экономических условий функционирования такой системы осуществляется на основе положений, вытекающих из особенностей расширенного воспроизводства социалистического сельского хозяйства и специфики управления этой отраслью как кибернетической системой.
3. Ме т о д и ч е с к и е п р ие мы э к о н о м и к о - м а т е м а т и ч е с к о г о а н а л и з а р е з у л ь т а т о в р е ш е н и я задач. Необходимость этого элемента подсистемы вызвана тем, что по лученное решение экономико-математической задачи должно быть проанализировано с позиций приемлемости и устой чивости.
Анализ приемлемости полученного решения для практиче ского использования необходим в силу того, что в экономико математической модели находят отражение лишь наиболее су щественные условия, обусловливающие моделируемый процесс. Анализ позволяет корректировать оценку роли тех или иных ограничений в данном процессе, тем самым совершенствовать модель и добиваться получения наиболее приемлемых резуль татов. Кроме того, такой анализ дает возможность уточнять за висимость между затратами и выпуском продукции и значения коэффициентов и ограничений по использованию ресурсов, так как они рассчитывались приближенно.
Анализ устойчивости осуществляется для исследования пове дения всей системы при возможных колебаниях значений правых частей неравенств и технико-экономических коэффициентов. Он проводится как путем многовариантного решения задачи, так и с помощью экономико-математических оценок оптимального плана, которые позволяют не только проверить устойчивость плана, но и найти пути повышения эффективности функциони рования моделируемой системы.
4. П л а н о в ы е док уме нт ы. Наличие этого элемента под системы обусловливается необходимостью оформления и пред ставления результатов решения в виде конкретных таблиц, спе циализированных для каждого вида прогноза или плана в соот ветствии с целями и теми показателями, которые определяются решением данной экономико-математической задачи.
Все перечисленные четыре элемента подсистемы прогнозиро вания и оптимального планирования являются неотъемлемой частью всех уровней управления.
242