Файл: Гулиа Н.В. Инерционные аккумуляторы энергии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 203

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Показатели

 

' ГР-4

ГРГ

Вес гировоза, кг

 

 

5700

6500

Вес маховика,

кг

 

 

1700

1700

Запас энергии,

кГм

 

1,035-106

1,035-106

Максимальное

тяговое

 

970

1100

усилие,

кг

 

 

 

Регулирование

скорости

 

ступенчатое

бесступенчатое

Длина

пробега, км при

 

 

 

тяговом усилии

Т, кг

 

 

 

 

 

 

Т =

0

4,325

2,283

 

 

 

Т = 1 5 0

2,455

1,513

 

 

 

Т =

230

2,030

1,198

к. п. д.

передачи

при Т = 230 кг

0,77

0,44

к. п. д.

гировоза

в рабо­

 

 

 

чем режиме при Т = 230 кг

 

0,476

0,281

К а к видно из приведенных цифр, в энергетическом от­ ношении гировоз с гидроприводом уступает механическому гировозу. Однако простота и удобство управления машиной, поддержание постоянной рабочей скорости, надежность пре­ дохранительного звена и возможность частичного рекупериро­ вания энергии при торможении создают гировозу с гидропри­ водом, некоторые преимущества .

, С целью повышения экономичности гировозов были пред­ л о ж е н ы различные его схемы, п р е д у с м а т р и в а ю щ и е привод с гидродинамической трансмиссией, с гидротурбиной и некото­

рые другие. Наиболее перспективным типом

 

гидропривода

для

гировоза является, по-видимому,

передача,

р а б о т а ю щ а я

по обратимой схеме. Кинематическая

схема ее

представлена

па рис. 44.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Привод 'состоит из зарядного двигателя /

любого

типа,

редуктора режимов работы 2, двух гидравлических

насосов-

двнгателей

регулируемой

производительности:

3 — работаю ­

щего

в р е ж и м е

разрядки,

ка к мотор,

и 4 — работающего в

р е ж и м е разрядки, ка к насос;

аккумулятора

энергии — махо ­

вика

5 с соединительной

муфтой 6 'дл я временного

отключе­

ния

маховика

от трансмиссии. Д л я создания

вакуума

в ко­

жухе

маховика

предусмотрен

вакуум-насос

7,

работающий

при з а р я д к е

от зарядного

двигателя . Д л я управления

соеди­

нительной

муфтой и насосом-двигателем 3^

предусмотрены

соответствующие механизмы 8 и 9.

 

 

 

 

 

6. Н. В. Гулиа

81

 


Рис. 44.

Кинематическая схема гировоза

с гидравлической

обратимой связью

/ — зарядный

двигатель, 2 — редуктор, 3

и

4 — гндродвигателн,

5 - маховик

6 -

муфта, / — вакуум-насос, 8 и 9 механизмы

управления

 

 

Основным преимуществом этой схемы

является наличие

вакуума

в

камере вращения

маховика,

что

позволяет не

только

снизить

аэродинамические потери

д л я

стандартных

маховиков,

но

и применять

совершенные,

высокоскоростные

маховики, энергоемкость которых в 2—3 раза выше обычных. Однако осуществление подобной работоспособной схемы пока связано с известными трудностями [78, 82, 83, 84] .

§ 14. Расчет основных параметров шахтных гиррвозов

\

К а к было отмечено выше, при вращении маховика в газовой среде возникают аэродинамические (вентиляцион­ ные) потери, вызывающие соответствующий момент сопротив­ ления вращению . Д л я маховика цилиндрической формы ве­ личина этого момента может быть определена из выражения:

 

M =

Q P ( o 2 R o 4 ( R o + 2 . 5 Н ) , кГм,

 

где С, — коэффициент

момента

сил

трения;

р — плотность

воздуха, кг-сек2А;

Н — ш и р и н а

маховика,

м; R 0

— радиус

маховика, М.

 

 

 

 

 

 

Коэффициент

момента сил трения

С/ находится

(устанав­

ливается) из выражения:

п0.0375

 

V

Re

 

где Re — число Рейиольдса,

 

 

r>

woR<r

 

 

К е =

—-—• , где v — кинематическая вязкость

воздуха,

м2/сек.

 

 

 

Д л я

маховиков 'сложной

формы, применяемых

в гирово-

зах (рис. 45), величину момента аэродинамических сопротив­

лений можно вычислить по следующей эмпирической

форму­

ле:

 

 

 

 

 

M =

C / i p © 2 R o 4 ( R o + 2 , 5 H ) - H C / 2 p ( o a r o 4 2 , 6 ( H - h ) ,

j (43),

где

 

 

 

 

 

 

г _

0,0375

г _

0,0375

 

 

 

/ Re,

 

i ^ R e 2

 

іДля

нормальных

атмосферных

условий при

t = 2 0 ° C ,

6*

83


1

оса

Рнс. 45. Схема ма­ ховика сложной формы.

р =

0,118

кГ-сек2/м\

v = 1 5 , 7 - 1 0 - e м2/сек

в ы р а ж е н и е

• ( 4 3 )

д л я

маховиков любой

формы может быть

приведено

К ВИ­

ДУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІМ = 4 , 8 4 - 1 0 - 4 С І Ї С О 1 ' 8 ,

 

 

где1

С Д коэффициент

формы маховика .

 

 

 

Д л я

маховика

гировоза

 

 

 

 

C f l = R o 3 ' 6 ( R o +2,5H) - f - 2,5r 0 3 ' 6

( H - h ) .

 

П р и вращении маховика в кожухе с газовой средой при некотором зазоре всегда имеется т а к а я величина зазора, при которой наблюдается минимум аэродинамических сопротив­ лений. Это значение зазора может быть определено из выра­ ж е н и я :

 

2,97

мм.

ч ( 4 4 )

 

Re о з і

 

 

 

где г — радиус

поверхности тела

вращения,

для которой

определяется зазор, мм.

 

 

Приведенные в ы р а ж е н и я справедливы для значений

Re^3,8 - 10 5 .

..

Л

* .


К р и т е р и ем совершенства маховиков при

равном

 

запасе

энергии с точки зрения аэродинамических

потерь

я в л я е т с я

количество энергии

маховика, расходуемое

на

"преодоление

аэродинамических

сил в ' единицу времени — мощность

аэро­

динамических потерь, р а в н а я Мсо. Чем меньше

эта мощность,

тем больше энергии маховик может отдать

на

полезную ра­

боту при равных условиях.

 

 

 

 

 

 

П о д с т а в л я я значение момента аэродинамических

сил, по­

лучаем в ы р а ж е н и е упомянутого

критерия:

 

 

 

 

 

 

K = 4 , 8 4 - 1 0 - 4 C R C U 2 ' 8 .

'

 

 

 

(45)

Маховики, при равных з а п а с а х

кинетической

энергии

обла­

д а ю щ и е меньшими значениями К, являются более совершен­ ными с точки зрения аэродинамических потерь.

Одним из показателей совершенства инерционного акку­ мулятора служит продолжительность времени свободного выбега маховика. Уравнение движения свободно в р а щ а ю щ е ­ гося маховика имеет следующий в-ид:

 

1 М ^ = М +

М П ,

 

где М п — м о м е н т сопротивления

в

подшипниках;

1М — м о ­

мент инерции

маховика. •

 

 

 

Значение

момента сопротивления

в подшипниках

д л я ма­

ховика с вертикальной осью в р а щ е н и я приближенно опреде­

ляется

из

в ы р а ж е н и я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мп = fnp G»t "2" >

 

 

 

 

где f n p

приведенный

коэффициент

трения

(f n p

« 0 , 0 0 2

0,003);

G„ — в е с

маховика, кг;

d — диаметр

вала

маховика

под подшипником, м.

 

 

 

 

 

 

 

П о д с т а в л я я значени я моментов 'аэродинамических

сил

и

сил трения в подшипниках в уравнение движения

маховика,

после

некоторых

преобразований

имеем:

 

 

 

 

 

 

І м ^

= 4 , 8 4 - 1 0 - < С н ш 1 ' 8 + і І , р О м -Н-.

 

(46)

Д л я

практического

определения

выбега

маховика

удоб­

нее пользоваться

приближенной

формулой:

 

 

 

 


n

т = = V

їмІ.

АДш

 

1 = 1

4,64- 1 0 - " С д ^ " І +

и " + М ' + f Q

А

 

 

пр- ^-*М

Г)

где іможно с достаточной точностью принять До) = -=—— . о—о

Аналогично определяются основные параметры разгона маховика з а р я д н ы м двигателем. Уравнение движения махови­ ка при разгоне:

 

 

 

 

, M ^

= ^

_

f

M +

M n )

)

 

 

 

(48)

где

Мз, т)з и із — соответственно

момент

зарядного двигателя,

к. п. д. передачи от

зарядного

двигателя

к

маховику

и

ее

пе­

редаточное

число.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При наличии характеристики зарядного двигателя

М(со)

і не

представляет трудности

определение

 

времени

зарядки,

для чего наиболее удобно использовать приближенную

фор­

мулу:

 

 

 

 

 

v

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

=

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г ^ І Т ^ м У

 

 

 

( 4 9 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

промежуток Да» можно брать в зависимости от

требуе­

мой

точности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я

определения

параметров работы гировоза необходи ­

мо

рассмотреть

основные р е ж и м ы его (движения. М о ж н о

вы­

делить два

основных р е ж и м а — д в и ж е н и е ^ а ^ и ^ т і у с к е

(разгон)

и движение в установившемся

режиме .

 

 

 

 

 

 

Уравнение движения гировоза в режиме пуска:

 

 

 

 

 

 

 

гп п р

А

- =

F m a x - G B W B - G c i ,

 

 

(50)

где

Fmax

— максимальная

о к р у ж н а я

сила

на ободе

колеса;

і — у к л о н

пути;

W B

приведенный коэффициент 'сопротивле­

ния

движению

состава

вагонеток; G B в е с

состава

вагоне­

ток;

G c общий вес

состава,

включая

вес

гировоза;

т п р

приведенная

масса

состава, включая

в р а щ а ю щ и е с я

части:

 

 

 

 

 

 

Gr . . . .

4