ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 242
Скачиваний: 36
циента К |
д л я |
дисков |
Из одного |
и |
того |
|
ж е |
материала, |
тем |
|||||||||||||
рациональнее |
форма, |
т. е. тем |
в ы ш е |
его |
у д е л ь н а я |
энергоем |
||||||||||||||||
кость при |
равных н а п р я ж е н и я х |
в |
материале . Вследствие это |
|||||||||||||||||||
го коэффициент iK может с л у ж и т ь |
критерием |
рациональности |
||||||||||||||||||||
маховика . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
По формуле (129) производится расчет |
удельной |
|
энер |
||||||||||||||||||
гоемкости |
маховика |
по допускаемым |
н а п р я ж е н и я м |
р а с т я ж е |
||||||||||||||||||
ния. |
Используя |
значение удельной |
энергоемкости, |
из |
|
выра |
||||||||||||||||
ж е н и я |
(130) |
можно |
получить |
как |
|
массу |
|
маховика |
по |
|
задан |
|||||||||||
ной |
энергоемкости, |
т а к и м а к с и м а л ь н у ю |
энергоемкость |
|
махо- ' |
|||||||||||||||||
вика |
заданной |
массы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Определим значения коэффициента рациональности фор |
|||||||||||||||||||||
мы д л я различных случаев: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
а) |
Д и с к постоянной толщины |
без |
отверстия. |
|
|
|
||||||||||||||
|
И з |
рассмотрения |
(125) и |
(129) |
|
находим: |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
K = whr |
кн/м3; |
|
|
|
|
(,31) |
|||||||||
|
Д л я |
стальных |
дисков имеем: |
|
7 = 7 8 , 5 |
ц . = 0 , 2 8 . |
||||||||||||||||
|
Подставив |
в |
(131) |
численные |
значения |
величин, получим: |
||||||||||||||||
К = 0 , 0 7 6 3 |
|
м4/кн-сек2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
б) |
Д и с к постоянной |
толщины |
с |
центральным |
круг |
|||||||||||||||
л ы м отверстием. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
« |
|||||
|
Определив к а к и в предыдущем |
случае, |
в ы р а ж е н и е |
д л я |
||||||||||||||||||
К, используя |
(126) |
и |
(129) |
и |
подставив |
|
численные |
величи |
||||||||||||||
ны у и д., получим: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
К ° . 2 5 7 + ^ , 6 1 » • |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
( 1 3 2 ) |
|||||||
|
Г р а ф и к изменения коэффициента рациональности |
|
формы |
|||||||||||||||||||
маховика |
К д л я |
различных значений |
і представлен |
на |
рис. 79. |
|||||||||||||||||
|
Д л я |
диска с с а м ы м маленьким |
отверстием |
К — 0 , 0 3 8 2 |
м*1 |
|||||||||||||||||
/кн.'сек2, |
|
т. е. рациональность |
ф о р м ы маховика снижена |
в |
||||||||||||||||||
два р а з а по сравнению с диском без |
|
отверстия. |
П о |
мере |
||||||||||||||||||
увеличения |
д и а м е т р а |
отверстия ф о р м а |
маховика |
становится |
||||||||||||||||||
более |
рациональной, |
и при i » l |
(тонкий |
обод) |
К = 0 , 0 6 3 |
м4/ |
||||||||||||||||
/кн'Сек2, |
|
т. е. все ж е |
меньше, |
чем |
у |
диска |
без |
отверстия. |
||||||||||||||
|
2. |
Диск |
равной |
прочности. |
|
В |
диске |
равной |
прочности |
ве |
||||||||||||
личина р а д и а л ь н ы х и тангенциальных напряжений |
одинакова |
|||||||||||||||||||||
во всех его |
точках: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о—а_ = о у .
0,07\
ОМ
ощ
о.оз\
0,02.
001
О
0,1 0Д 0J ОМ 0,5 0.6 07 0,& 0,9 1,0
Рис. 79. Изменение коэффициента К рацио нальности формы махо вика с отверстием в за висимости от отношения і диаметра .отверстия к диаметру маховика.
|
Д л я н а х о ж д е н и я |
коэффициента |
рациональности |
формы |
К |
д л я дисков равной |
прочности используем в ы р а ж е н и е |
(129), |
|
из |
которого следует: |
|
|
|
|
|
|
|
(133) |
|
Из рассмотрения энергоемкости элементарных полосок |
|||
толщиной dx сечения |
диска равной |
прочности (рис. 80) сле- |
X |
|
Рис. |
80. Схема |
к |
|
расчету |
маховика |
рав |
|
|
ной |
прочности. |
|
дует, |
что імаїсса |
этого |
диска в ы р а ж а е т с я |
интегралом: |
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
R |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М |
|
І І 2 х « р . ( - Т « ) в х . |
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
4 |
|
|
" ь |
' |
|
|
|
а з а п а с |
кинетической |
энергии |
|
во |
в р а щ а ю щ е м с я с |
угловой |
||||||||||||||
скоростью со диске |
интегралом: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
R |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(135) |
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
• |
|
|
^ |
' |
|
|
|
|
|
|
Д л я |
решения |
интегралов |
|
|
(134) |
и |
(135) |
целесообразно |
|||||||||||
произвести замену |
переменных: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 д з |
|
= |
Z. |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П о с л е решения |
и подстановки |
пределов |
в ы р а ж е н и я при |
||||||||||||||||
нимают вид, соответственно: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
М |
|
2яу0 ст |
1 - |
ех р |
|
|
V Q ) 2 R 2 |
|
|
|
(136) |
|||||
Е |
= |
2Ky |
0 gcr2 |
1 |
|
|
|
y o ) 2 R |
2 \ l |
+ n y o R 2 |
a e x p ( - T ^ ) . |
(137) |
||||||||
|
•у to |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
С |
учетом |
подстановки |
|
і |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
R i o = u , |
|
|
|
|
|
|
|
|||
где |
R — радиус |
диска, |
и — о к р у ж н а я |
скорость |
диска |
на пе |
||||||||||||||
риферии, |
в ы р а ж е н и е |
(133) после |
некоторых |
преобразований |
||||||||||||||||
принимает вид: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
2а |
1 - е х р |
( - |
|
|
|
|
V( |
|
и 3 |
е х р Г |
2 g a i |
|
||||
|
|
К |
= |
2goJJ ~ |
|
g |
|
(138) |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
g |
|
1 -- е х р |
( |
|
2ga |
J] |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подставив |
численные |
значения |
постоянных |
(для |
сталь |
||||||||||||||
ного |
д и с к а ) , |
получим: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
2а 1 _ е х р |
|
0,04 U- |
• 05 08u 5 exp I - |
0.04иа |
|
|||||||||||||
К |
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(139) |
|
|
|
|
|
16-10-- 2 [ l - e x p ( - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К ак видно из (139), к а ж д о м у значению допускаемых на пряжений м а т е р и а л а маховика и окружной скорости на пе
риферии соответствует особая форма диска |
равной прочности. |
В соответствии с этим построены графики |
зависимости коэф |
фициента рациональности формы К д л я дисков равной проч
ности с |
допускаемыми н а п р я ж е н и я м и р а с т я ж е н и я |
материала |
||||||||
[а] |
от |
Ш 5 до |
4 - Ю 5 |
кн/м2 |
(с |
интервалами |
0,25-105 |
кн/м2), |
||
д л я |
о к р у ж н ы х |
скоростей |
от |
100 до 500 |
м/сек. |
По |
получен |
|||
ным |
зависимостям |
построена |
д и а г р а м м а |
и—К, |
с л у ж а щ а я для |
|||||
выбора |
и расчета |
маховиков |
различных |
форм (рис. |
81). |
• о |
т |
loo |
soo |
ноо |
sot |
т |
пе |
воо |
т |
Рис. 81. Диаграмма для расчета маховиков. |
|
|
|
||||||
Семейство |
кривых равных |
напряжений |
на |
д и а г р а м м е по |
казывает зависимость рациональности формы дисков равной
прочности |
от окружной |
скорости |
на |
периферии для |
материа |
|||
л а |
диска |
(стали) |
с допускаемыми |
н а п р я ж е н и я м и |
р а с т я ж е н и я |
|||
от |
105 до |
4 - Ю 5 |
кн/м2. |
К а к видно |
из |
д и а г р а м м ы , |
эти |
кривые |
по мере возрастания окружной скорости стремятся к некото рому предельному значению К, равному 0,125 м*[кн-сек2.
Ш к а л ы А, В, С п о к а з ы в а ю т зависимость м а к с и м а л ь н ы х напряжений от окружной скорости соответственно в диске по
стоянной т о л щ и н ы |
'без |
отверстия и с |
отверстием i ^ l |
(обод) |
и i « 0 . |
|
|
|
|
Коэффициент рациональности Супермаховиков стержне |
||||
вого п клинового |
типа |
в предельном |
случае, когда |
и—>-оо, |
теоретически равен значению д л я обода при і - И , и их расчет
можно |
вести |
по этим |
зависимостям . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Линии, соединяющие ш к а л ы В и С, |
являются |
линиями |
||||||||||||||
равных н а п р я ж е н и й в дисках с отверстием |
0 < і < ; 1 |
(показа |
||||||||||||||
ны на |
д и а г р а м м е прямыми, ввиду |
весьма |
малого |
р а с х о ж д е |
||||||||||||
ния с |
действительными) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Следует |
оговориться, |
что данные д л я дисков равной |
проч |
|||||||||||||
ности, |
представленные на |
д и а г р а м м е , |
несколько |
расходятся |
||||||||||||
с действительными . Д л я |
того чтобы диск был |
|
равнопрочным, |
|||||||||||||
к нему с наружной цилиндрической поверхности д о л ж н а |
быть |
|||||||||||||||
приложен а |
р а д и а л ь н а я |
нагрузка, |
р а в н а я |
по |
|
интенсивности |
||||||||||
н а п р я ж е н и ю ' в |
диске. Та к |
|
как на |
наружной |
поверхности |
диска |
||||||||||
р а д и а л ь н ы е |
н а п р я ж е н и я |
|
равны |
нулю, |
то |
д л я |
создания |
их |
||||||||
необходим обод, п л о щ а д ь |
сечения |
которого |
вычисляется |
по |
||||||||||||
ф о р м у л е А. Стодола |
[104]. П р и б л и ж е н н о |
приняв, |
ввиду |
ма |
||||||||||||
лых размеро в обода, центр т я ж е с т и сечения обода на |
н а р у ж |
|||||||||||||||
ной цилиндрической |
поверхности |
диска, |
получим: |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
F = = |
|
|
e _ R y |
- |
. . . Г . |
|
|
|
|
|
(НО) |
||
Поскольку диск равной прочности рационален как махо |
||||||||||||||||
вик при больших о к р у ж н ы х скоростях, при которых |
п л о щ а д ь |
|||||||||||||||
сечения обода |
становится |
весьма |
малой, |
то |
в |
этих |
случаях |
и с к а ж е н и е коэффициента рациональности формы, вызванное
ободом, незначительно и оказываетс я |
в пределах погрешности |
||||
при |
вычислениях. |
|
|
|
|
|
Исходя из предположения, что применение сложного дис |
||||
ка |
равной |
прочности |
рационально |
при |
значительном пре |
о б л а д а н и и |
удельной |
энергоемкости |
диска |
равной прочности |
над удельной энергоемкостью более простых типов дисков,
были проведены расчеты коэффициентов -К д л я дисков |
рав |
||
ной |
прочности с ободом при значении К выше 0,0763 ж4 //сн- |
||
•сек2, |
показавшие, |
что д л я представленных в д и а г р а м м е |
слу |
чаев |
максимальное |
расхождени е коэффициента К д л я |
дис- |
ков |
равной прочности с ободом и без него находится >.в преде |
|||||||||
л а х 5%, с преимуществом в сторону увеличения, |
что дает |
|||||||||
некоторый з а п а с энергоемкости. |
|
|
|
|
|
|||||
|
Д и с к |
равной прочности в качестве маховика может |
иметь |
|||||||
весьма м а л у ю толщину на периферии, лимитируемую |
только |
|||||||||
возможностями |
механической |
обработки . |
Б л а г о д а р я |
этому |
||||||
скорости |
вращения маховиков могут быть весьма |
высокими |
||||||||
при незначительной толщине диска в центре. |
|
|
|
|||||||
|
В о з м о ж н ы |
весьма р а з н о о б р а з н ы е способы расчета |
махо |
|||||||
виков |
по д и а г р а м м е и — К, но |
при •определении, |
|
например, |
||||||
удельной |
энергоемкости м а т е р и а л а маховика (для |
определе |
||||||||
ния |
по формуле |
(130) массы |
либо энергоемкости) |
|
встречают |
|||||
ся в основном два случая: |
|
|
|
|
|
|
||||
|
а) |
з а д а н о допустимое напряжение, а |
скорость |
не ограни |
||||||
чивается. В этом случае можно непосредственно |
рекомендо |
|||||||||
вать |
диск |
равной прочности |
при |
скорости, соответствующей |
||||||
К = 0 , 1 2 5 |
мЧкн-сек2; |
|
|
|
|
|
|
|||
|
о) |
ограничиваются .скорость |
и допустимые |
напряжения . |
||||||
И з |
точки, |
соответствующей допустимой |
окружной |
скорости, |
восстанавливается перпендикуляр; ординаты точек пересече
ния |
его с линиями |
или точками напряжений, равных допусти |
||||||||||||||
мым, |
представляют |
собой |
значения коэффициента |
рациональ |
||||||||||||
ности |
форм" диска. |
О п т и м а л ь н о й ' с л е д у е т |
считать |
ту |
форму, |
|||||||||||
д л я |
которой произведение |
е = |
К о будет наибольшим . |
|
|
|||||||||||
|
П р и м е р : |
определить |
рациональную |
форму |
и вес |
махо |
||||||||||
вика дл я обеспечения энергоемкости |
Е = 106 |
дж при |
окруж |
|||||||||||||
ной |
скорости |
v = |
200 м/сек |
и |
допускаемом |
напряжении |
ма |
|||||||||
териала а = 2 - 1 0 5 |
|
кн/м2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Р е ш е н и е : перпендикуляр, |
восстановленный |
из точки, |
|||||||||||||
соответствующей v = |
200 |
м/сек, |
пересекает: |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
а) линию, соединяющую ш к а л у С и ш к а л у В при |
||||||||||||||
значении а = 2 - 1 0 5 |
кн/м2, |
К = 0 , 0 6 |
м^/кн-сек2 |
|
и е = 1 2 - 1 0 3 м2/ |
|||||||||||
сек2; |
|
б) кривую |
о = 2 - 1 0 5 |
кн/м2 |
|
при К = 0 , 0 4 3 |
|
м*/кн-сек2 |
||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||
и е = 8 , 6 - 1 0 3 |
м2/сек2; |
|
|
|
|
кн/м2, |
|
|
|
|
|
мЧкн- |
||||
|
|
в) ш к а л у |
А |
при |
а = 1 , 2 5 - 1 0 5 |
К = 0 , 0 7 6 3 |
|
|||||||||
• сек2 |
|
и е — 9,5-103 |
|
м2/сек2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Оптимальным |
„вариантом |
является |
обод |
при |
і ==0,95 |
||||||||||
(см. г р а ф и к зависимости |
К |
от і — рис. 79). Масса |
маховика |
|||||||||||||
|
— = 8 1 , 5 |
кг |
[25] . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
= W е |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|