Файл: Гулиа Н.В. Инерционные аккумуляторы энергии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 242

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

циента К

д л я

дисков

Из одного

и

того

 

ж е

материала,

тем

рациональнее

форма,

т. е. тем

в ы ш е

его

у д е л ь н а я

энергоем­

кость при

равных н а п р я ж е н и я х

в

материале . Вследствие это­

го коэффициент iK может с л у ж и т ь

критерием

рациональности

маховика .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По формуле (129) производится расчет

удельной

 

энер­

гоемкости

маховика

по допускаемым

н а п р я ж е н и я м

р а с т я ж е ­

ния.

Используя

значение удельной

энергоемкости,

из

 

выра­

ж е н и я

(130)

можно

получить

как

 

массу

 

маховика

по

 

задан ­

ной

энергоемкости,

т а к и м а к с и м а л ь н у ю

энергоемкость

 

махо- '

вика

заданной

массы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определим значения коэффициента рациональности фор­

мы д л я различных случаев:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а)

Д и с к постоянной толщины

без

отверстия.

 

 

 

 

И з

рассмотрения

(125) и

(129)

 

находим:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

K = whr

кн/м3;

 

 

 

 

(,31)

 

Д л я

стальных

дисков имеем:

 

7 = 7 8 , 5

ц . = 0 , 2 8 .

 

Подставив

в

(131)

численные

значения

величин, получим:

К = 0 , 0 7 6 3

 

м4/кн-сек2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)

Д и с к постоянной

толщины

с

центральным

круг­

л ы м отверстием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«

 

Определив к а к и в предыдущем

случае,

в ы р а ж е н и е

д л я

К, используя

(126)

и

(129)

и

подставив

 

численные

величи­

ны у и д., получим:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К ° . 2 5 7 + ^ , 6 1 » •

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( 1 3 2 )

 

Г р а ф и к изменения коэффициента рациональности

 

формы

маховика

К д л я

различных значений

і представлен

на

рис. 79.

 

Д л я

диска с с а м ы м маленьким

отверстием

К — 0 , 0 3 8 2

м*1

/кн.'сек2,

 

т. е. рациональность

ф о р м ы маховика снижена

в

два р а з а по сравнению с диском без

 

отверстия.

П о

мере

увеличения

д и а м е т р а

отверстия ф о р м а

маховика

становится

более

рациональной,

и при i » l

(тонкий

обод)

К = 0 , 0 6 3

м4/

/кн'Сек2,

 

т. е. все ж е

меньше,

чем

у

диска

без

отверстия.

 

2.

Диск

равной

прочности.

 

В

диске

равной

прочности

ве­

личина р а д и а л ь н ы х и тангенциальных напряжений

одинакова

во всех его

точках:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о—а_ = о у .


0,07\

ОМ

ощ

о.оз\

0,02.

001

О

0,1 0J ОМ 0,5 0.6 07 0,& 0,9 1,0

Рис. 79. Изменение коэффициента К рацио­ нальности формы махо­ вика с отверстием в за­ висимости от отношения і диаметра .отверстия к диаметру маховика.

 

Д л я н а х о ж д е н и я

коэффициента

рациональности

формы

К

д л я дисков равной

прочности используем в ы р а ж е н и е

(129),

из

которого следует:

 

 

 

 

 

 

 

(133)

 

Из рассмотрения энергоемкости элементарных полосок

толщиной dx сечения

диска равной

прочности (рис. 80) сле-

X

 

Рис.

80. Схема

к

 

расчету

маховика

рав­

 

ной

прочности.

 

дует,

что імаїсса

этого

диска в ы р а ж а е т с я

интегралом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

R

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М

 

І І 2 х « р . ( - Т « ) в х .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

4

 

 

" ь

'

 

 

 

а з а п а с

кинетической

энергии

 

во

в р а щ а ю щ е м с я с

угловой

скоростью со диске

интегралом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

R

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(135)

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

^

'

 

 

 

 

 

Д л я

решения

интегралов

 

 

(134)

и

(135)

целесообразно

произвести замену

переменных:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 д з

 

=

Z.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П о с л е решения

и подстановки

пределов

в ы р а ж е н и я при­

нимают вид, соответственно:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М

 

2яу0 ст

1 -

ех р

 

 

V Q ) 2 R 2

 

 

 

(136)

Е

=

2Ky

0 gcr2

1

 

 

 

y o ) 2 R

2 \ l

+ n y o R 2

a e x p ( - T ^ ) .

(137)

 

•у to

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

учетом

подстановки

 

і

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

R i o = u ,

 

 

 

 

 

 

 

где

R радиус

диска,

и — о к р у ж н а я

скорость

диска

на пе­

риферии,

в ы р а ж е н и е

(133) после

некоторых

преобразований

принимает вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 - е х р

( -

 

 

 

 

V(

 

и 3

е х р Г

2 g a i

 

 

 

К

=

2goJJ ~

 

g

 

(138)

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

g

 

1 -- е х р

(

 

2ga

J]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подставив

численные

значения

постоянных

(для

сталь­

ного

д и с к а ) ,

получим:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 _ е х р

 

0,04 U-

• 05 08u 5 exp I -

0.04иа

 

К

=

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(139)

 

 

 

 

 

16-10-- 2 [ l - e x p ( -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


К ак видно из (139), к а ж д о м у значению допускаемых на­ пряжений м а т е р и а л а маховика и окружной скорости на пе­

риферии соответствует особая форма диска

равной прочности.

В соответствии с этим построены графики

зависимости коэф­

фициента рациональности формы К д л я дисков равной проч­

ности с

допускаемыми н а п р я ж е н и я м и р а с т я ж е н и я

материала

[а]

от

Ш 5 до

4 - Ю 5

кн/м2

интервалами

0,25-105

кн/м2),

д л я

о к р у ж н ы х

скоростей

от

100 до 500

м/сек.

По

получен­

ным

зависимостям

построена

д и а г р а м м а

и—К,

с л у ж а щ а я для

выбора

и расчета

маховиков

различных

форм (рис.

81).

• о

т

loo

soo

ноо

sot

т

пе

воо

т

Рис. 81. Диаграмма для расчета маховиков.

 

 

 

Семейство

кривых равных

напряжений

на

д и а г р а м м е по­

казывает зависимость рациональности формы дисков равной

прочности

от окружной

скорости

на

периферии для

материа­

л а

диска

(стали)

с допускаемыми

н а п р я ж е н и я м и

р а с т я ж е н и я

от

105 до

4 - Ю 5

кн/м2.

К а к видно

из

д и а г р а м м ы ,

эти

кривые

по мере возрастания окружной скорости стремятся к некото­ рому предельному значению К, равному 0,125 м*[кн-сек2.


Ш к а л ы А, В, С п о к а з ы в а ю т зависимость м а к с и м а л ь н ы х напряжений от окружной скорости соответственно в диске по­

стоянной т о л щ и н ы

'без

отверстия и с

отверстием i ^ l

(обод)

и i « 0 .

 

 

 

 

Коэффициент рациональности Супермаховиков стержне ­

вого п клинового

типа

в предельном

случае, когда

и—>-оо,

теоретически равен значению д л я обода при і - И , и их расчет

можно

вести

по этим

зависимостям .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Линии, соединяющие ш к а л ы В и С,

являются

линиями

равных н а п р я ж е н и й в дисках с отверстием

0 < і < ; 1

(показа ­

ны на

д и а г р а м м е прямыми, ввиду

весьма

малого

р а с х о ж д е ­

ния с

действительными) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следует

оговориться,

что данные д л я дисков равной

проч­

ности,

представленные на

д и а г р а м м е ,

несколько

расходятся

с действительными . Д л я

того чтобы диск был

 

равнопрочным,

к нему с наружной цилиндрической поверхности д о л ж н а

быть

приложен а

р а д и а л ь н а я

нагрузка,

р а в н а я

по

 

интенсивности

н а п р я ж е н и ю ' в

диске. Та к

 

как на

наружной

поверхности

диска

р а д и а л ь н ы е

н а п р я ж е н и я

 

равны

нулю,

то

д л я

создания

их

необходим обод, п л о щ а д ь

сечения

которого

вычисляется

по

ф о р м у л е А. Стодола

[104]. П р и б л и ж е н н о

приняв,

ввиду

ма­

лых размеро в обода, центр т я ж е с т и сечения обода на

н а р у ж ­

ной цилиндрической

поверхности

диска,

получим:

 

 

 

 

 

 

 

F = =

 

 

e _ R y

-

. . . Г .

 

 

 

 

 

(НО)

Поскольку диск равной прочности рационален как махо ­

вик при больших о к р у ж н ы х скоростях, при которых

п л о щ а д ь

сечения обода

становится

весьма

малой,

то

в

этих

случаях

и с к а ж е н и е коэффициента рациональности формы, вызванное

ободом, незначительно и оказываетс я

в пределах погрешности

при

вычислениях.

 

 

 

 

Исходя из предположения, что применение сложного дис­

ка

равной

прочности

рационально

при

значительном пре­

о б л а д а н и и

удельной

энергоемкости

диска

равной прочности

над удельной энергоемкостью более простых типов дисков,

были проведены расчеты коэффициентов -К д л я дисков

рав ­

ной

прочности с ободом при значении К выше 0,0763 ж4 //сн-

•сек2,

показавшие,

что д л я представленных в д и а г р а м м е

слу­

чаев

максимальное

расхождени е коэффициента К д л я

дис-


ков

равной прочности с ободом и без него находится >.в преде­

л а х 5%, с преимуществом в сторону увеличения,

что дает

некоторый з а п а с энергоемкости.

 

 

 

 

 

 

Д и с к

равной прочности в качестве маховика может

иметь

весьма м а л у ю толщину на периферии, лимитируемую

только

возможностями

механической

обработки .

Б л а г о д а р я

этому

скорости

вращения маховиков могут быть весьма

высокими

при незначительной толщине диска в центре.

 

 

 

 

В о з м о ж н ы

весьма р а з н о о б р а з н ы е способы расчета

махо­

виков

по д и а г р а м м е и — К, но

при •определении,

 

например,

удельной

энергоемкости м а т е р и а л а маховика (для

определе­

ния

по формуле

(130) массы

либо энергоемкости)

 

встречают­

ся в основном два случая:

 

 

 

 

 

 

 

а)

з а д а н о допустимое напряжение, а

скорость

не ограни­

чивается. В этом случае можно непосредственно

рекомендо­

вать

диск

равной прочности

при

скорости, соответствующей

К = 0 , 1 2 5

мЧкн-сек2;

 

 

 

 

 

 

 

о)

ограничиваются .скорость

и допустимые

напряжения .

И з

точки,

соответствующей допустимой

окружной

скорости,

восстанавливается перпендикуляр; ординаты точек пересече­

ния

его с линиями

или точками напряжений, равных допусти­

мым,

представляют

собой

значения коэффициента

рациональ ­

ности

форм" диска.

О п т и м а л ь н о й ' с л е д у е т

считать

ту

форму,

д л я

которой произведение

е =

К о будет наибольшим .

 

 

 

П р и м е р :

определить

рациональную

форму

и вес

махо­

вика дл я обеспечения энергоемкости

Е = 106

дж при

окруж ­

ной

скорости

v =

200 м/сек

и

допускаемом

напряжении

ма­

териала а = 2 - 1 0 5

 

кн/м2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р е ш е н и е : перпендикуляр,

восстановленный

из точки,

соответствующей v =

200

м/сек,

пересекает:

 

 

 

 

 

 

 

а) линию, соединяющую ш к а л у С и ш к а л у В при

значении а = 2 - 1 0 5

кн/м2,

К = 0 , 0 6

м^/кн-сек2

 

и е = 1 2 - 1 0 3 м2/

сек2;

 

б) кривую

о = 2 - 1 0 5

кн/м2

 

при К = 0 , 0 4 3

 

м*/кн-сек2

 

 

 

 

и е = 8 , 6 - 1 0 3

м2/сек2;

 

 

 

 

кн/м2,

 

 

 

 

 

мЧкн-

 

 

в) ш к а л у

А

при

а = 1 , 2 5 - 1 0 5

К = 0 , 0 7 6 3

 

• сек2

 

и е — 9,5-103

 

м2/сек2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оптимальным

„вариантом

является

обод

при

і ==0,95

(см. г р а ф и к зависимости

К

от і — рис. 79). Масса

маховика

 

— = 8 1 , 5

кг

[25] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= W е

 

 

1