ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 189
Скачиваний: 33
|
П р и в е д е н н ые |
выше |
зависимости были определены |
исхо |
||||||||||
дя |
из |
того, |
что |
м а т е р и а л о м |
д л я |
маховика |
служит |
сталь . |
||||||
Однако, согласно приведенному ниже, сталь не всегда |
являет |
|||||||||||||
ся |
наилучшим м а т е р и а л о м |
д л я |
изготовления |
маховиков . |
||||||||||
|
§ 7. Об удельной прочности |
маховиков |
|
|
|
|
||||||||
|
|
Р а с с м а т р и в а я |
в ы р а ж е н и я |
д л я |
К и |
считая |
|
к о э ф ф и |
||||||
циент |
Пуассона |
величиной |
постоянной, |
а т а к ж е |
принимая |
|||||||||
для дисков равной прочности величину К постоянной |
(напри |
|||||||||||||
мер, д л я какой - нибудь конкретной окружной скорости, |
а з н а |
|||||||||||||
чит, и |
ф о р м ы м а х о в и к а ) , |
имеем |
д л я |
всех |
случаев: |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
К |
= |
- ^ > |
|
|
|
|
|
(141) |
||
где через С обозначены все постоянные |
величины. |
|
Следова |
|||||||||||
тельно, коэффициент С характеризует форму м а х о в и к а |
неза |
|||||||||||||
висимо от материала, из которого он изготовлен. |
|
|
|
|||||||||||
|
В ы р а ж е н и е |
удельной |
энергоемкости |
принимает |
|
вид: |
||||||||
|
|
|
|
е |
= |
С — . |
|
|
|
|
|
(142) |
||
|
|
|
|
|
|
|
Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
Отсюда |
следует, что |
м а к с и м а л ь н а я |
у д е л ь н а я |
энергоем |
кость маховика прямо пропорциональна значению допускае
мых |
напряжений |
м а т е р и |
а л а , |
из которого |
он |
изготовлен, |
и |
обратно пропорциональна |
его удельному весу. |
|
|
||||
|
В таблице 6 |
приведены |
значения отношения — и у д е л ь - . |
||||
ный |
весовой е% |
энергоемкости д л я различных |
материалов . |
||||
|
И з приведенного видно, что 'некоторые |
йедефиц'итные |
ма |
териалы значительно рациональнее стали в отношении на копления кинетической энергии в единице веса маховика . Применение упомянутых материалов д л я изготовления махо
виков связано |
с весьма высокими о к р у ж н ы м и скоростями. |
|
Известно, что |
высокие о к р у ж н ы е скорости требуют |
помеще |
ния м а х о в и к о в |
в среду с м а л ы м и вентиляционными |
потеря |
ми. Маховики, |
изготовляемые из высоколегированных |
сталей, |
с максимальной рациональностью формы и с окружной ско ростью порядка 450 м/сек обязательно п о м е щ а ю т с я в вакуум . Вентиляционные потерлі при этом почти отсутствуют, и махо вик, предоставленный свободному вращению, д в и ж е т с я в те чение нескольких суток [124].
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 6 |
|
Материал |
з, |
т м- f, |
m.\i3 |
|
7 ' |
м |
е, |
% |
V. % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Стеклотекстолит ВФТ-с |
4-1СИ |
1,7 |
23,5 |
103 |
|
306 |
150 |
|||
Алюм. сплав АК-8 |
4-Ю'1 |
2,7 |
14,8 |
!03 |
|
!92 |
150 |
|||
Древесные |
пластики |
1,5-Ю4 |
1,3 |
11.5 |
103 |
|
150 |
400 |
||
Текстолит |
|
104 |
|
1,3 |
|
7,7 |
103 |
|
100 |
600 |
Высоколегированная |
6-Ю-' |
7,8 |
|
7,7 |
103 |
|
100 |
100 |
||
сталь |
|
|
|
|||||||
Капрон |
|
0.S5-104 |
.1,13 |
' |
7,5 |
103 |
|
97,5 |
710 |
|
Низколегированная |
4-Ю4 |
7,8 |
|
5.1 |
103 |
|
66 |
150 |
||
сталь |
|
|
|
|||||||
Сталь среднего качест |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ва (Ст. 3) |
|
2-Ю4 |
7,8 |
|
2,5 •103 |
|
32,5 |
300 |
||
И з сказанного |
можно сделать |
вывод, |
что |
дл я |
маховиков |
|||||
высокой |
энергоемкости |
ввиду |
обязательного |
помещения |
в |
|||||
вакуум |
величина окружной |
скорости |
почти |
не |
оказывает |
|||||
влияния |
на потерн |
энергии. Угловая ж е скорость, |
в л и я ю щ а я |
|||||||
на потерн энергии |
в подшипниках, |
может |
в а р ь и р о в а т ь с я |
из |
менением д и а м е т р а маховика . Кроме того, потери в подшип
никах при вращении высокоэнергоемких легковесных |
махови |
||||||||
ков |
невелики. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Необходимо учитывать, |
что применение |
легких материа |
||||||
лов д л я изготовления маховиков увеличивает |
их объем. Умно |
||||||||
жив |
обе стороны |
равенства |
(142) |
на значение |
|
массы |
m и |
||
разделив -полученное произведение на объем |
v, найдем |
выра |
|||||||
жение удельной объемной энергоемкости е г : |
|
|
|
|
|
||||
|
|
ег, = |
Са . |
|
|
|
|
|
(143) |
|
Следовательно, |
о б ъ е м н а я |
энергоемкость |
маховика |
увели |
||||
чивается пропорционально н а п р я ж е н и я м и от удельного |
веса |
||||||||
м а т е р и а л а не зависит. В таблице 7 |
приведены значения |
объ |
|||||||
ема |
v % маховиков д л я упомянутых |
материалов |
при |
равной |
|||||
энергоемкости. Увеличение объема маховика |
в |
определен |
|||||||
ных |
пределах (1,5—2 р а з а ) практически'не влияет |
на его эф |
|||||||
фективность, т а к к а к обычно объем не лимитирован . |
|
|
|||||||
|
Применение того или иного м а т е р и а л а |
д л я |
изготовления |
маховиков требует, видимо, специальных прочностных иссле дований, связанных со специфическими свойствами материа ла.
§ 8. О безопасности |
маховиков |
|
И м е я |
данные о механических свойствах того или ино |
|
го материала, |
идущего |
на изготовление маховиков, д л я опре |
деления допускаемых напряжений необходимо выбрать з а п а с
прочности. Коэффициент з а п а с а |
прочности |
зависит ка к от ма |
|
териала, из которого изготовлен |
маховик, |
та к и от |
условий |
его работы. И с ч е р п ы в а ю щ и е сведения о свойствах |
м а т е р и а л а |
||
можно получить из специальных |
источников. Здесь |
ж е целе |
сообразно привести лишь некоторые специфические рекомен дации.
|
Маховики, р а б о т а ю щ и е |
при низких скоростях, |
допусти |
||
мо |
изготовлять |
из чугуна. |
П р и о к р у ж н ы х |
скоростях менее |
|
25 |
м/сек можно |
применять |
л и т ь е - и з чугуна |
марки |
С Ч 12-28; |
при скоростях до 35 м/сек |
— |
из чугуна |
высокой |
прочности, |
||||||||||||||||
например |
|
СЧ 21-40. |
П р и |
повышении |
окружной |
скорости |
д о - |
|||||||||||||
50 м/сек |
допустимо |
применение |
стального |
литья |
или |
сварных |
||||||||||||||
конструкций, более высокие скорости требуют |
|
изготовления |
||||||||||||||||||
маховиков из специально обработанных поковок |
высокока |
|||||||||||||||||||
чественной |
стали, например |
40 ХН . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
П р и |
конструировании |
б ы с т р о в р а щ а ю щ и х с я |
|
маховиков |
|||||||||||||||
выбор |
коэффициента з а п а с а |
требует |
большой |
осторожности . |
||||||||||||||||
Р а з р ы в |
такого |
маховика |
может |
привести |
к т я ж е л ы м |
послед |
||||||||||||||
ствиям. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
А. Стодола рекомендует |
выбирать |
з а п а с |
прочности |
д л я |
|||||||||||||||
стальных |
|
в р а щ а ю щ и х с я |
дисков |
от 2,5 |
до |
4; Пр и этом, |
види |
|||||||||||||
мо, |
большие |
|
значения |
следует |
принимать |
д л я |
крупногаба |
|||||||||||||
ритных |
конструкций. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
||||||
, |
Согласно |
К р а ф т у , допускаемые |
н а п р я ж е н и я |
дисках со- - |
||||||||||||||||
ставляют |
0,25 от предела |
прочности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Годье |
считает |
коэффициент |
з а п а с а прочности |
в р а щ а ю |
|||||||||||||||
щихся дисков, отнесенный к пределу |
упругости, р а в н ы м 2,5 — |
|||||||||||||||||||
3 [104]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
На |
основании |
тщательных |
исследований |
и |
практическо |
||||||||||||||
го |
опыта |
|
ш в е й ц а р с к а я |
ф и р м а |
Эрликон приняла д л я |
своих |
||||||||||||||
маховиков |
Электрогиро |
з а п а с |
прочности |
|
около |
3,3 |
[109 — |
|||||||||||||
123]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перспективная |
конструкция |
безопасного |
маховика, |
со |
|||||||||||||||
ставленного |
из ленты, позволяет |
выбирать |
значительно |
более |
||||||||||||||||
низкий |
з а п а с |
прочности |
(1,1—1,2), т а к к а к выход |
из строя та |
||||||||||||||||
кого маховика |
( р а з р ы в |
ленты) |
может |
привести |
лишь |
к |
оста |
|||||||||||||
новке |
машины . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
§ 9. |
Расчет высокоэнергоемких |
|
|
|
слоистых |
маховиков |
|
|
Известно, |
что у д е л ь н а я энергоемкость |
маховика за |
данной |
формы пропорциональна м а к с и м а л ь н ы м |
напряжени |
|
ям в его теле. |
|
|
|
Д л я |
обеспечения высокой энергоемкости маховиков целе |
сообразно конструировать их .таким образом, чтобы основной
аккумулирующий элемент |
(например, обод) |
был максималь |
||
но прочным. Кроме того, в целях снижения |
коэффициента за |
|||
паса прочности вероятность |
р а з р ы в а |
с образованием |
опасных |
|
осколков д о л ж н а быть практически |
исключена. Все |
это пре |
дусмотрено в специальной конструкции' маховика с ободом,
навитым из высокопрочной ленты, витки которой |
скреплены |
||||||||||
между собой полимерным |
материалом |
(клеем) |
[19] . |
Благо |
|||||||
д а р я |
тому, |
что |
прочность |
стальных |
лент |
(ав |
|
превышает |
|||
200 |
кГ/мм2) |
значительно |
выше, |
чем |
прочность |
монолитного |
|||||
м а т е р и а л а |
(отливки, поковки и |
пр . ), |
и |
что-в |
ленточном |
ободе |
|||||
предусмотрено предохранительное звено, в виде |
внешнего |
||||||||||
витка, выходящее |
из строя |
при |
опасности р а з р ы в а , |
подобный |
маховик способен накопить значительно большую кинетичес
кую энергию, чем |
монолитный. |
|
|
Н и ж е рассматриваются |
а к к у м у л и р у ю щ и е |
возможности |
|
обода маховика, |
навитого на |
лепты. Д л я простоты витой обод |
представлен в виде концентрических колец из ленты / с про
слойкой |
из полимерного м а т е р и а л а 2 (рис. 82). Это с доста |
точной |
степенью п р и б л и ж е н и я соответствует действительно |
сти. |
|
Рис. 82. Схема к расчету слоистого махо вика: 1 •— металлическое кольцо, 2 — кольцо по лимера.