Файл: Гулиа Н.В. Инерционные аккумуляторы энергии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 188

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Известно,

что во

в р а щ а ю щ е м с я

кольце возникают

окруж ­

ные

а_

и р а д и а л ь н ы е

а,- нормальные н а п р я ж е н и я ,

определяе ­

мые

по

ф о р м у л а м (117)

и (118).

В

р а с с м а т р и в а е м о й

конст­

рукции м а х о в и к а

соотношение т о л щ и н ы ленты

в

мотке ho

п текущего

радиуса

R

находится

примерно

в п р е д е л а х

1.: (2000—5000).

В т а к и х

условиях

р а д и а л ь н ы е

н а п р я ж е н и я

в ленте практически отсутствуют и

ими можно

пренебречь.

Если

пренебречь

т а к ж е

влиянием

напряжений,

обусловлен­

ных

наличием

полимерной пленки

м е ж д у витками

ленты, вы­

ражение

(118)

можно

записать в

виде:

 

 

 

£ ( 3 + , ) ( R + 0 , 5 h ) 2 + ( R - 0 , 5 h ) 2 +

( R + 0 , 5 h ) 2

( R - 0 , 5 h ) 2

l - 3 | i R

s

г»--

"

- ч •

1 4

і >

где h — т о л щ и н а ленты

в

н а п р я ж е н н о м

состоянии

щении обода; с достаточным приближением

( 1 4 4 )

при вра­

 

 

 

h =

h 0 - p , - ^ - h 0 >

 

 

 

 

 

(145)

где h 0 — толщина

 

ленты

неподвижного

обода;

Е — м о д у л ь

упругости м а т е р и а л а

ленты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий р а д и у с

кольца

ленты в н а п р я ж е н н о м

состоя­

нии при вращении

обода:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

R o + n ( h 0 + 6 o ) + 0 , 5 h

.

R

R = R 0 + n ( h o + 6 o ) + 0 , 5 h 0 + R - ^ - =

 

- •

 

 

I H t y

 

 

 

 

 

 

 

 

1 -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

E

 

 

 

 

где Ro — минимальный

радиус

обода в

покое;

б 0 — толщина

полимерной

пленки в покое; п — число витков ленты.

 

 

П о д с т а в л я я

(145)

и

(146)

в (118),

можно

получить

зна­

чение напряжений

о_

д л я

любого витка

ленты.

В ы р а ж е н и е

не приводится ввиду громоздкости.

 

 

 

 

 

 

В ы р а ж е н и я

(145)

и (146)

имеют

практический

смысл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

только при

высоких значениях

отношения

 

 

(высокопроч­

ные металлические и полимерные л е н т ы ) .

П р и

м а л ы х

ж е

значениях

этой

 

величины

(.например,

д л я

металлических


лент средней и низкой прочности) с достаточной точностью можно принять h = h 0 и R = R 0 + n (ho+So) +0,5h . Выражение (144) при этом получит вид:

°-

= 1 Г ^

(3 + }*)l [ R o - b n ( h 0 + 6 o ) + h 0 ] 2 + [ R o + n ( h o + 6 o ) ] 2

+

41.

 

bg

і

 

 

 

 

 

 

j _

[ R o + n ( h 0 + 6 o )

4-hp]8 [ R o + n C h o + б о ) ] 2 _

 

 

 

 

[Ro+n(h0 -r-6o)4-0,5ho]2

 

 

 

-

[ R o + n ( h 0 + 6 0 )

- f 0,5h 0 ] 2 .

(147)'

И з

приведенного в ы р а ж е н и я

видно, что

с увеличением

п

н а п р я ж е н и я

увеличиваются .

Следовательно,

внешний виток

ленты н а п р я ж е н больше остальных. П р и превышении допу­

стимой угловой скорости этот внешний виток

разрывается,

чему способствует

т а к ж е некоторое ослабление

его сечения, и

б л а г о д а р я трению

о к о ж у х ' с в о б о д н о г о конца ленты маховик

автоматически тормозится. В р а щ е н и е маховика, разумеется,

должно, происходить

в направлении намотки

ленты. Ясно, что

д е ф о р м а ц и я витков

т а к ж е

увеличивается по

направлению к

периферии.

Вследствие этого м е ж д у витками ленты образу­

ется зазор,

заполняемый пленкой полимера с начальной тол-,

щиной бо. Величина

зазора

равна:

 

 

Д л я того

чтобы

полимерная пленка

между

витками лен­

ты

не

р а з р у ш а л а с ь ,

первоначальная толщина

ее не

должна

'быть

меньше

 

 

 

 

 

 

 

 

 

So = A S ' 7 X | E " >

.

 

(149)

где

Е„ — м о д у л ь упругости полимерного

материала;

[о] —

допускаемые

н а п р я ж е н и я р а с т я ж е н и я д л я полимера.

При

этом предполагается, что при качественной склейке разруше ­ ние происходит не на поверхности склеивания .

Н и ж е определяется рациональность ленточного обода в сравнении с .монолитным с 'использованием критерия рацио ­ нальности К, рассмотренного выше и представляющего со­ бой отношение удельной энергоемкости маховика к макси­ ма л ь н ы м • н an р я жен и я м:

166


к

- - — .

 

^max

Так как определение

рациональности м а х о в и к а носит до­

статочно приближенный характер из-за наличия дополнитель­ ных элементов (ступицы, крепежных деталей и пр . ) , можно приближенно принять ленточный и монолитный обод одина­

ковыми по удельному

весу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кинетическая энергия обода

равна:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е к

= — ^ — ( 1 + 1 - ) ,

 

 

 

 

 

 

где М — - м а с с а

обода,

і — отношение

д и а м е т р а

отверстия

к

внешнему

диаметру

обода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитывая,

что д л я тонкого кольца

н а п р я ж е н и я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

— -

g

,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в ы р а ж е н и е

К д л я ленточного

обода

имеет вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

К-

—jz—

 

 

 

 

 

 

 

 

При

стремлении

 

і к 1, т. е. при уменьшении

толщины

обода, дл я

ленточного

обода

К

стремится

к

значению

6.3-10~4 м'Чкн-сек2.

К

этому

ж е

пределу

стремится

коэффи­

циент рациональности

К и д л я монолитных

ободов.

 

 

 

При стремлении диаметра отверстия к 0 коэффициент ра­

циональности стремится

к величине

3 , 8 2 - Ю - 4 д л я монолитно­

го обода, и к 3,2 - 10 - 4

м4/кн-сек2

— дл я

ленточного.

Следова ­

тельно, коэффициент

 

рациональности

ленточного обода

всег­

да несколько меньше, чем монолитного.

 

 

 

 

 

 

Преимуществом ленточного обода перед монолитным яв­

ляется к а к

высокая

прочность, т а к

и

безопасность

при раз ­

рыве, что позволяет снизить коэффициент запаса

прочности

до 1,1 —1,2

против 3—3,5 у монолитных.

Н а п р и м е р ,

д л я лен­

точного обода

при і =

0,95, К == 6 • Ь0~4

м4/кн~сек2

и

[с]

=

= 200 кГ/мм2

 

і(лента

 

из

углеродистой

 

стали

З П тіо ГОСТу

2614—65)

у д е л ь н а я

энергоемкость

составляет

12 000

кГм/кг.

Это значение почти в 10 ра з превышает удельную энергоем­ кость маховиков швейцарской фирмы Эрликон, предназначен ­ ных д л я гпробусов.


§ 10. Расчет удлиняющегося обода маховика

Ободы высокоэнергоемких маховиков в процессе ра­ боты претерпевают значительные упругие удлинения . М е ж д у тем прочностно-энергетическнй расчет таких маховиков, про­ изводимый обычным методом, дает большую погрешность, связанную со значительным удлинением высокопрочного ма­ териала при нагружении . Этому способствует как высокая

прочность волокон, так и малый модуль упругости

некоторых

из н и х — например, изготовленных

 

из

стекловолокна.

 

 

Удлинение обода маховика вызывает изменение момента

инерции, а

следовательно,

и

з а п а с а энергии

в

нем,

что

ведет

к д а л ь н е й ш е м у возрастанию

н а п р я ж е н и й и т. д.

 

 

 

 

Н и ж е

р а с с м а т р и в а ю т с я

вопросы

движения,

энергии и

прочности

в р а щ а ю щ е г о с я

обода ,с

учетом

его

удлинения.

 

К а к известно,

н а п р я ж е н и е во

в р а щ а ю щ е м с я

тонком

коль­

це

(ободе)

в ы р а ж а е т с я :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

TV2

I'co^Ra =

 

porR=,

 

 

 

 

 

(151)

где

о =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитывая, что и удельный вес, и

размеры

обода зависят

от

напряжений

в м а т е р и а л е

и его

механических

свойств,

опре­

делим эти

зависимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р а д и у с

обода

(по средней линии)

в динамическом

равно­

весии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удельный вес

напряженного

м а т е р и а л а

при

растяжении:

 

, =

 

Ш

 

_ в

 

 

_То

 

 

 

.

 

( 1 5 3 )

 

 

 

1 + ^ ( 1 - 2 ^

1 +

( I — 2 Р )

 

 

 

 

П о д с т а в л я я

значение

(152)

и

(153)

в

(151),

получаем

уравнение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рW - Е

- 2

ц

Е д а + 2 p g ^ = . E

g

+ p

R f l » (

t t

» =

o .

 

 

(154)


О т с ю да

н а п р я ж е н и я

в ободе:

 

 

 

 

 

 

2

o

2

- E ± y

ТЪ_2„2_|2_Р2\"

 

 

 

 

Е ( 2 p R 0

 

8u.EpR0 co +E )

 

 

 

 

 

2 p R 0 2 c o 2 - 2 E - 4 | . i E

 

 

 

 

Кинетическая

энергия обода:

 

 

 

 

 

 

 

mRsio=

mw3R0= /

с

 

 

 

 

Е

= ~ 2 = _ 2 ~ ч1

^ ~ Ё

 

 

 

то*К<р(

, 2 p R o 2 ( o 2

- E ± y 8 u £ p R 0 2 c o 2 + E 2

 

 

. , f i

2 _ V

 

 

 

2 p R 0 2 C D 2 - 2 E - 4 u . E

 

 

 

Следовательно, к кинетической энергии обода, вычислен­

ной обычными методами, добавляетс я

кинетическая

энергия

накопленная

при удлинении

обода:

 

 

 

 

mt o2 Ro2

( 2 p R o 2 c o 2 - E ± y 8p . EpR 0 2 o) 2 +E 2 )

 

 

 

 

 

4 ( p R 0 2 c o 2 - E - 2 p . E )

 

-

(

'

Кроме того, при удлинении обода в нем накопляется по­

тенциальная

энергия

 

упругой' деформации,

в о з в р а щ а е м а я

при замедлении и остановке маховика . Величина этой потен­

циальной

энергии:

 

 

 

 

 

 

 

 

д =

m 3 ; g =

с ( 2 р К о 2 с ' ) 2 - Е ± У 8 j i E p R ? a 2 + E 2 ) "

 

 

 

2Ет

 

m

 

8 Y o ( p R o 2 c o 2 - E - 2 n E ) 2

 

Х

v

[ 1 +

(2r>Ro 2 co 2 - E+y 8p.EpR0 2 a2 -r-E2 )

(1 - 2 ц ) ]

 

,

 

 

 

 

 

8то (pRo^3 - Е - 2 ц Е ) а

 

 

{ ° ° >

О б щ а я механическая

энергия

обода,

отнесенная

к еди­

нице

массы

(удельная

энергоемкость):

 

 

 

=

Е + А =

orR(,= /

,

2 p R 0 2 c o 2

- E ± y 8 u E p R 0 V ;

+ E 2

Є

 

m

 

 

2

 

 

2 p R 0 2 c o 2 - 2 E - 4 u . E

 

 

, g E ( 2 p R o 2 c o 2 - E ± y 8 p E p R 0

2 o ) 2 + E 2 ) 2

a

,

 

,

 

 

8 у

о (

р Н А о

2 _

Е _ а д

2

[ l + (2pRo

со

- E +

 

 

 

 

+ y 8 p E p R 0

2 c o 2 + E 2 )

(1—2(1)]

 

(159)

пли,

в ы р а ж е н н а я

через

н а п р я ж е н и я :

 

 

 

 

 

 

«' Ко

/ ,

 

 

1-r - g - ( 1 - 2 ( 1 )

 

 

 

е

=

 

 

 

 

 

 

(160)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

169