ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 188
Скачиваний: 33
Известно, |
что во |
в р а щ а ю щ е м с я |
кольце возникают |
окруж |
|||||||
ные |
а_ |
и р а д и а л ь н ы е |
а,- нормальные н а п р я ж е н и я , |
определяе |
|||||||
мые |
по |
ф о р м у л а м (117) |
и (118). |
В |
р а с с м а т р и в а е м о й |
конст |
|||||
рукции м а х о в и к а |
соотношение т о л щ и н ы ленты |
в |
мотке ho |
||||||||
п текущего |
радиуса |
R |
находится |
примерно |
в п р е д е л а х |
||||||
1.: (2000—5000). |
В т а к и х |
условиях |
р а д и а л ь н ы е |
н а п р я ж е н и я |
|||||||
в ленте практически отсутствуют и |
ими можно |
пренебречь. |
|||||||||
Если |
пренебречь |
т а к ж е |
влиянием |
напряжений, |
обусловлен |
||||||
ных |
наличием |
полимерной пленки |
м е ж д у витками |
ленты, вы |
|||||||
ражение |
(118) |
можно |
записать в |
виде: |
|
|
|
£ ( 3 + , ) ( R + 0 , 5 h ) 2 + ( R - 0 , 5 h ) 2 +
( R + 0 , 5 h ) 2 |
( R - 0 , 5 h ) 2 |
l - 3 | i R |
s |
||
г»-- |
— " |
- ч • |
1 4 |
і > |
|
где h — т о л щ и н а ленты |
в |
н а п р я ж е н н о м |
состоянии |
щении обода; с достаточным приближением
( 1 4 4 )
при вра
|
|
|
h = |
h 0 - p , - ^ - h 0 > |
|
|
|
|
|
(145) |
|||
где h 0 — толщина |
|
ленты |
неподвижного |
обода; |
Е — м о д у л ь |
||||||||
упругости м а т е р и а л а |
ленты. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Текущий р а д и у с |
кольца |
ленты в н а п р я ж е н н о м |
состоя |
||||||||||
нии при вращении |
обода: |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
R o + n ( h 0 + 6 o ) + 0 , 5 h |
. |
R |
||||
R = R 0 + n ( h o + 6 o ) + 0 , 5 h 0 + R - ^ - = |
|
- • |
|
|
I H t y |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
1 - |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
E |
|
|
|
|
где Ro — минимальный |
радиус |
обода в |
покое; |
б 0 — толщина |
|||||||||
полимерной |
пленки в покое; п — число витков ленты. |
|
|
||||||||||
П о д с т а в л я я |
(145) |
и |
(146) |
в (118), |
можно |
получить |
зна |
||||||
чение напряжений |
о_ |
д л я |
любого витка |
ленты. |
В ы р а ж е н и е |
||||||||
не приводится ввиду громоздкости. |
|
|
|
|
|
|
|||||||
В ы р а ж е н и я |
(145) |
и (146) |
имеют |
практический |
смысл |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
только при |
высоких значениях |
отношения |
|
|
(высокопроч |
||||||||
ные металлические и полимерные л е н т ы ) . |
П р и |
м а л ы х |
ж е |
||||||||||
значениях |
этой |
|
величины |
(.например, |
д л я |
металлических |
лент средней и низкой прочности) с достаточной точностью можно принять h = h 0 и R = R 0 + n (ho+So) +0,5h . Выражение (144) при этом получит вид:
°- |
= 1 Г ^ |
(3 + }*)l [ R o - b n ( h 0 + 6 o ) + h 0 ] 2 + [ R o + n ( h o + 6 o ) ] 2 |
+ |
||||
41. |
|
bg |
і |
|
|
|
|
|
|
j _ |
[ R o + n ( h 0 + 6 o ) |
4-hp]8 [ R o + n C h o + б о ) ] 2 _ |
|
||
|
|
|
[Ro+n(h0 -r-6o)4-0,5ho]2 |
• |
|
||
|
|
- |
[ R o + n ( h 0 + 6 0 ) |
- f 0,5h 0 ] 2 . |
(147)' |
||
И з |
приведенного в ы р а ж е н и я |
видно, что |
с увеличением |
п |
|||
н а п р я ж е н и я |
увеличиваются . |
Следовательно, |
внешний виток |
ленты н а п р я ж е н больше остальных. П р и превышении допу
стимой угловой скорости этот внешний виток |
разрывается, |
|
чему способствует |
т а к ж е некоторое ослабление |
его сечения, и |
б л а г о д а р я трению |
о к о ж у х ' с в о б о д н о г о конца ленты маховик |
автоматически тормозится. В р а щ е н и е маховика, разумеется,
должно, происходить |
в направлении намотки |
ленты. Ясно, что |
||
д е ф о р м а ц и я витков |
т а к ж е |
увеличивается по |
направлению к |
|
периферии. |
Вследствие этого м е ж д у витками ленты образу |
|||
ется зазор, |
заполняемый пленкой полимера с начальной тол-, |
|||
щиной бо. Величина |
зазора |
равна: |
|
|
Д л я того |
чтобы |
полимерная пленка |
между |
витками лен |
||
ты |
не |
р а з р у ш а л а с ь , |
первоначальная толщина |
ее не |
должна |
||
'быть |
меньше |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
So = A S ' 7 X | E " > |
. |
|
(149) |
где |
Е„ — м о д у л ь упругости полимерного |
материала; |
[о] — |
||||
допускаемые |
н а п р я ж е н и я р а с т я ж е н и я д л я полимера. |
При |
этом предполагается, что при качественной склейке разруше ние происходит не на поверхности склеивания .
Н и ж е определяется рациональность ленточного обода в сравнении с .монолитным с 'использованием критерия рацио нальности К, рассмотренного выше и представляющего со бой отношение удельной энергоемкости маховика к макси ма л ь н ы м • н an р я жен и я м:
166
к |
- - — . |
|
^max |
Так как определение |
рациональности м а х о в и к а носит до |
статочно приближенный характер из-за наличия дополнитель ных элементов (ступицы, крепежных деталей и пр . ) , можно приближенно принять ленточный и монолитный обод одина
ковыми по удельному |
весу. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Кинетическая энергия обода |
равна: |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Е к |
= — ^ — ( 1 + 1 - ) , |
|
|
|
|
|
|
||||||
где М — - м а с с а |
обода, |
і — отношение |
д и а м е т р а |
отверстия |
к |
|||||||||||
внешнему |
диаметру |
обода. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Учитывая, |
что д л я тонкого кольца |
н а п р я ж е н и я |
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
а |
— - |
g |
, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в ы р а ж е н и е |
К д л я ленточного |
обода |
имеет вид: |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
К- |
—jz— |
• |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
При |
стремлении |
|
і к 1, т. е. при уменьшении |
толщины |
||||||||||||
обода, дл я |
ленточного |
обода |
К |
стремится |
к |
значению |
||||||||||
6.3-10~4 м'Чкн-сек2. |
К |
этому |
ж е |
пределу |
стремится |
коэффи |
||||||||||
циент рациональности |
К и д л я монолитных |
ободов. |
|
|
|
|||||||||||
При стремлении диаметра отверстия к 0 коэффициент ра |
||||||||||||||||
циональности стремится |
к величине |
3 , 8 2 - Ю - 4 д л я монолитно |
||||||||||||||
го обода, и к 3,2 - 10 - 4 |
м4/кн-сек2 |
— дл я |
ленточного. |
Следова |
||||||||||||
тельно, коэффициент |
|
рациональности |
ленточного обода |
всег |
||||||||||||
да несколько меньше, чем монолитного. |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Преимуществом ленточного обода перед монолитным яв |
||||||||||||||||
ляется к а к |
высокая |
прочность, т а к |
и |
безопасность |
при раз |
|||||||||||
рыве, что позволяет снизить коэффициент запаса |
прочности |
|||||||||||||||
до 1,1 —1,2 |
против 3—3,5 у монолитных. |
Н а п р и м е р , |
д л я лен |
|||||||||||||
точного обода |
при і = |
0,95, К == 6 • Ь0~4 |
м4/кн~сек2 |
и |
[с] |
= |
||||||||||
= 200 кГ/мм2 |
|
і(лента |
|
из |
углеродистой |
|
стали |
З П тіо ГОСТу |
||||||||
2614—65) |
у д е л ь н а я |
энергоемкость |
составляет |
12 000 |
кГм/кг. |
Это значение почти в 10 ра з превышает удельную энергоем кость маховиков швейцарской фирмы Эрликон, предназначен ных д л я гпробусов.
§ 10. Расчет удлиняющегося обода маховика
Ободы высокоэнергоемких маховиков в процессе ра боты претерпевают значительные упругие удлинения . М е ж д у тем прочностно-энергетическнй расчет таких маховиков, про изводимый обычным методом, дает большую погрешность, связанную со значительным удлинением высокопрочного ма териала при нагружении . Этому способствует как высокая
прочность волокон, так и малый модуль упругости |
некоторых |
||||||||||||||
из н и х — например, изготовленных |
|
из |
стекловолокна. |
|
|||||||||||
|
Удлинение обода маховика вызывает изменение момента |
||||||||||||||
инерции, а |
следовательно, |
и |
з а п а с а энергии |
в |
нем, |
что |
ведет |
||||||||
к д а л ь н е й ш е м у возрастанию |
н а п р я ж е н и й и т. д. |
|
|
|
|||||||||||
|
Н и ж е |
р а с с м а т р и в а ю т с я |
вопросы |
движения, |
энергии и |
||||||||||
прочности |
в р а щ а ю щ е г о с я |
обода ,с |
учетом |
его |
удлинения. |
||||||||||
|
К а к известно, |
н а п р я ж е н и е во |
в р а щ а ю щ е м с я |
тонком |
коль |
||||||||||
це |
(ободе) |
в ы р а ж а е т с я : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
TV2 |
I'co^Ra = |
|
porR=, |
|
|
|
|
|
(151) |
||
где |
о = |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитывая, что и удельный вес, и |
размеры |
обода зависят |
||||||||||||
от |
напряжений |
в м а т е р и а л е |
и его |
механических |
свойств, |
опре |
|||||||||
делим эти |
зависимости. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Р а д и у с |
обода |
(по средней линии) |
в динамическом |
равно |
||||||||||
весии: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Удельный вес |
напряженного |
м а т е р и а л а |
при |
растяжении: |
||||||||||
|
, = |
|
Ш |
|
_ в |
|
|
_То |
|
|
|
. |
|
( 1 5 3 ) |
|
|
|
|
1 + ^ ( 1 - 2 ^ |
1 + |
( I — 2 Р ) |
|
|
|
|||||||
|
П о д с т а в л я я |
значение |
(152) |
и |
(153) |
в |
(151), |
получаем |
|||||||
уравнение: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рW - Е |
- 2 |
ц |
Е д а + 2 p g ^ = . E |
g |
+ p |
R f l » ( |
t t |
» = |
o . |
|
|
(154) |
О т с ю да |
н а п р я ж е н и я |
в ободе: |
|
|
|
|
||||
|
|
2 |
o |
2 |
- E ± y |
ТЪ_2„2_|2_Р2\" |
|
|
|
|
|
Е ( 2 p R 0 |
|
8u.EpR0 co +E ) |
|
|
|
||||
|
|
2 p R 0 2 c o 2 - 2 E - 4 | . i E |
|
|
|
|
||||
Кинетическая |
энергия обода: |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
mRsio= |
mw3R0= / |
с |
|
|
|
||
|
Е |
= ~ 2 — = _ 2 ~ ч1 |
^ ~ Ё |
|
|
|
||||
то*К<р( |
, 2 p R o 2 ( o 2 |
- E ± y 8 u £ p R 0 2 c o 2 + E 2 |
|
|
. , f i |
|||||
2 _ V |
|
|
|
2 p R 0 2 C D 2 - 2 E - 4 u . E |
|
|
|
|||
Следовательно, к кинетической энергии обода, вычислен |
||||||||||
ной обычными методами, добавляетс я |
кинетическая |
энергия |
||||||||
накопленная |
при удлинении |
обода: |
|
|
|
|
||||
mt o2 Ro2 |
( 2 p R o 2 c o 2 - E ± y 8p . EpR 0 2 o) 2 +E 2 ) |
|
|
|
||||||
|
|
4 ( p R 0 2 c o 2 - E - 2 p . E ) |
|
- |
( |
' |
||||
Кроме того, при удлинении обода в нем накопляется по |
||||||||||
тенциальная |
энергия |
|
упругой' деформации, |
в о з в р а щ а е м а я |
при замедлении и остановке маховика . Величина этой потен
циальной |
энергии: |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
д = |
m 3 ; g = |
с ( 2 р К о 2 с ' ) 2 - Е ± У 8 j i E p R ? a 2 + E 2 ) " |
|
||||||||
|
|
2Ет |
|
m |
|
8 Y o ( p R o 2 c o 2 - E - 2 n E ) 2 |
|
Х |
||||
v |
[ 1 + |
(2r>Ro 2 co 2 - E+y 8p.EpR0 2 a2 -r-E2 ) |
(1 - 2 ц ) ] |
|
, |
|||||||
|
|
|
|
|
8то (pRo^3 - Е - 2 ц Е ) а |
|
|
{ ° ° > |
||||
О б щ а я механическая |
энергия |
обода, |
отнесенная |
к еди |
||||||||
нице |
массы |
(удельная |
энергоемкость): |
|
|
|
||||||
= |
Е + А = |
orR(,= / |
, |
2 p R 0 2 c o 2 |
- E ± y 8 u E p R 0 V ; |
+ E 2 |
||||||
Є |
|
m |
|
|
2 |
|
|
2 p R 0 2 c o 2 - 2 E - 4 u . E |
|
|
||
, g E ( 2 p R o 2 c o 2 - E ± y 8 p E p R 0 |
2 o ) 2 + E 2 ) 2 |
a |
, |
|
||||||||
, |
|
|
8 у |
о ( |
р Н А о |
2 _ |
Е _ а д |
2 |
[ l + (2pRo |
со |
- E + |
|
|
|
|
|
+ y 8 p E p R 0 |
2 c o 2 + E 2 ) |
(1—2(1)] |
|
(159) |
||||
пли, |
в ы р а ж е н н а я |
через |
н а п р я ж е н и я : |
|
|
|
||||||
|
|
|
«' Ко |
/ , |
|
|
1-r - g - ( 1 - 2 ( 1 ) |
|
|
|||
|
е |
= |
|
|
|
|
|
|
(160) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
169