ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 187
Скачиваний: 33
|
Д л я |
определения |
|
рациональности |
подобного |
обода |
при |
|||||||||||||||
ведем |
в ы р а ж е н и е (160) к |
виду |
e = K f ( o ) : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
go |
g ( i _ 2 u ) + 2 |
|
|
g f l - 2 | 0 |
|
з |
|
, . |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
gj |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Первый |
член |
|
уравнения |
- 7 — |
|
представляет |
|
собой |
именно |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2То |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
удельную энергоемкость обода |
ка к абсолютно |
твердого |
тела. |
|||||||||||||||||||
|
К а к |
видно |
|
из уравнения |
(161), |
удельная |
энергия |
|
растя |
|||||||||||||
ж и м о г о обода |
|
выше жесткого на величины членов, завися |
||||||||||||||||||||
щих |
от а 2 и а 3 . Эта прибавка |
удельной |
энергии |
может |
дости |
|||||||||||||||||
гать |
значительных величин. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сг |
||||||||
|
П р и м е р. Д л я стали коэффициент при |
первом члене |
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||
равен 6,3 - 10 - 4 |
|
м4/кГ-сек2. |
|
Коэффициенты |
|
ж е |
при сг2 |
и |
а 3 |
|||||||||||||
соответственно |
|
равны: 7 , 8 - Ю - |
1 4 ме/кГ2-сек2 |
|
и 1 , 2 8 - Ю - 2 4 |
м8/ |
||||||||||||||||
/кГ3-сек2. |
|
Ясно, |
что д л я |
небольших |
напряжений |
величина |
||||||||||||||||
последних двух |
членов |
незначительна. |
П р и значительных |
ж е |
||||||||||||||||||
н а п р я ж е н и я х |
(например, |
д л я |
высокопрочной |
проволоки |
(при |
|||||||||||||||||
с ж 4 0 0 |
|
кГ/мм2) |
|
е 0 = 2 5 0 0 0 |
кГм/кг, |
е, = |
1250 |
кГм/кг, |
|
е 2 = |
||||||||||||
= 8,2 |
кГм/кг. |
|
Таким |
|
образом, |
поправка |
составляет |
|
около |
|||||||||||||
5%. |
Д л я |
материалов |
ж е |
с |
небольшим |
модулем |
упругости, |
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
аналогичных кварцевой нити с величиной |
|
ав |
|
около |
600 |
кГ/ |
||||||||||||||||
імм2, |
при Е = |
4000 кГ/мм2 |
|
и |
у = 2,6 |
г/см3 |
|
е 0 |
= 1,15-105 |
кГм/ |
||||||||||||
/кг, |
Єї = |
0,45• 105 , ео== 18-103 |
кГм/кг. |
Здесь |
поправка |
|
соста |
|||||||||||||||
вит у ж е около |
35%. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Е щ е больше величина |
поправки |
д л я сверхпрочных |
мате-' |
||||||||||||||||||
риалов |
|
типа |
кварцевых нитей |
с а„ =2000—3000 |
кГ/мм2 |
[ 1 ] . |
||||||||||||||||
|
В |
случае, |
|
если |
в р а щ а ю щ е е с я |
кольцо |
изготовлено |
из |
||||||||||||||
эластичного |
м а т е р и а л а |
типа |
резины, |
|
величина |
Є ї + е 2 |
|
может |
||||||||||||||
быть во много раз больше ео. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Д в и ж е н и е |
|
р а с т я ж и м о г о |
кольца |
в ы р а ж а е т с я |
следующим |
||||||||||||||||
уравнением: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
А1 = І Ф = Ф Г Ч 0 |
2 ( і + 2 p R O V - E ± I 8 u . E p W + E 2 F |
|
( 1 6 L ) |
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 p R o V - 2 E - 4 u E |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Если д л я |
нерастяжимого кольца определенных парамет |
||||||||||||||||||||
ров |
крутящий |
|
момент |
зависит |
только |
от |
ускорения, |
то |
д л я |
|||||||||||||
р а с т я ж и м о г о |
он зависит |
и от свойств материала, |
а т а к ж е |
уг |
||||||||||||||||||
ловой |
скорости, |
согласно |
в ы р а ж е н и ю |
(162). |
|
|
|
|
|
|
|
Г Л А В А VII
Б А Л А Н С И Р О В К А М А Х О В И К О В
ИН Е Р Ц И О Н Н Ы Х А К К У М У Л Я Т О Р О В
§1. Основные виды
неуравновешенности маховиков и методы их устранения
Н а л и ч и е т я ж е л о г о б ы с т р о в р а щ а ю щ е г о с я |
маховика |
в инерционном а к к у м у л я т о р е требует проведения |
тщатель |
ной балансировки, так как в случае неуравновешенности ма
ховика могут наступить опасные вибрации . |
Несмотря на то |
что в некоторых конструкциях инерционных |
аккумуляторов |
(например, конструкции А. Г. Уфимцева) предусмотрены гиб кие опоры, д а ж е здесь неуравновешенность нежелательна, поскольку она приводит к дополнительным потерям энергии и может вызвать резонансные явления .
|
Р а с с м о т р и м равномерное вращение |
с угловой |
скоростью |
|||||||
со твердого |
тела в.округ какой-нибудь |
осп. Ц е н т р о б е ж н а я |
си |
|||||||
л а инерции |
массы |
m этого |
тела: |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
P = |
mco2r, |
|
|
(163) |
|
где |
г — расстояние |
от оси |
вращения до |
центра тяжести |
мас |
|||||
сы. |
Д л я приближенных |
расчетов значения центробежной |
си |
|||||||
|
||||||||||
лы |
можно пользоваться |
приближенной |
формулой: |
|
|
|||||
|
|
|
|
P = |
l l G n 2 r , |
|
|
(164) |
||
где |
G — в е с |
в р а щ а ю щ е г о с я тела; п — число сотен |
оборотов в |
|||||||
минуту. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д л я реальных |
скоростей вращения |
маховиков |
инерцион |
||||||
ных |
а к к у м у л я т о р о в |
д а ж е |
сравнительно |
м а л а я неуравнове |
||||||
шенность может |
вызвать |
большую центробежную |
силу. |
На - |
пример, для массы 100 г, расположенной |
на |
расстоянии |
0,5 м |
||||||||||||
от оси вращения, центробежная сила |
при |
5000 об/мин |
|
со |
|||||||||||
ставляет |
около |
1,5 г, |
10 000 |
об/мин |
— около |
б т, |
20 000 |
об/ |
|||||||
/мин |
— около |
24 |
т. Отсюда |
видно, |
как |
тщательно |
д о л ж н ы |
||||||||
быть о т б а л а н с и р о в а н ы маховики инерционных |
аккумулято |
||||||||||||||
ров, |
в р а щ а ю щ и е с я с весьма |
высокой скоростью, д л я |
того |
ч т о |
|||||||||||
бы не могли возникнуть опасные по величине |
центробежные |
||||||||||||||
силы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уравновешивание |
маховика сводится |
к |
подбору |
такой |
||||||||||
его |
формы, |
при |
которой |
ось в р а щ е н и я |
маховика |
была |
|
бы |
|||||||
главной центральной осью инерции. В |
процессе |
изготовле |
|||||||||||||
ния |
маховика |
вследствие |
неизбежных |
технологических |
|
по |
|||||||||
грешностей, |
неоднородности |
материала |
и др . это условие на |
||||||||||||
рушается |
ті |
маховик |
приобретает |
неуравновешенность. |
|
|
|||||||||
|
Неуравновешенность бывает трех видов: статическая, ди |
||||||||||||||
намическая |
и комбинированная . В |
случае статической неурав |
новешенности все неуравновешенные массы можно заменить одной приведенной массой т , центр которой смещен относи тельно оси в р а щ е н и я на расстояние р (рис. 83, а). П р и вра щении неуравновешенного маховика ц е н т р о б е ж н а я сила при веденной массы, постоянная по абсолютной величине и пере
менная по |
направлению, действует на опоры маховика, вы |
|||||
з ы в а я их колебания . Статическую неуравновешенность |
можно |
|||||
о б н а р у ж и т ь без сообщения маховику вращательного |
|
д в и ж е |
||||
ния,- |
Она |
характерна |
д л я таких |
деталей, р а з м е р |
|
которых |
вдоль |
оси |
в р а щ е н и я мал по сравнению с поперечными |
р а з м е |
|||
рами, |
например д л я |
дисков и др . |
Ц е н т р о б е ж н ы е |
моменты |
Рис. 83. Виды не уравновешенности махо виков.
инерции таких деталей малы, |
следовательно, м а л а |
и погреш |
|
ность |
их. |
|
|
В |
случае динамической |
неуравновешенности |
неуравно |
вешенные массы можно привести к двум массам, |
л е ж а щ и м в |
одной диаметральной плоскости. Статические моменты этих
масс |
относительно |
оси |
в р а щ е н и я |
в |
случае чистой динамичес |
||||||||||||||
кой |
неуравновешенности равны |
м е ж д у |
|
собой |
|
(рис. 83, |
б). |
||||||||||||
П р и в р а щ е н и и |
маховика центробежные силы этих приведен |
||||||||||||||||||
ных |
масс |
образуют |
пару, момент |
которой, |
постоянный |
|
по |
||||||||||||
абсолютной величине, непрерывно меняет свое |
|
направление . |
|||||||||||||||||
Эта |
п а р а |
|
сил т а к ж е |
действует на |
подшипники, |
в ы з ы в а я |
|
их |
|||||||||||
колебания . В соответствии с обозначениями |
(см. рис. 83, |
б) |
|||||||||||||||||
момент этой пары |
в ы р а ж а е т с я : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
M = m i p i a c o 2 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
(165) |
||||
|
К а к |
видно |
из |
приведенного, |
момент |
п а р ы |
увеличивается |
||||||||||||
с ростом |
|
угловой |
скорости и становится р а в н ы м |
0 |
при |
ш = |
0. |
||||||||||||
Вследствие этого динамическую . неуравновешенность |
|
м о ж |
|||||||||||||||||
но о б н а р у ж и т ь |
только |
при вращении |
детали . В |
чистом |
|
виде |
|||||||||||||
д и н а м и ч е с к а я неуравновешенность маловероятна . |
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
Одновременное наличие статической и динамической не |
||||||||||||||||||
уравновешенности |
создает так |
н а з ы в а е м у ю |
комбинированную |
||||||||||||||||
(смешанную) |
неуравновешенность. |
Ц е н т р о б е ж н ы е |
|
силы |
|||||||||||||||
неуравновешенных |
масс приводятся в этом случае к силе |
Р |
|||||||||||||||||
и паре |
( F i F ) , |
причем |
сила |
и |
п а р а |
не |
находятся |
в |
одной |
||||||||||
плоскости |
(рис. |
84). |
|
Т а к а я неуравновешенность |
ч а щ е |
|
всего |
Рис. 84. Комбинированная неуравновешенность маховиков.