Файл: Гулиа Н.В. Инерционные аккумуляторы энергии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

встречается на практике . Систему, состоящую из

силы и

 

па­

ры, можно привести к двум

 

с к р е щ и в а ю щ и м с я

силам,

распо­

ложенным

в

произвольных

плоскостях,

перпендикулярных

к

оси

в р а щ е н и я

тела. Р а з л о ж и м

силу

Р

на

две

п а р а л л е л ь н ы е

ей

Р[

и Рг,

л е ж а щ и е

в произвольно

в ы б р а н н ы х

плоскостях.

Р а з ­

л о ж и м т а к ж е

к а ж д у ю

из

сил

пары

на составляющие

F / ,

 

F 2 '

и F i " , F 2 " . В

результате

мы

получим

в

первой

из

выбранных

п л о с к о с т е й сходящуюся систему

сил

Pi,

F i ' , F i " ,

а

п

другой

п л о с к о с т и — с и с т е м у

Р2,

Fo',

 

F 2 " .

З а м е н и в

 

к а ж д у ю

 

систему

сил

одной

равнодействующей,

получим две

силы

Ri

n,R2,

 

ле­

ж а щ и е в

тех

ж е

плоскостях.

Следовательно,

при

комбиниро ­

ванной

неуравновешенности

все

 

неуравновешенные

массы

можно заменить двумя массами mi

и пъ, л е ж а щ и м и

в

произ­

вольно выбранных плоскостях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С м е ш а н н а я неуравновешенность характерна

д л я

таких

детален, размеры которых вдоль оси вращения

достаточно

велики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я

 

устранения

неуравновешенности

либо

подбираются

дополнительные массы ( у р а в н о в е ш и в а ю щ и е

г р у з ы ) ,

либо,

 

на­

оборот,

снимается часть

массы

уравновешиваемой

 

детали .

Это устранение неуравновешенности детали называется

 

ба­

лансировкой,

статической

или динамической,

в

зависимости

от

того,

какой

вид

неуравновешенности

 

устраняется

[74,

100].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные

высокоскоростные

маховики

обычно

имеют

дискообразную форму с диаметром, значительно п р е в ы ш а ю ­

щим

их толщину. И з опыта уравновешивания известно,

что

при

отношении толщины детали и ее диаметру D менее

0,2

динамической неуравновешенностью можно пренебречь и про­ водить только статическую балансировку .. Однако точность статического уравновешивания не всегда оказывается доста­ точной, и тогда применяется динамическое, обеспечивающее

более высокую точность

уравновешивание .

 

 

Величина центробежной силы, вызываемой неуравнове­

шенностью, обычно

определяется по

в ы р а ж е н и ю

 

 

 

 

P < K G ,

 

 

 

где

К — коэффициент,

выбираемый

в

результате

анализа ус­

ловий работы, G — в е с

тела .

 

 

 

 

 

Рекомендации

различных

авторов

по выбору коэффици­

ента

К весьма разноречивы,

причем значение его

колеблется


от 0,01 до 0,5. Такое р а с х о ж д е н и е объясняется тем, что к а ж ­ дый из авторов учитывал специфические условия работы от­

дельных машин .

П р и этом чем массивнее

в р а щ а ю щ и й с я ро­

тор по сравнению

с машиной, тем большую

точность уравно ­

вешивания необходимо обеспечить, поскольку массивный ро­

тор

о к а з ы в а е т значительное

воздействие

не только

на

несу­

щие

подшипники,

но и на

всю машин у

или

узел,

вызыва я

их

вибрацию .

 

 

 

 

 

 

 

Н а рис. 85

приводится

ориентировочный

г р а ф и к

д л я

Рис. 85. График для определения допус­ каемого смещения цент­ ра тяжести маховика в зависимости от угловой скорости.

огцз

Q5o,7i $ г

J 4 5 і ю 15гою¥>зо

 

 

 

 

 

 

 

/7,

тыс оо/мии

 

 

 

 

определения

среднего

допускаемого

смещения

центра тя ­

жести

ро в зависимости

от числа оборотов

детали

в

минуту.

П р и этом

д л я более легких

маховиков

в т я ж е л ы х ,

грубых ме­

х а н и з м а х

м о ж н о принимать верхний

предел, а д л я

массив­

ных маховиков

легковесных

точных м а ш и н — нижний

предел .

Уточнение

допуска

на

неуравновешенность

д о л ж н о

произво­

диться

путем

исследования

м а ш и н ы

в рабочем

состоянии,

измерения вибраций и сопоставления их с допускаемым и по

ГОСТу . Н а п р и м е р , согласно ГОСТ у 5908—51

у с т а н а в л и в а ю т ­

ся следующие предельные нормы амплитуды

вибраций в за ­

висимости

от числа оборотов в минуту:

1500 об/мин — 60

мк,

3000 об/мин

— 40 мк,

5000 об/мин

— 30

мк.

 

Н и ж е

приводятся

значения

точности

у р а в н о в е ш и в а н и я

в

микронах н а приспособлениях д л я статического (табл . 7)

и

динамического (табл.

8) б а л а н с и р о в а н и я [74, 100].

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и и а 7

 

 

 

 

 

 

 

Точность

для

деталей, м/с

 

Приспособления

 

тяжелых—

 

средних—

легких—

 

 

 

 

 

 

до

10 т

 

до

1500

кг

до 250 кг

Параллельный

стенд

 

 

80

 

 

30

 

10

 

Роликовые

 

 

 

 

 

80

 

 

50

 

30

 

Качающиеся роликовые

 

 

 

 

 

25

 

15

 

Дисковые

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

15

 

Однодисковые

 

 

 

 

 

 

 

20

 

10

 

Балансировочные

весы

 

 

 

 

 

10

 

5

 

Специальные

 

 

 

 

 

 

 

10

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 8

 

 

 

Приспособления

 

 

 

 

 

Точность,

МК

Станки

на

качающейся

опоре

 

 

 

 

20—30

 

Опоры

со

спиральными

пружинами

 

 

 

 

7—12

 

Свободно

лежащая балка

 

 

 

 

 

 

3—10

 

.Маятниковая

подвеска

 

 

 

 

 

 

 

3—10

 

Станки

рампой конструкции

 

 

 

 

 

 

3-10

 

Стробоскопические устройства и

станки

 

 

 

 

3—G

 

Маятниковые

станки

 

 

 

 

 

 

 

3 - 6

 

Маятниковая

опора

 

 

 

 

 

 

 

2—4

 

Электронные

станки

 

 

 

 

 

 

0,4—1

 

Н а ч е р т е ж а х в

технических

условиях допуск на неурав ­

новешенность

обычно

определяется

моментом

M = p o G .

И с х о д я

из

данных

т а б л и ц 7

и 8,

можно подобрать

необ­

ходимый тип приспособления д л я балансировки данного ма­ ховика.

Анализ

приспособлений

д л я

статической

балансировки

показывает

следующее . П а р а л л е л ь н ы е

стенды

наряду

с

про­

стотой о б л а д а ю т

достаточно

высокой

точностью. И м

следует

о т д а в а т ь предпочтение в

тех

случаях,

когда обе шейки

в а л а

имеют одинаковые д и а м е т р ы

и выполнены достаточно

точно.

Р о л и к о в ы е

приспособления можно рекомендовать

д л я

 

т я ж е ­

л ы х деталей. И х

точность

в

данном случае т а к а я

ж е ,

как

и

у п а р а л л е л ь н ы х

стендов,

но

они

более

удобны,

поскольку

не

требуют тщательной выверки и леіжо переносятся к месту работы . П р е и м у щ е с т в а м и дисковых приспособлений являгот-


ся б о л ь ш а я точность уравновешивания, удобство применения,

простота

конструкции.

Б а л а н с и р о в о ч н ы е

весы —

наиболее

точные приспособления.

Агрегатированные

со станками д л я

корректирования

д е б а л а н с а ,

они .весьма

производительны и

могут применяться

при крупносерийном

производстве.

А н а л и з станков

д л я

динамической

балансировки свиде ­

тельствует,

что

их точность

в основном

ненамного

превосхо­

дит точность совершенных статических устройств. Прэтом они сложнее последних и о б с л у ж и в а н и е их затруднительно . Следовательно, если позволяет д о п у с к а е м а я точность б а л а н ­

сирования, целесообразнее применять статические устройства.

Исключение составляют

случаи, когда обязательно требуется

динамическая б а л а н с и р

о в к а :

1. Б о л ь ш а я толщина

маховика

вызывает

динамическую

неуравновешенность. Н а

г р а ф и к е

(рис. 86)

приведены пря -

0,1

W ф Q4

W 1 If Z

3

S 7 Ю

 

 

п, тыс оо/мин

 

 

Рис.

86.

Области

применения

статической

балансировки.

 

 

 

 

мые, о г р а н и ч и в а ю щ и е

область

применения

статического ба-

 

 

 

 

 

b

лансирования в зависимости от отношения - ^ - и числа оборо­

тов в минуту детали п. Верхний

и

нижний

пределы опреде­

л я ю т с я аналогично

отмеченному

на

рис. 85.

Маховики

с вы-

 

b

 

 

 

 

соким отношением

-ц- в осиавном

ндакоако роїста ые

и в р а ­

щ а ю т с я в воздушной

среде.

 

 

 

 


2. Требуется высокая точность балансировки . В этом слу­ чае целесообразнее всего использовать наиболее совершенные устройства для динамической балансировки, так как точность остальных близка к точности статических устройств.

3. Б а л а н с и р о в к у

нужно

осуществить на самой

машине.

Т а к а я Необходимость

часто

возникает в результате

износа ро­

тора, замены отдельных его элементов при ремонте, остаточ­

ных деформаций и других

причин. В таких случаях проведе­

ние, динамической балансировки следует осуществлять

с по­

мощью особых приборов.

 

 

Н и ж е рассматриваются

основные устройства д л я

стати­

ческой и динамической балансировки применительно к махо­

викам

инерционных аккумуляторов [74,

100].

 

§

2.

П а р а л л е л ь н ы е стенды

 

 

 

 

Как было отмечено выше, наиболее простыми приспо­

соблениями для статической балансировки являются

парал ­

лельные

стенды. П а р а л л е л ь н ы е стенды

представляют,

собой

две горизонтальные н а п р а в л я ю щ и е , закрепленные на основа­

нии. П р о ф и л и сечения направляющих,

наиболее

часто встре­

чающиеся на практике, представлены

на рис. 87,

а — плоский

нож, имеющий на верхней части шлифованную полосу, по ко­

торой перекатываются валы

детали; б — призматическая

на­

п р а в л я ю щ а я

со срезанными

углами,

причем ширина

образую ­

щ и х с я

при срезе

полос различна,

что

дает

возможность

использовать

н а п р а в л я ю щ у ю

д л я балансировки деталей

раз­

личного

веса,

в зависимости от которого и

устанавливается

ширина

полосы; в

— н а п р а в л я ю щ а я

круглого

сечения.

 

Н а п р а в л я ю щ и е , представленные

на

рис.

87, а,

довольно

просты, жестки . Основным их недостатком является постоян­ ная ширина полоски, что - ограничивает диапазон веса балан ­

сируемых

деталей .

 

 

 

 

 

 

 

Н а п р а в л я ю щ и е на рис.

87,6,

более

универсальны,

но

о б л а д а ю т

меньшей жесткостью, чем первые. Они

применяют­

ся д л я б а л а н с и р о в а н и я деталей небольшого

 

веса.

 

 

Ш и р и н а полоски, по которой происходит перекатывание,

зависит

от

веса

детали . Н а п р а к т и к е

обычно

придерживаются

следующей

зависимости: д л я

деталей

весом

до 3

кг ширина

полоски

0,3 мм,

30 кг — 3,0

мм,

300

кг—

10 мм,

2000 кг

30,0 мм.