Файл: Гольдин И.И. Основы технической механики учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 194
Скачиваний: 5
§ 42. Сложение прямолинейных движений точки
Мы познакомились с самым простым движением точки — прямолинейным движением. Для изучения прямолинейного движения был применен метод определения последователь ных положений точки относительно выбранной системы отсчета с течением времени. Система отсчета принималась в виде некоторой неподвижной точки на прямолинейной траектории и самой траектории. Однако во многих случаях точка или тело одновременно совершают несколько прямо линейных движений или, как говорят, сложное движение.
Мостовой кран, с помощью которого перемещают детали в цехе, передвигается по крановым путям, проложенным вдоль цеха. Тележка с грузоподъемным устройством пере мещается по балкам крана в направлении, перпендикуляр ном к крановому пути (поперек цеха). Грузоподъемное устройство, установленное на тележке, обеспечивает подъем
испуск деталей по вертикали. Наблюдая за деталью, такелажник увидит, что она совершает сложное перемеще ние относительно стен и пола цеха: груз одновременно пере носится вдоль цеха, перемещается к противоположной стене
иподнимается. Крановщик, находящийся в кабине управ ления, расположенной на кране, видит это же перемещение груза по-другому. Относительно него (или относительно крана) деталь только перемещается тележкой поперек цеха
иподнимается грузоподъемным устройством.
Из приведенного примера видно, что описание движения зависит от расположения и перемещения тел, по отношению к которым рассматривается движение точки. Тела, служа щие для определения положения движущихся точек или тел, называются с и с т е м а м и о т с ч е т а . Можно выделить систему отсчета, неподвижную относительно Земли: стены и пол цеха, относительно которых движется деталь, и дви жущуюся систему отсчета: мостовой кран, по балкам которого перемещается тележка с грузоподъемным устрой ством, и рассматривать движение точки относительно вы бранных систем отсчета.
В механике для различных движений точки приняты следующие наименования.
Движение точки по отношейию к неподвижной системе
отсчета |
называется |
а б с о л ю т н ы м |
д в и ж е н и е м . |
|
Движение точки по отношению к движущейся системе |
||||
отсчета |
называется |
о т н о с и т е л ь н ы м |
д в и ж е - |
|
н и е м. |
|
|
|
|
113
Перемещение движущейся системы отсчета относительно неподвижной системы отсчета называется п е р е н о с н ы м д в и ж е н и е м .
Такелажник, наблюдая за деталью, переносимой в цехе мостовым краном, видит абсолютное движение детали. Крановщик, находящийся в кабине управления на кране, видит относительное движение детали поперек цеха вместе с тележкой крана и одновременный подъем детали. Переме щение крана вдоль цеха является переносным движением.
Рассмотрим более подробно два прямолинейных пере мещения точки в каких-либо направлениях на плоскости.
Например, перемещение суппорта токарного станка |
парал |
|||||
|
лельно оси станка осущест- |
|||||
4J |
вляет |
|
механизм |
продольной |
||
|
подачи. |
Одновременно с по |
||||
|
мощью механизма поперечной |
|||||
|
подачи |
равномерно |
переме |
|||
US, |
щают |
резец |
в |
направлении, |
||
перпендикулярном к оси цент- |
||||||
Рис. 85. Сложение перемещений |
ров |
станка. |
Любая |
точка |
||
на плоскости |
резца участвует в двух дви |
|||||
|
жениях — в |
переносном дви |
||||
жении каретки суппорта (в |
продольном |
направлении) и |
вотносительном движении, направленном перпендикулярно
кпереносному перемещению.
Допустим, что при обтачивании детали резец переме стился вдоль оси станка на AS± = 50 мм и в поперечном направлении на AS2 = 10 мм. Таким образом, известны величина и направление каждого из перемещений. Построим векторы перемещений ASX и AS2 (рис. 85). Результирующее перемещение AS3 резца является суммой двух векторов:
AS3 = AS! + AS2 . |
(30) |
Обратите внимание, что сложение перемещений, направ ленных не по одной прямой, отличается от сложения обыч ных чисел. В частности, расстояние, которое проходит резец, если он перемещается сначала на А5\, а затем на Д £ 2 , больше, чем расстояние при непосредственном переме щении AiSg. В первом случае пройденное расстояние равно
ASX + А 5 2 = |
50 + 10 = 60 мм, |
а |
во |
втором |
AS3 |
= "|/AS? + A3f = / 5 |
0 2 |
+ |
102 = 51 мм. |
Этим объясняется тот факт, что при точении мы получим детали разной конфигурации. Из рис. 86, а видно, что при
114
последовательном |
перемещении резца на ASlt |
а затем на |
А£ 2 мы получим |
цилиндрическую поверхность |
А Б и под |
режем торец БВ. Рис. 86, б показывает, что непосредствен ное перемещение резца AS3 дает коническую поверхность АВ. Это осуществляется одновременным равномерным дви жением в осевом и поперечном направлениях. Разделим
-ЕЙ
I
Li
AS,
AS,
а)
'пер 5)
Рис. 86. Поверхности, получаемые при точении:
при последовательном перемещении резца на ASt и AS2 , б — при непо средственном перемещении резца на AS3
каждое слагаемое уравнения |
(30) на промежуток времени |
||
Д^, в течение которого происходило точение: |
|||
AS, |
|
(30a) |
|
At |
At |
||
At |
Все движения по условию являются равномерными, поэтому согласно определению скорости, данному в § 37, каждая из величин, входящая в уравнение (30а), является скоростью.
Отношение |
AS3 |
в рассматриваемом |
|
примере дает зна- |
||||
At |
|
|||||||
чение абсолютной |
скорости |
va6 |
AS3 |
Со |
скоростью |
|||
At |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|||
и а б с резец перемещается относительно |
направляющих ста |
|||||||
нины станка. А б с о л ю т н а я |
|
с к о р о с т ь |
— это ско |
рость точки по отношению к неподвижной системе отсчета.
115
Отношение - — равно переносной скорости и п е р = - ~ - .
Со скоростью т)п е р резец вместе с суппортом перемещается вдоль направляющих станка. П е р е н о с н а я с к о р о с т ь — это скорость того «места» движущейся системы отсчета, где находится в данный момент времени точка, движение которой мы рассматриваем.
Отношение -^р- в рассматриваемом примере равно отно-
сительнои скорости |
vor}! |
= —~. |
|
Со |
скоростью |
у о т н |
резец |
|||
движется относительно суппорта станка. |
О т н о с и т е л ь |
|||||||||
н а я с к о р о с т ь |
— это скорость |
точки по |
отношению |
|||||||
к движущейся системе отсчета. |
|
|
|
|
|
|
||||
Учитывая |
сказанное, перепишем уравнение (30а) в виде: |
|||||||||
|
|
|
|
|
+ |
Уотн- |
|
|
(31) |
|
Скорость |
точки, |
совершающей |
сложное движение, |
равна |
||||||
геометрической сумме скоростей |
переносного и относитель |
|||||||||
ного движений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из соотношений, приведенных выше, находим (рис. 86, б): |
||||||||||
|
A S t |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Af |
_ |
»пер |
A S i |
_ |
у п е р |
|
|
||
|
A S 2 |
|
« О Т Н |
' |
A S 2 |
|
v0TH |
' |
|
|
|
At |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отсюда легко можно найти связь между величинами переносной и относительной скоростей или между вели чинами продольной и поперечной подач. В рассматриваемом примере скорость продольной подачи должна быть в 5 раз больше скорости поперечной подачи.
о п е р . _ |
A S i |
50 |
1 ^ 7 ~ |
А 5 7 - |
10 _ 5 ' |
В рассмотренном случае переносная и относительная скорости были взаимно перпендикулярны. В более сложных случаях, когда они направлены под углом, отличающемся от прямого, метод решения остается тем же: нужно всегда применять правило сложения векторов (см. § 13).
Рассмотрим еще один пример. Пусть вы хотите пере плыть реку, но так, чтобы выйти на противоположный берег непосредственно напротив вашей исходной точки. Жизнен ный опыт подскажет вам, что плыть нужно под углом к бе регу против течения реки. Предположим, что скорость
116
реки равна 1 км/ч, а вы можете проплывать каждые 100 м за 3 мин. Под каким углом к берегу нужно плыть, чтобы выйти на противоположный берег непосредственно напротив вашей исходной точки?
В этом примере величина переносной скорости равна
величине |
скорости |
реки |
у п е р |
= 1 км/ч. Величина вашей |
||
скорости |
относительно |
воды |
равна: |
|
||
|
°отн = |
— |
-1000- = 2 |
™ / 4 - |
||
Для выполнения |
условия |
задачи |
абсолютная скорость |
|||
по отношению к берегу должна |
быть направлена под прямым |
0 |
1 |
2 |
Vl—J |
Рис. 87. Сложение переносной и относительной скоростей, направлен ных под углом друг к другу
углом к нему, а следовательно, и к переносной скорости. Выполним сложение векторов по уравнению (31). Резуль таты показаны на рис. 87. Искомый угол а определим из соотношения
cos а = -г —- = -у, а = 60 .
Угол между направлением переносной и относительной скорости равен 60°. Под таким углом к берегу нужно плыть против течения реки, чтобы выйти на противополож ный берег непосредственно напротив исходной точки.
Аналогичным способом штурманы самолетов и кораблей решают задачи об определении необходимого курса в соот ветствии с метеорологической обстановкой. Одна из таких задач разобрана ниже.
117
§43. Задачи с решениями
За д а ч а 10. Электропоезд трогается со станции и движется рав ноускоренно. В течение первых 20 с он достигает скорости 54 км/ч и затем, двигаясь равномерно, проходит путь 2,4 км. Последний участок перед следующей станцией длиной 105 м поезд проходит равнозамед-
ленно до полной остановки. Определите расстояние |
между станциями |
|
и время движения поезда. |
|
|
1. Намечаем общую схему решения. Все расстояние можно пред |
||
ставить в виде трех участков, на каждом из которых поезд |
двигался |
|
по-разному. |
|
|
Первый участок — движение равноускоренное, |
известны |
началь |
ная скорость, которая равна нулю; время движения, равное 20 с, и конечная скорость 54 км/ч. Для полной характеристики движения нужно найти величину ускорения и пройденный путь.
Второй участок — движение равномерное со скоростью 54 км/ч. Неизвестно время, за которое поезд проходит путь 2,4 км.
Третий участок — движение равнозамедленное с начальной ско ростью 54 км/ч и конечной скоростью, равной нулю. Для характери стики движения нужно узнать ускорение (замедление) и время тормо
жения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
По |
условиям |
задачи |
нужно найти |
расстояние |
между станциями |
|||||||
S = |
Sx |
+ 5 2 + S3 |
и время движения |
t = tx |
+ |
t2 |
+ |
t3. |
|
|||||
|
|
Неизвестными |
являются Sx, tx |
и |
t3. |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
2. |
Определяем |
расстояние Sx. |
Движение |
равноускоренное: |
||||||||
С 0 |
1 = |
0 |
|
|
|
Si = — у - и vKX = |
v0X-{-aT-ti. |
|||||||
о к |
1 = |
54 км/ч |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
^ = 2 0 |
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Определить |
Sx |
|
Находим |
Sx |
= vKXtx |
|
54 • 20 |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
3600 • 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,15 км. |
|
||
|
3. Определяем |
время |
движения |
t2- |
Движение |
равномерное: |
||||||||
у2 |
= |
у к 1 |
= 54 км/ч |
|
|
|
|
|
|
2,4 • 3600 |
160 с. |
|||
5 2 |
= |
2,4 км |
|
|
|
|
|
|
|
|
54 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Определить |
t2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
4. |
Определяем |
время |
движения |
/3 . |
Движение равнозамедленное. |
||||||||
^03 = |
^2 = 54 км/ч |
|
Ss= |
|
3 0 '' |
|
и |
vKs = v03 |
— а-13-ts, |
|||||
S 3 =105 м |
|
|
1 |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
у к |
3 = |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определить |
t3 |
|
откуда |
ta- |
_25з = |
2 • 105 • 3600 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I'os |
~~ 1000-54 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
= |
14 с. |
|
|
|
5. Определяем |
расстояние между |
станциями: |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
S = SX + S2 + S3 |
= 0,15 + 2,4 + 0,105 = 2,655 км |
|
118