Файл: Гольдин И.И. Основы технической механики учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 194

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 42. Сложение прямолинейных движений точки

Мы познакомились с самым простым движением точки — прямолинейным движением. Для изучения прямолинейного движения был применен метод определения последователь­ ных положений точки относительно выбранной системы отсчета с течением времени. Система отсчета принималась в виде некоторой неподвижной точки на прямолинейной траектории и самой траектории. Однако во многих случаях точка или тело одновременно совершают несколько прямо­ линейных движений или, как говорят, сложное движение.

Мостовой кран, с помощью которого перемещают детали в цехе, передвигается по крановым путям, проложенным вдоль цеха. Тележка с грузоподъемным устройством пере­ мещается по балкам крана в направлении, перпендикуляр­ ном к крановому пути (поперек цеха). Грузоподъемное устройство, установленное на тележке, обеспечивает подъем

испуск деталей по вертикали. Наблюдая за деталью, такелажник увидит, что она совершает сложное перемеще­ ние относительно стен и пола цеха: груз одновременно пере­ носится вдоль цеха, перемещается к противоположной стене

иподнимается. Крановщик, находящийся в кабине управ­ ления, расположенной на кране, видит это же перемещение груза по-другому. Относительно него (или относительно крана) деталь только перемещается тележкой поперек цеха

иподнимается грузоподъемным устройством.

Из приведенного примера видно, что описание движения зависит от расположения и перемещения тел, по отношению к которым рассматривается движение точки. Тела, служа­ щие для определения положения движущихся точек или тел, называются с и с т е м а м и о т с ч е т а . Можно выделить систему отсчета, неподвижную относительно Земли: стены и пол цеха, относительно которых движется деталь, и дви­ жущуюся систему отсчета: мостовой кран, по балкам которого перемещается тележка с грузоподъемным устрой­ ством, и рассматривать движение точки относительно вы­ бранных систем отсчета.

В механике для различных движений точки приняты следующие наименования.

Движение точки по отношейию к неподвижной системе

отсчета

называется

а б с о л ю т н ы м

д в и ж е н и е м .

Движение точки по отношению к движущейся системе

отсчета

называется

о т н о с и т е л ь н ы м

д в и ж е -

н и е м.

 

 

 

 

113


Перемещение движущейся системы отсчета относительно неподвижной системы отсчета называется п е р е н о с ­ н ы м д в и ж е н и е м .

Такелажник, наблюдая за деталью, переносимой в цехе мостовым краном, видит абсолютное движение детали. Крановщик, находящийся в кабине управления на кране, видит относительное движение детали поперек цеха вместе с тележкой крана и одновременный подъем детали. Переме­ щение крана вдоль цеха является переносным движением.

Рассмотрим более подробно два прямолинейных пере­ мещения точки в каких-либо направлениях на плоскости.

Например, перемещение суппорта токарного станка

парал­

 

лельно оси станка осущест-

4J

вляет

 

механизм

продольной

 

подачи.

Одновременно с по­

 

мощью механизма поперечной

 

подачи

равномерно

переме­

US,

щают

резец

в

направлении,

перпендикулярном к оси цент-

Рис. 85. Сложение перемещений

ров

станка.

Любая

точка

на плоскости

резца участвует в двух дви­

 

жениях — в

переносном дви­

жении каретки суппорта (в

продольном

направлении) и

вотносительном движении, направленном перпендикулярно

кпереносному перемещению.

Допустим, что при обтачивании детали резец переме­ стился вдоль оси станка на AS± = 50 мм и в поперечном направлении на AS2 = 10 мм. Таким образом, известны величина и направление каждого из перемещений. Построим векторы перемещений ASX и AS2 (рис. 85). Результирующее перемещение AS3 резца является суммой двух векторов:

AS3 = AS! + AS2 .

(30)

Обратите внимание, что сложение перемещений, направ­ ленных не по одной прямой, отличается от сложения обыч­ ных чисел. В частности, расстояние, которое проходит резец, если он перемещается сначала на А5\, а затем на Д £ 2 , больше, чем расстояние при непосредственном переме­ щении AiSg. В первом случае пройденное расстояние равно

ASX + А 5 2 =

50 + 10 = 60 мм,

а

во

втором

AS3

= "|/AS? + A3f = / 5

0 2

+

102 = 51 мм.

Этим объясняется тот факт, что при точении мы получим детали разной конфигурации. Из рис. 86, а видно, что при

114


последовательном

перемещении резца на ASlt

а затем на

А£ 2 мы получим

цилиндрическую поверхность

А Б и под­

режем торец БВ. Рис. 86, б показывает, что непосредствен­ ное перемещение резца AS3 дает коническую поверхность АВ. Это осуществляется одновременным равномерным дви­ жением в осевом и поперечном направлениях. Разделим

-ЕЙ

I

Li

AS,

AS,

а)

'пер 5)

Рис. 86. Поверхности, получаемые при точении:

при последовательном перемещении резца на ASt и AS2 , б — при непо­ средственном перемещении резца на AS3

каждое слагаемое уравнения

(30) на промежуток времени

Д^, в течение которого происходило точение:

AS,

 

(30a)

At

At

At

Все движения по условию являются равномерными, поэтому согласно определению скорости, данному в § 37, каждая из величин, входящая в уравнение (30а), является скоростью.

Отношение

AS3

в рассматриваемом

 

примере дает зна-

At

 

чение абсолютной

скорости

va6

AS3

Со

скоростью

At

 

 

 

 

 

 

и а б с резец перемещается относительно

направляющих ста­

нины станка. А б с о л ю т н а я

 

с к о р о с т ь

— это ско­

рость точки по отношению к неподвижной системе отсчета.

115


Отношение - — равно переносной скорости и п е р = - ~ - .

Со скоростью т)п е р резец вместе с суппортом перемещается вдоль направляющих станка. П е р е н о с н а я с к о ­ р о с т ь — это скорость того «места» движущейся системы отсчета, где находится в данный момент времени точка, движение которой мы рассматриваем.

Отношение -^р- в рассматриваемом примере равно отно-

сительнои скорости

vor}!

= —~.

 

Со

скоростью

у о т н

резец

движется относительно суппорта станка.

О т н о с и т е л ь ­

н а я с к о р о с т ь

— это скорость

точки по

отношению

к движущейся системе отсчета.

 

 

 

 

 

 

Учитывая

сказанное, перепишем уравнение (30а) в виде:

 

 

 

 

 

+

Уотн-

 

 

(31)

Скорость

точки,

совершающей

сложное движение,

равна

геометрической сумме скоростей

переносного и относитель­

ного движений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из соотношений, приведенных выше, находим (рис. 86, б):

 

A S t

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Af

_

»пер

A S i

_

у п е р

 

 

 

A S 2

 

« О Т Н

'

A S 2

 

v0TH

'

 

 

 

At

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсюда легко можно найти связь между величинами переносной и относительной скоростей или между вели­ чинами продольной и поперечной подач. В рассматриваемом примере скорость продольной подачи должна быть в 5 раз больше скорости поперечной подачи.

о п е р . _

A S i

50

1 ^ 7 ~

А 5 7 -

10 _ 5 '

В рассмотренном случае переносная и относительная скорости были взаимно перпендикулярны. В более сложных случаях, когда они направлены под углом, отличающемся от прямого, метод решения остается тем же: нужно всегда применять правило сложения векторов (см. § 13).

Рассмотрим еще один пример. Пусть вы хотите пере­ плыть реку, но так, чтобы выйти на противоположный берег непосредственно напротив вашей исходной точки. Жизнен­ ный опыт подскажет вам, что плыть нужно под углом к бе­ регу против течения реки. Предположим, что скорость

116


реки равна 1 км/ч, а вы можете проплывать каждые 100 м за 3 мин. Под каким углом к берегу нужно плыть, чтобы выйти на противоположный берег непосредственно напротив вашей исходной точки?

В этом примере величина переносной скорости равна

величине

скорости

реки

у п е р

= 1 км/ч. Величина вашей

скорости

относительно

воды

равна:

 

 

°отн =

-1000- = 2

™ / 4 -

Для выполнения

условия

задачи

абсолютная скорость

по отношению к берегу должна

быть направлена под прямым

0

1

2

Vl—J

Рис. 87. Сложение переносной и относительной скоростей, направлен­ ных под углом друг к другу

углом к нему, а следовательно, и к переносной скорости. Выполним сложение векторов по уравнению (31). Резуль­ таты показаны на рис. 87. Искомый угол а определим из соотношения

cos а = -г —- = -у, а = 60 .

Угол между направлением переносной и относительной скорости равен 60°. Под таким углом к берегу нужно плыть против течения реки, чтобы выйти на противополож­ ный берег непосредственно напротив исходной точки.

Аналогичным способом штурманы самолетов и кораблей решают задачи об определении необходимого курса в соот­ ветствии с метеорологической обстановкой. Одна из таких задач разобрана ниже.

117

§43. Задачи с решениями

За д а ч а 10. Электропоезд трогается со станции и движется рав­ ноускоренно. В течение первых 20 с он достигает скорости 54 км/ч и затем, двигаясь равномерно, проходит путь 2,4 км. Последний участок перед следующей станцией длиной 105 м поезд проходит равнозамед-

ленно до полной остановки. Определите расстояние

между станциями

и время движения поезда.

 

 

1. Намечаем общую схему решения. Все расстояние можно пред­

ставить в виде трех участков, на каждом из которых поезд

двигался

по-разному.

 

 

Первый участок — движение равноускоренное,

известны

началь­

ная скорость, которая равна нулю; время движения, равное 20 с, и конечная скорость 54 км/ч. Для полной характеристики движения нужно найти величину ускорения и пройденный путь.

Второй участок — движение равномерное со скоростью 54 км/ч. Неизвестно время, за которое поезд проходит путь 2,4 км.

Третий участок — движение равнозамедленное с начальной ско­ ростью 54 км/ч и конечной скоростью, равной нулю. Для характери­ стики движения нужно узнать ускорение (замедление) и время тормо­

жения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По

условиям

задачи

нужно найти

расстояние

между станциями

S =

Sx

+ 5 2 + S3

и время движения

t = tx

+

t2

+

t3.

 

 

 

Неизвестными

являются Sx, tx

и

t3.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Определяем

расстояние Sx.

Движение

равноускоренное:

С 0

1 =

0

 

 

 

Si = — у - и vKX =

v0X-{-aT-ti.

о к

1 =

54 км/ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ = 2 0

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определить

Sx

 

Находим

Sx

= vKXtx

 

54 • 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

3600 • 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,15 км.

 

 

3. Определяем

время

движения

t2-

Движение

равномерное:

у2

=

у к 1

= 54 км/ч

 

 

 

 

 

 

2,4 • 3600

160 с.

5 2

=

2,4 км

 

 

 

 

 

 

 

 

54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определить

t2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Определяем

время

движения

/3 .

Движение равнозамедленное.

^03 =

^2 = 54 км/ч

 

Ss=

 

3 0 ''

 

и

vKs = v03

— а-13-ts,

S 3 =105 м

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у к

3 =

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определить

t3

 

откуда

ta-

_25з =

2 • 105 • 3600

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I'os

~~ 1000-54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

14 с.

 

 

5. Определяем

расстояние между

станциями:

 

 

 

 

 

 

 

S = SX + S2 + S3

= 0,15 + 2,4 + 0,105 = 2,655 км

 

118