Файл: Гольдин И.И. Основы технической механики учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 193
Скачиваний: 5
Из формулы (75) также видно, что при абсолютно неупру гом ударе (k = 0) энергия Е, расходуемая на совершение работы против сил сопротивления, будет наибольшей по сравнению с не вполне упругим ударом (k < 1). При идеально упругом ударе (k = 1) энергия Е равна нулю, т. е. потенциальная энергия упругих деформаций полно стью переходит в кинетическую энергию тел после удара без каких-либо потерь.
§96. Упражнения и вопросы для повторения
1.Молотком, имеющим массу 1 кг, ударили по неподвижной за готовке, имеющей массу 5 кг. Найдите скорость молотка после удара, если перед ударом он двигался со скоростью 2 м/с. Коэффициент вос
становления принять равным k = 0,55.
2. Молотком ударяют по неподвижному гвоздю. Отношение массы гвоздя к массе молотка составляет 0,1. Затем тем же молотком ударили по другому гвоздю, у которого масса в 5 раз меньше массы молотка. Скорости молотка в моменты времени перед началом удара одинаковы в обоих случаях. В каком случае происходит более эффективное заби вание гвоздя?
3.Ковка детали произведена за 10 ударов на молоте с массой падающих частей 1000 кг при высоте падения 1,5 м. Масса неподвиж ных частей молота равна 15 т. Найдите энергию, которая израсходо вана на совершение полезной работы в процессе ковки. При вычисле ниях принять коэффициент восстановления k = 0,4 и учесть потери энергии на трение движущихся частей молота, составляющие 5% от располагаемой энергии.
4.Приведите примеры неупругого удара.
5.Что понимают под идеально упругим ударом?
6.Стальной шарик роняют на плиту. Опишите все превращения энергии, которые происходят за промежуток времени между двумя отскоками.
7.Объясните, для чего в технике применяют различные типы амор тизаторов.
Часть вторая ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О МЕХАНИЗМАХ И МАШИНАХ
Глава пятнадцатая ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
§ 97. Механизм и машина
Разнообразные устройства, создаваемые человеком для разных целей, можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся такие, части которых не могут совершать движений одна относительно другой (если не считать незначительных движений при деформациях под действием сил); ко второй — такие, части которых нахо дятся в движении одна относительно другой при выпол нении устройством своего назначения.
Устройствами |
первой |
группы являются с о о р у ж е |
н и я — здания, |
мосты, |
телевизионные башни, радио |
мачты, резервуары для жидкостей или газов и т. п. Ко вто рой группе относятся м е х а н и з м ы и м а ш и н ы , ко торые и являются предметом изучения настоящего раздела механики.
Механизмом называется система подвижно связанных между собой тел, совершающих под действием приложенных к ним сил определенные, заранее заданные движения. На пример, в машинных тисках части соединены таким об разом, что если к рукоятке приложить силу, которая соз дает вращающий момент, то подвижная губка будет пере мещаться вполне определенно — поступательно.
Тела, входящие в механизм, называются звеньями. Звено может состоять из одной или нескольких неподвижно соединенных между собой деталей. В любом механизме, кроме подвижных звеньев, обязательно есть н е п о д в и ж н о е з в е н о . Звено, движение которому сообщается за счет приложения внешних сил или моментов сил, называется
238
в е д у щ и м , а звено, которому движение передается, назы вается в е д о м ы м . Так, в машинных тисках рукоятка — ведущее звено, подвижная губка — ведомое звено, а не подвижная губка вместе с корпусом образует неподвижное звено.
Иногда механизмы имеют самостоятельное применение —
преобразование |
движения |
(механизмы |
часов, |
арифмомет |
|||||||
ров, |
тахометров |
|
и т. п. приборов), но |
чаще всего |
меха |
||||||
низм является кинематической основой машины. |
|
|
|||||||||
Машина — это один или |
несколько |
связанных |
между со |
||||||||
бой |
механизмов, |
предназначенных |
для |
преобразования |
энер |
||||||
гии |
из одного вида |
в другой |
( м а ш и н ы - д в и г а т е л и ) , |
||||||||
или |
для выполнения |
полезной |
механической |
работы |
(м а ш и- |
||||||
н ы-о р у д и я), или для передачи |
энергии |
от одной |
машины |
||||||||
к другой ( п е р е д а ч и , |
п р и в о д ы ) . |
|
|
|
|
Таким образом, машину и механизм от сооружения от личает основной признак: при выполнении своего назначения элементы сооружения находятся в статическом состоянии, в то время как в механизме и машине отдельные части обя зательно находятся в движении.
В то же время механизм от машины отличается тем, что механизм не предназначен ни для преодоления полезных сопротивлений (т. е. для совершения полезной работы), ни тем более, для преобразования энергии, в то время как машина именно эти функции и выполняет.
§98. Кинематические схемы механизмов
Впредыдущем параграфе мы определили, что механизм— это система подвижно связанных звеньев, совершающих заранее заданные движения. Каким же образом достигается определенность движения звеньев? Очевидно, что определен ность движения какого-либо тела может быть достигнута только путем ограничения его подвижности другими те лами; ведь свободное тело может совершать в пространстве любые движения. Следовательно, чтобы разобраться в устройстве механизма, надо обращать внимание не на от дельно взятые звенья, а на характер их соединения. Под
вижное соединение двух |
звеньев в механизмах |
называется |
||
к и н е м а т и ч е с к о й |
п а р о й . |
При этом |
следует |
ин |
тересоваться лишь кинематическими |
возможностями |
пар |
(т. е. возможностью звеньев совершать определенные дви жения) и не принимать во внимание конструктивные осо бенности.
239
В самом деле, посмотрите на рис. 133. Конструктивное выполнение различно, но тем не менее кинематические воз можности всех этих соединений совершенно одинаковы — это поступательные кинематические пары. На рис. 134 изобра жена вращательная кинематическая пара. Винт вместе с гайкой образуют винтовую пару (рис. 135).
Рис. 133. Конструкции поступательных кинематических пар
Для изображения механизма и его составных частей — звеньев и кинематических пар — пользуются стандарт ными условными обозначениями. Неподвижность звеньев в парах всех видов отмечается на схемах подштриховкой. На рис. 136, а — м показаны наиболее часто применяемые на кинематических схемах условные обозначения.
Рис. 134. Враща- |
Рис. 135. Винто- |
|
тельная |
кинемати- |
вая кинематическая |
ческая |
пара |
пара |
Давайте попробуем изобразить кинематическую схему двигателя внутреннего сгорания (или паровой машины), конструкция которого показана на рис. 137. Ведущим звеном, конечно, является поршень /, так как движение ему сообщают внешние силы (давление газа или пара). Поршень совершает возвратно-поступательное движение относительно стенок неподвижного цилиндра 2. Ведомое звено — вал с кривошипом 4 — совершает вращательное
240
движение. Между ведущим и ведомым звеньями находится промежуточное — шатун 3, совершающий плоскопараллель ное движение.
а)
Рис. 136. Наиболее часто применяемые на кинематических схемах условные обозначе ния:
о — вал, ось, стержень, б — неподвижное закреп ление стержня, оси, в — неподвижная опора для
стержня, движущегося поступательно или воз вратно-поступательно, г — свободное соединение
детали с валом, допускающее раздельное враще
ние, д — жесткое |
соединение |
детали |
с валом, |
|||||||
е — ползун |
в |
|
неподвижных |
направляющих,- |
||||||
ж — ползун |
на |
неподвижном |
стержне, |
з — сое |
||||||
динение |
детали |
с |
валом, |
допускающее |
лишь |
по |
||||
ступательное (или возвратно-поступательное) |
дви |
|||||||||
жение, |
и |
— жесткое |
соединение стержней |
под |
||||||
определенным углом, |
к — шарнирное соединение |
|||||||||
стержней, |
допускающее |
относительное |
вращение |
|||||||
в плоскости |
чертежа, |
л |
— шарнирное |
соединение |
стержня с неподвижной опорой, допускающее вращение в плоскости чертежа, м — общее обо
значение опоры для вала, совершающего враща тельное движение (вращательная пара)
Поршень — это ползун, стенки цилиндра — направляю щие, следовательно, эта кинематическая пара изобразится, как показано на рис. 138.
241
Вал с кривошипом, совершающий вращательное движе ние относительно неподвижной опоры, изобразится, как
f |
показано на рис. 139. |
Шатун — это стержень, концы которого |
2 шарнирно связаны: один с ползуном, дру гой с кривошипом (рис. 140). Связав все j звенья, получим схематическое изображе
ние механизма двигателя (рис. 141).
Рис. |
137. |
Схема |
Рис. 138. |
Схема |
Рис. 139. |
Схема |
двигателя |
внутрен |
поступательной ки |
вращательной |
ки |
||
него |
сгорания |
нематической |
пары |
нематической |
пары |
В этом механизме четыре звена: ползун, шатун, криво шип и одно неподвижное звено, обозначенное в двух мес тах подштриховкой. Обратите вни мание: с кинематической точки зре ния это одно звено, хотя реальных деталей может быть несколько (ци линдр, корпус и т. д.). Кинемати ческих пар также четыре — три вращательных и одна поступа тельная.
Рис. |
140. Схема стер- |
' |
Рис. |
141. Кинематиче- |
|
жня |
с шарнирами на |
|
екая |
схема |
двигателя |
|
концах |
|
внутреннего |
сгорания |
§99. «Простые машины»
Вкачестве составных частей различных сложных меха низмов и машин широко используются наклонная плоскость
ирычаг. Они получили условное название «простых машин».
Н а к л о н н а я п л о с к о с т ь , |
как механизм, со |
стоит из двух звеньев — собственно |
наклонной плоскости |
242