Файл: Гольдин И.И. Основы технической механики учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 188
Скачиваний: 5
Запись означает, что взято отношение частоты вращения или угловой скорости ведущего звена (вала) к частоте вра
щения угловой |
скорости ведомого звена (вала), а запись |
i 2 _ i показывает, |
что взято обратное отношение. |
Обычно для характеристики передачи пользуются от ношением частоты вращения (угловой скорости) ведущего вала к частоте вращения (угловой скорости) ведомого вала и называют это отношение передаточным числом, т. е. пере даточное число это
§ 103. Преобразование вращающих моментов в передачах
Представим себе, что к ведущему валу передачи подве дена от двигателя мощность Nx. По отношению к передаче это мощность, затраченная н'а приведение ее во вращение. Тогда очевидно, что с ведомого вала можно снять мощность N2, которая будет несколько меньше мощности Nlt ибо в передаче неизбежны некоторые потери. Эти потери можно оценить величиной коэффициента полезного действия
Поскольку нам известно, что
N = Мсо; со= — , то
_ N2 _ М2щ _ 2 30 _ Л42По _
1 30
п..
Из полученного соотношения имеем
Если представить себе идеальную передачу без потерь мощности, то в этом случае т] = 1, следовательно,
= |
(80) |
249
Сопоставив два выражения
_ All COi . М2
убедимся, что -W l - = —г- = |
или Лх/Их = я 2 М 2 и |
||
С02 |
П2 |
УК! 1 |
|
|
|
сох/Их = |
со2УИ2. |
Таким образом, в идеальной передаче без потерь изменение частоты вращения или угловой скорости обратно пропор ционально изменению вращающих моментов.
Обычно бывает нужно определить момент на ведомом валу передачи, если известны момент на ведущем валу и пе редаточное число
М 2 = Мх/х_2.
Если же учитывать потери энергии, оцениваемые коэффи циентом полезного действия, то ясно, что величина иско мого момента будет меньше, т. е.
М2 = /Их/х_2Т].
Если г'х_2 > 1, то передача называется замедлительной или силовой, так как в этом случае
|
С02<Сйх, |
« 2 < t t i |
и / И 2 |
> |
|
Мх. |
|
|
|
|
|||
Если 4 - 2 < 1 . т о |
передача называется |
ускорительной |
или |
||||||||||
кинематической; |
в этом |
случае |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
С02>СОх, |
П 2 >Пх |
и |
М 2 < / И г - |
|
|
|
||||||
§ 104. |
Упражнения и вопросы |
для |
повторения |
|
|||||||||
1. Передаточное |
число |
передачи |
i ! _ 2 = |
2. |
Какой |
вал — ведущий |
|||||||
или ведомый — вращается быстрее? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
2. Передаточное |
число |
передачи |
t'i-2 = |
1/2. |
Какой вал — |
ведущий |
|||||||
или ведомый — вращается |
быстрее? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
3. Частота вращения ведущего вала передачи пх = 900 об/мин, |
|||||||||||||
передаточное число i ' i _ 2 = |
3. Определить |
частоту вращения я 2 |
ведомого |
||||||||||
вала передачи. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Частота вращения ведомого вала |
передачи |
я 2 = |
400 |
об/мин, |
|||||||||
передаточное число |
i ' i _ 2 = |
|
2. Определить частоту |
вращения |
пх |
веду |
|||||||
щего вала передачи. |
|
|
|
|
|
|
|
|
пх = |
|
|
|
|
5. Частота вращения ведущего вала |
передачи |
1200 |
об/мин, |
||||||||||
частота вращения ведомого |
вала передачи |
л 2 |
= 300 |
об/мин. На |
каком |
||||||||
валу передачи |
вращающий |
момент больше? |
Во |
сколько раз? |
|
6. По каким признакам подразделяются механические передачи? Как в соответствии с этими признаками назвать передачу в велосипеде? в сверлильном станке? в механизме переключения скоростей вращения шпинделя в токарном станке?
250
|
Глава семнадцатая |
ПЕРЕДАЧИ |
М Е Ж Д У ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ ВАЛАМИ |
§ |
105. Ременная передача |
Одной из древнейших видов передач является ременная. Она состоит из двух дисков (их называют шкивами) и охва
тывающего их с натяжением бес |
|
|
||||
конечного ремня; шкивы |
жестко |
|
|
|||
укреплены |
на ведущем |
и ведо |
|
|
||
мом валах (рис. 152). Предвари |
|
|
||||
тельное |
натяжение |
ремня обес |
|
|
||
печивает |
на |
участках контакта р и с . |
152. |
Плоскоременная |
||
(ремень — шкивы) |
возникнове- |
передача |
||||
ние сил |
трения. |
|
|
|
|
|
При |
вращении |
ведущего шкива |
сила |
трения между |
этим шкивом и ремнем вызывает дополнительное натяжение одной из ветвей ремня — ее называют в е д у щ е й . Уси лие, передаваемое этой ветвью ведомому шкиву (также
Б)
Рис. 153. Натяжение ветвей в |
ременной |
пере |
|
||
даче при различных положениях |
{а, б) |
ведущей |
|
||
|
ветви |
|
|
|
|
за счет сил трения), вызывает его вращение. Другая |
ветвь |
||||
ремня — в е д о м а я |
при этом ослаблена |
и слегка |
про |
||
висает (рис. 153, а, б). |
|
|
|
|
|
Углы а, соответствующие дугам, по которым происходит |
|||||
касание ремня и обода |
шкива, называют |
у г л а м и |
о б - |
251
х в а т а . |
Чем больше угол обхвата, тем надежнее осущест |
вляется |
передача вращения. |
Мы |
уже отмечали, что важнейшей характеристикой |
любой передачи является передаточное число — отношение угловых скоростей или частот вращения ведущего и ведо мого валов.
Чтобы определить, как подсчитывается величина пере даточного числа в ременной передаче, будем считать, что ремень не вытягивается и не проскальзывает на шкивах (такое допущение значительно упростит наши рассуждения и не внесет существенной погрешности в расчеты).
Линейная скорость |
любой |
точки, |
лежащей на поверх |
||||
ности |
ведущего |
шкива, |
как |
известно, |
определяется так: |
||
|
|
|
V |
nD1 • /1х |
|
|
|
|
|
|
= |
60 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Но и |
точка |
ремня, |
совпадающая |
с |
рассматриваемой |
точкой ведущего шкива (возможное небольшое скольже ние, как мы условились, в расчет не принимаем), движется с той же скоростью. Значит и любая другая точка ремня (мы условились не считаться с возможным незначительным вытягиванием ремня) движется с такой же скоростью.
Следовательно, и |
те точки |
ремня, которые |
контакти |
руют с ведомым |
шкивом, и |
совпадающие с |
ними точки |
самого ведомого шкива имеют ту же скорость. В то же время для второго вращающегося тела — ведомого шкива — эта
скорость определяется |
как |
|
|
||
|
|
V = |
я 0 |
2 • п2 |
|
|
|
- |
60 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, |
получаем |
|
|
|
|
я О х |
• Пх я 0 2 |
• п2 |
или |
Рх • пг = Д> • rt2, |
|
60 |
|
60 |
|
||
а значит |
|
|
|
|
|
|
— = |
~ - |
или |
—±- |
= -=г?-. |
Но так как левая часть последнего выражения это и есть h-2> т 0 значит
' i - 2 = i £ , |
(81) |
т. е. передаточное число в ременной передаче подсчи тывается как отношение диаметров ведомого и ведущего шкивов.
252
Мы уже отмечали, что работоспособность ременной пере дачи зависит от величины углов обхвата; причем, в первую очередь надо обращать внимание на угол обхвата на мень шем шкиве, так как там его величина меньше.
Какие факторы влияют на величину угла обхвата? Их два. Увеличение межцентрового расстояния (при прочих равных условиях) увеличивает угол обхвата (рис. 154) и точно так же (при прочих равных условиях), чем меньше различие в диаметрах шкивов, тем угол обхвата больше (рис. 155).
Рис. 154. Влияние межцентрового расстояния на угол обхвата
Как известно, различие в диаметрах шкивов характери зует передаточное число, следовательно, большие значения передаточных чисел нежелательны. Практика показала,
что передача наиболее работоспособна при • j - ^ / i _ 2 ^ 3 ,
так как в этом случае угол обхвата аг не становится меньше допустимой величины, равной примерно 120—150°. Соблю дение последнего требования не позволяет применять ременные передачи с очень малым межцентровым рассто янием, а очень большие межцентровые расстояния также нежелательны из-за громоздкости передачи. Обычно меж центровое расстояние равно или меньше 2-(D1 + D2).
Если требуется получить большее передаточное число, применяют передачу с натяжным роликом, устройство которой понятно из рис. 156. В этом случае увеличивается угол обхвата и его величина даже при значительном раз личии в диаметрах шкивов не становится меньше допусти мой. В таких передачах возможно X «S =sS 10.
253
Есть и еще один конструктивный путь улучшения работо
способности |
передачи. Мы пока |
рассматривали |
плоскоре |
||||||
|
|
менную передачу, имею |
|||||||
|
|
щую |
гладкий |
шкив |
и |
||||
|
|
плоский |
|
ремень. |
«Сцеп |
||||
|
|
ление» ремня со |
шкивом |
||||||
|
|
значительно |
улучшает |
||||||
|
|
ся, если на ободе шкива |
|||||||
|
|
сделать клиновидные ка |
|||||||
|
|
навки, |
в |
которые |
будет |
||||
|
|
входить |
|
ремень, |
|
имею |
|||
|
|
щий в поперечном |
сече |
||||||
|
|
нии |
форму клина |
(рис. |
|||||
|
|
157). Такие передачи на |
|||||||
|
|
зываются |
клиноремен- |
||||||
|
|
ными. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На |
кинематических |
||||||
|
|
схемах |
ременные |
пере |
|||||
|
|
дачи |
обозначают, |
как |
|||||
|
|
показано на рис. 158, а, б. |
|||||||
|
|
В некоторых случаях |
|||||||
|
|
применяется |
ременная |
||||||
Рис. 155. Влияние передаточного числа |
передача, |
состоящая |
из |
||||||
на |
угол обхвата |
нескольких |
ступеней |
||||||
|
|
(пар |
шкивов) |
(рис. 159). |
Для такой передачи можно подсчитать общее передаточное число г"1_6 и передаточные числа отдельных ступеней 1Х_2,
'5
Рис. 156. Ременная передача с натяжным роликом
г'з_4. к-в- Передаточные числа ступеней, естественно, под-
считываются как отношения у^-, |
в которых D B M соответ- |
ственно D2, D 4 , De, а £ в Щ — Dlt D3, |
Db. |
254