Файл: Гольдин И.И. Основы технической механики учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 188

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Запись означает, что взято отношение частоты вращения или угловой скорости ведущего звена (вала) к частоте вра­

щения угловой

скорости ведомого звена (вала), а запись

i 2 _ i показывает,

что взято обратное отношение.

Обычно для характеристики передачи пользуются от­ ношением частоты вращения (угловой скорости) ведущего вала к частоте вращения (угловой скорости) ведомого вала и называют это отношение передаточным числом, т. е. пере­ даточное число это

§ 103. Преобразование вращающих моментов в передачах

Представим себе, что к ведущему валу передачи подве­ дена от двигателя мощность Nx. По отношению к передаче это мощность, затраченная н'а приведение ее во вращение. Тогда очевидно, что с ведомого вала можно снять мощность N2, которая будет несколько меньше мощности Nlt ибо в передаче неизбежны некоторые потери. Эти потери можно оценить величиной коэффициента полезного действия

Поскольку нам известно, что

N = Мсо; со= — , то

_ N2 _ М2щ _ 2 30 _ Л42По _

1 30

п..

Из полученного соотношения имеем

Если представить себе идеальную передачу без потерь мощности, то в этом случае т] = 1, следовательно,

=

(80)

249


Сопоставив два выражения

_ All COi . М2

убедимся, что -W l - = —г- =

или Лх/Их = я 2 М 2 и

С02

П2

УК! 1

 

 

 

сох/Их =

со2УИ2.

Таким образом, в идеальной передаче без потерь изменение частоты вращения или угловой скорости обратно пропор­ ционально изменению вращающих моментов.

Обычно бывает нужно определить момент на ведомом валу передачи, если известны момент на ведущем валу и пе­ редаточное число

М 2 = Мх/х_2.

Если же учитывать потери энергии, оцениваемые коэффи­ циентом полезного действия, то ясно, что величина иско­ мого момента будет меньше, т. е.

М2 = /Их/х_2Т].

Если г'х_2 > 1, то передача называется замедлительной или силовой, так как в этом случае

 

С02<Сйх,

« 2 < t t i

и / И 2

>

 

Мх.

 

 

 

 

Если 4 - 2 < 1 . т о

передача называется

ускорительной

или

кинематической;

в этом

случае

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С02>СОх,

П 2 >Пх

и

М 2 < / И г -

 

 

 

§ 104.

Упражнения и вопросы

для

повторения

 

1. Передаточное

число

передачи

i ! _ 2 =

2.

Какой

вал — ведущий

или ведомый — вращается быстрее?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Передаточное

число

передачи

t'i-2 =

1/2.

Какой вал —

ведущий

или ведомый — вращается

быстрее?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Частота вращения ведущего вала передачи пх = 900 об/мин,

передаточное число i ' i _ 2 =

3. Определить

частоту вращения я 2

ведомого

вала передачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Частота вращения ведомого вала

передачи

я 2 =

400

об/мин,

передаточное число

i ' i _ 2 =

 

2. Определить частоту

вращения

пх

веду­

щего вала передачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

пх =

 

 

 

5. Частота вращения ведущего вала

передачи

1200

об/мин,

частота вращения ведомого

вала передачи

л 2

= 300

об/мин. На

каком

валу передачи

вращающий

момент больше?

Во

сколько раз?

 

6. По каким признакам подразделяются механические передачи? Как в соответствии с этими признаками назвать передачу в велосипеде? в сверлильном станке? в механизме переключения скоростей вращения шпинделя в токарном станке?

250


 

Глава семнадцатая

ПЕРЕДАЧИ

М Е Ж Д У ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ ВАЛАМИ

§

105. Ременная передача

Одной из древнейших видов передач является ременная. Она состоит из двух дисков (их называют шкивами) и охва­

тывающего их с натяжением бес­

 

 

конечного ремня; шкивы

жестко

 

 

укреплены

на ведущем

и ведо­

 

 

мом валах (рис. 152). Предвари­

 

 

тельное

натяжение

ремня обес­

 

 

печивает

на

участках контакта р и с .

152.

Плоскоременная

(ремень — шкивы)

возникнове-

передача

ние сил

трения.

 

 

 

 

При

вращении

ведущего шкива

сила

трения между

этим шкивом и ремнем вызывает дополнительное натяжение одной из ветвей ремня — ее называют в е д у щ е й . Уси­ лие, передаваемое этой ветвью ведомому шкиву (также

Б)

Рис. 153. Натяжение ветвей в

ременной

пере­

 

даче при различных положениях

{а, б)

ведущей

 

 

ветви

 

 

 

 

за счет сил трения), вызывает его вращение. Другая

ветвь

ремня — в е д о м а я

при этом ослаблена

и слегка

про­

висает (рис. 153, а, б).

 

 

 

 

 

Углы а, соответствующие дугам, по которым происходит

касание ремня и обода

шкива, называют

у г л а м и

о б -

251


х в а т а .

Чем больше угол обхвата, тем надежнее осущест­

вляется

передача вращения.

Мы

уже отмечали, что важнейшей характеристикой

любой передачи является передаточное число — отношение угловых скоростей или частот вращения ведущего и ведо­ мого валов.

Чтобы определить, как подсчитывается величина пере­ даточного числа в ременной передаче, будем считать, что ремень не вытягивается и не проскальзывает на шкивах (такое допущение значительно упростит наши рассуждения и не внесет существенной погрешности в расчеты).

Линейная скорость

любой

точки,

лежащей на поверх­

ности

ведущего

шкива,

как

известно,

определяется так:

 

 

 

V

nD1 /1х

 

 

 

 

 

=

60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но и

точка

ремня,

совпадающая

с

рассматриваемой

точкой ведущего шкива (возможное небольшое скольже­ ние, как мы условились, в расчет не принимаем), движется с той же скоростью. Значит и любая другая точка ремня (мы условились не считаться с возможным незначительным вытягиванием ремня) движется с такой же скоростью.

Следовательно, и

те точки

ремня, которые

контакти­

руют с ведомым

шкивом, и

совпадающие с

ними точки

самого ведомого шкива имеют ту же скорость. В то же время для второго вращающегося тела — ведомого шкива — эта

скорость определяется

как

 

 

 

 

V =

я 0

2 п2

 

 

 

-

60

 

 

 

 

 

 

Таким образом,

получаем

 

 

 

я О х

Пх я 0 2

• п2

или

Рх • пг = Д> • rt2,

60

 

60

 

а значит

 

 

 

 

 

 

— =

~ -

или

—±-

= -=г?-.

Но так как левая часть последнего выражения это и есть h-2> т 0 значит

' i - 2 = i £ ,

(81)

т. е. передаточное число в ременной передаче подсчи­ тывается как отношение диаметров ведомого и ведущего шкивов.

252


Мы уже отмечали, что работоспособность ременной пере­ дачи зависит от величины углов обхвата; причем, в первую очередь надо обращать внимание на угол обхвата на мень­ шем шкиве, так как там его величина меньше.

Какие факторы влияют на величину угла обхвата? Их два. Увеличение межцентрового расстояния (при прочих равных условиях) увеличивает угол обхвата (рис. 154) и точно так же (при прочих равных условиях), чем меньше различие в диаметрах шкивов, тем угол обхвата больше (рис. 155).

Рис. 154. Влияние межцентрового расстояния на угол обхвата

Как известно, различие в диаметрах шкивов характери­ зует передаточное число, следовательно, большие значения передаточных чисел нежелательны. Практика показала,

что передача наиболее работоспособна при • j - ^ / i _ 2 ^ 3 ,

так как в этом случае угол обхвата аг не становится меньше допустимой величины, равной примерно 120—150°. Соблю­ дение последнего требования не позволяет применять ременные передачи с очень малым межцентровым рассто­ янием, а очень большие межцентровые расстояния также нежелательны из-за громоздкости передачи. Обычно меж­ центровое расстояние равно или меньше 2-(D1 + D2).

Если требуется получить большее передаточное число, применяют передачу с натяжным роликом, устройство которой понятно из рис. 156. В этом случае увеличивается угол обхвата и его величина даже при значительном раз­ личии в диаметрах шкивов не становится меньше допусти­ мой. В таких передачах возможно X «S =sS 10.

253

Есть и еще один конструктивный путь улучшения работо­

способности

передачи. Мы пока

рассматривали

плоскоре­

 

 

менную передачу, имею­

 

 

щую

гладкий

шкив

и

 

 

плоский

 

ремень.

«Сцеп­

 

 

ление» ремня со

шкивом

 

 

значительно

улучшает­

 

 

ся, если на ободе шкива

 

 

сделать клиновидные ка­

 

 

навки,

в

которые

будет

 

 

входить

 

ремень,

 

имею­

 

 

щий в поперечном

сече­

 

 

нии

форму клина

(рис.

 

 

157). Такие передачи на­

 

 

зываются

клиноремен-

 

 

ными.

 

 

 

 

 

 

 

 

На

кинематических

 

 

схемах

ременные

пере­

 

 

дачи

обозначают,

как

 

 

показано на рис. 158, а, б.

 

 

В некоторых случаях

 

 

применяется

ременная

Рис. 155. Влияние передаточного числа

передача,

состоящая

из

на

угол обхвата

нескольких

ступеней

 

 

(пар

шкивов)

(рис. 159).

Для такой передачи можно подсчитать общее передаточное число г"1_6 и передаточные числа отдельных ступеней 1Х_2,

'5

Рис. 156. Ременная передача с натяжным роликом

г'з_4. к-в- Передаточные числа ступеней, естественно, под-

считываются как отношения у^-,

в которых D B M соответ-

ственно D2, D 4 , De, а £ в Щ Dlt D3,

Db.

254