Файл: Волков Е.Б. Основы теории надежности ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 234
Скачиваний: 0
Р а з д е л 2
НАДЕЖНОСТЬ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Глава IV
ЗАДАЧИ ОЦЕНКИ И ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
4. 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ НАДЕЖНОСТИ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Особенности ракетных двигателей как объектов оценивания надежности определяются задачами и условиями применения, особенностями пх конструкции и характером протекающих в них рабочих процессов. В настоящее время ракетные двигатели ши роко используются на ракетах различного назначения, а также на космических аппаратах и других летательных аппаратах. Следствием этого является то, что в большинстве случаев ракет ные двигатели представляют собой невосстанавливаемые систе мы однократного применения. Так как отказ двигателя, как прави ло, означает невыполнение задачи полета ракеты или космиче ского аппарата, то требования к надежности двигателей могут быть достаточно высокими. Особенностью ракетных двигателей является и то, что эти двигатели в зависимости от пх назначе ния и условий применения могут значительно различаться как по характеристикам рабочего процесса, так п по конструкции. Это резко ограничивает объем представительных данных для опре деления и контроля надежности. В ряде случаев оказывается вообще невозможным иметь представительную выборку, харак теризуемую необходимым количеством испытаний одинаковых двигателей в идентичных условиях. Это обстоятельство прояв ляется особенно ярко на примере наиболее сложных двигателей (например, ЖРД космических ракет-носителей), представляю щих собой уникальные системы индивидуального изготовления и использования.
Как и ко всем элементам ракет и космических аппаратов, к двигателям предъявляются высокие требования по массовым характеристикам. Это заставляет конструкторов предельно сни жать массу всех агрегатов, входящих в двигатели, и соответствен
162
но с этим уменьшать запасы прочности их детален, что вызывает необходимость повышенного внимания к вопросам надежности.
Ракетные двигатели состоят из большого количества разно родных агрегатов и элементов, в которых протекают разнооб разные физико-химические процессы. Из рассматриваемых типов двигателей более сложным является жидкостный ракетный дви гатель (рис. 4. 1). К его основным элементам относятся камера двигателя, насосы, турбина, газогенератор, емкости с компонен тами топлива и сжатыми газами, трубопро
воды, |
элементы |
автоматики и др. |
Обязатель |
|
|
||
ным элементом любого ЖРД служит камера. |
|
|
|||||
При сгорании топлива в камере и в процессе |
|
|
|||||
истечения продуктов сгорания через сопло воз |
|
|
|||||
никает |
сила тяги, оказывающая необходимое |
|
|
||||
воздействие на летательный аппарат, на кото |
|
|
|||||
ром установлен двигатель. |
|
|
|
|
|||
При работе двигателя его камера испыты |
|
|
|||||
вает |
сложное |
нагружение, вызываемое |
сов |
|
|
||
местным действием давления газов |
и охлаж |
|
|
||||
дающей жидкости п неравномерным прогре |
|
|
|||||
вом конструкции. Поверхность стенки камеры, |
|
|
|||||
соприкасающаяся с продуктами сгорания, мо |
|
|
|||||
жет, кроме того, подвергаться эрозии под дей |
|
|
|||||
ствием газового потока. В аналогичных усло |
|
|
|||||
виях работают и генераторы газа для турбины |
|
|
|||||
турбоиасосного агрегата (ТНА). |
|
|
|
|
|||
Режимы работы насосов н турбины ТНА |
Р ис . 4. 1 |
С х е м а |
|||||
являются так же очень напряженными. Многие |
Ж Р Д : |
|
|||||
элементы ТНА находятся под высоким давле |
КД—камера двигате |
||||||
нием. Так, давление компонентов топлива |
на |
ля; Н—насос; |
К— |
||||
клапан; ГГ—газоге |
|||||||
выходе из насосов даже превосходит давление |
ство для наддува ба |
||||||
|
|
|
|
|
|
нератор; НД—устрой |
|
в камере и газогенераторе. К нагрузкам, вызы |
ков; Т—турбина |
||||||
ваемым |
давлением, добавляются |
нагрузки, |
|
|
возникающие вследствие действия центробежных сил, которые могут достигать большой величины, так как частота вращения ротора ТНА современных ЖРД может быть очень высокой — до 60 000 об/мин н более. На лопатки турбины воздействуют газы, температура которых достигает предельных по прочности мате риала лопаток величии. В качестве компонентов топлива могут использоваться либо сильно агрессивные жидкости типа кислот, либо сжиженные газы, что осложняет создание надежно дейст вующих уплотнений п т. п. Под большим давлением и в условиях воздействия указанных неблагоприятных для конструкции ком понентов топлива работают трубопроводы и элементы автома тики двигателя.
Таким образом, основные агрегаты ЖРД в процессе его ра боты испытывают воздействие больших давлений, высоких тем ператур, значительных центробежных сил, эрозии, вызываемой
6* |
163 |
газовым потоком, перемещающимся с большой скоростью, кор розии от агрессивных компонентов топлива. При этом ряд из перечисленных воздействий оказывает влияние на многие эле менты ЖРД одновременно, а в периоды запуска или выключения двигателя п при изменении режима его работы, они являются типично нестационарными.
Основными элементами ракетных двигателей твердого топли ва (РДТТ) являются: корпус, включающий цилиндрическую
нпроока
часть с днищами и теплозащитным покрытием (ТЗП), заряд с элементами теплозащиты и крепления в корпусе, сопловой блок и воспламенительное устройство (рис. 4. 2).
Многие из твердых современных топлив, используемых н РДТТ [26], содержат значительный процент металлических до бавок (алюминий и др.), в результате чего в процессе функцио нирования двигателя образуется двухфазный поток продуктов сгорания, обладающий повышенным эрозионным воздействием на теплозащитное покрытие корпуса и элементы соплового бло ка. В период эксплуатации двигателя в составе ракеты (хране ние, транспортировка) твердотопливный заряд может накапли вать повреждения [57]. В результате этого возможно возникнове ние трещин, раковин в блоке топлива и отслоение его от
поверхности корпуса.
Основными нагрузками, действующими на РДТТ, являются: внутреннее давление, эрозионное воздействие и нагрев, осевые перегрузки, транспортировочные и технологические нагрузки Упомянутые нагрузки являются одним из главных источников возникновения отказа.
Под отказом двигателя понимается такое его состояние, при котором вследствие разрушения конструкции или отклонения ха рактеристик рабочего процесса двигатель не выполнит возложен ных на него задач в составе системы (ракеты, космического ап парата) .
16+
Для решения некоторых задач и, в частности, для системати зации и упорядочивания информации о работе двигателя может быть введена классификация отказов. Такая классификация воз можна по следующим наиболее типовым признакам.
1. По источнику возникновения:
конструктивные отказы, технологические, эксплуатационные. Эти группы отказов обуславливаются причинами соответст венно конструктивного, технологического и эксплуатационного характера. Например, отказы ракет «Тор», «Атлас» и «Ти тан» распределены по этим группам так {21]: из-за ошибок про ектирования 30%, из-за ошибок производства 30% и нарушения
правил эксплуатации 40%.
Отказы конструктивного характера вызываются тем, что в применяемых при проектировании современных методах расчета элементов ракетных двигателей часто не учитываются все слу чаи нагружения, особенно на переходных режимах, возможная несовместимость режимов работы элементов и т. д.
Технологические отказы часто являются следствием недоста точной технологичности конструкции (и здесь их трудно отличить от конструктивных), недостаточно эффективного производствен ного контроля, незамеченных дефектов исходных материалов и конструкции.
Эксплуатационные отказы вызываются воздействием эксплу атационных нагрузок (вибраций, ударов), коррозионного дейст вия компонентов топлива и др.
2. По степени влияния на выполнение задачи: отказы; неисправности.
Отказы двигателя сопровождаются выходом ракеты из строя; так, к отказам РДТТ можно отнести взрыв двигателя на траек тории вследствие растрескивания заряда, разрушение корпуса « т. д. Неисправности могут не выводить ракету из строя: напри мер, возникновение трещин во вставках сопла в конце работы двигателя, отклонение секундного расхода и других его харак теристик снижают лишь вероятность выполнения ракетной зада чи, поставленной перед пуском.
Такое деление множества всех нежелательных событий на от казы (сильная форма проявления неисправностей) и неисправ ности в ряде случаев облегчает рассмотрение задачи, но все же является достаточно условным.
Например, такая неисправность как растрескивание пли вы брос вставки сопла в зависимости от времени возникновения может классифицироваться как отказ и как неисправность.
3. По внешнему виду проявления:
— внезапные (являющиеся следствием быстропротекаюших процессов, таких как, например, кратковременный выброс дав ления) ;
165
— постепенные (являющиеся следствием изнашивающего воздействия: эрозионный унос материалов, накопление повреж дений и т. д.).
4.По способу учета при определении надежности:
—отказы (множество состояний С|), учитываемые расчет
ными схемами типа моделей нспревышення (см. 2.3);
— отказы (множество состояний С’2 ), неучитываемые упомя нутыми моделями.
4.1. 1. Задачи, решаемые при оценке
иобеспечении надежности ракетных двигателей
Как отмечалось выше, невосстанавливаемые системы, к кото рым относятся ЖРД и РДТТ, в процессе своего «жизненного» цикла проходят несколько этапов: проектирование, отработка,, серийное производство и эксплуатация. На разных этапах этого цикла возникают специфические задачи надежности. Приведем некоторые из этих задач.
На этапе проектирования
Формирование показателей надежности двигателя и его элементов, а также требований к этим показателям, осуществляе мое в процессе выбора принципиальной конструктивной схемы;
—конструирование элементов двигателя и выбор их основ ных проектных характеристик (запасов прочности, запасов по толщинам теплозащитных покрытий, запасов по ресурсу и т. д.), обеспечивающих выполнение требований по надежности;
—определение и контроль надежности двигателя по проект ным материалам;
—разработка документации на изготовление опытных натур
ных образцов двигателей и программы испытаний с учетом тре буемой надежности.
На этапе отработки
Уточнение на основе экспериментальных данных проект ных характеристик и характеристик технологического процесса, обеспечивающих выполнение требований к показателю надеж ности;
—выявление факторов, неучитываемых при проектировании, определение и контроль надежности двигателя с учетом их воз действия;
—уточнение принципиальной и конструктивной схемы двига
теля по результатам испытаний и оценка его надежности;
— корректировка программ поэлементных испытаний и испы таний двигателя в целом. Составление программ завершающих демонстрационных наземных испытаний для подтверждения за данных требований к показателю надежности и проведения лет ных испытаний в составе ракеты.
166
На этапе серийного производства и эксплуатации
Завершение разработки системы допусков на контролируе мые характеристики и критериев соответствия характеристик на дежности партии двигателей заданным;
—определение объема установочной партии с целью под тверждения возможности выпуска предприятием двигателей с заданными характеристиками надежности;
—определение объема и правил комплектации серийной пар тии, а также выборки из нее, обеспечивающих наряду с другими техническими мероприятиями и методами контроля выполнение требований по надежности;
—определение фактического проявления эксплуатационных факторов (транспортировочные нагрузки, интенсивность корро зии материалов, расслоения, отслоения, растрескивание твердых топлив и т. д.) с целью уточнения характеристик надежности в различные моменты времени эксплуатации, методов контроля технического состояния и накопления материалов для последу ющего проектирования.
Рассмотрим некоторые из перечисленных задач.
4.2.ПОКАЗАТЕЛЬ НАДЕЖНОСТИ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Выше уже отмечалось, что большинство современных ракет ных двигателей относится к иевосстанавливаемым системам. Отсюда следует, что в качестве показателя надежности для этих двигателей должна быть принята вероятность Р(/,ь тр) безотказ ной работы за время тр от начала запуска до момента выключе ния, вычисляемая с учетом отрезка времени [0, 4] от момента изготовления двигателя до момента его включения.
Отказ двигателя (событие А) осуществляется в результате появления одного или нескольких из составляющих его событий (неисправностей) Д,-, таких как механическое разрушение, про гар конструкции, выход за пределы допуска характеристик ра бочего процесса двигателя и свойств (конструкционных материа лов и т. д. Под неисправностью здесь понимается любое наруше ние условий, оговоренных в технической документации [60].
В соответствии с п. 2.2 в качестве показателя надежности дви
гателя может быть принято выражение |
|
|
|
р д= Р ( л )= Р (Л - V > = |
1 - 2 |
-?г 2Д |
Д у - • • • + |
|
i=i |
«</ |
|
~~Ь( 1 )й |
1<7i ,2— |
|
(4- 1) |
где k — число событий Aj (число рассматриваемых неисправ ностей); <7i—Р (Дt);
Нъ Ни. - ■— коэффициенты влияния;
Ai — событие, состоящее в возникновении i-й ненсправно-
167
сти, которая в зависимости от места и времени появ ления может привести или не привести к отказу.
Если под событием В понимать выполнение системой (раке той) возложенных на нее задач (см. 2. 2), то
Р |
(4.2) |
т1/== 1— |
|
Р(ВМо) |
|
Л о |
что ни одна из. |
Здесь Л„ = П А — событие, состоящее в том, |
N0 неисправностей ракеты не возникает.
В некоторых случаях неисправность влияет только на разру шение или неразрушенне конструкции двигателя, т. е. на собы тие Лп (например, возникновение дефектов в материале корпу са) и тогда
„ = , |
P ( 5 ||I ,) P ( .4 n|J,) |
|
_ , |
Р(Д|)Р(,1„М ,) |
|
|
|||||
' |
Р(В,И0)Р (Л П|.40) |
|
|
Р(В,И 0)Р(.4„|Л0) |
’ |
|
|||||
если В1[\А„ = В, |
а события |
В! |
и Ап предполагаются |
независи |
|||||||
мыми. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отсюда следует приближенное соотношение |
|
|
|
||||||||
|
А- |
|
|
Р(--1„|Л) |
|
|
|
(4. 3) |
|||
|
|
|
(Л\ Ь ) |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
При этом член |
в выражении |
(4. 1) |
записывается в виде |
|
|||||||
9/11,= Р (л,-)-----------—Р ( А П А А |
А — Л А- |
|
|
||||||||
|
Р ( - 4 , . | А ) |
|
|
|
|
' - 1 |
|
|
|||
Если все неисправности таковы, что каждая из них приводит |
|||||||||||
к срыву задачи, то ц ;=1, |
V /е[1, |
/г] и, |
следовательно, |
согласно^ |
|||||||
соотношению (4. |
]) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
р |
д |
= |
а |
) |
ир |
д - |
( Р П |
п |
Р |
( |
А |
|
|
V/=1 |
' |
|
|
/=1 |
|
|
|
|
|
когда события Л,- независимы. В обшем случае О^тц, т)гу,. . ., |
1. |
||||||||||
Таким образом, для |
рассмотрения задачи |
по оценке надеж |
ности двигателя как элемента ракеты иа основе использования показателя (4.1) необходимо следующее:
—из условий функционирования двигателя выявить основ ные неисправности (события А ) , влияющие на выполнение за дачи ракетой;
—получить соотношения для расчета величин
Р (А ) = ? , ; Р (А П A j ) = i 7/у |
Р (Д 1 a ) = <7i .2.....*; |
168