Файл: Волков Е.Б. Основы теории надежности ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 236
Скачиваний: 0
Глава V
НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЕЖНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ РАКЕТНЫХ ДВИЕАТЕЛЕЙ
5.1. ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ЖРД *
Остановимся на некоторых методах определения показателен надежности элементов ЖРД: топливных баков, камеры двига теля (газогенератора), турбонасосного агрегата, элементов авто матики.
5.1. 1. Вероятность неразрушения баков
Всоответствии с теорией расчета и проектирования оболочек [2, 7, 17, 27] могут быть рассмотрены два предельных состояния
бака:
—разрушение под действием внутреннего избыточного дав ления вследствие недостаточной прочности стенки;
—потеря устойчивости от действия' совокупности нагрузок, создаваемых продольной силой, изгибающим моментом н внут ренним давлением.
Предельные состояния по прочности и устойчивости записы ваются в следующем виде:
Р л < Р р >’ N a < N p > |
(5. 1) |
где рд, рр — соответственно действующее и разрушающее дав ления;
Ад, Ар — действующая продольная сила и продольная сила, при которой бак теряет устойчивость или получает недопустимые деформации.
Перепишем систему неравенств (5. 1) в виде
М 1= Рр-рд> 0 ;
«2 = N , - (Л7Д+ 2- j - лА2Р„) > 0 , |
(5. 2) |
где р„ — давление наддува; М — изгибающий, момент;
R — радиус цилиндрической части бака.
Величины, входящие в формулу (5.2), являются функциями времени полета ракеты и координат совокупности рассматривае мых точек бака. Значения рр и Np определяются с учетом дей ствия внутреннего давления, геометрических размеров и возмож ного нарушения герметичности. В случае разгерметизации или при недостаточном наддуве несущая способность бака по устой чивости снижается. Однако возможна ситуация, когда скорость падения давления в баке будет такой, что все же сохранится
* В написании данного параграфа участвовал Чернев Ю. Н.
173
условие »2>0. Следовательно, функция распределения Лф в за данный момент времени и в заданной точке конструкции может быть выражена в виде соотношения, аналогичного выражению
(4.10).
Ыа этапе проектирования по уравнениям теории оболочек
вида (5.2) с использованием |
приведенных выше |
соотношений |
||||||
в ряде выбранных точек (сечений) |
конструкции |
для |
фиксиро |
|||||
ванных моментов времени полета ракеты рассчитываются: |
|
|||||||
несущая способность по прочности pv и устойчивости Лф, сред |
||||||||
ние значения /7Р. Np, дисперсии з 2 |
, |
о 2 и коэффициент корреля- |
||||||
Шш r/yVii; |
|
р\> |
р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
действующие нагрузки рч п /V1(, |
а также рп, N llt з2 , |
а2 |
и г |
N ; |
||||
вспомогательные величины |
|
|
|
|
|
|
|
|
hр |
|
Ру ~~ Р\_________ . |
|
|
|
|
||
_ |
|
, |
|
|
|
|
||
|
гРд |
|
2гРуР^Ру V l |
|
|
|
|
|
‘ N : |
N р - |
h \ |
|
|
|
|
||
|
■2г |
|
|
|
|
|||
3Л\ |
|
|
|
|
||||
|
|
Л^рЛ'ч ЛГр Л'ч |
|
|
|
|
||
коэффициенты корреляции Qi;= Q.n между всеми парами |
раз |
|||||||
ностей рр—рд, всеми парами |
разностей Лф—ЛФ, а также |
между |
всеми «смешанными» парами рр—рд и Лф—Лф [см. например, соотношение (4. 8)].
П усть общее количество точек по времени и координатам, вы бранных с помощью изложенного выше правила, равно N. В каж дой из этих точек вычисляются величины hp и /г.у. Введем общее
обозначение для hp и hs — величину /г,-, где /=1, N. Тогда иско мая вероятность, определяемая без учета возможного падения давления в баке (из-за нарушения герметичности или неудовле творительной работы системы наддува), вычисляется по уравне нию (4. 6).
В некоторых случаях уже на этапе проектирования представ ляет интерес оценка влияния на вероятность неразрушения бака снижения давления внутри его. Такая оценка может быть осу ществлена на основе соотношения (4. 10), в котором в данном случае обозначено: Р * — вероятность того, что давление в баке не снизится, Р ' — вероятность неразрушения бака даже в случае, если давление в баке понизится.
На этапе отработки по результатам испытаний могут быть построены эмпирические функции распределения случайных величин рр и Np, которые в отличие от значений рр и Np, опреде ляемых на этапе проектирования в нескольких точках (сечениях) конструкции, в данном случае характеризуют минимальное зна чение несущей способности для всей конструкции. При нормаль
174
ном законе распределения указанные величины характери
зуются средними значениями pv и N p и дисперсиями з2 |
и з’у . |
||||
Оценки |
величин |
р[п N p, з ^ и з,у |
равны |
|
|
|
1 |
"р |
|
|
|
Рр~ |
яР |
, 2 |
Ррг |
/= 1 |
|
|
|
i-i |
|
(5.3) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
. X |
|
|
|
|
|
i-i |
|
Здесь пр и Пр — число испытании по определению рр и Np; |
|||||
pPi и Nfli — значения разрушающего внутреннего |
давления |
||||
|
|
и осевой сжимающей силы, полученных в t-ом |
|||
|
|
испытании. |
|
|
Среднее значение разрушающего внутреннего давления определяется при расчетном значении осевой сжимающей силы. Среднее значение разрушающей осевой сжимающей силы опре деляется при постоянном значении внутреннего давления, равном расчетному.
Внутреннее давление ря в топливном баке складывается из двух составляющих: давления наддува рл и гидростатического давления столба жидкости рг— п0у'Н, т. е.
Рл= Р Л ’ЧУ'н ^ |
(5-4) |
где п0— продольная перегрузка;
—удельный вес компонента топлива;
Н— высота столба жидкости.
Величины NR и рд могут находиться ра счетным путем и по данным летных испы таний [17]. Реализация рд по длине бака, как видно из формулы (5.4), имеют ли нейный характер в каждый фиксированный момент времени.
Кривизной поверхности жидкости в баке для простоты расчетных выражений прене брегаем и считаем плоскость поверхности жидкости перпендикулярной к продольной оси бака.
Внутри интервалов от верхней точки бака до поверхности жидкости (рис. 5.1)
Рис. 5. 1. Измене ние внутреннего давления в топлив ном баке для фик сированного мо
мента времени
175
и от поверхности жидкости |
до нижней точки бака реализации |
Рд являются линейными и, |
следовательно, случайная функция |
u (x)= p v—рд(л-), где рр — случайная величина, монотонна по х. В связи с этим, как было отмечено выше, по координате .v доста точно рассматривать лишь три точки: верхнюю точку бака, точку на уровне поверхности жидкости п нижнюю точку бака. По коор динатам у и 2 дополнительные точки рассматривать нет необхо димости, так как давление в каждом сечении бака л* = const можно (пренебрегая действием поперечной перегрузки) считать постоянным. В каждой из трех упомянутых точек давление изме няется во времени вследствие того, что изменяется перегрузка п0 и высота Н столба жидкости. Выберем (для /-и точки) на оси времени т ряд (/V,-) сечений T,- = const таким образом, чтобы между ними функция рл(т) была монотонна. Общее число точек, характеризующих работу конструкции по первому предельному состоянию, обозначим /п, =N, + N0 + N3.
Проводя аналогичный анализ для действующей продольной силы Л7д(д', //, г, т), выбираем /?/2 точек по второму предельному состоянию. Общее их число N = т\ + тп. В каждой из т\ и т2 то чек находятся величины:
|
_______ Рр— Pii |
|
|
■, |
i = |
1, /и,; |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
° п + г п |
. |
|
~ГР„ :а . ; |
; ас |
|
|
|||||
|
'pi |
M l |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(5.5) |
Л |
|
|
■^р |
|
|
I |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
* |
1 |
||||
|
л-.= —----- |
-. . |
|
|
- |
|
|
|
|
---- , |
г = |
I, /»„. |
|
V °.V .+ |
а Л' |
|
— 2 г |
у |
.дг |
.Од. |
. o v . |
|
) |
||
|
pi |
Д I |
|
|
*' |
pi |
Д I |
4' |
pi Д / |
|
|
Здесь рЛ1 , z~p .— оценки среднего значения и дисперсии давле
ния, соответствующие фиксируемой /-й паре значений (.v, т) п определяемые из формулы (5.3) при использовании данных /;д испыта ний двигателя с измерением кривых р-л (т).
Ведем использовать общее для Л„ . и hN . обозначение lip
где /=1, N. Пусть кроме величин (5.5), с помощью выражения
(4.8) найдены оценки q,j коэффициентов корреляции g,j. С по мощью этих данных по формулам (4.6), (1. 136) и (1. 146) полу чаем значение оценки вероятности неразрушения (без учета воз можности снижения давления в баке):
N |
J 7 (а, а)— П J~ .{а, а) |
|
|
Р(.6— П ?. а) + |
K N + |
|
|
i =1 |
i =»1 |
|
|
N |
J\r |
K Nl |
(5-6) |
1- |
F {hn.) — П F (/;-) |
||
/ =1 |
i «=1 |
|
|
176
r" У к а ,” Т э д . | 1г( |
— г )]"dz — неполная |
бета-функция; |
|||
|
о |
|
|
|
|
а |
п |
|
|
hi Vп* |
\ . |
|
|
|
|
|
|
|
tm= |
|
= — |
tm 1^* |
|
|
1 < i < N |
2 |
n.M— 1 |
|
|
K N |
nN ( N - |
1) |
|
arcsin Q: f,m = |
min hi; |
|
i<j |
|
l < i < N |
||
|
|
|
|
|
ti* — минимальное из рассматриваемых чисел испытаний. Как отмечалось выше, для учета возможности снижения дав
ления можно использовать соотношение (4.10), на основе кото рого методами разд. 1 определяются точечная и интервальная оценки для Рос-
5. 1.2. Показатель надежности камеры двигателя (газогенератора)
Основная часть камеры двигателя представляет собой две концентричных оболочки. Между внутренней и внешней оболоч ками движется компонент топлива, который воспринимает тепло от внутренней оболочки, нагретой продуктами сгорания. Для увеличения несущей способности внутренней оболочки и органи зации потока жидкости служат специальные скрепляющие эле
менты в различном конструктивном |
исполнении (гофры, ребра |
|
И д р . ) . |
|
случае может произойти |
Отказ камеры двигателя в общем |
||
из-за двух причин: |
(событие ДО |
вследствие неудовлетвори |
— прогар камеры |
||
тельного охлаждения |
с последующим^ ее разрушением; |
— разрушение камеры (событие Ао) вследствие недостаточ ной несущей способности по прочности и устойчивости при воз действии нагрузок (включая нагрузки, вызванные высокочастот
ными и низкочастотными колебаниями давления). |
записать |
Условия неразрушения камеры двигателя можно |
|
в виде |
|
К1 = П —Нп> 0 ; иа = У —Ну> 0 , |
(5.7) |
где «1 и и2— условия неразрушения по прочности и устойчи вости соответственно;
П и У — несущая способность по прочности и устойчи вости;
Нп и Ну — нагрузки, определяемые с учетом работы систе мы охлаждения.
177