Файл: Волков Е.Б. Основы теории надежности ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 236

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава V

НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЕЖНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ РАКЕТНЫХ ДВИЕАТЕЛЕЙ

5.1. ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ЖРД *

Остановимся на некоторых методах определения показателен надежности элементов ЖРД: топливных баков, камеры двига­ теля (газогенератора), турбонасосного агрегата, элементов авто­ матики.

5.1. 1. Вероятность неразрушения баков

Всоответствии с теорией расчета и проектирования оболочек [2, 7, 17, 27] могут быть рассмотрены два предельных состояния

бака:

разрушение под действием внутреннего избыточного дав­ ления вследствие недостаточной прочности стенки;

потеря устойчивости от действия' совокупности нагрузок, создаваемых продольной силой, изгибающим моментом н внут­ ренним давлением.

Предельные состояния по прочности и устойчивости записы­ ваются в следующем виде:

Р л < Р р >’ N a < N p >

(5. 1)

где рд, рр — соответственно действующее и разрушающее дав­ ления;

Ад, Ар — действующая продольная сила и продольная сила, при которой бак теряет устойчивость или получает недопустимые деформации.

Перепишем систему неравенств (5. 1) в виде

М 1= Рр-рд> 0 ;

«2 = N , - (Л7Д+ 2- j - лА2Р„) > 0 ,

(5. 2)

где р„ — давление наддува; М — изгибающий, момент;

R — радиус цилиндрической части бака.

Величины, входящие в формулу (5.2), являются функциями времени полета ракеты и координат совокупности рассматривае­ мых точек бака. Значения рр и Np определяются с учетом дей­ ствия внутреннего давления, геометрических размеров и возмож­ ного нарушения герметичности. В случае разгерметизации или при недостаточном наддуве несущая способность бака по устой­ чивости снижается. Однако возможна ситуация, когда скорость падения давления в баке будет такой, что все же сохранится

* В написании данного параграфа участвовал Чернев Ю. Н.

173


условие »2>0. Следовательно, функция распределения Лф в за­ данный момент времени и в заданной точке конструкции может быть выражена в виде соотношения, аналогичного выражению

(4.10).

Ыа этапе проектирования по уравнениям теории оболочек

вида (5.2) с использованием

приведенных выше

соотношений

в ряде выбранных точек (сечений)

конструкции

для

фиксиро­

ванных моментов времени полета ракеты рассчитываются:

 

несущая способность по прочности pv и устойчивости Лф, сред­

ние значения /7Р. Np, дисперсии з 2

,

о 2 и коэффициент корреля-

Шш r/yVii;

 

р\>

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

действующие нагрузки рч п /V1(,

а также рп, N llt з2 ,

а2

и г

N ;

вспомогательные величины

 

 

 

 

 

 

 

hр

 

Ру ~~ Р\_________ .

 

 

 

 

_

 

,

 

 

 

 

 

гРд

 

2гРуР^Ру V l

 

 

 

 

‘ N :

N р -

h \

 

 

 

 

 

■2г

 

 

 

 

3Л\

 

 

 

 

 

 

Л^рЛ'ч ЛГр Л'ч

 

 

 

 

коэффициенты корреляции Qi;= Q.n между всеми парами

раз­

ностей рр—рд, всеми парами

разностей Лф—ЛФ, а также

между

всеми «смешанными» парами рр—рд и Лф—Лф [см. например, соотношение (4. 8)].

П усть общее количество точек по времени и координатам, вы­ бранных с помощью изложенного выше правила, равно N. В каж­ дой из этих точек вычисляются величины hp и /г.у. Введем общее

обозначение для hp и hs — величину /г,-, где /=1, N. Тогда иско­ мая вероятность, определяемая без учета возможного падения давления в баке (из-за нарушения герметичности или неудовле­ творительной работы системы наддува), вычисляется по уравне­ нию (4. 6).

В некоторых случаях уже на этапе проектирования представ­ ляет интерес оценка влияния на вероятность неразрушения бака снижения давления внутри его. Такая оценка может быть осу­ ществлена на основе соотношения (4. 10), в котором в данном случае обозначено: Р * — вероятность того, что давление в баке не снизится, Р ' — вероятность неразрушения бака даже в случае, если давление в баке понизится.

На этапе отработки по результатам испытаний могут быть построены эмпирические функции распределения случайных величин рр и Np, которые в отличие от значений рр и Np, опреде­ ляемых на этапе проектирования в нескольких точках (сечениях) конструкции, в данном случае характеризуют минимальное зна­ чение несущей способности для всей конструкции. При нормаль­

174


ном законе распределения указанные величины характери­

зуются средними значениями pv и N p и дисперсиями з2

и з’у .

Оценки

величин

р[п N p, з ^ и з,у

равны

 

 

1

 

 

 

Рр~

яР

, 2

Ррг

/= 1

 

 

 

i-i

 

(5.3)

 

 

 

 

 

 

 

 

1

. X

 

 

 

 

 

i-i

 

Здесь пр и Пр — число испытании по определению рр и Np;

pPi и Nfli — значения разрушающего внутреннего

давления

 

 

и осевой сжимающей силы, полученных в t-ом

 

 

испытании.

 

 

Среднее значение разрушающего внутреннего давления определяется при расчетном значении осевой сжимающей силы. Среднее значение разрушающей осевой сжимающей силы опре­ деляется при постоянном значении внутреннего давления, равном расчетному.

Внутреннее давление ря в топливном баке складывается из двух составляющих: давления наддува рл и гидростатического давления столба жидкости рг— п0у'Н, т. е.

Рл= Р Л ’ЧУ'н ^

(5-4)

где п0— продольная перегрузка;

удельный вес компонента топлива;

Н— высота столба жидкости.

Величины NR и рд могут находиться ра­ счетным путем и по данным летных испы­ таний [17]. Реализация рд по длине бака, как видно из формулы (5.4), имеют ли­ нейный характер в каждый фиксированный момент времени.

Кривизной поверхности жидкости в баке для простоты расчетных выражений прене­ брегаем и считаем плоскость поверхности жидкости перпендикулярной к продольной оси бака.

Внутри интервалов от верхней точки бака до поверхности жидкости (рис. 5.1)

Рис. 5. 1. Измене­ ние внутреннего давления в топлив­ ном баке для фик­ сированного мо­

мента времени

175


и от поверхности жидкости

до нижней точки бака реализации

Рд являются линейными и,

следовательно, случайная функция

u (x)= p v—рд(л-), где рр — случайная величина, монотонна по х. В связи с этим, как было отмечено выше, по координате .v доста­ точно рассматривать лишь три точки: верхнюю точку бака, точку на уровне поверхности жидкости п нижнюю точку бака. По коор­ динатам у и 2 дополнительные точки рассматривать нет необхо­ димости, так как давление в каждом сечении бака л* = const можно (пренебрегая действием поперечной перегрузки) считать постоянным. В каждой из трех упомянутых точек давление изме­ няется во времени вследствие того, что изменяется перегрузка п0 и высота Н столба жидкости. Выберем (для /-и точки) на оси времени т ряд (/V,-) сечений T,- = const таким образом, чтобы между ними функция рл(т) была монотонна. Общее число точек, характеризующих работу конструкции по первому предельному состоянию, обозначим /п, =N, + N0 + N3.

Проводя аналогичный анализ для действующей продольной силы Л7д(д', //, г, т), выбираем /?/2 точек по второму предельному состоянию. Общее их число N = т\ + тп. В каждой из т\ и т2 то­ чек находятся величины:

 

_______ РрPii

 

 

■,

i =

1, /и,;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

° п + г п

.

 

~ГР„ :а . ;

; ас

 

 

 

'pi

M l

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(5.5)

Л

 

 

■^р

 

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

1

 

л-.= —-----

-. .

 

 

-

 

 

 

 

---- ,

г =

I, /»„.

 

V °.V .+

а Л'

 

— 2 г

у

.дг

.Од.

. o v .

 

)

 

pi

Д I

 

 

*'

pi

Д I

4'

pi Д /

 

 

Здесь рЛ1 , z~p .— оценки среднего значения и дисперсии давле­

ния, соответствующие фиксируемой /-й паре значений (.v, т) п определяемые из формулы (5.3) при использовании данных /;д испыта­ ний двигателя с измерением кривых р-л (т).

Ведем использовать общее для Л„ . и hN . обозначение lip

где /=1, N. Пусть кроме величин (5.5), с помощью выражения

(4.8) найдены оценки q,j коэффициентов корреляции g,j. С по­ мощью этих данных по формулам (4.6), (1. 136) и (1. 146) полу­ чаем значение оценки вероятности неразрушения (без учета воз­ можности снижения давления в баке):

N

J 7 (а, а)— П J~ .{а, а)

 

 

Р(.6— П ?. а) +

K N +

 

i =1

i =»1

 

 

N

J\r

K Nl

(5-6)

1-

F {hn.) — П F (/;-)

/ =1

i «=1

 

 

176


r" У к а ,” Т э д . | 1г(

— г )]"dz — неполная

бета-функция;

 

о

 

 

 

 

а

п

 

 

hi Vп*

\ .

 

 

 

 

 

 

tm=

 

= —

tm 1^*

 

 

1 < i < N

2

n.M— 1

 

K N

nN ( N -

1)

 

arcsin Q: f,m =

min hi;

 

i<j

 

l < i < N

 

 

 

 

 

ti* — минимальное из рассматриваемых чисел испытаний. Как отмечалось выше, для учета возможности снижения дав­

ления можно использовать соотношение (4.10), на основе кото­ рого методами разд. 1 определяются точечная и интервальная оценки для Рос-

5. 1.2. Показатель надежности камеры двигателя (газогенератора)

Основная часть камеры двигателя представляет собой две концентричных оболочки. Между внутренней и внешней оболоч­ ками движется компонент топлива, который воспринимает тепло от внутренней оболочки, нагретой продуктами сгорания. Для увеличения несущей способности внутренней оболочки и органи­ зации потока жидкости служат специальные скрепляющие эле­

менты в различном конструктивном

исполнении (гофры, ребра

И д р . ) .

 

случае может произойти

Отказ камеры двигателя в общем

из-за двух причин:

(событие ДО

вследствие неудовлетвори­

— прогар камеры

тельного охлаждения

с последующим^ ее разрушением;

— разрушение камеры (событие Ао) вследствие недостаточ­ ной несущей способности по прочности и устойчивости при воз­ действии нагрузок (включая нагрузки, вызванные высокочастот­

ными и низкочастотными колебаниями давления).

записать

Условия неразрушения камеры двигателя можно

в виде

 

К1 = П —Нп> 0 ; иа = У —Ну> 0 ,

(5.7)

где «1 и и2— условия неразрушения по прочности и устойчи­ вости соответственно;

П и У — несущая способность по прочности и устойчи­ вости;

Нп и Ну — нагрузки, определяемые с учетом работы систе­ мы охлаждения.

177