Файл: Волков Е.Б. Основы теории надежности ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 237

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно, вероятность Р1ф неразрушенпя камеры (веро­ ятность события Ао) определяется соотношением

p »p= p (AO= P(«i > 0. «а>0)-

I5'8)

Обозначим через А событие, состоящее в успешном функциони­ ровании камеры двигателя. Тогда A = A ]f)A2, Р ( А )= Р КС= = Р (Л]) Р (Л21A i), где Р(Л2|Л|) — вероятность события Ао при условии, что А \ произошло. Таким образом, при расчете условной вероятности Р(Л2|/11) в зависимости (5.8) учитывается работа системы охлаждения. Рассмотрим более подробно каждое из со­ бытий А\ и Ао. Событие .4, состоит в том, что удовлетворяется условие надежного охлаждения внутренней стенки

Q3-=Q„ —Qut< Q x

или

UQ= U{JC, у,

Z, т)> О, V T G [0, ТР1;

 

 

uq= Qz— Q3— Qx— Q„+ Qot>

где

Q3— количество

тепла, аккумулируемое (задерживае­

 

мое) в материале внутренней оболочки за все время

 

тг работы двигателя;

.V,

у, 2 — координаты;

 

Qn— количество

тепла, подводимого к внутренней обо­

 

лочке камеры двигателя за все время его работы;

 

Qox — количество

тепла, отводимого от внутренней обо­

 

лочки за все время работы двигателя;

 

Qa— допустимое

(критическое) количество тепла, акку­

 

мулированного в материале внутренней оболочки.

Величины Qn, Qot и Q.i в общем случае являются случайными функциями четырех аргументов: .v, у, z и т, причем последний из аргументов является также случайной величиной, так как время работы двигателя может изменяться в некоторых пределах, осо­ бенно для двигателей верхних ступеней ракет. Кроме того, Qn, Qot и Qx зависят и от других случайных аргументов. Так, напри­ мер, Qn зависит от секундного расхода топлива, условий распыла и торения компонентов топлива, их 'Соотношения и ряда других величин. Величина Q0T зависит от секундного расхода и тепло­ физических свойств охлаждающей жидкости, теплопроводности материала внутренней оболочки, характеристик пристеночного слоя и вида течения жидкости в пространстве между внешней и внутренней оболочками. Величина Q;( зависит от механических свойств материала внутренней оболочки, изменения этих свойств при нагреве, а также от действующих нагрузок (перепада дав­ лений, температурных напряжений, вибрационных и динамиче­ ских воздействий), характеристик условий крепления внутренней оболочки в камере и др.

Общие соотношения для определения Qn и Q0T имеют вид

178


 

Q „ =

fdx

j' f j qn (x,

y,

z,

x)dx,

dy,

dz\

 

 

0

T

*2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d y ,

 

 

 

Q0T=

j dx I

?„(•*»

y,

z,

x)dx,

dz,

где

 

 

 

 

Й — область

интегрирования, опреде­

 

 

 

 

 

ляемая геометрией камеры сго­

■qB{x,

у, z, т) и <7оТ(я, у,

z,

рания;

 

 

 

поток, подво­

х) — удельный тепловой

 

 

 

 

 

димый

к внутренней

оболочке и

 

 

 

 

 

отводимый от нее соответственно.

Можно показать, что условие,

описывающее событие А и экви­

валентно следующему:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г < Г Д или ит= Тл(х, у,

z,

х) —Т{х,

у,

z,

т ) > 0 , (5.9)

где

7' = ф , ( а', у,

z,

т) — температура нагрева

оболочки, опреде­

 

 

 

 

ляемая как функция координат и вре­

Тл= (рг(.г, у,

z,

 

мени;

 

(критическая)

температура

т) — допустимая

 

 

 

 

нагрева оболочки.

 

 

 

Процесс теплообмена в камере весьма сложен. От продуктов сгорания тепло в результате конвективного теплообмена и радиа­ ции передается стенкам, распространяется в них благодаря тепло­ проводности и далее передается охлаждающей жидкости. Схема и характеристики охлаждения показаны на рис. 5.2.

Температура Т газовой стенки является основной характери­ стикой, по которой в первую очередь судят о надежности работы системы охлаждения. Рассмотрим некоторые приближенные со­ отношения, полученные в работе [21].

Суммарный удельный тепловой поток, передаваемый на установившемся ре­ жиме работы двигателя и воспринимае­ мый охлаждающей жидкостью

Q*= Qk+ Qj,= тl - - ~o/ ж l

W-

 

ar ' X 1 аж

 

Здесь

QI; и Q.4 — конвективный

и лучи­

стый

тепловые потоки;

 

ТЖ= ТШ+ \ Qz J & - d x = T m+ V= T»(x)

J

сжшж

|А*

— температура жидкости (возрастает по мере движения от входного коллектора к форсуночной головке);

Рис. 5. 2. Изменение тем­ пературы в поперечном сечении стенки охлаж­ даемой камеры ЖРД:

/ —внутренняя стенка каме­ ры; 2 —охлаждающая жид­ кость; 3 —внешняя стенка камеры

179



ar—4c /n0’P2D 1,ь2 = аг(л-)

коэффициент теплоотдачи от газов к стенке;

а ж= 2 7 с ж (

)°’~ ( q a F Р г 3 = а ж ( х )

\^Э ' Ж

коэффициент теплоотдачи к охлаждающей жидкости;

би А — толщина стенки и коэффициент теплопроводности ее

материала;

4 5

D A x )—эквивалентный диаметр;

 

 

—- =

 

 

 

 

позво­

Т? = Т0-\- £г2гс0 Г*п ссР— приведенная температура, которая

ляет учесть передачу тепла излучением.

 

 

При -этом

Гвх и /пш — температура жидкости

на

входе

в охлаждающий тракт и массовый расход жидкости;

х — коор­

дината, совпадающая с образующей оболочки камеры и отсчи­ тываемая от начала входного коллектора;

D = D(x) — диаметр оболочки;

ср и m — удельная теплоемкость газов и их массовый расход; сп;, т|ж, £>ж, Е'ж — удельная теплоемкость охлаждающей жидкости, коэффициент вязкости, плотность и скорость движе­

ния жидкости в охлаждающем тракте; 5Ж и Пж — площадь и периметр зазора, по которому дви­

жется охлаждающая жидкость; Ргж — число Прандтля при температуре охлаждающей жид­

кости;

Qs (x), Тж(х), аг(х), a;ii(x )— обозначения, подчеркивающие изменение Qi, Гж, аг и а;к по координате х\

Т0— температура адиабатического торможения газов; и ег — эффективная степень черноты системы «газ — обо­

лочка» и степень черноты газа; с0 и Тг — коэффициент лучеиспускания абсолютно черного

тела и термодинамическая температура газа.

Для заданного режима работы и геометрии камеры темпера­ тура торможения газов Т0 приближенно постоянна во всех сече­ ниях камеры, а температура стенки изменяется по длине в до­ вольно узких пределах. Поэтому изменение конвективного теп­ лового потока по длине камеры определяется главным образом изменением локальных значений коэффициента теплоотдачи ar, величина которого в указанных условиях изменяется пропор­ ционально D-1-82, достигая наибольшего значения в критическом сечении сопла. Температура стенки изменяется по толщине стенки. Введем координату ze[0, б]. Тогда согласно работе [21] температура является линейной функцией г:

15. Ю)

О

180


где

 

 

 

Q%о

 

Т1 х.п — Т1 ж -

Qs

1тГ.II = т1 Х.Г1

 

Cl*

I

 

 

 

 

— температура стенки со стороны жидкости

(холодная поверх­

ность)

и газа (горячая поверхность) соответственно.

Таким образом, упрощенная постановка приводит к рассмот­

рению

двумерного случайного поля Т(х, z).

Общая постановка-

в терминах нестационарной теплопроводности приводит к необ­ ходимости рассмотрения четырехмерного поля Т (х, у, z, т), что и предусматривается условием (5.9).

Допустимое значение температуры также в общем случае есть случайное поле Тд(х, у, z,x). В первом приближении поло­

жим

(5.11)

т , = т , . . - г { т ^ - т ^ \

где Тх.д п Тг.д — допустимое значение температуры стенки со сто­ роны жидкости и газа соответственно;

X — дельта-функция, равная нулю для значений ze[0, 6] и единице при z = 6.

Величина Г х .д равна температуре термического разложения компонента в каналах охлаждения, если охлаждающая жидкость термически нестойка. При разложении компонента происходит образование и отложение нагара на огневых стенках, что приво­ дит к выходу двигателя из строя. К этому же приводит закипа­ ние охлаждающей жидкости. Поэтому под Гх.д будем понимать меньшую из двух температур Тр и Ти (температуры разложения и кипения соответственно), предполагая, что по физическим со­ ображениям можно указать, какое явление при нагреве раньше произойдет — разложение или кипение, т. е. найти

7'х.д = т'п (Гр, Тк).

Остановимся вначале на частном случае условия (5.9), когда: Т — Т(х, z) и Тл—Т(г) есть соответственно случайное поле и слу­ чайная функция z, определяемые соотношениями (5. 10) и (5. 11). В этом случае показатель надежности системы охлаждения ЖРД определяется как

Р г = Р ( Л ) = Р { и ( г*). = Тл{ г ) - Т { х , г ) > 0,'.

(5. 1 2

Вычисление Р = Р(Л,) производится следующим образом. На поверхности камеры двигателя в соответствии с работой [21] вы­ бираются несколько расчетных точек, в каждой из которых определяется вероятность Рг- = Р(/1н) = Р(ыГ,->0). Для каждых, двух случайных величин и,- и Uj из уравнения (1.109) опреде­ ляется коэффициент корреляции Q;,-. Общее число этих коэффи­ циентов равно c= N(N—1)/2, так как рассматривается случай

i<j при г = 1, N. Имея значения Р,- н p,-j, определяем РГ как

181