Файл: Волков Е.Б. Основы теории надежности ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 237
Скачиваний: 0
Следовательно, вероятность Р1ф неразрушенпя камеры (веро ятность события Ао) определяется соотношением
p »p= p (AO= P(«i > 0. «а>0)- |
I5'8) |
Обозначим через А событие, состоящее в успешном функциони ровании камеры двигателя. Тогда A = A ]f)A2, Р ( А )= Р КС= = Р (Л]) Р (Л21A i), где Р(Л2|Л|) — вероятность события Ао при условии, что А \ произошло. Таким образом, при расчете условной вероятности Р(Л2|/11) в зависимости (5.8) учитывается работа системы охлаждения. Рассмотрим более подробно каждое из со бытий А\ и Ао. Событие .4, состоит в том, что удовлетворяется условие надежного охлаждения внутренней стенки
Q3-=Q„ —Qut< Q x
или |
UQ= U{JC, у, |
Z, т)> О, V T G [0, ТР1; |
|
||
|
uq= Qz— Q3— Qx— Q„+ Qot> |
|
где |
Q3— количество |
тепла, аккумулируемое (задерживае |
|
мое) в материале внутренней оболочки за все время |
|
|
тг работы двигателя; |
|
.V, |
у, 2 — координаты; |
|
|
Qn— количество |
тепла, подводимого к внутренней обо |
|
лочке камеры двигателя за все время его работы; |
|
|
Qox — количество |
тепла, отводимого от внутренней обо |
|
лочки за все время работы двигателя; |
|
|
Qa— допустимое |
(критическое) количество тепла, акку |
|
мулированного в материале внутренней оболочки. |
Величины Qn, Qot и Q.i в общем случае являются случайными функциями четырех аргументов: .v, у, z и т, причем последний из аргументов является также случайной величиной, так как время работы двигателя может изменяться в некоторых пределах, осо бенно для двигателей верхних ступеней ракет. Кроме того, Qn, Qot и Qx зависят и от других случайных аргументов. Так, напри мер, Qn зависит от секундного расхода топлива, условий распыла и торения компонентов топлива, их 'Соотношения и ряда других величин. Величина Q0T зависит от секундного расхода и тепло физических свойств охлаждающей жидкости, теплопроводности материала внутренней оболочки, характеристик пристеночного слоя и вида течения жидкости в пространстве между внешней и внутренней оболочками. Величина Q;( зависит от механических свойств материала внутренней оболочки, изменения этих свойств при нагреве, а также от действующих нагрузок (перепада дав лений, температурных напряжений, вибрационных и динамиче ских воздействий), характеристик условий крепления внутренней оболочки в камере и др.
Общие соотношения для определения Qn и Q0T имеют вид
178
|
Q „ = |
fdx |
j' f j qn (x, |
y, |
z, |
x)dx, |
dy, |
dz\ |
|||
|
|
0 |
T |
*2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
d y , |
|
|
|
|
Q0T= |
j dx I |
?„(•*» |
y, |
z, |
x)dx, |
dz, |
||||
где |
|
|
|
|
Й — область |
интегрирования, опреде |
|||||
|
|
|
|
|
ляемая геометрией камеры сго |
||||||
■qB{x, |
у, z, т) и <7оТ(я, у, |
z, |
рания; |
|
|
|
поток, подво |
||||
х) — удельный тепловой |
|||||||||||
|
|
|
|
|
димый |
к внутренней |
оболочке и |
||||
|
|
|
|
|
отводимый от нее соответственно. |
||||||
Можно показать, что условие, |
описывающее событие А и экви |
||||||||||
валентно следующему: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Г < Г Д или ит= Тл(х, у, |
z, |
х) —Т{х, |
у, |
z, |
т ) > 0 , (5.9) |
|||||
где |
7' = ф , ( а', у, |
z, |
т) — температура нагрева |
оболочки, опреде |
|||||||
|
|
|
|
ляемая как функция координат и вре |
|||||||
Тл= (рг(.г, у, |
z, |
|
мени; |
|
(критическая) |
температура |
|||||
т) — допустимая |
|||||||||||
|
|
|
|
нагрева оболочки. |
|
|
|
Процесс теплообмена в камере весьма сложен. От продуктов сгорания тепло в результате конвективного теплообмена и радиа ции передается стенкам, распространяется в них благодаря тепло проводности и далее передается охлаждающей жидкости. Схема и характеристики охлаждения показаны на рис. 5.2.
Температура Т газовой стенки является основной характери стикой, по которой в первую очередь судят о надежности работы системы охлаждения. Рассмотрим некоторые приближенные со отношения, полученные в работе [21].
Суммарный удельный тепловой поток, передаваемый на установившемся ре жиме работы двигателя и воспринимае мый охлаждающей жидкостью
Q*= Qk+ Qj,= тl - - ~o/ ж l |
W- |
|
|
ar ' X 1 аж |
|
Здесь |
QI; и Q.4 — конвективный |
и лучи |
стый |
тепловые потоки; |
|
ТЖ= ТШ+ \ Qz J & - d x = T m+ V= T»(x) |
|
J |
сжшж |
|А*
— температура жидкости (возрастает по мере движения от входного коллектора к форсуночной головке);
Рис. 5. 2. Изменение тем пературы в поперечном сечении стенки охлаж даемой камеры ЖРД:
/ —внутренняя стенка каме ры; 2 —охлаждающая жид кость; 3 —внешняя стенка камеры
179
ar—4c /n0’P2D 1,ь2 = аг(л-)
коэффициент теплоотдачи от газов к стенке;
а ж= 2 7 с ж ( |
)°’~ ( q a F Р г 3 = а ж ( х ) |
\^Э ' Ж
—коэффициент теплоотдачи к охлаждающей жидкости;
би А — толщина стенки и коэффициент теплопроводности ее
материала;
4 5 |
D A x )—эквивалентный диаметр; |
|
|
— —- = |
|
|
|
]Ч |
|
|
позво |
Т? = Т0-\- £г2гс0 Г*п ссР— приведенная температура, которая |
|||
ляет учесть передачу тепла излучением. |
|
|
|
При -этом |
Гвх и /пш — температура жидкости |
на |
входе |
в охлаждающий тракт и массовый расход жидкости; |
х — коор |
дината, совпадающая с образующей оболочки камеры и отсчи тываемая от начала входного коллектора;
D = D(x) — диаметр оболочки;
ср и m — удельная теплоемкость газов и их массовый расход; сп;, т|ж, £>ж, Е'ж — удельная теплоемкость охлаждающей жидкости, коэффициент вязкости, плотность и скорость движе
ния жидкости в охлаждающем тракте; 5Ж и Пж — площадь и периметр зазора, по которому дви
жется охлаждающая жидкость; Ргж — число Прандтля при температуре охлаждающей жид
кости;
Qs (x), Тж(х), аг(х), a;ii(x )— обозначения, подчеркивающие изменение Qi, Гж, аг и а;к по координате х\
Т0— температура адиабатического торможения газов; и ег — эффективная степень черноты системы «газ — обо
лочка» и степень черноты газа; с0 и Тг — коэффициент лучеиспускания абсолютно черного
тела и термодинамическая температура газа.
Для заданного режима работы и геометрии камеры темпера тура торможения газов Т0 приближенно постоянна во всех сече ниях камеры, а температура стенки изменяется по длине в до вольно узких пределах. Поэтому изменение конвективного теп лового потока по длине камеры определяется главным образом изменением локальных значений коэффициента теплоотдачи ar, величина которого в указанных условиях изменяется пропор ционально D-1-82, достигая наибольшего значения в критическом сечении сопла. Температура стенки изменяется по толщине стенки. Введем координату ze[0, б]. Тогда согласно работе [21] температура является линейной функцией г:
15. Ю)
О
180
где |
|
|
|
Q%о |
|
Т1 х.п — Т1 ж - |
Qs |
1тГ.II = т1 Х.Г1 |
|
|
Cl* |
I |
||
|
|
|
|
|
— температура стенки со стороны жидкости |
(холодная поверх |
|||
ность) |
и газа (горячая поверхность) соответственно. |
|||
Таким образом, упрощенная постановка приводит к рассмот |
||||
рению |
двумерного случайного поля Т(х, z). |
Общая постановка- |
в терминах нестационарной теплопроводности приводит к необ ходимости рассмотрения четырехмерного поля Т (х, у, z, т), что и предусматривается условием (5.9).
Допустимое значение температуры также в общем случае есть случайное поле Тд(х, у, z,x). В первом приближении поло
жим |
(5.11) |
т , = т , . . - г { т ^ - т ^ \ |
где Тх.д п Тг.д — допустимое значение температуры стенки со сто роны жидкости и газа соответственно;
X — дельта-функция, равная нулю для значений ze[0, 6] и единице при z = 6.
Величина Г х .д равна температуре термического разложения компонента в каналах охлаждения, если охлаждающая жидкость термически нестойка. При разложении компонента происходит образование и отложение нагара на огневых стенках, что приво дит к выходу двигателя из строя. К этому же приводит закипа ние охлаждающей жидкости. Поэтому под Гх.д будем понимать меньшую из двух температур Тр и Ти (температуры разложения и кипения соответственно), предполагая, что по физическим со ображениям можно указать, какое явление при нагреве раньше произойдет — разложение или кипение, т. е. найти
7'х.д = т'п (Гр, Тк).
Остановимся вначале на частном случае условия (5.9), когда: Т — Т(х, z) и Тл—Т(г) есть соответственно случайное поле и слу чайная функция z, определяемые соотношениями (5. 10) и (5. 11). В этом случае показатель надежности системы охлаждения ЖРД определяется как
Р г = Р ( Л ) = Р { и ( г*). = Тл{ г ) - Т { х , г ) > 0,'. |
(5. 1 2 |
Вычисление Р = Р(Л,) производится следующим образом. На поверхности камеры двигателя в соответствии с работой [21] вы бираются несколько расчетных точек, в каждой из которых определяется вероятность Рг- = Р(/1н) = Р(ыГ,->0). Для каждых, двух случайных величин и,- и Uj из уравнения (1.109) опреде ляется коэффициент корреляции Q;,-. Общее число этих коэффи циентов равно c= N(N—1)/2, так как рассматривается случай
i<j при г = 1, N. Имея значения Р,- н p,-j, определяем РГ как
181