Файл: Волков Е.Б. Основы теории надежности ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 239
Скачиваний: 0
|;V, |
N , |
|
Xj П pugj X |
П u?2p> oi+ |
|
v=l |
7=1 |
|
+ P™- П Р UG; > 0) П P («ay > 0) |
(5.24) |
|
7 = 1 |
7 = 1 |
|
где Гц> 0 ii. M|j>0, uoj>G—условия, записанные для одной (i-й) точки при рассмотрении системы охлаждения и одной (/-й) точки при рассмотрении работы конструкции камеры сгорания на прочность и устойчивость; Рщ* — минимальная из вероятностей, вхо дящих в произведение
N | N ,
П н П н -
|
j- 1 |
/=1 |
|
Величина Л"*, |
в выражении |
(5.24) |
приближенно находится из |
соотношения (2. |
88), где учитываются |
( N ±-|- N 2) (Л^ + N 2— l)/2 |
коэффициентов корреляции между каждой парой компонентов
случайного вектора (щ ь щ 2, . • • , |
“2 ь «22, , «2лО • |
|
Несмотря на кажущуюся громоздкость выражения (5.24) для |
||
вычисления показателя надежности Р1;.с, практически |
дело’ |
|
обстоит проще, так как в расчетах могут выбираться 2—3 |
мо |
мента времени из всего периода работы двигателя, а также не большое число сечений камеры сгорания по координатам х, у, z. Так, в выражении (5. 19) при расчете Рт полагалось N = 2. Для иллюстрации изложенного рассмотрим следующий пример.
В наиболее простом случае соотношение (5. 18) можно запи
сать так [2]: |
|
|
|
Р?-- |
R ■>Р, |
кр (^ок + ^г |
(о. 25) |
|
где а' и а” — пределы прочности материалов стенок оболочек при- «расчетной» температуре, соответствующей успеш ному функционированию системы тепловой защиты;
б', б" и R — толщины стенок и средний радиус двухслойного кольца;
I р — удельный импульс давления;
.F„p — площадь критического сечения сопла;
G0i; и Gr — секундные расходы |
окислителя |
и горючего соот |
ветственно. |
|
следуют нормаль |
Считая, что случайные величины рр и рд, |
||
ному закону распределения и |
независимы и не рассматривая |
условия устойчивости, найдем вероятность неразрушенпя камеры сгорания
Р,,р = р ( Р р > P a) = F (/1) ’
187
где |
|
|
|
F (h) — функция |
Лапласа (см. табл. |
П. 1); |
|||
, |
Т] — 1 |
; |
— Р\> |
|
|
|
|
|
|
к —-—_ |
|
т| = —-----средний запас прочности; |
|
|
|||||
1 |
1)2^ + ^ |
|
Р:\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
/7Р, /7Ди с'р, Ui, — средние |
значения и коэффициенты |
||||||
|
|
|
|
|
вариации величин pv и рд. |
|
|
||
Для |
отыскания величин |
— — |
о |
2 |
в |
приве- |
|||
/;р, pJV |
|
г>д, входящих |
|||||||
денное выражение, |
используем формулы для рр и pR (5.25) |
н со |
|||||||
отношения |
(1.72) — (1.77), |
из которых |
получаем, что |
прибли |
|||||
женно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где л', Зд. п г\. = з 1./А — среднее значение, дисперсия и коэффи циент вариации случайной величины а (здесь а — общее обозна чение) .
Средние значения и дисперсии величин FKlb б и R находятся по допускам технологической документации на изготовление камеры сгорания. Средние значения и дисперсии величин а' и з"
оцениваются на основании прочностных испытаний образцов.
При вычислении / р, з/ |
, (701;, Gr, з ^ , зог используются из |
вестные соотношения для |
IР, G0K, Gr. |
5. 1.3. Показатель надежности ТНА
Турбонасосный агрегат, состоящий из турбины и насосов, мо жет отказать и вызвать отказ двигателя в целом из-за ряда при чин конструктивного и технологического характера.
Основными причинами, вызывающими отказы ТНА, яв ляются:
—разрушение элементов ТНА (лопаток турбины и насосов, подшипников, корпусов, вала и др.);
—разгерметизация уплотнений насосов и турбины;
—выход за пределы установленных допусков выходных ха
рактеристик ТНА.
Последнее событие определяется режимом работы, техноло гией изготовления, сборкой и настройкой двигателя и может быть установлено из рассмотрения условий успешного функцио-
188
нировапня. Выход характеристик ТМА за установленные пределы произойдет, когда наступит хотя бы одно из следующих событий:
Л = { / У |
< / - / , } ; |
7 а , = |
{ 0 < 0A3я—); { N U<^ N aj ; |
|
|
A4={W.r< W H}; |
Ай= { п > п кI, |
(5.26) |
|
где Я, G, Nu и |
Яд, G„, |
Яд — напор, производительность, |
мощ |
|
ность насоса н их допустимые значения; |
|
|||
Ят, п и пк — мощность турбины, число оборотов вала |
в ми |
нуту и допустимое значение для п, которое может определяться условиями возникновения кавитации в насосах.
Показателем надежности ТНА согласно соотношению (2.44) является следующее выражение:
|
Рт н а = |
1 |
^ I 'l i |
Я 'Ъ |
|
|
+ |
|
+ 2 * Д , — |
|
.....5l11’2 |
5’ |
(5-27) |
||
где |
‘<j |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
?, = |
Р Й ) ; |
ди = Р{А, |
f]Aj); |
qu2 s = |
P |
- |
|
Массовые коэффициенты щ и т|5, а следовательно, и все коэф |
|||||||
фициенты, |
содержащие |
индексы 4, |
5, в уравнении |
(5. 27) равны |
единице, так как при возникновении событий if* н А 5 наступает отказ двигателя. Остальные весовые коэффициенты по величине меньше единицы, поскольку при возникновении событий А\, А 2 и 4 з задача ракетой может быть выполнена с вероятностью, отлич
ной от нуля. Следовательно, уравнение |
|
(5.27) |
можно записать |
||||
в виде |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ртн.\ = |
Р ^ П |
г ^ (1 — Мх) |
-j-(1 — 1Ъ)?2 + |
( 1 М3)<73 — |
||
(1 |
2) |
з (1 |
"Hi 3^7i 3 1 1 |
'1г 3!9a |
3 |
(1 |
'll 23^ Я 2 з- (^- 2^) |
Остановимся на определении составляющих уравнений (5.28). Все вероятности q-t определяются одинаково из соотношения
вида
qi — Р (iii < 0) — f f{Ui)duh
где f(tii) — плотность распределения величины «,■; г = 1,5. Вели чины iij в соответствии с условиями (5.26) имеют следующие выражения:
и^ — Н — Н^ //2= С ? — О д; u3 = N H— N Jl\
h4= 7Vt— ArH; u6 = /iK— /i |
(5.29) |
189
(общее обозначение: iii = tu—t2i). |
При нормальном законе рас |
||
пределения характеристик ТНА |
(Н, G, N, п) |
вероятности qt |
|
определяются, как qi= \—F{hi), |
где А(/г;) — функция Лапласа;. |
||
/г;= г7,-/ст,-, a Tii = tu— t2i и ° / = ап + а2; — среднее значение |
и дис |
||
персия щ. |
|
(# д, АД, |
Ол, п,;) |
Допустимые значения характеристик ТНА |
задаются из условия получения заданных параметров двигателя. Дисперсии допустимых значений ст;д также задаются при проек тировании (б некоторых случаях они могут быть равны нулю). Действительные значения характеристик ТНА и их дисперсии
определяются |
в |
результате |
расчета |
вероятностных |
характери |
||||||
стик двигателя. |
В качестве |
примера |
рассмотрим |
определение |
|||||||
среднего значения и дисперсии мощности турбины. |
|
|
|||||||||
Для одноступенчатой |
активной |
турбины |
мощность выра |
||||||||
жается зависимостью [21] |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
N T = GT(J (CjCOSc^-f-CaCOsaA, |
|
(5. 30) |
||||||
где |
Gx — секундный массовый расход газа |
через турбину; |
|||||||||
|
U — окружная скорость вращения ротора; |
|
|
||||||||
С\, |
с2— скорость газа на входе и выходе из лопаток соответ |
||||||||||
ai, |
ственно; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
a2 — углы установки лопаток. |
|
|
|
|
|
|
|||||
Среднее значение мощности согласно уравнению (1.72) при |
|||||||||||
ближенно равно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
N T— GT=^U (с1 cos |
Д-c., cos a3). |
|
|
||||||
Дисперсия |
мощности |
турбины |
определяется |
из |
уравнении! |
||||||
(5.30) |
и (1.73) |
|
|
|
2 |
—' , -о |
. „ — |
о |
|
||
|
|
|
|
о |
|
||||||
|
|
|
v- |
о , COS2 Ы.+СТ |
sin2 |
Cl! • а Г |
|
||||
|
|
|
|
_л___ _2__ L___ |
Д1 I |
||||||
|
|
|
Л- т T'G/Г |
и |
' (с1 cos ai |
-j- с, cos ыД" |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
з Д c o s 2 a_ -j- с ] s i n 2 а 2 .
( с 3 c o s a j + c 2 c o s U;)"
(5.31)
U
где a2 — дисперсия .v, если x — общее обозначение для Gx, и.
Cl, Со, ... .
Вероятности, определяемые взаимосвязанными условиями не-
превышенпя п входящие в соотношение (5.28), |
находятся по за |
|
висимости (2.87) |
|
|
4ij = Рис < 0 , к; < |
0 ) Л - —ДД;] — |
arcshiQ,.;, (5. 32) |
где |
qn— mh\{qh q.). |
|
Величины о,-,- представляют собой коэффициенты корреляции между случайными величинами и,, Uj. Так, есть коэффициент корреляции между величинами ii\ п и2, входящими в выражение
190