Файл: Волков Е.Б. Основы теории надежности ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 240
Скачиваний: 0
(5.29) и зависящими от общих аргументов [см. формулу (1.80)]. Действительно, величины Н и G можно определить по зависимо стям [21]
|
Н-- |
Дпых — Днх |
I С ПЫ Х |
С 11Х |
|
Y |
^ |
2 |
|
|
|
|||
п |
|
G= 2nrb2c2y, |
|
где рих, рпых — давления на входе и выходе из насоса; Спх, сш,тх — скорость жидкости на входе и выходе из насоса;
г, b2 — радиус колеса насоса и ширина лопатки |
на вы |
|||
ходе; |
|
|
|
|
у — плотность компонента топлива. |
|
|||
Так как общим аргументом для щ и и2 является у, то |
|
|||
|
V |
+ °я |
о ч* °0„ |
|
= —2‘лГоЬ2с2г |
Рвых Рвх |
|
|
(5.33) |
|
у2 |
|
|
|
Аналогично определяются и другие коэффициенты корреляции и выражения вида (5.32) для q2 3 и т. д.
Из выражений (5.29) для щ видно, что все они содержат общие аргументы и что, следовательно, компоненты вектора (иь «2, «з, “4, и5) зависимы. Коэффициенты корреляций между всеми парами компонентов образуют матрицу (1.66). Таким образом, показатель надежности ТНА можно оцепить по зависимостям вида (5.28) — (5.33), имея допустимые и действительные значе ния выходных характеристик.
5.1.4. Показатель надежности элементов автоматики
Кэлементам автоматики ЖРД относятся клапаны различ ного вида (пневмо- и пироклапаны, электроклапаны, пружинные клапаны) редукторы давления, пиромембраны, дроссели и др. Все они предназначены для перекрытия пли открытия в опреде ленное время топливных и газовых магистралей двигателя и обеспечивают функционирование агрегатов ЖРД в строго уста новленной последовательности. Основными неисправностями элементов автоматики, приводящими к отказу двигателя, яв ляются следующие:
—нарушение герметичности (событие ДО;
—несрабатывание элементов (событие Д2)-
В качестве условия сохранения герметичности может быть выбрано следующее: А\ = {руя>руа}, где руя и рг„— удельное контактное давление п давление уплотняемой среды. В случае,
191
когда руд п руП можно считать независимыми величинами, рас пределенными по нормальному закону, вероятность сохранения герметичности определяется зависимостью Р(Л,) = / г(Л,),
где F(h\) — функция Лапласа,
где
Л.1 = (РУп ~ Р3„) / V 4 УЯ+ %,■
При наличии соответствующих исходных данных может быть использовано также следующее условие успешного функциони рования системы уплотнений в клапанах:
g ( t ) = |
f О у11< / т < £ л; t |
e |
[ 0 |
, t 3], |
|
6 |
|
|
|
где Gyn — секундный расход вещества уплотняемой среды; |
||||
тэ — суммарное время функционирования |
системы уплот |
|||
нения в клапанах; |
|
утечки вещества. |
||
gд — допустимое |
значение количества |
|||
Событие Ло (несрабатывание клапана) |
в свою очередь вклю |
|||
чает в себя полное несрабатывание^ ! 2 О, |
преждевременное или |
непредусмотренное срабатывание (Л22), неполное срабатывание
.4гзОчевидно, что Л2= Л 2 1 иДгзиЛгзВсе элементы автоматики можно разделить на две группы: элементы с заданным временем срабатывания тср (отсечные клапаны); элементы, срабатывание которых обеспечивается давлением рр, а время срабатывания —
произвольная величина. Для элементов первой |
группы при за |
данном требовании тсре[то, т3] событие |
|
-4ai = f A i ( T ) O p , V t = = [ t 0, |
t 3|), |
где рд(т) — управляющее давление; рр — давление, при котором открывается или закрывается клапан; то — момент начала сра батывания; [то, Тз] — заданный отрезок времени срабатывания.
Событие . 12 2 в данном случае состоит в следующем:
Л2 2= {Тц.с<Т0} ,
где тп.с — врем_я до начала произвольного срабатывания. При этом событие Л2 з= { [ ф < / з } , где н f3— фактическая н требуе мая (заданная) площадь проходного сечения клапана.
Из приведенных соотношений следует, что
A s= I / > tJ ) * |
O p. V t E |
[ t 0, t 3]j |
U |Д ,.с < Т о ) |
U |
( / ф < Л ) |
и |
|
|
т0)Р (/ф > / 3). |
|
|
Р (Л„) |
Р (рд> /7р) р (т„.с > |
|
|||
Пусть при этом р}Ь [ф и и |
распределены по нормальному за |
||||
кону со средними рп, / ф , / 3 |
и дисперсиями з2.(, о2 |
а2^, |
а вели |
чина тп.с — по экспоненциальному закону со средним т„.с- Тогда
192
Ря — pp |
<F |
f Ф f 3 |
||
o“ |
-- a“ |
+ a7 |
||
|
||||
Pt |
Pu |
|
Для элементов, срабатывание которых обеспечивается давле нием pv, а время срабатывания не ограничено, событие .42 1= = {рд<Рр}, где рд — максимальное значение управляющего дав
ления. |
_ |
М з= { / ф < / з } . |
Для таких |
элементов Л22 = {Рп<РР< рв} н |
|
Вероятность нормального срабатывания клапана |
|
|
Р (А2)« |
Р (ря> рр)Р (а , < Рр < ра)Р ( / ф > |
/,), |
где р„ н ра— нижняя и верхняя допустимые границы для рр.
При нормальном законе распределения всех величин, входя щих в последнюю зависимость, вероятность срабатывания кла пана определится как
|
Р (Л2) ^ Д (//•!) [Д(Л2) + /г(/г3) - |
1] F (АД |
||
где Ил - |
Ря Р р |
Ра Рр |
Р р — Р н |
|
V v T |
У У |
у ; + »-„ |
||
|
/ ф / з
V ° l + °/а
Последующая методология получения оценок показателен на дежности при использовании статистических данных, определе ния и контроля надежности на этапах отработки и серийного производства изложена в разд. 1 .
5.2. ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ РДТТ
Основными элементами ракетного двигателя твердого топ лива (см. рис. 4.2) являются корпус, топливный заряд, сопло вой блок с устройствами управления вектором тяги и воспламе нительное устройство.
5.2. 1. Вероятность неразрушения корпуса
Корпус РДТТ обычно включает обечайку, днища и теплоза щитное покрытие (ТЗП). В процессе работы двигателя могут возникнуть следующие неисправности корпуса: нарушение теп ловой защиты (событие Hi), нарушение условий по несущей спо собности (по прочности — условие До, по устойчивости — усло вие /1 3) .
Кроме того, может рассматриваться отклонение массы кор пуса от заданного—событие Д4= {Q^[aK, bu]}, где Q—масса ак, Ьк—границы допуска на массу корпуса. Найдем показатель на
7 |
312 |
193 |
дежности корпуса РДТТ с учетом того, что в материале конст рукции возможны дефекты. Обозначим через 1—Р*<Р(Л*) ве роятность того, что из-за наличия дефектов несущая способность корпуса попадает в зону пониженных значении. Эта зона опре деляется с помощью критериев резко выделяющихся наблюдении
[33]. Тогда
Р* = Р {А* П Ло)Р (Л з) ==р ТР2,
где |
Р?= Р (Д? П л 2)— вероятность |
непопадания |
несущей |
спо |
||
|
собности в |
зону |
пониженных |
значений |
||
|
из-за наличия дефектов в исходном ма |
|||||
|
териале п дефектов производства; |
|
||||
|
Р2= Р(Л 3) — вероятность |
непопадания |
несущей |
спо |
||
|
собности в зону |
пониженных |
значений |
|||
|
пз-за наличия дефектов, возникающих |
|||||
|
при контроле. Кратко события |
Ль |
Да, |
|||
Аз, |
Л* будем называть также в о з н и к н о в е н и е м |
дефектов |
||||
|
П усть каждый корпус при его изготовлении опрессовывается |
давлением рои. Тогда нарушение условия по прочности может произойти лишь в том случае, когда давление рд в камере двига
теля превысит давление опрессовки, |
если событие Д3 |
не проис |
||||||||||||
ходит. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Используя принятые обозначения, на основании соотношения |
||||||||||||||
(2.44) |
получаем |
общее |
выражение |
для |
показателя Р1С= Р(Д];) |
|||||||||
надежности корпуса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
/ |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рк— 1 —Р':' ( 3 ^,T'i _ |
2 |
4ij^ij~T |
2 |
|
|
^71234Ъ-234 |
|
|||||||
|
|
1=1 |
I<1 |
|
|
|
1<}<ь |
|
|
|
|
|
||
|
-ч* |
д 'н ! — V |
п ’. Д |
|
1 |
■ |
' > |
д . в . |
|
- |
" 41234^4234 |
’ |
(5. 3ol |
|
|
'I |
Ч |
>i] 'ij |
|
|
>tjk hjk |
|
|
||||||
|
|
|
i<j |
|
|
|
|
‘</<* |
|
|
|
|
|
|
где при |
i = |
1,4, |
/< /< £ ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4i = P (Л,); |
4ij = P (Л,- П Лу); |
<7,-yft = |
P (Д,- f] Ду П Л<): |
|||||||||||
|
?12з4 = р ( п Д,-); <7; = Р(Л,-); |
?ц = Р(Л; П Лу); |
|
|||||||||||
q":-- 1— Р * ; |
<7/у* —Р (Лу П Ду П Л*); |
<7ш4= Р ( П Л,-^ . |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
'/ = 1 |
|
|
Здесь Д/ — событие Л,- при наличии дефектов в материале кор пуса. Все коэффициенты т),-, за исключением т]4, равны единице, так как при наступлении событий Ль Лг и Лз происходит разру
194
шение ракеты и, как следствие, невыполнение возложенных на нее задач. Поэтому
‘П,= 1 - Р ( 5 | Л /)/Р(5|Л„)=1; 11^ = 1 , . . . при /= ]7 3 ; |
у= ТГЗ. |
||||||||||
Таким образом, из выражения (5.35) следует, что |
|
|
|
||||||||
|
РК= РН:Р ^ П ^ / j + |
1—’U + U — Р*)Р | П Л,'). |
(5.36) |
||||||||
В соответствии с изложенным находим |
|
3 |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р П Л,. = Р ( Л 1 )Р (Л 2И 1 )Р(Л 3|Л П А2)Р А П А, |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
1 - 1 |
|
|
|
|
|
|
|
— РтзпРиРуРт |
|
|
|
|
(5.37) |
||
где |
Р тзп = 1—Ч\ |
— показатель надежности ТЗП; |
|
|
по |
||||||
Рп=1—Цч\ Ру= 1 —qz — вероятности |
выполнения |
условий |
|||||||||
|
|
|
|
прочности и устойчивости при расчетном |
|||||||
|
|
|
|
режиме нагрева и при отсутствии де |
|||||||
|
Рп=1— |
|
фектов; |
|
|
|
в задан |
||||
|
— вероятность нахождения массы |
||||||||||
На |
рассмотрении |
|
ном допуске. |
Р тзп |
остановимся |
ниже. |
|||||
составляющей |
|||||||||||
Вероятность Рп при известной функции распределения |
F q ( x ) |
||||||||||
веса Q определяется как РB= FQ{bl<)—FQ(aH). Так, |
если FQ(x) — |
||||||||||
равномерная |
на [а0, |
&о] функция |
распределения, |
то |
|
Рв = |
|||||
— {Ьк—Пц)/(«о—Ь0), где |
[а0, |
60] — интервал |
возможных |
значе |
|||||||
ний Q. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для вычисления РПРУ= Р (/12П ^зИ О , как и раньше, |
выберем |
||||||||||
/V дискретных |
точек |
(часть |
в пространстве — на |
поверхности |
|||||||
корпуса и по толщине стенки |
и часть во времени — в |
ряде |
мо |
ментов времени работы двигателя). Число Д7| из них соответст
вует рассмотрению условия по |
прочности, число |
N? = N—A'i — |
||||||
условия по устойчивости. |
Тогда |
из |
выражения |
(2.87) |
находим |
|||
|
|
|
|
|
А'» |
|
|
|
Р,,Р.1РУ= Р „ П Р „ / П Ру/ + ( р , я- Р в П Р „ / П Py.-j^W K '-H - |
||||||||
/=1 |
/=1 |
V |
|
1=1 |
/=1 |
/ |
|
(5. 38) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Здесь Ру ; — вероятность |
выполнения |
условия |
по устойчивости |
|||||
в /-й точке; |
выполнения |
условия |
по |
прочности |
||||
Рп г — вероятность |
||||||||
в г-й точке, причем очевидно (см. 3. 1 ), что |
|
|||||||
Р,. ,■= (Ай1\А'я) = |
1— Р (ря I> р0„) Р (ря |
> |
рр i); |
|
||||
|
Ру ,- = P(7Vp;> А^л/); |
|
|
|
||||
Р,„ — минимальное из значений |
Рв, |
Рп ,• и Ру |
|
|
7* |
1-95 |