Файл: Волков Е.Б. Основы теории надежности ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(5.29) и зависящими от общих аргументов [см. формулу (1.80)]. Действительно, величины Н и G можно определить по зависимо­ стям [21]

 

Н--

Дпых Днх

I С ПЫ Х

С 11Х

 

Y

^

2

 

 

п

 

G= 2nrb2c2y,

 

где рих, рпых — давления на входе и выходе из насоса; Спх, сш,тх — скорость жидкости на входе и выходе из насоса;

г, b2 — радиус колеса насоса и ширина лопатки

на вы­

ходе;

 

 

 

у — плотность компонента топлива.

 

Так как общим аргументом для щ и и2 является у, то

 

 

V

+ °я

о ч* °0„

 

= —2‘лГоЬ2с2г

Рвых Рвх

 

 

(5.33)

 

у2

 

 

 

Аналогично определяются и другие коэффициенты корреляции и выражения вида (5.32) для q2 3 и т. д.

Из выражений (5.29) для щ видно, что все они содержат общие аргументы и что, следовательно, компоненты вектора (иь «2, «з, “4, и5) зависимы. Коэффициенты корреляций между всеми парами компонентов образуют матрицу (1.66). Таким образом, показатель надежности ТНА можно оцепить по зависимостям вида (5.28) — (5.33), имея допустимые и действительные значе­ ния выходных характеристик.

5.1.4. Показатель надежности элементов автоматики

Кэлементам автоматики ЖРД относятся клапаны различ­ ного вида (пневмо- и пироклапаны, электроклапаны, пружинные клапаны) редукторы давления, пиромембраны, дроссели и др. Все они предназначены для перекрытия пли открытия в опреде­ ленное время топливных и газовых магистралей двигателя и обеспечивают функционирование агрегатов ЖРД в строго уста­ новленной последовательности. Основными неисправностями элементов автоматики, приводящими к отказу двигателя, яв­ ляются следующие:

нарушение герметичности (событие ДО;

несрабатывание элементов (событие Д2)-

В качестве условия сохранения герметичности может быть выбрано следующее: А\ = {руя>руа}, где руя и рг„— удельное контактное давление п давление уплотняемой среды. В случае,

191


когда руд п руП можно считать независимыми величинами, рас­ пределенными по нормальному закону, вероятность сохранения герметичности определяется зависимостью Р(Л,) = / г(Л,),

где F(h\) — функция Лапласа,

где

Л.1 = (РУп ~ Р3„) / V 4 УЯ+ %,■

При наличии соответствующих исходных данных может быть использовано также следующее условие успешного функциони­ рования системы уплотнений в клапанах:

g ( t ) =

f О у11< / т < £ л; t

e

[ 0

, t 3],

 

6

 

 

 

где Gyn — секундный расход вещества уплотняемой среды;

тэ — суммарное время функционирования

системы уплот­

нения в клапанах;

 

утечки вещества.

gд — допустимое

значение количества

Событие Ло (несрабатывание клапана)

в свою очередь вклю­

чает в себя полное несрабатывание^ ! 2 О,

преждевременное или

непредусмотренное срабатывание (Л22), неполное срабатывание

.4гзОчевидно, что Л2= Л 2 1 иДгзиЛгзВсе элементы автоматики можно разделить на две группы: элементы с заданным временем срабатывания тср (отсечные клапаны); элементы, срабатывание которых обеспечивается давлением рр, а время срабатывания —

произвольная величина. Для элементов первой

группы при за­

данном требовании тсре[то, т3] событие

 

-4ai = f A i ( T ) O p , V t = = [ t 0,

t 3|),

где рд(т) — управляющее давление; рр — давление, при котором открывается или закрывается клапан; то — момент начала сра­ батывания; [то, Тз] — заданный отрезок времени срабатывания.

Событие . 12 2 в данном случае состоит в следующем:

Л2 2= {Тц.с<Т0} ,

где тп.с — врем_я до начала произвольного срабатывания. При этом событие Л2 з= { [ ф < / з } , где н f3— фактическая н требуе­ мая (заданная) площадь проходного сечения клапана.

Из приведенных соотношений следует, что

A s= I / > tJ ) *

O p. V t E

[ t 0, t 3]j

U |Д ,.с < Т о )

U

( / ф < Л )

и

 

 

т0)Р (/ф > / 3).

 

Р (Л„)

Р (рд> /7р) р (т„.с >

 

Пусть при этом р}Ь [ф и и

распределены по нормальному за­

кону со средними рп, / ф , / 3

и дисперсиями з2.(, о2

а2^,

а вели­

чина тп.с — по экспоненциальному закону со средним т„.с- Тогда

192


Ря — pp

<F

f Ф f 3

o“

-- a“

+ a7

 

Pt

Pu

 

Для элементов, срабатывание которых обеспечивается давле­ нием pv, а время срабатывания не ограничено, событие .42 1= = {рд<Рр}, где рд — максимальное значение управляющего дав­

ления.

_

М з= { / ф < / з } .

Для таких

элементов Л22 = {Рп<РР< рв} н

Вероятность нормального срабатывания клапана

 

Р (А2)«

Р (ря> рр)Р (а , < Рр < ра)Р ( / ф >

/,),

где р„ н ра— нижняя и верхняя допустимые границы для рр.

При нормальном законе распределения всех величин, входя­ щих в последнюю зависимость, вероятность срабатывания кла­ пана определится как

 

Р (Л2) ^ Д (//•!) [Д(Л2) + /г(/г3) -

1] F (АД

где Ил -

Ря Р р

Ра Рр

Р р — Р н

V v T

У У

у ; + »-„

 

/ ф / з

V ° l + °/а

Последующая методология получения оценок показателен на­ дежности при использовании статистических данных, определе­ ния и контроля надежности на этапах отработки и серийного производства изложена в разд. 1 .

5.2. ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ РДТТ

Основными элементами ракетного двигателя твердого топ­ лива (см. рис. 4.2) являются корпус, топливный заряд, сопло­ вой блок с устройствами управления вектором тяги и воспламе­ нительное устройство.

5.2. 1. Вероятность неразрушения корпуса

Корпус РДТТ обычно включает обечайку, днища и теплоза­ щитное покрытие (ТЗП). В процессе работы двигателя могут возникнуть следующие неисправности корпуса: нарушение теп­ ловой защиты (событие Hi), нарушение условий по несущей спо­ собности (по прочности — условие До, по устойчивости — усло­ вие /1 3) .

Кроме того, может рассматриваться отклонение массы кор­ пуса от заданного—событие Д4= {Q^[aK, bu]}, где Q—масса ак, Ьк—границы допуска на массу корпуса. Найдем показатель на­

7

312

193


дежности корпуса РДТТ с учетом того, что в материале конст­ рукции возможны дефекты. Обозначим через 1—Р*<Р(Л*) ве­ роятность того, что из-за наличия дефектов несущая способность корпуса попадает в зону пониженных значении. Эта зона опре­ деляется с помощью критериев резко выделяющихся наблюдении

[33]. Тогда

Р* = Р {А* П Ло)Р (Л з) ==р ТР2,

где

Р?= Р (Д? П л 2)— вероятность

непопадания

несущей

спо­

 

собности в

зону

пониженных

значений

 

из-за наличия дефектов в исходном ма­

 

териале п дефектов производства;

 

 

Р2= Р(Л 3) — вероятность

непопадания

несущей

спо­

 

собности в зону

пониженных

значений

 

пз-за наличия дефектов, возникающих

 

при контроле. Кратко события

Ль

Да,

Аз,

Л* будем называть также в о з н и к н о в е н и е м

дефектов

 

П усть каждый корпус при его изготовлении опрессовывается

давлением рои. Тогда нарушение условия по прочности может произойти лишь в том случае, когда давление рд в камере двига­

теля превысит давление опрессовки,

если событие Д3

не проис­

ходит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используя принятые обозначения, на основании соотношения

(2.44)

получаем

общее

выражение

для

показателя Р1С= Р(Д];)

надежности корпуса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рк— 1 —Р':' ( 3 ^,T'i _

2

4ij^ij~T

2

 

 

^71234Ъ-234

 

 

 

1=1

I<1

 

 

 

1<}<ь

 

 

 

 

 

 

-ч*

д 'н ! — V

п ’. Д

 

1

' >

д . в .

 

-

" 41234^4234

(5. 3ol

 

'I

Ч

>i] 'ij

 

 

>tjk hjk

 

 

 

 

 

i<j

 

 

 

 

</<*

 

 

 

 

 

где при

i =

1,4,

/< /< £ ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4i = P (Л,);

4ij = P (Л,- П Лу);

<7,-yft =

P (Д,- f] Ду П Л<):

 

?12з4 = р ( п Д,-); <7; = Р(Л,-);

?ц = Р(Л; П Лу);

 

q":-- 1— Р * ;

<7/у* —Р (Лу П Ду П Л*);

<7ш4= Р ( П Л,-^ .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'/ = 1

 

 

Здесь Д/ — событие Л,- при наличии дефектов в материале кор­ пуса. Все коэффициенты т),-, за исключением т]4, равны единице, так как при наступлении событий Ль Лг и Лз происходит разру­

194


шение ракеты и, как следствие, невыполнение возложенных на нее задач. Поэтому

‘П,= 1 - Р ( 5 | Л /)/Р(5|Л„)=1; 11^ = 1 , . . . при /= ]7 3 ;

у= ТГЗ.

Таким образом, из выражения (5.35) следует, что

 

 

 

 

РК= РН:Р ^ П ^ / j +

1—’U + U — Р*)Р | П Л,').

(5.36)

В соответствии с изложенным находим

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р П Л,. = Р ( Л 1 )Р (Л 2И 1 )Р(Л 3|Л П А2)Р А П А,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 - 1

 

 

 

 

 

 

 

— РтзпРиРуРт

 

 

 

 

(5.37)

где

Р тзп = 1—Ч\

— показатель надежности ТЗП;

 

 

по

Рп=1—Цч\ Ру= 1 —qz — вероятности

выполнения

условий

 

 

 

 

прочности и устойчивости при расчетном

 

 

 

 

режиме нагрева и при отсутствии де­

 

Рп=1—

 

фектов;

 

 

 

в задан­

 

— вероятность нахождения массы

На

рассмотрении

 

ном допуске.

Р тзп

остановимся

ниже.

составляющей

Вероятность Рп при известной функции распределения

F q ( x )

веса Q определяется как РB= FQ{bl<)—FQ(aH). Так,

если FQ(x) —

равномерная

на [а0,

&о] функция

распределения,

то

 

Рв =

{Ьк—Пц)/(«о—Ь0), где

[а0,

60] — интервал

возможных

значе­

ний Q.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для вычисления РПРУ= Р (/12П ^зИ О , как и раньше,

выберем

/V дискретных

точек

(часть

в пространстве — на

поверхности

корпуса и по толщине стенки

и часть во времени — в

ряде

мо­

ментов времени работы двигателя). Число Д7| из них соответст­

вует рассмотрению условия по

прочности, число

N? = N—A'i

условия по устойчивости.

Тогда

из

выражения

(2.87)

находим

 

 

 

 

 

А'»

 

 

 

Р,,Р.1РУ= Р „ П Р „ / П Ру/ + ( р , я- Р в П Р „ / П Py.-j^W K '-H -

/=1

/=1

V

 

1=1

/=1

/

 

(5. 38)

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь Ру ; — вероятность

выполнения

условия

по устойчивости

в /-й точке;

выполнения

условия

по

прочности

Рп г — вероятность

в г-й точке, причем очевидно (см. 3. 1 ), что

 

Р,. ,■= (Ай1\А'я) =

1— Р (ря I> р0„) Р (ря

>

рр i);

 

 

Ру ,- = P(7Vp;> А^л/);

 

 

 

Р,„ — минимальное из значений

Рв,

Рп ,• и Ру

 

 

7*

1-95