Файл: Волков Е.Б. Основы теории надежности ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 241
Скачиваний: 0
A'.v+i — (как н выше) среднее |
арифметическое значение |
|
(ZV+ 1 ) / 2 |
арксинусов коэффициентов |
корреляции (умноженное |
на л/2 ) |
между каждой парой ( А + 1 ) |
компонентов рассматрива |
емого случайного вектора;
Рл>> Аг г — давление в камере двигателя и разрушающее дав ление, соответствующие /-й точке;
Ад ; и Npi — соответствуют Ай точке и представляют собой действующую продольную силу и продольную силу, при которой корпус теряет устойчивость или получает недопустимые дефор мации.
Переходим теперь к рассмотрению второго слагаемого в вы ражении (5.36). Оно учитывает возможность успешного функ ционирования двигателя н при наличии дефектов в его корпусе. Для упрощения задачи можно считать, что при наличии дефек тов несущая способность конструкции попадает в зону понижен
ных значений во всех рассматриваемых точках. |
Это |
предполо |
||||||||
жение является ужесточающим |
и приводит к получению гаран |
|||||||||
тированной оценки. Наличие дефектов, |
вызванных |
процессом |
||||||||
опрессовки, при |
последующем нагружении рабочим |
давлением |
||||||||
может привести к тому, что корпус |
разрушится |
при |
давлении, |
|||||||
меньшем чем р0п- Следовательно, |
|
|
|
|
|
|
||||
( 1 - Р Н Р п А ] \ = Р и А) Р п А,) = р и At П ( П А, |
||||||||||
/-I |
|
/=1 |
|
;=1 |
|
|
/= 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
-Р \А, П А2р ^ А ,\ = |
||
|
|
Р Ма П П А, |
|
|||||||
|
|
|
|
|
/-I |
|
|
|
|
|
= * ; р |
п л]) - и ; р ( п |
^ А |
|
-<?;<?:р ( п а ]) |
|
|||||
|
i ~ 1 |
/ I |
\ < = 1 |
/ [1 |
|
V - 1 |
/111 |
|||
где |
|
|
ЛГ = Д1 П ^ ; |
' |
|
|
|
|||
^ ! = 1 — |
Р 1: < 7 2 = 1 -р * ; |
<?t=p(а г у , <ji= p (a d : |
||||||||
р |
П Д А —Ртзп |
р » П Р " / П Р у/ + |
|
|
||||||
|
<-1 |
/I |
|
|
i=i |
|
;=1 |
|
|
|
+ (Рш —Рв П Р»' П Ру ■'j |
K n +I -j-£/V+l |
|
|
|||||||
|
|
i=i |
i=i |
|
J |
|
|
|
|
|
Р |
п 44, |
= |
Ртзп |
|
iV, |
|
^ |
лг, |
|
|
Р„ П Р"<П Ру ' “Ь |
|
|
||||||||
\ / - 1 |
/п |
|
|
;=1 |
|
;=1 |
|
|
||
|
|
Л', |
я N a |
|
_ \ |
|
|
|
|
|
|
Р . П Р « |П Р у 1 |
A/v+i-f£/v+i |
; |
|
||||||
|
|
i=i |
;=1 |
|
/ |
|
|
|
|
|
196
|
Р ( П Д |
— Ртзп |
лг, |
|
ЛГ, |
|
|
||
|
р» П р ” П РуН- |
|
|||||||
|
|
'•<•“ 1 |
/III |
|
/=1 |
*=1 |
|
|
|
|
|
|
Л', |
а лг, |
\ |
|
1 Я - |
|
|
|
|
Pm — Р„ П Р"' П Ру< ) |
H v +1+ £W+1 |
|
|||||
|
|
|
i =1 |
1=1 |
} |
|
|
|
|
Р п |
; = 1 - Р |
р( л ,■> |
|
{Рр л , > |
pv |
|
Р у i = |
P ( N p i > |
N r,•); |
|
Р п |
i — Р ( /Удi |
Pp i ) ! |
PIIi — |
P |
( //д / X |
Яр i ); |
|
|
Ppi’ |
P’pt> Ppi— разрушающее давление |
соответственно |
при на |
личии дефектов в материале корпуса, при наличии дефектов, вы зываемых опрессовкой, и при наличии одновременно обоих, упо мянутых дефектов; ЛГ, — значение N p i при наличии дефектов.
Очевидно, что не все дефекты влияют одновременно и на Pyi и на Рп Действительно, если в корпусе двигателя имеются де фекты в виде царапин, расслоений, загрязнений, то они влияют на Рп,-, а если корпус двигателя имеет дефекты в виде искривле ний продольной оси, эллипсности поперечного сечения, местных выпучиваний оболочки, то они влияют на Pyi. Имеются также дефекты, которые оказывают влияние на РПг и Pyi одновре менно, например, уменьшение толщины оболочки и др.
Таким образом, показатель надежности корпуса РДТТ имеет вид
Рк — РтЗП X
.V, IV, ЛГ, ЛГ,
X |
Р* |
|
Рп П Рп / П Ру /+ Pm - |
Р. П Рп / П Ру / |
K N+1 + S„+1 |
|||||||
|
|
|
/= 1 |
1=1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЛГ, |
Л'а |
|
/ |
|
Л', |
|
|
|
|
- |
H |
РпПР;,1- П Ру Н |
Pm - Р в П Рп ГП Ру <• |
/Слг+1 “Илт-И |
||||||||
|
1=1I |
|
|
|
/ |
1=-1 i |
/=1 |
|
|
V |
||
"Иг p |
Ny |
N 2 |
n , |
f |
p |
Ny |
N 2 |
р , ; , |
р |
|
||
|
. п |
р .р ; |
+р .;, п , |
;,- п |
|
|||||||
|
|
|
i=i |
i=i |
|
\ |
|
/=i |
i=i |
|
■ЛТлГ+1 + Stv+i |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
- « |
|
|
|
|
|
|
|
Л', |
|
|
|
|
к П р;, пр;,■+fIр; -:р, пр;, пр;,I |
+ |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
1 - 1 |
г - 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
<7B( 1 - 1U |
|
|
(5.39) |
||
где Pm (Р„,, |
Pl„, |
Рт ) — минимальная |
из |
вероятностей, |
входящих |
|||||||
в произведения |
в скобках |
при Р*, |
q* и q\-q*\ |
Р', Р", Р'" — |
||||||||
(Р —общее |
обозначение) значение условных вероятностей при |
|||||||||||
выполнении гипотез А\ П Д2, |
Дз и |
Д1 Г)Д2 Г|Дз. |
|
|||||||||
|
Рассмотрим некоторые особенности показателя (5.39). |
197
1. При Р* = 1 (дефекты отсутствуют) получаем выражение без учета излияния дефектов.
2. При N = 1 (рассматривается одна точка по времени и в про
странстве) имеем одномерную модель. Пусть |
в этой точке учи |
|
тывается условие по прочности Pn= l, P* = l |
(N=\), |
a pv\ = pv;. |
Рл\ =Рл 11 Роп — независимые случайные величины с |
функцией |
|
нормального распределения. Тогда |
|
|
Рк = Р„1 ==Р-гзп|1 - П - П / 0 |
] [ 1 |
|||
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
* |
|
|
1 |
|
Чз |
II |
ОИ |
О |
1 л |
||
-|/ |
О ’ |
1 |
||
|
V |
3 о„ + °рл |
|
- Г М ) = РтзпРк’ (0 . 40)
Рр—Рл
V °* Р + Ч
Роп. Рл> /;Р |
11 •'он* ^~р^~рр |
средние значения п дисперсии |
слу- |
|||
чайных величин р0п, Ря и |
рр; |
F ( - ) — функция Лапласа |
(см_ |
|||
табл. П 1 ). |
|
|
что |
с |
увеличением давления |
|
Из выражения (5.40) видно, |
||||||
опрессовки |
при отсутствии |
дефектов |
(т. |
е. при Р*=1) показа |
тель надежности конструкции корпуса Рк (корпус без ТЗП) воз растает. Причем Р,/->-1, если рап-+оо. Однако, если учесть воз
можность накопления |
повреждений в материале при |
опрес |
совке, то |
|
|
Рк = Ртзп {Р2 [ 1— [ 1— |
L//0J] [ 1— ^ t//!)] Ч- (1 — Р2) /•'(//;)]), |
(5.41) |
где |
|
|
п, следовательно, с ростом р„п величина F (Иоп) возрастает, а ве роятность Р2* певозппкновепия дефекта (в виде местных пласти ческих деформаций) убывает. Отсюда вытекает возможность нахождения из равенства (5.41) некоторого оптимального зна чения давления опрессовки рт, обеспечивающего максимум вероятности Рк.
3. С ростом массы корпуса при данном давлении р-А в камере двигателя можно увеличивать р]Ъ Nv п, следовательно, состав ляющие в выражении (5.39) по прочности и устойчивости (Рп?-, Pyi). Однако при этом вероятность Р„ выполнения требований
к массе по допуску уменьшается. Это позволяет из выражения (5.39) получить оптимальную массу корпуса двигателя, достав ляющую максимум показателя Рк.
В РДТТ может использоваться корпус, изготовленный из стеклопластика [7]. В этом случае в зависимости от материала, корпуса п особенностей процесса эксплуатации двигателя в со ставе ракеты условия по прочности и устойчивости могут видо изменяться. Так, вместо первого нз них (по прочности) более-
198
подходящим иногда |
оказывается |
условие |
по |
долговечности |
|||||||||||||
(см. 2 . 1 ) |
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
тэ |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
г '> т ., |
или |
- ^ |
J |
- < 1 |
или |
1 ----- —----- <Н , |
(5.42) |
||||||||
|
|
|
' |
|
> |
|
|
t , |
|
О |
т'(с*, Г ,Jт )^ |
|
|||||
|
|
|
|
|
= 1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
где |
т ' — время до |
разрушения |
корпуса (долговечность) при |
||||||||||||||
|
|
|
воздействии внутреннего давления; |
|
|
|
|
||||||||||
|
tj, — время работы двигателя; |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
тр ; — время нагружения на /-м цикле эксплуатации; |
|
||||||||||||||||
|
т / — время до разрушения |
корпуса (долговечность), опре |
|||||||||||||||
|
|
|
деляемое из соотношения (2.28) по параметрам /-го |
||||||||||||||
|
|
|
цикла нагружения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
В случае, когда рассматривается |
|
условие |
т '> т р |
(вместо |
|||||||||||||
Pv~>P>d> т. е. когда принимается |
во внимание одни |
цикл |
нагру |
||||||||||||||
жения |
давлением рл в течение времени тр, соотношение |
(5.39), |
|||||||||||||||
очевидно, |
не |
изменяется |
|
|
при |
использовании |
в |
нем |
вместо |
||||||||
Р „ Р п |
;, |
Р„/ |
и Р„ i |
величии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Р „ /= |
1— P ltp> t 0„)P (тр > т ,- ); Р,',,-=1 — P(tp> T 0II)-P(Tp> T (1)/); |
||||||||||||||||
|
|
|
Рм <— Р (тф ■'С "p2)i)i |
РIII = Р (тр </( Т(з)/), |
|
(5.43) |
|||||||||||
где |
|
|
топ — время |
(продолжительность) опрессовки; |
|||||||||||||
Т(пь |
'r(2)i. |
t(3)/ |
— долговечности, |
определяемые |
соответственно |
||||||||||||
|
|
|
|
с учетом дефектов в материале конструкции, |
|||||||||||||
|
|
|
|
с |
учетом дефектов, |
|
вызванных |
опрессовкой, |
|||||||||
|
|
|
|
и с учетом совместного воздействия отмечен |
|||||||||||||
|
|
|
|
ных дефектов |
в |
i-й точке |
случайного поля |
||||||||||
|
|
|
|
и (л-, у, z, т). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При этом в выражении (5.39) величина /V,— число точек случайного поля и(х, у, z, т) = т '—тр по времени и пространству, выбираемых по изложенному выше правилу.
Аналогично тому, как из выражений (5.41) может быть вы брано оптимальное давление опрессовки, на основе соотношений (5.43) находится оптимальное значение продолжительности опрессовки Т о п -
Оценки (5.43) для Рпг- и Р„(• являются несколько ужесточен ными, так как давление опрессовки р0„, как правило, превышает Рл и, следовательно, вместо топ могла быть подставлена боль
шая долговечность т0„ > т оп, найденная с учетом события рр> р 0п-
Пусть теперь на корпус воздействуют несколько (k) циклов нагружения (производственные нагрузки, транспортировка, ра бочее давление), а материал корпуса имеет свойство накапли вать повреждения. Тогда второе из условий (5.42) удовлетво ряет соотношению
199