Файл: Волков Е.Б. Основы теории надежности ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 243
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
о |
|
|
/ |
|
|
|
|
|
в,: |
dl |
|
|
||
|
|
|
|
w (l) |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
l0i |
ii |
ад,-— начальная |
толщина и средняя скорость продви |
||||||
|
|
|
жения изотермы Tv (-) |
в /-й точке; |
|||||
|
6 — минимально |
допустимое |
значение остающейся |
||||||
|
|
|
толщины ТЗП в /-й точке. |
Р(т*]>тр)= Р(ф(.> 0 ) . |
|||||
В этом случае в выражении (5. 40) |
Р;= |
||||||||
Пусть |
т* |
распределяется по закону Вейбулла с параметрами А,- |
|||||||
и а,-, а тр= |
const. Тогда |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
P/ = P (t/> fp ) = e -V p \ |
|||||
При нормальном распределении |
т! |
и тр |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
О/ |
|
(5.51) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где согласно выражениям (1.72) |
и (1.73) |
|
|||||||
0,: |
^0/ — |
' tn » |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(5. 52) |
|
/ |
l-= rf |
|
+ Ш |
Ч +(■Ч г Ч Ч , + ’v |
Для расчета Ртзп может быть использована следующая ме тодика. Пусть с помощью уравнений теории теплопроводности и абляции материалов выбран профиль ТЗП. Требуется оценить показатель надежности ТЗП, если предполагается изготавливать его из мягкого покрытия, а для расчета скорости ад,- продвиже ния изотермы Тр(-) в г-й точке покрытия использовать фор мулу [90]
|
= kt |
[ |
( 1 - |
|
Г0, |
|
(5. 53) |
где |
— некоторый |
|
коэффициент, |
определяемый из |
|||
pai, Vj, |
опытных данных; |
|
|
|
|
||
Т0— давление, скорость и температура торможения |
|||||||
|
потока продуктов сгорания в г-й точке ТЗП. |
||||||
Поскольку выбранное покрытие является мягким, а величи |
|||||||
ны F и Fr в задаче неизвестны, то из выражения |
(5. 49) нахо |
||||||
дим оценку |
величины Р т ? п ~ Р т, считая, что |
О, |
распределены |
||||
нормально со средним 9,- и дисперсией |
з- |
, |
определяемыми из |
||||
выражения |
(5.52), в котором Та, W i и |
зу |
, зу |
— средние значе- |
|||
ния и дисперсии начальной |
|
толщины |
*0/ |
|
* |
продвижения |
|
|
и скорости |
205
изотермы Тр(-) в /-и точке ТЗП; т., и з- — среднее значение п
дисперсия времени раооты двигателя. Вероятность Р,- успешно го функционирования ТЗП в /-Й точке вычисляется с помощью
соотношения (5.51). При этом значения |
/0,- и зу'о/ находятся |
ил |
|||||
условии |
проектируемого |
допуска |
на |
изготовление |
ТЗП |
||
(Oi^loiz^bj). Приближенно |
l{U= (bi —ai);2-, з,(/ =(Ь, — а;)/'2 | |
3. |
|||||
Значения |
гТ,- и aj |
находятся |
с помощью соотношении (5. 53) |
и |
|||
(1-72) — (1.73). |
Величины |
8,-, з2 , т , з; |
в выражении |
(5.52) |
|||
|
|
|
8/ к |
“р |
|
и с ис |
|
определяются с помощью соотношения |
(1-72) — (1.80) |
пользованием соотношении теплопередачи и внутренней балли
стики РДТТ [90, 61]. Пусть |
найдены |
значения величин |
/i; = |
|
= l-,i<3i во всех N точках и определены |
Р ,= Т'(/г,). |
После |
этого |
|
|
Л’ |
|
|
|
рассчитывается произведение |
[] Рминимальное из Р,-, и окон- |
|||
|
;= i |
|
(5.50), |
в ко |
чательно определяется значение РявРт по формуле |
торой для вычисления Кх согласно равенству (2 . 88) необходи
мо найти c— N ( N — 1)/2 |
коэффициентов корреляции д,-;- для |
|
каждой пары величин /,■ и |
Из выражений /,- = /0 ,-—к',тр—б,-; |
|
/.i= /o.i—ш.;Т|>—бj следует, |
что выражение |
Qij== - L - M [(/,■-/,•)(/; ~ / ;.|]
3 i Qj
приводится к виду
|
|
|
|
|
|
Р “-T; |
WjW i a: |
|
|
||
|
|
|
би : |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
где |
— ковариация случайных величин ш,- |
и щ,-; для упроще |
|||||||||
ния задачи принято, |
что пары случайных величин /0 ,■и /о у, |
/<н и |
|||||||||
(ш;т,,); |
/ о и |
(ш/г,,); |
(ш,чд',) |
и |
(трт,,) |
независимы. |
|
||||
На |
основе формул |
(1.73) — (1.80) и из выражений для Wi |
|||||||||
и к1, (последнее |
получается |
из выражения (5.53) при замене |
|||||||||
индекса / на |
/) |
легко |
может |
быть |
получено |
соотношение |
для |
||||
°101; = :3к'/3и'уб®/1г'г |
Максимально упрощая решение, положим, что |
||||||||||
величины kt, |
уОд |
Vi |
и, |
кроме того, |
о-, з- |
в каждой точке од- |
|||||
|
_ |
|
|
|
|
|
|
|
01 |
|
|
ни и те же. Тогда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
— 8/= 8 . = 6; зi . |
3; •' |
|
|
||||||
|
|
|
Z2 2 |
, —, 2 |
‘0i |
l0J |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
V a |
r w~a* |
|
V |
i j e [i, TV], |
|
|||
|
6 i j - |
2 |
, - 2 |
2 |
, |
n 2 |
|
|
|||
|
|
5/0 т у |
^ |
® |
25;„ |
|
|
|
|
206
где согласно формуле ( 1 .73)
9
V,
|
|
|
|
|
|
Pi |
|
(7-0 — 7-р)2 |
||
|
|
|
|
w ^ k { p :(o f ’\ T » - T v)-, |
|
|
||||
/;Л, к, Т0, 7'р и а2р |
z2, 4 о, 4 |
|
— средние |
и дисперсии |
соответст |
|||||
вующих величин, |
определяемые на |
основе |
соотношении |
|||||||
(1.72)— (1.73) |
из |
уравнении внутренней баллистики |
и термо |
|||||||
динамических соотношении. |
Вычисление величин /7Д и ар мож- |
|||||||||
Рис. |
5.3. |
Схема |
сублима |
|
|
|
||||
ции теплозащитного |
покры |
|
|
|
||||||
|
|
|
тия: |
|
|
|
|
|
|
|
/ —стенка корпуса; |
2 — началь |
|
|
|
||||||
ное состояние ТЗП; 3 —толщина |
|
|
|
|||||||
слоя |
ТЗП, |
унесенная |
потоком; |
|
|
|
||||
•/—толщина обуглившегося слоя; |
|
|
|
|||||||
5—поверхность изотермы |
с |
Т = |
|
|
|
|||||
— Т' р |
в рассматриваемый |
момент |
|
|
|
|||||
времени; б—толщина зоны со |
|
|
|
|||||||
спадом |
температуры |
от |
Т |
до |
|
|
|
|||
Т ц |
( Т „ |
— начальная |
темпера |
|
|
|
||||
тура ТЗП); |
7—остающаяся тол |
|
|
|
||||||
|
щина ТЗП — 1 ( х , |
у , |
т) |
|
|
|
|
но в первом приближении осуществить с использованием соот ношения Бори [61], а более точно—методом Монте-Карло с при влечением развернутых соотношений термогазодинамики РДТТ. Аналогично находятся и остальные величины, входящие в выра жения для w и а,с. Пусть величина
Q= ( l + 0i)-1, гДе 01 = (3?о+ °«)/(т531 + ®2зУ -
Тогда искомое значение показателя надежности равно
Лг / N \
Ртзп~П Р<- + |
Ря- П р/ |
— arcsin------ |
|
я |
1 + 0| |
||
1=1 |
( = 1 |
|
|
На этапе отработки '.величины /; в N точках возможно опре делять непосредственно после окончания работы двигателя пу тем измерения оставшихся толщин ТЗП (рис. 5.3). Значения U при этом могут оказаться ужесточенными (заниженными) вследствие возможного эффекта дополнительного теплового воздействия на ТЗП из-за догорания остатков топлива, горения материала ТЗП, теплообмена с нагретыми частями соплового блока и т. д. Это приведет к получению гарантированных оценок вероятности Рт, выражаемых в виде (5.49) и (5.50), где (при нормальном законе распределения)
207
PiZxF{hj); Л,- |
lj — 5,- . |
|
1 |
; / , = — V / „ ; |
|||
|
|
|
П / и.ящ |
|
|
|
V~ 1 |
I |
vO |
|
(5. 54) |
|
|
||
|
v=l |
|
|
e,-, = -------- |
(A'v li 1(//v |
ДФ |
|
(«— 1)°/°/ |
|
|
|
// — число испытании двигателя. |
|
|
|
Ввиду ужесточенпостп оценок для |
Рг |
в выражении (5. 54) |
|
величина Д положена |
равной пулю. |
Учитывая, что |
|
Pr = P(/(.v,i/,T)>0} = |
Pi/,11In> 0 ', |
где 1т\п— минимум случайного поля в соотношении (5.47), ве роятность Рг можно оценить также с помощью длительных ис пытании. проводимых па время, большее, чем штатное время работы двигателя (см. 3. 1). Возможно также установление за кона распределения /щт методами математической статистики по данным испытании. Пусть функция распределения /т!п яв ляется нормальной. Тогда
P r ^ P J i): h = t; 7 = V |
3 - 1 / |
_ v {l ' i - I f , |
где 1\ — минимальное значение / в /-ом испытании. На основе соотношении п. 2 . 2 может быть найден и доверительный интер вал для Р-,зп-
Остановимся теперь па случае, когда скорость гц является немонотонной функцией времени. Такой случай наиболее харак терен для ТЗП тех участков двигателя, где интенсивно уносит ся обуглившееся покрытие (например, внутреннее ТЗП сопел РДТТ). При больших тепловых потоках, вызывающих сильный неравномерный по толщине нагрев материала покрытия, возни кают термические напряжения, приводящие к растрескиванию поверхностных слоев материала [90]. Одновременно происходит разложение связки ТЗП с выделением газообразных продуктов, под воздействием давления которых поверхностный слой вздува ется и подвергается дальнейшему разрушению скоростным напором потока газов и силами трения. В результате возника ют локальные вздутия и вырывы на поверхности покрытия. С точки зрения построения математической модели процесса продвижения изотермы Тр(-) в глубь покрытия для данного случая характерно, что па механизм монотонного продвижения
208
изотермы 7р(-) накладывается воздействие явления «вырыва» материала и, как следствие, осуществляется скачкообразно уменьшение остающейся толщины покрытия в отдельных участ ках случайного поля 1(х, у, т). В связи с изложенным вместо вы ражения для Рт в виде Рг ={/(д:, у, т = т р)>0}, использован ного выше, приходится рассматривать весь процесс продвижения изотермы Тр(-) и находить Рт из более общего соотношения
РГ = Р {/(л-, у, т')>0, х [0, t p]}. |
(5.55) |
Для решения задачи по определению вероятности (5. 55) примем следующие допущения:
—скорость продвижения w изотермы 7"р(-) является моно тонной функцией с одной и той же дисперсией до и после воз никновения вырыва (средние значения w и гд' скорости до воз никновения вырыва и после него могут быть различными);
—возникновение вырыва в различных точках покрытия яв ляется равновозможным;
—среднее значение А глубины вырыва А и дисперсия А, рав
ная |
одинаковы в любой точке покрытия. |
Можно показать, что эти допущения имеют разумное обо снование, а приведенные выше соотношения в рассматриваемом случае сохраняются при подстановке в них величин Р,-, имею щих вид
Р ;= |
[ / |
(тР) |
j |
|
P (A '> 0 )+ j7(T „)P[/: = |
|||
|
|
6 |
|
|
|
6 |
|
|
|
|
= |
ki - w,-t»— |
(Тр- |
t B)- А > 0] dxa) dt p, |
|||
где /(тп) |
и /(тр) — функция плотности вероятности |
времени до |
||||||
|
|
|
|
возникновения вырыва и |
времени работы |
|||
|
|
|
|
двигателя; |
толщина ТЗП |
в |
его г-й точке |
|
/,-~/о—-Ш/Тр — оставшаяся |
||||||||
Пусть |
тв |
|
без учета вырыва. |
|
|
|||
распределено |
по закону Вейбулла с параметрами |
|||||||
А и a, a |
/,-, V. |
имеют нормальное распределение. Тогда |
||||||
|
P,-= Pi:(Tp)= |
( 1 —е |
JP(“ L] - r ctX ^ т«-1е" Х‘» X |
|||||
|
|
|
|
|
|
О* |
|
|
х |
^ |
|
|
hi — |
—W; (Тр — т„) |
|
dт„ |
|
|
У |
|
|
|
|
|||
|
|
|
! / . + ° й ; . т й + |
° Т . ( Т Р — т в ) 2 + ° й |
|
|
||
|
|
|
и» |
I |
I |
|
|
если тр неслучайно. В общем случае
р ,-= j' /(Тр)р;(трп/тр.
6
209