Файл: Волков Е.Б. Основы теории надежности ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 243

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

о

 

 

/

 

 

 

 

 

в,:

dl

 

 

 

 

 

 

w (l)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

l0i

ii

ад,-— начальная

толщина и средняя скорость продви­

 

 

 

жения изотермы Tv (-)

в /-й точке;

 

6 — минимально

допустимое

значение остающейся

 

 

 

толщины ТЗП в /-й точке.

Р(т*]>тр)= Р(ф(.> 0 ) .

В этом случае в выражении (5. 40)

Р;=

Пусть

т*

распределяется по закону Вейбулла с параметрами А,-

и а,-, а тр=

const. Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

P/ = P (t/> fp ) = e -V p \

При нормальном распределении

т!

и тр

 

 

 

 

 

 

 

О/

 

(5.51)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где согласно выражениям (1.72)

и (1.73)

 

0,:

^0/ —

' tn »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(5. 52)

 

/

l-= rf

 

+ Ш

Ч +(■Ч г Ч Ч , + ’v

Для расчета Ртзп может быть использована следующая ме­ тодика. Пусть с помощью уравнений теории теплопроводности и абляции материалов выбран профиль ТЗП. Требуется оценить показатель надежности ТЗП, если предполагается изготавливать его из мягкого покрытия, а для расчета скорости ад,- продвиже­ ния изотермы Тр(-) в г-й точке покрытия использовать фор­ мулу [90]

 

= kt

[

( 1 -

 

Г0,

 

(5. 53)

где

— некоторый

 

коэффициент,

определяемый из

pai, Vj,

опытных данных;

 

 

 

 

Т0— давление, скорость и температура торможения

 

потока продуктов сгорания в г-й точке ТЗП.

Поскольку выбранное покрытие является мягким, а величи­

ны F и Fr в задаче неизвестны, то из выражения

(5. 49) нахо­

дим оценку

величины Р т ? п ~ Р т, считая, что

О,

распределены

нормально со средним 9,- и дисперсией

з-

,

определяемыми из

выражения

(5.52), в котором Та, W i и

зу

, зу

средние значе-

ния и дисперсии начальной

 

толщины

*0/

 

*

продвижения

 

и скорости

205


изотермы Тр(-) в /-и точке ТЗП; т., и з- — среднее значение п

дисперсия времени раооты двигателя. Вероятность Р,- успешно­ го функционирования ТЗП в /-Й точке вычисляется с помощью

соотношения (5.51). При этом значения

/0,- и зу'о/ находятся

ил

условии

проектируемого

допуска

на

изготовление

ТЗП

(Oi^loiz^bj). Приближенно

l{U= (bi —ai);2-, з,(/ =(Ь, а;)/'2 |

3.

Значения

гТ,- и aj

находятся

с помощью соотношении (5. 53)

и

(1-72) — (1.73).

Величины

8,-, з2 , т , з;

в выражении

(5.52)

 

 

 

8/ к

“р

 

и с ис­

определяются с помощью соотношения

(1-72) — (1.80)

пользованием соотношении теплопередачи и внутренней балли­

стики РДТТ [90, 61]. Пусть

найдены

значения величин

/i; =

= l-,i<3i во всех N точках и определены

Р ,= Т'(/г,).

После

этого

 

Л’

 

 

 

рассчитывается произведение

[] Рминимальное из Р,-, и окон-

 

;= i

 

(5.50),

в ко­

чательно определяется значение РявРт по формуле

торой для вычисления Кх согласно равенству (2 . 88) необходи­

мо найти c— N ( N — 1)/2

коэффициентов корреляции д,-;- для

каждой пары величин /,■ и

Из выражений /,- = /0 ,-—к',тр—б,-;

/.i= /o.i—ш.;Т|>—бj следует,

что выражение

Qij== - L - M [(/,■-/,•)(/; ~ / ;.|]

3 i Qj

приводится к виду

 

 

 

 

 

 

Р “-T;

WjW i a:

 

 

 

 

 

би :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

— ковариация случайных величин ш,-

и щ,-; для упроще­

ния задачи принято,

что пары случайных величин /0 ,■и /о у,

/<н и

(ш;т,,);

/ о и

(ш/г,,);

(ш,чд',)

и

(трт,,)

независимы.

 

На

основе формул

(1.73) — (1.80) и из выражений для Wi

и к1, (последнее

получается

из выражения (5.53) при замене

индекса / на

/)

легко

может

быть

получено

соотношение

для

°101; = :3к'/3и'уб®/1г'г

Максимально упрощая решение, положим, что

величины kt,

уОд

Vi

и,

кроме того,

о-, з-

в каждой точке од-

 

_

 

 

 

 

 

 

 

01

 

 

ни и те же. Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8/= 8 . = 6; зi .

3; •'

 

 

 

 

 

Z2 2

, —, 2

‘0i

l0J

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V a

r w~a*

 

V

i j e [i, TV],

 

 

6 i j -

2

, - 2

2

,

n 2

 

 

 

 

5/0 т у

^

®

25;„

 

 

 

 

206


где согласно формуле ( 1 .73)

9

V,

 

 

 

 

 

 

Pi

 

(7-0 — 7-р)2

 

 

 

 

w ^ k { p :(o f ’\ T » - T v)-,

 

 

/;Л, к, Т0, 7'р и а2р

z2, 4 о, 4

 

— средние

и дисперсии

соответст­

вующих величин,

определяемые на

основе

соотношении

(1.72)— (1.73)

из

уравнении внутренней баллистики

и термо­

динамических соотношении.

Вычисление величин /7Д и ар мож-

Рис.

5.3.

Схема

сублима­

 

 

 

ции теплозащитного

покры­

 

 

 

 

 

 

тия:

 

 

 

 

 

 

/ —стенка корпуса;

2 — началь­

 

 

 

ное состояние ТЗП; 3 —толщина

 

 

 

слоя

ТЗП,

унесенная

потоком;

 

 

 

•/—толщина обуглившегося слоя;

 

 

 

5—поверхность изотермы

с

Т =

 

 

 

— Т' р

в рассматриваемый

момент

 

 

 

времени; б—толщина зоны со

 

 

 

спадом

температуры

от

Т

до

 

 

 

Т ц

( Т „

— начальная

темпера­

 

 

 

тура ТЗП);

7—остающаяся тол­

 

 

 

 

щина ТЗП — 1 ( х ,

у ,

т)

 

 

 

 

но в первом приближении осуществить с использованием соот­ ношения Бори [61], а более точно—методом Монте-Карло с при­ влечением развернутых соотношений термогазодинамики РДТТ. Аналогично находятся и остальные величины, входящие в выра­ жения для w и а,с. Пусть величина

Q= ( l + 0i)-1, гДе 01 = (3?о+ °«)/(т531 + ®2зУ -

Тогда искомое значение показателя надежности равно

Лг / N \

Ртзп~П Р<- +

Ря- П р/

— arcsin------

я

1 + 0|

1=1

( = 1

 

 

На этапе отработки '.величины /; в N точках возможно опре­ делять непосредственно после окончания работы двигателя пу­ тем измерения оставшихся толщин ТЗП (рис. 5.3). Значения U при этом могут оказаться ужесточенными (заниженными) вследствие возможного эффекта дополнительного теплового воздействия на ТЗП из-за догорания остатков топлива, горения материала ТЗП, теплообмена с нагретыми частями соплового блока и т. д. Это приведет к получению гарантированных оценок вероятности Рт, выражаемых в виде (5.49) и (5.50), где (при нормальном законе распределения)

207


PiZxF{hj); Л,-

lj — 5,- .

 

1

; / , = — V / „ ;

 

 

 

П / и.ящ

 

 

 

V~ 1

I

vO

 

(5. 54)

 

 

 

v=l

 

 

e,-, = --------

(A'v li 1(//v

ДФ

(«— 1)°/°/

 

 

 

// — число испытании двигателя.

 

 

Ввиду ужесточенпостп оценок для

Рг

в выражении (5. 54)

величина Д положена

равной пулю.

Учитывая, что

Pr = P(/(.v,i/,T)>0} =

Pi/,11In> 0 ',

где 1т\п— минимум случайного поля в соотношении (5.47), ве­ роятность Рг можно оценить также с помощью длительных ис­ пытании. проводимых па время, большее, чем штатное время работы двигателя (см. 3. 1). Возможно также установление за­ кона распределения /щт методами математической статистики по данным испытании. Пусть функция распределения /т!п яв­ ляется нормальной. Тогда

P r ^ P J i): h = t; 7 = V

3 - 1 /

_ v {l ' i - I f ,

где 1\ — минимальное значение / в /-ом испытании. На основе соотношении п. 2 . 2 может быть найден и доверительный интер­ вал для Р-,зп-

Остановимся теперь па случае, когда скорость гц является немонотонной функцией времени. Такой случай наиболее харак­ терен для ТЗП тех участков двигателя, где интенсивно уносит­ ся обуглившееся покрытие (например, внутреннее ТЗП сопел РДТТ). При больших тепловых потоках, вызывающих сильный неравномерный по толщине нагрев материала покрытия, возни­ кают термические напряжения, приводящие к растрескиванию поверхностных слоев материала [90]. Одновременно происходит разложение связки ТЗП с выделением газообразных продуктов, под воздействием давления которых поверхностный слой вздува­ ется и подвергается дальнейшему разрушению скоростным напором потока газов и силами трения. В результате возника­ ют локальные вздутия и вырывы на поверхности покрытия. С точки зрения построения математической модели процесса продвижения изотермы Тр(-) в глубь покрытия для данного случая характерно, что па механизм монотонного продвижения

208


изотермы 7р(-) накладывается воздействие явления «вырыва» материала и, как следствие, осуществляется скачкообразно уменьшение остающейся толщины покрытия в отдельных участ­ ках случайного поля 1(х, у, т). В связи с изложенным вместо вы­ ражения для Рт в виде Рг ={/(д:, у, т = т р)>0}, использован­ ного выше, приходится рассматривать весь процесс продвижения изотермы Тр(-) и находить Рт из более общего соотношения

РГ = Р {/(л-, у, т')>0, х [0, t p]}.

(5.55)

Для решения задачи по определению вероятности (5. 55) примем следующие допущения:

скорость продвижения w изотермы 7"р(-) является моно­ тонной функцией с одной и той же дисперсией до и после воз­ никновения вырыва (средние значения w и гд' скорости до воз­ никновения вырыва и после него могут быть различными);

возникновение вырыва в различных точках покрытия яв­ ляется равновозможным;

среднее значение А глубины вырыва А и дисперсия А, рав­

ная

одинаковы в любой точке покрытия.

Можно показать, что эти допущения имеют разумное обо­ снование, а приведенные выше соотношения в рассматриваемом случае сохраняются при подстановке в них величин Р,-, имею­ щих вид

Р ;=

[ /

(тР)

j

 

P (A '> 0 )+ j7(T „)P[/: =

 

 

6

 

 

 

6

 

 

 

 

=

ki - w,-t»—

(Тр-

t B)- А > 0] dxa) dt p,

где /(тп)

и /(тр) — функция плотности вероятности

времени до

 

 

 

 

возникновения вырыва и

времени работы

 

 

 

 

двигателя;

толщина ТЗП

в

его г-й точке

/,-~/о—-Ш/Тр — оставшаяся

Пусть

тв

 

без учета вырыва.

 

 

распределено

по закону Вейбулла с параметрами

А и a, a

/,-, V.

имеют нормальное распределение. Тогда

 

P,-= Pi:(Tp)=

( 1 —е

JP(“ L] - r ctX ^ т«-1е" Х‘» X

 

 

 

 

 

 

О*

 

 

х

^

 

 

hi

W; (Тр — т„)

 

dт„

 

У

 

 

 

 

 

 

 

! / . + ° й ; . т й +

° Т . ( Т Р — т в ) 2 + ° й

 

 

 

 

 

и»

I

I

 

 

если тр неслучайно. В общем случае

р ,-= j' /(Тр)р;(трп/тр.

6

209