Файл: Волков Е.Б. Основы теории надежности ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 244
Скачиваний: 0
Дальнейшее уточнение метода определения величины Ртзп связано с усовершенствованием методов проектирования ТЗП н более полным учетом совокупности действующих нагрузок, та ких как вибрационные, транспортировочные, а также с учетом возможного изменения характеристик материалов при хранении.
Изложенные методы определения показателя надежности ТЗП в одинаковой мере могут быть использованы как для ТЗП корпуса, так и для покрытий других элементов двигателя: со плового блока, сопел отсечек тяги п т. д.
5. 2. 3. Показатель надежности твердотопливного заряда
Твердотопливный заряд РДТТ представляет собой блок топ лива определенной формы, размещаемый внутри корпуса дви гателя. Изготавливается заряд прессованием плп заливкой в корпус. Поверхность заряда, непредназначенная для горения, бронируется. Заряд либо вкладывается в корпус, будучи отдель но изготовленным, либо скрепляется с корпусом.
Условия успешного функционирования заряда подробно ис следованы в работах [7, 57], где показано, что исходными рас четными случаями нагружения для построения этих условий являются:
—изменение температурных условий в процессе изготовле ния двигателя (при полимеризации, термостатпровапип и т. д.);
—длительное хранение ракет в горизонтальном плп верти кальном положении;
—транспортировка ракет;
—работа двигателя на траектории.
Для каждого этапа созданы методы расчета напряженно-де формированного состояния заряда [7, 57]. Так, например, в ра боте [7] рассмотрен телескопический заряд и показано, что па этапе изготовления максимальная относительная деформация на внутренней поверхности заряда в функции перепада темпе ратур АТ после завершения охлаждения и достижения тепло вого равновесия в первом приближении определяется как
|
|
А 7 А |
П]. |
|
|
|
■ [ 1 + M Y * |
|
|
Здесь |
|
|
|
|
|
|
L |
|
|
,М- |
Ек |
si |
М = — ; 7V —— ; |
|
|
1 - Ч„ |
|||
|
а |
b |
||
L А / = - 1 ' |
Ек (1 + ( * „ ) ( W 2 - 1) |
|
|
|
А = |
Y* |
[1 — (а,;/и,/Л а„____________ |
|
|
J_ ( ^ 2~ I) Е„ U — Кк) ~ |
|
|||
|
|
|||
1 |
Ци |
1 М* ( / V 2 - 1 ) |
Ек (1 р-п) . |
|
210
где Е„ п |
Ек — модули упругости твердого топлива п материала |
||||
Pn- |
|
корпуса; |
|
|
|
п j.iIt — соответствующие коэффициенты Пуассона; |
|||||
а, |
Ь, |
с — внутренний, наружный |
радиусы заряда и радиус |
||
|
|
корпуса; |
температур полимеризации и хранения; |
||
ап |
АТ — перепад |
||||
п а,; — коэффициенты |
линейного расширения топлива и |
||||
|
|
материала корпуса. |
|
||
Напряжения отрыва в данном случае находятся по формуле |
|||||
|
|
__ ______ 1_ |
Е „ \ Т А |
М 2 — 1 |
|
|
|
1_~ |
2 |
I — (J,, |
М2 |
В работе (7] дано уточнение приведенных формул для ei и oi
иполучены соотношения для всех случаев нагружения заряда.
Врезультате могут быть сформулированы два условия успеш ного функционирования заряда в составе двигателя.
1.Условие достаточной прочности собственно заряда
|
M I M - |
1 Ы 1 )> 0 , |
|
|
|
(5.56) |
||
где ||е,-;|| и Heni.il! — матрицы |
размера |
N s X N p , |
/— 1 , |
N p |
j = |
|||
е,-.; |
= 1, N2\ |
|
|
|
|
|
|
|
и Enij — элементы матриц ||е,ц|| и ||епfill; |
|
в |
||||||
Eij |
и еп i.i — расчетная |
обобщенная |
деформация |
|||||
|
/-й точке канала заряда, определяемая для |
|||||||
|
i-ro |
этапа |
нагружения заряда |
и |
предель |
|||
|
но |
допустимая деформация, |
соответствую |
|||||
|
щая /-й точке п /-му этапу эксплуатации; |
|||||||
|
N\ — число этапов нагружения |
заряда |
(измене |
|||||
|
ние температурных условий в процессе |
|||||||
|
изготовления п в различные периоды приме |
|||||||
|
нения, длительное хранение в горизонталь |
|||||||
|
ном или |
вертикальном положении, транс |
||||||
|
портировка, работа |
двигателя |
на |
траекто |
||||
|
рии и т. д.); |
|
|
|
|
|
No — число точек заряда, для которых рассчиты вается функция ер, (-); некоторая функция.
В общем случае (см. 2. 3) целесообразно выбрать N2 дискрет ных точек заряда таким образом, чтобы совокупность этих точек однозначно характеризовала поле деформации блока топлива, что н учитывается в условии (5.56).
2. |
Условие |
достаточно прочного скрепления |
заряда с кор |
|
пусом |
|
|
|
|
|
% [IMl, |
IK*,-||, |1К,-,.)Д||, 11К-ДЦ] > 0 , |
(5.57) |
|
где |
1КД. II3*,-II, I |
IОI/All |
И lilt,А Н - матрицы размера |
N [ X N r |
Xjj, a*.j и (з,;Оа, (т,-Д, |
— элементы матриц — касательные и нор |
||||
|
мальные |
напряжения, действующие в |
|||
|
/-п точке поверхности скрепления заряда |
||||
|
с корпусом (на г-ом этапе), и |
их допу |
|||
фг(-) |
стимые значения; |
|
|
|
|
— некоторая функция. |
|
|
|||
Функции cpi (■) и фо (•) находятся на основе соответствующей |
|||||
физической теории прочности. |
и (5.57) |
должны |
выполняться |
||
Наряду с условиями (5.56) |
|||||
требования па характеристики: скорость |
горения |
и, |
удельную |
||
тягу ] и массу (о3 заряда |
|
|
|
|
|
|
а > и0\ 1 > |
/ 0; |
|
|
(5. 58) |
где н0, /о и wо— требуемые значения ч. I |
и юз, оговариваемые: |
вусловиях на изготовление.
Всоотношениях (5. 58) учитываются характеристики, «обес печиваемые» преимущественно зарядом (величина / зависит так же и от характеристик других элементов двигателя) и влияю
щие на баллистические характеристики ракеты (дальность стрельбы, кучность).
Будем считать, что нарушение условий (5. 56) и (5.57) со провождается резким увеличением поверхности горения с по следующим забросом давления и разрушением двигателя. Тог да показатель надежности заряда согласно выражению (2. 44) выражается в виде
Р з = Р Ы |
•) > 0; р («Рз (• )> 0 ) PuP;Pm+ ? „ ( ! - Л„Н Ф 41 - |
Л») -г |
||
|
+ д, (1 - |
л ;) - <?„?/(1 - л,|7) - |
1 1— л /ш) — |
|
|
— |
—гиЧ-ф„<7/<7<о(1 ~ |
|
(5.59) |
где Р„ = |
1 —qu = P ( u > u 0Y, Р / = 1 —<7/=^Р ( / > / 0); |
Рш= I — |
||
—^m= P(u)3 <oi0); |
|
|
|
Л/со, Ло.,,, Л„, Л/, лш, Л„/, Л„/ео — коэффициенты, определяемые со гласно и. 2 . 2 с привлечением уравнений движения центра мас сы ракеты [31].
В действительности нарушение условия (5. 57) не всегда вы зывает резкое увеличение поверхности горения и может привести к созданию направленного теплового и эрозионного воздействия на ТЗП и, как следствие, к локальному прогару покрытия в районе отслоения топлива. Этот вид выхода двигателя из строя также может быть рассмотрен в рамках приведенных соотно шений.
Определение величин Р„, Ри Р ш в выражении (5.59) не вы зывает каких-либо трудностей, если известны функции плотно сти вероятности случайных величин и, /, со3. Пусть эти величи-
мы распределены нормально со средними значениями |
и, |
I, со? |
|||
и дисперсиями сР, aj, |
. Тогда |
|
|
|
|
Р„ = |
Д ( ц- ? ° - ] ; |
p ^ / ^ ' z i ' o j ; P„3 = F |
) |
, |
|
гдеТ'(-) |
— функция Лапласа. |
функции |
cpi (-) и |
||
Из двух входящих |
в выражение (5.59) |
||||
ф2(-) остановимся на |
одной: cpi(•)• В работе [7] показана |
воз |
|||
можность использования линейной модели |
накопления |
дефор |
маций в заряде и использования условия
N,
'V , — < к
/= 1 ei\ij
если рассматривать одну /-ю точку в заряде. Следовательно, можно считать, что
(5. 60)
1‘?‘( ' » 0|= { п , ( ' - | ] ^ ) > 0}'
где /V] и jV2 — число этапов и число точек, выбранных в блоке топлива. Тогда согласно выражению (2. 83)
|
Р Ы 0 > 0 ) = П Р ; - [ Р т - П Р ; |
(5. 61) |
|||||
|
|
|
у= 1 |
V |
‘'” 1 |
|
|
{ N' |
|
) |
|
|
выполнения |
условия- |
|
где Ру = Р |
V |
- ^ < 1 1 — вероятность |
|||||
W=1 |
ЕП1j |
> |
|
|
|
|
|
Pm = |
rnin Р,; |
(5. 60) |
в /-й точке; |
|
|||
f( N — коэффициент, |
определяемый из вы- |
||||||
|
|
|
раження |
(2.80) или приближенно |
|||
|
|
|
из выражения |
(2 . 88). |
|
Для определения Pj воспользуемся оценкой снизу (2.76), со гласно которой
Р г
ст/
, е"0-
где г/;.5 ги/у. —средние значения
213